Педагогическая мастерская это форма организации занятий на уроках технологии в рамках реализации требований ФГОС ООО. Мастерская – это технология, которая предполагает организацию процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец.
доклад.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Подгоренская
средняя школа №1» Подгоренского муниципального района Воронежской
области
Доклад
на тему:
«Технология
педагогических мастерских
на уроках технологии»
Выполнила:
Подстрешная Ольга Васильевна
учитель технологии
муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Подгоренская средняя школа №1»
Подгоренского муниципального района
Воронежской области пгт.Подгоренский 2017 год
«Смысл жизни в творчестве.
А если только повторять и репродуцировать,
то человечество вымрет, как вымерли мамонты»
Д. И. Менделеев.
Педагогическая мастерская, как инновационная технология, является альтернативой
традиционным педагогическим технологиям, поскольку предполагает совершенно иной
подход к структуре урока, формам подачи учебного материала и оценки деятельности
учащихся в рамках реализации требований ФГОС ООО.
Цель – рассмотреть технологию «Педагогическая мастерская» как форму организации
занятий в предметной области «Технология».
Что такое педагогическая мастерская? Эта технология разработана и уже несколько
десятилетий успешно применяется во Франции (в переводе с франц. «atelier» ателье). В
нашей стране данная технология стала известной в начале 1990х годов благодаря
публикациям российских педагогов, книг и статей А.А. Окунева, Н.И. Беловой и других
педагогов, владеющих технологией педагогических мастерских.
Данная технология требует, прежде всего, гуманистической философии учителя, в
основе которой – личностноориентированный подход к ребенку, развитие его
индивидуальности. В педагогической мастерской меняются традиционные роли учителя и
учащихся – здесь они равноправные соучастники творческого процесса. Учитель является
ведущим, мастером, который организовывает, разворачивает творческий процесс,
принимает участие в нем, а не передает свои знания незнающему и неумеющему ученику.
Педагогическая мастерская – это нестандартная форма организации занятий,
инновационная форма обучения, которая помогает создать на занятиях психологический
комфорт, развивает творческие способности, интерес, учебнопознавательную мотивацию,
исследовательскую деятельность, позволяет прочувствовать процесс совместного
творчества, поиска знания, путем самостоятельного или коллективного открытия. Главное
в технологии – не сообщать информацию, а передавать способы работы. Получение знаний
в мастерской осуществляется в форме поиска, исследования, открытия.
Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса
обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через
создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. В
этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с
опорой на свой личный опыт, учитель – мастер лишь предоставляет ему необходимый
материал в виде заданий для размышления.
Педагогическая мастерская — одна из интенсивных технологий обучения, включающая
каждого из ее участников в "самостроительство" своих знаний через критическое
отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные
решения творческих задач.
Впервые я познакомилась с технологией «Педагогическая мастерская» в 2014 году,
присутствовав на мастерклассах, проводимых учителямипредметниками. Я считаю, что
использование на уроках технологии педагогических мастерских дает возможность
эффективно проводить различные типы уроков, учебных курсов и внеурочной
деятельности. Цель технологии:
создавать условия для самореализации обучающегося;
научить мыслить творчески, раскованно;
самостоятельно выстраивать свои знания;
реализовать возможности самооценки и самокоррекции;
помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя
учащимся право на ошибку и право на сотрудничество.
Мастерская – это технология, требующая от преподавателя перехода на позиции
партнерства с учащимися, ненасилия, приоритета процесса над результатом. Это
технология направлена на «погружение» участников мастерской в процесс поиска,
познания и самопознания. В мастерской учитель – это мастер. Он не передает знания и
умения незнающему и неумеющему, а лишь создает алгоритм действий, который
разворачивает творческий процесс. А принимают в нем участие все, в том числе и сам
учительмастер. В работе мастерской важен сам процесс, который приобщает к радости
творчества, к самостоятельной исследовательской деятельности. Это дает ощущение
собственной значимости и уважения к неповторимости другого. Именно поэтому,
наверное, и дети, и взрослые воспринимают процесс в мастерской как кусочек живой
жизни. Создатели авторских мастерских говорят: «Мастерская не урок, в мастерской
происходит проживание».
Построение мастерской технологично и создается по определенному алгоритму.
Алгоритм построения педагогической мастерской:
1 этап. Индуктор (индукция – «наведение») – создание эмоционального настроя,
мотивирующего творческую деятельность каждого, включение чувств, подсознания,
формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктором могут быть
слово учителя, стихотворение, предмет, звук, мелодия, рисунок, презентация произведений
искусства, кадр фильма.
Индуктор является очень важным этапом урока, так как мотивирует дальнейшую
деятельность. Его главная задача вовлечь учеников в процесс, а для этого нужно удивить,
поразить, заинтересовать. Психологи говорят, что «удивить – значит победить».
2 этап. Деконструкция – работа с материалом (текстом, красками, звуками, веществом,
тканью, бумагой) и превращение его в хаос. Проще говоря, разбираем на детали, а потом на
следующем этапе пользуемся им как материалом для создания собственного изделия.
