Тема: Ботаника – наука о растениях. Характеристика царства Растения Цель: формирование представления о науке ботанике.
Задачи:
Образовательные:
Воспитательные:
· Продолжить формирование научного мировоззрения.
· Способствовать формированию добросовестного отношения к труду, дисциплинированности, аккуратности, культуре общения.
Развивающие:
Тип урока; урок изучения нового материала.
Форма обучения: индивидуальная, фронтальная
Методы урока: словесные, наглядные, самостоятельные.
Оборудование: тесты, презентация.
План урока.
Организационный момент
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Организация класса. Приветствие учащихся.
3. Изучение нового материала.
Проблемный вопрос: возможна ли жизнь на планете без растений. .
Учитель: – расшифровать слово «природоведение».
Ответ учеников: получатся слова «Ведать» и «Природа».
Учитель: «Ведать» значит знать, владеть информацией. А что обозначает слово «природа»? Назовите объекты природы.
Ответ учеников; Природа – окружающая нас действительность. Объекты природы – дерево, река, ветер, магнит, молния, рыбы, собака и тд.
Береза, рыба, клюква. |
|
|
Ворона, подберезовик, ласточка |
|
|
Груздь, опенок, бацилла. |
|
|
Заяц, дуб, гусеница. |
|
|
А вспомните царства живой природы
определите теперь, из какого царства
После работы зачитываются ответы учеников.
Группа живых объектов |
|
|
Береза, рыба, клюква. |
рыба |
Животные |
Ворона, подберезовик, ласточка |
подберезовик |
Грибы |
Груздь, опенок, бацилла. |
бацилла |
Бактерии |
Заяц, дуб, гусеница. |
дуб |
Растения |
Учитель: Как вы думаете, представители какого царства являются основой жизни на земле. Без них не смогли бы существовать остальные представители живых организмов?
Ответы учеников: Животные или растения.
В совместной дискуссии учитель подводит ученики т к выводу, что растения – основа жизни.
Учитель: Совместно с вами мы пришли к выводу, который запишем в тетрадь. «Растения – основа жизни всего органического мира». Поэтому и изучать биологию мы начнем с науки, изучающей растения., догадайтесь, как называется эта наука.
Ответ учеников; Ботаника
Учитель: занесем в тетрадь «Ботаника – наука, изучающая царство растения».
аппарат учебника.
Учитель: «БОТАНЭ» переводится как зелень, трава.
Учитель: Человек давно начал использовать растения в своей жизни, с тех незапамятных времен многие растения стали иметь большое практическое значение для человека. Предлагаю вам поиграть в игру «Значение растений в жизни человека» вам дается 3 минуты на работу, а затем мы начнем составлять совместный список. Правило одно, защитывается значение, а не название растений, например: 1 – используется в пищу (капуста, картофель, морковь и т д) – и хотя перечислено 3 растения, это защитывается как один балл – «используется в пищу».
Игра «Значение растений в жизни человека»
По истечении 2 минут первый ученик начинает зачитывать свой список, остальные добавляют только то, что еще не прозвучало, и все пополняют свой список.
Учитель: когда вы составляли список, то первое, что пришло вам на ум, было пищевое значение растений. Но уже давно, люди поняли, что мир растений это не только пища, он интересен и многообразен. Растения стали изучать, привозить диковинные растения из других стран, классифицировать их.
Роль растений в природе и жизни человека огромна. Как вы думаете, какова роль растений в природе? Большинство растений имеют зеленый цвет, а значит, способны к фотосинтезу, то есть способны превращать энергию солнца в энергию органических веществ, то есть они являются источником пищи для всех остальных организмов на Земле. Кроме того, в процессе фотосинтеза растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, необходимый для дыхания других живых организмов. Точно определить объем работы, выполняемый растениями, практически невозможно. По весьма приблизительным подсчетам растения в процессе фотосинтеза образуют ежегодно около 400 млрд тонн органических веществ, поглощая при этом около 175 млрд. тонн углерода. Параллельно они выделяют в атмосферу кислород, так необходимый нам для дыхания.
Представьте себе, что одно взрослое дерево выделяет за сутки столько кислорода, сколько нужно для дыхания трех человек. А один гектар зеленых насаждений поглощает в течение часа восемь килограммов углекислого газа. Примерно столько, сколько выделяют двести человек за то же время!
Жизненные формы растений
(Внешний облик растения)
Деревья кустарники кустарнички травы (таблица)
Сделайте вывод для чего необходимо изучать ботанику
Со свойствами живых организмов мы с вами уже разобрались. А вот чем растения отличаются от животных, грибов, микроорганизмов? (Дети рисуют такую же таблицу в тетради.)
Различия животных и растений
Грибы же занимают как бы промежуточное место между растениями и животными. Хотя раньше их относили к растениям. Это и не удивительно, ведь они не перемещаются с места на место, не хватают пищу, а растут всю жизнь на одном месте. Но надо сказать, что кроме грибов, которые мы привыкли видеть в лесу, есть еще и другие. Напримерj плесень, которая завелась на старом хлебе — это тоже гриб. Или дрожжи, которые кладут в тесто — тоже гриб. Если более подробно рассмотреть это царство, то можно выделить несколько признаков, которые объединяют их с растениями или с животными. Давайте их перечислим.
