Тема. Красота и выразительность пушкинского стиха «Опрятней модного паркета»
Оценка 4.7

Тема. Красота и выразительность пушкинского стиха «Опрятней модного паркета»

Оценка 4.7
docx
25.01.2020
Тема. Красота и выразительность пушкинского стиха «Опрятней модного паркета»
Урок литературного чтения.docx

 Урок литературного чтения (система Л.В.Занкова 2 класс учитель Чифранова Р.М.)

 Тема. Красота и выразительность пушкинского стиха «Опрятней модного паркета»

Цели: развивать первичные исследовательские навыки; учить  анализировать произведение и находить авторские литературные  приемы; развитие  у детей творчества, воображения, ассоциативного, образного мышления.

Ход урока

I. Организационный момент

II.      Проверка домашнего задания

И н д и в и д у а л ь н а я   р а б о т а   п о   к а р т о ч к а м.

Карточка 

– Какой характер у старика? У старухи? Соедини стрелками.

Характер старика

Сварливый

Добрый

Мягкий

Злобный

Властный

Смиренный

Жадный

Алчный

Податливый

Грубый

Неуживчивый

Характер старухи

 

 

 – Что хотел сказать автор «Сказки о рыбаке и рыбке» этим произведением? Выбери наиболее точную формулировку:

Ÿ Как здорово поймать волшебную золотую рыбку!

Ÿ Как плохо быть сварливым и жадным.

Ÿ Если ты сварливый и жадный, ты потеряешь свое счастье.

– Докажите правильность или опровергните каждую формулировку.

– Каждая сказка нас чему-то учит. Чему вас научила эта сказка?

– Сказка гениального русского поэта, конечно, не только о жадности и алчности человеческой. она учит добру, милосердию и справедливости

III.    Подготовка к восприятию. Сообщение темы и цели урока.

 

-У каждого ребёнка в глубине его души спрятаны серебряные колокольчики. Я думаю, дети, они у вас тоже спрятаны. Пока вы даже об этом и не догадываетесь. Надо эти серебряные колокольчики отыскать, затронуть в ваших душах, чтобы они зазвенели добрым и весёлым звоном, чтобы ваш внутренний мир стал радостным и светлым, чтобы он открылся для общения.

Сегодня мы снова окажемся на миг в волшебном мире стихов А.С.Пушкина

 

-  Все готовы открывать новые литературные секреты?

– Тогда я прошу вас не только слушать и вслушиваться, но и созерцать.

(Звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года” Декабрь/отрывок/.)

Слайды 1-10

– Что почувствовало ваше сердце?

(Радость, таинство, удивление, восхищение, изумление, восторг, чувство грусти)

– О чем вам рассказала музыка? (какие картины вы представили в своем воображении)

– Итак, к нам на урок спешит зима, это единственное время года, способное рисовать не только одной белой краской, но и сколькими ее оттенками .

Слайд11

Мы должны исследовать, какими средствами А. Пушкин создает в своем стихотворении зимние образы.

 

IV.     Изучение нового материала

Откройте учебник на стр. 85.    (Чтение учителем стихотворения.)

Поделитесь впечатлениями. Что понравилось? Что вас удивило?  
Какое настроение оно у вас вызвало?

 Словарная работа Слайд12

 

 Паркет - пол, выложенный маленькими гладкими дощечками

По лону вод по  открытой воде.

 Брег-берег

 

-Как поэт создает ощущение праздника? Для того чтобы ответить на этот вопрос  прочитайте стихотворение и подумайте, сколько образов создает поэт?

  -Как бы вы  назвали эти картины?( Речка, мальчишки, гусь ,снег)

 

Слайд13


         -  Прочитайте отрывки, соответствующие этим картинам.  

Картина 1 Слайд 14

  Что поняли? (Речка, покрытая льдом, блистает.) :

Как вы думаете, отличаются ли по смыслу слова «блистает» и «блестит»? (Блистает - значит выделяется своим особенным качеством. Она до блеска начищена морозом)

О ком или о чем можно сказать «блистает»?( Человек блистает остроумием; дамы блистают своими нарядами).  

