Технология социального проектирования и понятия социальной пробы. Возможность его применения в воспитательной системе класса.
Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
классное руководство
8 кл
26.11.2017
в данном докладе дается определение социальной пробы, цели социальной пробы. выявляются виды и порядок проведения социальной пробы. данная технология может применяться в воспитательной работе в среднем и старшем звене. Развивающие технологии в воспитательной работе позволяют активизировать познавательные процессы и потребности учащихся. Определяется понятие самовоспитания.
доклад.doc
Технология социального проектирования
и понятия социальной пробы.
Возможность его применения в воспитательной системе класса.
Идея развивающего обучения сейчас актуальна в связи с тем, что
возникает потребность в самореализации, самоопределении, саморазвитии и
самопрезентации личности.
Идеи развивающего обучения применимы не только к учебному
процессу, но и к воспитательному процессу тоже.
Развивающие технологии в воспитательной работе позволяют делать
ставку на активизацию познавательных интересов и потребностей учащегося,
активизировать его личностные потенциалы.
Важно определить такое понятие, как самовоспитание.
Самовоспитание – это субъектная психическая деятельность
ребенка; она происходит на внутриличностном уровне и представляет собой
восприятие, определенную переработку и присвоение личностью внешних
воздействий. Это и есть процессы саморазвития, самовоспитания,
самоуправления, самообучения, самоопределения и т.д. Они представляют:
вопервых, удовлетворение потребностей личности, вовторых, они
происходят на базе приобретенных в процессе жизнедеятельности личности
определенных опыта и качеств и втретьих, они могут происходить на
неосознанном и сознательном уровнях. Личность начинает сознательно,
свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности,
управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои
способности к ее осуществлению, изменяя, воспитывая (совершенствуя) себя.
Этот факт является важнейшим для педагогики. Его суть в том, что
развитие человека идет не только по заложенной в нем наследственной
программе и зависит не только от социогенных воздействий, но и руководится
накапливаемым жизненным опытом и складывающимися качествами
(психогенными факторами).
Возникает проблема: как
(и возможно ли) повлиять на эти
внутренние процессы саморазвития и самосовершенствования, задавая им
определенное педагогически целесообразное направление?
Одним из этих направлений является работа по социализации
личности.
Социализация означает процесс и результат включения человека в
целостную систему социальных отношений: с одной стороны это – социальная
адаптация личности к социальным условиям, с другой стороны – ее
социальная автономизация. И сегодня мы рассмотрим одну из технологий социализации личности
технологию социального проектирования.
Социальное проектирование в современных условиях – важнейшая
для формирования гражданского общества деятельность учащихся. Это
самостоятельная и направленная на практическое решение общественно
значимой проблемы деятельность,
способствующая взаимодействию
школьного сообщества с властными структурами и общественностью.
Социальные проекты дают возможность связать и соотнести общие
представления, полученные в ходе уроков, с реальной жизнью, в которую
вовлечены сами учащиеся, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью,
с социальными и политическим событиями, происходящими в масштабах
микрорайона, города, края, наконец, страны в целом.
Социальное проектирование дает возможность получить первый опыт
создания, влияния и контроля над общественной политикой, сформировать
локальную юношескую микромодель гражданского общества.
Оно
ориентировано на экспериментальное, деятельностное изучение различных
аспектов функционирования социума и представляет возможность учащемуся
на практике проверить свою принадлежность к местной общине, найти свое
место в жизни, опробировать первый опыт гражданского участия.
Одним из видов социального проектирования является социальная
проба. Под социальной пробой понимается такой вид социального
взаимодействия, социальной активности, в ходе которых подросток получает
и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях – знакомится с
«внешней средой», получает и осознает опыт своего социального
взаимодействия. Социальная проба – это довольно непродолжительное
законченное действо, продуктом которого являются социальнозначимая
информация и знания.
Целями социальной пробы являются:
осознание учащимся информации о своем социальном
окружении, способах взаимодействия с социумом, уровне своей
социальной эффективности;
получение качественно нового опыта социального
взаимодействия и овладение им (опытом);
присвоение информации о своем взаимодействии с социумом
как с составной частью мировоззрения.
Социальные пробы могут иметь различные виды:
экскурсия;
интервью;
анкетирование; прессконференция;
наблюдение;
социологическое исследование;
встреча с компетентным специалистом.
Порядок проведения социальной пробы:
1. Выбор темы пробы;
2. Определение целей работы;
3. Разработка плана сбора информации;
4. Формирование микрогрупп для осуществления отдельных шагов
социальной пробы;
5. Этап практических действий – реальное осуществление
целью которых является
практических действий,
получение информации;
6. Анализ полученной информации.
7.
Групповое обсуждение.
В таких ситуациях – пробах подростку предоставляется свобода
выбора способа социального поведения и рекомендуются правильные с
позиций общечеловеческой культуры решения. До того как реальная жизнь
поставит школьника в определенные ситуации, у него уже будет позиция,
осмысленная в социальном и личностном значении.
Таким образом, он станет более подготовленным к встрече с
жизненными ситуациями, к принятию адекватных самостоятельных решений.
Социальные ситуации и пробы также стимулируют у учащихся
доминантную установку на самосовершенствование, вселяют веру в
собственное «Я», формируют убеждение, что причины неудач и успеха
человека кроются прежде всего, в нем самом, а не в тех обстоятельствах,
которые окружают человека.
Технология социального проектирования и понятия социальной пробы. Возможность его применения в воспитательной системе класса.
Технология социального проектирования и понятия социальной пробы. Возможность его применения в воспитательной системе класса.
Технология социального проектирования и понятия социальной пробы. Возможность его применения в воспитательной системе класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.