Признаки грибов, сближающие их с царством растений:
• Прикрепленный образ жизни.
• Неограниченный рост в течение жизни.
• Наличие целлюлозы в клеточных стенках некоторых грибов (только у водных грибов).
Признаки грибов, сближающие их с царством животных:
• Наличие хитина в клеточных стенках.
• Наличие мочевины в качестве промежуточного продукта метаболизма.
Учитель: Мы находим растения разных видов практически повсюду – на суше, в море, от засушливых пустынь до лесов, где льют бесконечные тропические дожди. Растения могут быть на теле животного и внутри него. К растениям относятся одноклеточные водоросли, такие крохотные, что увидеть их можно лишь в микроскоп, и огромные деревья, например гигантские секвойи, растущие на западе Северной Америки.
В целом обширное и пестрое царство растений насчитывает более 500 000 видов, и если бы я начала называть каждое, то на это ушло бы 150 часов. Я хочу, чтобы вы познакомились самыми необычными и удивительными растениями. Растениями– рекордсменами!
Закрепление изученного материала. (6 минут)
4. Подведение итогов урока и домашнее задание (4 минуты)
Взаимная проверка кроссворда в парах.
– По желанию: подобрать материал и оформить презентацию по теме «Чудеса царства растений».
Творческое задание. Сочините сказку, в которой главными героями были бы растения. Придумайте рассказ на тему «Что бы произошло, если бы на Земле исчезли все растения?» Сказку или рассказ напишите на отдельном листочке, красиво оформите и сдайте учителю.
Задание для учеников, интересующихся биологией. Найдите информацию о растениях, которые сыграли важную роль в истории стран или в судьбах людей. Сделайте доклад на эту тему, оформите его и сдайте учителю.
Физминутка (растение - правая рука, животное – левая рука, грибы - похлопали)
Жизненные формы растений
(Внешний облик растения)
Деревья кустарники кустарнички травы (таблица)
Сделайте вывод для чего необходимо изучать ботанику?
Задачи:
Предметные: формирование представления о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях; знание признаков основных групп растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); определение роли растений в биосфере и жизни человека;
Личностные: формирование экологической культуры на основе понимания важности охраны растений; понимание значимости здоровьесбережения; развитие умений слушать и слышать другое мнение и отстаивать свою точку зрения.
Метапредметные: регулятивные – учить устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; познавательные – формировать информационные умения;формировать умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков, умения сравнивать, классифицировать, анализировать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, коммуникативные – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Основные понятия, изучаемые на уроке: перечисление детьми
Контрольный тест по теме: «Растения».
Выберите один правильный ответ.
1.Все многообразие живых существ ученые подразделяют на несколько:
а) колоний
б) государств
в) царств
г) автономий
2..Наука, изучающая живые организмы называется:
а) ботаника;
б) биология;
в) экология;
г) цитология.
3. Растения в отличие от животных:
а) растут до определенного возраста
б) способны активно передвигаться
в) используют органические вещества, образующиеся их организме
г) питаются готовыми органическими веществами
4.Растительная клетка снаружи покрыта
а) цитоплазмой
б) вакуолью
в) клеточной оболочкой
г) хромосомами
5.Внутренняя среда клетки – это
а) вакуоль
б) клеточный сок
в) пластиды
г) цитоплазма
6. Зеленые пластиды носят название
а) Хлоропласты
б) Хромопласты
в) Лейкопласты
г) Хромосомы
7.Исключительно к одноклеточным организмам относятся
а) животные
б) грибы
в) бактерии
г) растения
8.Растения относятся к:
а) автотрофам;
б) гетеротрофам
9.Среда обитания организмов – это:
а) область их распространения
б) место, где они живут
в) все, что их окружает и прямо или косвенно влияет на них
г) все, что они едят
10. Растения, как и другие живые организмы способны:
а) создавать органические вещества из неорганических;
б) размножаться;
в) активно передвигаться;
г) использовать энергию Солнца.
11. В процессе фотосинтеза растения создают:
а) неорганические вещества;
б) органические вещества;
в) воду
12.В процессе фотосинтеза растения выделяют в атмосферу:
а) углекислый газ;
б) водород;
в) азот;
г) кислород.
13.Наука о растениях:
а) ботаника
б) зоология
в) анатомия
г) экология
14.Наибольшим постоянством условий по сравнению с условиями жизни в других средах
обитания характеризуется:
а) водная среда;
б) наземно-воздушная среда;
в) почва;
г) живой организм как среда.
Задание №2
Верны ли утверждения:
1.Все растения – это многоклеточные организмы.
2.Благодаря растениям существует жизнь на Земле.
3.. Все живые организмы многоклеточны.
4..Фотосинтез – это процесс синтеза органических веществ (крахмала) из неорганических (азота и воды) под действием энергии света.
5.Культурные растения выращивает человек.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.