Какой прием использует автор ,чтобы подчеркнуть особенность речки?

  (Сравнение: речка, как паркет.)

-Как вы думаете , почему лед сравнивается с паркетом? (Он складывается в рисунок  .)

        _

 -А откуда рисунки на льду ?

 

Картина 2 Слайд15

-Прочитайте следующую картину. Может, она подскажет, откуда рисунки на льду? (Узоры от коньков.)

-Почему  поэт называет мальчишек «радостный народ»? Какой образ создается? (Оживленные голоса, ощущение движения.)

 

Проведем эксперимент  . Заменим слово «звучно» на слово «громко». Прочитайте, что получилось? Осталась ли та же наполненность звуками?   'Какой прием использовал здесь автор?  (Звукопись, аллитерация.)

Какие слова передают ощущение звуков? («Звучно», «ре­
жет».)

  В стихотворении каждое слово важно, его нельзя заменить  другим, иначе меняется полнота ощущений.

 

Картина 3  Слайд 16

-    Прочитайте третью картину. Что поняли? (Гусь обманулся, подумав, что это вода.)

-    Какое настроение добавляет к общему ощущению эта карти­на? (Комическое.)

Картина 4  Слайд 17

                                              I

-     Прочитайте последнюю картину. Что поняли? Почему снег мелькает  ? (Первый снег - он сухой и легкий, поэтому каждая снежинка как звездочка.)

-     Можно ли эту картину назвать праздничной?

-                Как поэт создает ощущение праздника?

-                (Чистота белого снега, радостное настроение мальчишек, звуки, которые издают их коньки, и комическая картина добавляет

 веселые нотки в общий настрой праздника.)

V.      Физкультминутка  Слайд18

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

 Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно

, Клювиком поймал он мух

И скорей за парту плюх.

VI.    Работа над строем стиха

-     Как вы думаете, есть ли здесь нарушение порядка рифмующихся строчек?

-     Почему именно в третьей картине нарушен общий строй стиха ?(Гусь здесь - случайный персонаж, этим нарушается общая картина   зимы, поэтому автор поменял рифмы)

-     Прочитайте стихотворение, останавливаясь в конце каждой строки  

-     А теперь прочитайте, делая паузы там, где   стоят знаки препинания.

-     В чем разница?  

Какой вариант лучше выражает смысл стихотворения ?

Слайд 19

Расставьте паузы. Помните, что запятая — короткая пауза

и точка с запятой - длинная пауза.

(Работа над выразительностью чтения.)

-  Прочитайте эпиграфы и выберите подходящий  (Подходят оба. Первый эпиграф передает настроение и движение ,второй- - настроение и красоту зимней природы)

 VII. Итог урока. Релаксация.

 

Она вам подбросит побольше снежка,

Чтобы вы могли на лыжах бегать,

Чтобы пели весело коньки,

Летали в воздухе снежинки.

Всю зиму будут с вами

Забавы матушки Зимы!

– У кого появилось ощущение, что мы побывали на празднике?

– Как А. С.Пушкину это удалось?

VIII.Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение

 

           На уроке литературного чтения нужно создавать  атмосферу        открытости,          доброжелательности, сотворчества в общении, включать эмоциональную сферу ребенка, обращаться к его чувствам, будить  личную заинтересованность ученика в изучении проблемы (темы) урока.

     Современный урок требует применения современных образовательных технологий.  Мы имеем возможность проследить, как технология проблемно-диалогического обучения готовит учеников к поиску самостоятельного решения, а учитель только направляет эту деятельность.


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок литературного чтения (система

Урок литературного чтения (система

Сегодня мы снова окажемся на миг в волшебном мире стихов

Сегодня мы снова окажемся на миг в волшебном мире стихов

О ком или о чем можно сказать «блистает»?(

О ком или о чем можно сказать «блистает»?(

Клювиком поймал он мух И скорей за парту плюх

Клювиком поймал он мух И скорей за парту плюх
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2020