3 этап. Реконструкция – создание своего мира, текста, рисунка, изделия, проекта,
решения. На данном этапе разрабатывается план творческой работы.
4 этап. Социализация – соотнесение своей деятельности с деятельностью других: работа в
парах, в малых группах, представление всем. Задача этого этапа – не столько оценить
работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию. На этом этапе
каждый сравнивает свою работу с другими, осваивая все возможные открытия.
5 этап. Афиширование – показ изделий, вывешивание произведений (текстов, рисунков,
схем, решений) и ознакомление с ними всех участников мастерской. На этом этапе
учащиеся демонстрируют результат своего труда или результат группы по желанию,
принуждения быть не должно. Ещё одно условие мастерской – все творческие работы дети
забирают домой, и готовят для оценивания. После урока работы не сдают.
6 этап. Разрыв – кульминация творческого процесса: озарение, новое видение решения,
предмета, явления, внутреннее осознание неполноты или несоответствия своего старого
знания новому, побуждающее к поиску ответов на возникшие вопросы. Это ядро
мастерской. Разрывов может быть несколько, но главный планируется мастером. Участник мастерской вначале находится в состоянии тупика, затем к поиску выхода из него, а потом
к озарению. Но если их не было, значит мастерская не состоялась.
7 этап. Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. Анализ
своей творческой работы, чувства, движения мысли, знания, мироощущения.
Принципы построения педагогической мастерской:
1. Равенство всех, включая мастера.
2. Не насильственное привлечение к процессу деятельности.
3. Отсутствие оценки, соревнования, соперничества.
4. Чередование индивидуальной и коллективной работы создают атмосферу
сотрудничества и взаимопонимания.
5. Важен не только результат, сколько сам процесс.
6. Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки – путь к истине.
7. Представление свободы в рамках принятых правил реализуется, вопервых, в праве
выбора деятельности на разных этапах мастерской (обеспечивается
руководителем); вовторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления
продукта»; втретьих, в праве действовать по своему усмотрению, без
дополнительных разъяснений руководителя.
8. Организация пространства, в котором происходит мастерская, зависит от задачи
каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для
индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого
«продукта» каждого или целой группы.
Мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в
работу «на равных» с учащимися.
Основная задача Мастера помочь участникам мастерской обрести ощущение
внутренней свободы, гармоничного состояния души. Мастерская помогает ученику в
какойто мере понять состояние духовного подъема в момент творческого озарения.
Приобретенный опыт на уроках технологии часто становится незабываемым событием
жизни, ведь созданные работы вдохновляют учеников на дальнейшие поиски и успехи.
Результаты мастерской не программируются мастером детально. Это может быть или
развитие мотивации к дальнейшему познанию, или создание завершенных проектов на
основе полученных знаний. Можно сказать, что результатом работы в мастерской
становится не только реальное знание или умение, но и сам процесс создания творческого
продукта. При этом важнейшим качеством оказывается сотрудничество и сотворчество.
В задачу учителя входит создание в классе атмосферы открытости, свободы. Ребенок,
конечно, может ( и должен) делать ошибки, но ошибки не должны быть осмеяны, ошибка –
возможность подняться на новую ступеньку познания.
Вместо подсказки мастер изобретает еще одну ситуацию, чтобы дети развили то верное,
что нашли, и отказались от ошибочных идей. В мастерской должно быть пространство для
мыслей.
Технология педагогической мастерской «снимает» традиционность урока, оживляет
мысль, раскрепощает учащихся, развивает творчество, потребность в практическом
использовании знаний, вызывает интерес к предмету «Технология». А главное –
способствует формированию полноценной и разносторонне развитой личности.
Таким образом, образовательная технология «Педагогическая мастерская» отвечает
требованиям ФГОС ООО и, осуществляя деятельностный подход, обеспечивает
«формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную
учебнопознавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса
с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся». Урокпедагогическая мастерская – это открытая система поиска и выбора пути
познания, свободного общения и взаимодействия. Конечно, эмоциональные затраты
учителя очень велики, но интерес учащихся к урокам не заставляет себя ждать.
Литература:
1. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б.
Даутова, Е. В. Иваньшина, Т. Б. Казачкова, О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. –
СПб.: КАРО, 2014г.
2. Учение. Общение. Творчество: Девять мастерских. / Т. Я. Еремина. – СПб.:
«Корифей», 2000г.
3. Технология мастерских как средство обновления образовательного процесса
школы. / О. Н. Крылова, М. Н. Тимофеева, О. Ю. Сорокина. Обучение с целью
уменьшения насилия. – СПб., 2002г.
4. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления. – СПб,.2002г.
5. http:// festival.1september.ru
"Технология педмастерских на уроках технологии"
"Технология педмастерских на уроках технологии"
"Технология педмастерских на уроках технологии"
"Технология педмастерских на уроках технологии"
"Технология педмастерских на уроках технологии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.