Урок литературного чтения (система Л.В.Занкова 2 класс учитель Чифранова Р.М.)
Тема. Красота и выразительность пушкинского стиха «Опрятней модного паркета»
Цели: развивать первичные исследовательские навыки; учить анализировать произведение и находить авторские литературные приемы; развитие у детей творчества, воображения, ассоциативного, образного мышления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
И н д и в и д у а л ь н а я р а б о т а п о к а р т о ч к а м.
Карточка
– Какой характер у старика? У старухи? Соедини стрелками.
Характер старика |
Сварливый Добрый Мягкий Злобный Властный Смиренный Жадный Алчный Податливый Грубый Неуживчивый |
Характер старухи |
– Что хотел сказать автор «Сказки о рыбаке и рыбке» этим произведением? Выбери наиболее точную формулировку:
Ÿ Как здорово поймать волшебную золотую рыбку!
Ÿ Как плохо быть сварливым и жадным.
Ÿ Если ты сварливый и жадный, ты потеряешь свое счастье.
– Докажите правильность или опровергните каждую формулировку.
– Каждая сказка нас чему-то учит. Чему вас научила эта сказка?
– Сказка гениального русского поэта, конечно, не только о жадности и алчности человеческой. она учит добру, милосердию и справедливости
III. Подготовка к восприятию. Сообщение темы и цели урока.
-У каждого ребёнка в глубине его души спрятаны серебряные колокольчики. Я думаю, дети, они у вас тоже спрятаны. Пока вы даже об этом и не догадываетесь. Надо эти серебряные колокольчики отыскать, затронуть в ваших душах, чтобы они зазвенели добрым и весёлым звоном, чтобы ваш внутренний мир стал радостным и светлым, чтобы он открылся для общения.
Сегодня мы снова окажемся на миг в волшебном мире стихов А.С.Пушкина
- Все готовы открывать новые литературные секреты?
– Тогда я прошу вас не только слушать и вслушиваться, но и созерцать.
(Звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года” Декабрь/отрывок/.)
Слайды 1-10
– Что почувствовало ваше сердце?
(Радость, таинство, удивление, восхищение, изумление, восторг, чувство грусти)
– О чем вам рассказала музыка? (какие картины вы представили в своем воображении)
– Итак, к нам на урок спешит зима, это единственное время года, способное рисовать не только одной белой краской, но и сколькими ее оттенками .
Слайд11
Мы должны исследовать, какими средствами А. Пушкин создает в своем стихотворении зимние образы.
IV. Изучение нового материала
Откройте учебник на стр. 85. (Чтение учителем стихотворения.)
- Поделитесь впечатлениями. Что понравилось? Что вас
удивило?
Какое настроение оно у вас вызвало?
Словарная работа Слайд12
Паркет - пол, выложенный маленькими гладкими дощечками
По лону вод— по открытой воде.
Брег-берег
-Как поэт создает ощущение праздника? Для того чтобы ответить на этот вопрос прочитайте стихотворение и подумайте, сколько образов создает поэт?
-Как бы вы назвали эти картины?( Речка, мальчишки, гусь ,снег)
Слайд13
- Прочитайте отрывки, соответствующие этим картинам.
Картина 1 Слайд 14
Что поняли? (Речка, покрытая льдом, блистает.) :
Как вы думаете, отличаются ли по смыслу слова «блистает» и «блестит»? (Блистает - значит выделяется своим особенным качеством. Она до блеска начищена морозом)
О ком или о чем можно сказать «блистает»?( Человек блистает остроумием; дамы блистают своими нарядами).
Какой прием использует автор ,чтобы подчеркнуть особенность речки?
(Сравнение: речка, как паркет.)
-Как вы думаете , почему лед сравнивается с паркетом? (Он складывается в рисунок .)
_ |
-А откуда рисунки на льду ?
Картина 2 Слайд15
-Прочитайте следующую картину. Может, она подскажет, откуда рисунки на льду? (Узоры от коньков.)
-Почему поэт называет мальчишек «радостный народ»? Какой образ создается? (Оживленные голоса, ощущение движения.)
Проведем эксперимент . Заменим слово «звучно» на слово «громко». Прочитайте, что получилось? Осталась ли та же наполненность звуками? 'Какой прием использовал здесь автор? (Звукопись, аллитерация.)
- Какие слова передают ощущение звуков? («Звучно»,
«ре
жет».)
В стихотворении каждое слово важно, его нельзя заменить другим, иначе меняется полнота ощущений.
Картина 3 Слайд 16
- Прочитайте третью картину. Что поняли? (Гусь обманулся, подумав, что это вода.)
- Какое настроение добавляет к общему ощущению эта картина? (Комическое.)
Картина 4 Слайд 17
I |
- Прочитайте последнюю картину. Что поняли? Почему снег мелькает ? (Первый снег - он сухой и легкий, поэтому каждая снежинка как звездочка.)
- Можно ли эту картину назвать праздничной?
- Как поэт создает ощущение праздника?
- (Чистота белого снега, радостное настроение мальчишек, звуки, которые издают их коньки, и комическая картина добавляет
веселые нотки в общий настрой праздника.)
V. Физкультминутка Слайд18
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно
, Клювиком поймал он мух
И скорей за парту плюх.
VI. Работа над строем стиха
- Как вы думаете, есть ли здесь нарушение порядка рифмующихся строчек?
- Почему именно в третьей картине нарушен общий строй стиха ?(Гусь здесь - случайный персонаж, этим нарушается общая картина зимы, поэтому автор поменял рифмы)
- Прочитайте стихотворение, останавливаясь в конце каждой строки
- А теперь прочитайте, делая паузы там, где стоят знаки препинания.
- В чем разница?
- Какой вариант лучше выражает смысл стихотворения ?
Слайд 19
Расставьте паузы. Помните, что запятая — короткая пауза
и точка с запятой - длинная пауза.
(Работа над выразительностью чтения.)
- Прочитайте эпиграфы и выберите подходящий (Подходят оба. Первый эпиграф передает настроение и движение ,второй- - настроение и красоту зимней природы)
VII. Итог урока. Релаксация.
Она вам подбросит побольше снежка,
Чтобы вы могли на лыжах бегать,
Чтобы пели весело коньки,
Летали в воздухе снежинки.
Всю зиму будут с вами
Забавы матушки Зимы!
– У кого появилось ощущение, что мы побывали на празднике?
– Как А. С.Пушкину это удалось?
VIII.Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение
На уроке литературного чтения нужно создавать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении, включать эмоциональную сферу ребенка, обращаться к его чувствам, будить личную заинтересованность ученика в изучении проблемы (темы) урока.
Современный урок требует
применения современных образовательных технологий. Мы имеем возможность
проследить, как технология проблемно-диалогического обучения готовит учеников к
поиску самостоятельного решения, а учитель только направляет эту деятельность.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.