Тема: М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

  • Рабочие листы
  • docx
  • 28.04.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Иконка файла материала Рабочий лист Салтыков- Щедрин Сказки.docx

7 класс. Конспект № 1 урока литературы. М.Е. Салтыков-Щедрин

Тема: М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». 

67131100 Цель:  - дать понятие об аллегории, эзопове языке, гиперболе, гротеске;

              - ознакомить учащихся с биографией М.Е. Салтыкова-Щедрина;

              - повторить понятие сатира.

1.Краткая биография М.Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889).

Родился Салтыков-Щедрин 15 (27) января 1826 года в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии в семье помещиков.

   Отец – Евграф Васильевич – из старинного, но небогатого рода. Женился в 45 лет на 15-летней купеческой дочери Ольге Михайловне Забелиной. Брак, заключённый по расчёту, был несчастливым. Оказавшись в атмосфере недоброжелательства, Ольга Михайловна сама постепенно становилась властной и жёсткой помещицей. Она остановила разорение салтыковского поместья и прикупила несколько сёл и деревень. Со временем Салтыковы стали богатейшими помещиками в Тверской губернии.

   Михаил получил образование дома: к 6 годам хорошо говорил по-французски и по-немецки, а через 2 года научился писать и по-русски. Детство писателя было лишено сказочности, праздников, романтики. Поэтому мальчик сам создавал в своём воображении волшебный мир.

4. Сказки Щедрина.

screen8Zhanrovoe_svoeobrazie_skazok_saltykova-schedrina_osobennosti_zhanra_1-1

      Первые сказки писателя были опубликованы в 1869 году.

   Идея создания сказок «для детей изрядного возраста» возникла у Щедрина и Некрасова. Жанр сказки позволял писателю говорить о серьёзных общественных проблемах в весёлой, занимательной форме. К тому же жёсткая цензура поначалу не особо обращала внимание на сказки. Но со временем сказки Щедрина были запрещены к печати. Первыми вышли в свет сказки «Повесть о том. как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик». Сказки явились итогом творческих исканий сатирика. Это не обычные сказки, а сатирические, социально-политические. Герои сказок – аллегорические.

3. Понятие о сатире, средствах сатирического изображения.

 Средства сатирического изображения.

Сатира резкое осмеяние человеческих пороков, общественных недостатков, отрицательных явлений нашей жизни.

Аллегория выражение отвлечённого понятия или идеи в конкретном  художественном образе; замена названия символом; иносказание, эзопов язык.Хитрость – лиса. Жадность – волк. Глупость – осёл. Коварство – змея. Америка – статуя Свободы. Ну и змея же ты!

Эзопов язык иносказательный, скрывающий истинный смысл за символами.

Гипербола чрезмерное преувеличение с целью подчеркнуть какое-нибудь качество, свойство.

Мильоны вас, нас — тьмы, и тьмы, и тьмы...

Попробуйте, сразитесь с нами!

Да, скифы мы, да, азиаты мы

С раскосыми и жадными очами...

Ирония - вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка. Ай, Моська! Знать, она сильна, / Коль лает на слона...

Сарказм – едкая ирония.

Гротеск (уродливо-смешное, причудливо-фантастическое) – предельное преувеличение, основанное на сочетании фантастического и реального.        

 

slide-32c6ee80f85fd9266208e0b3df60d1b90f-800x

 

QQtG682uM00slide_6

 

 


4. Чтение сказки

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

     “Сказки” Салтыкова-Щедрина, состоящие из 32 произведений, представляют собой самостоятельный сатирический цикл. Они были написаны в период с 1869 по 1886 г. Однако к этому жанру Щедрин проявлял интерес и ранее, включая сказочные эпизоды в другие сатирические произведения.  Например, в рассказ “Скрежет зубовный” (1860) вошла сказка “Сон”, а в Современную идиллию” (1877—1883) — “Сказка о ретивом начальнике”.    В 1869 г. Щедрин опубликовал на страницах “Отечественных записок” три сказки: “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, Пропала совесть”, “Дикий помещик”, включенные им в цикл “для детей”, который в итоге остался незаконченным, В 1880 г. появилась сказка “Игрушечного дела людишки”, которая, по неосуществленному замыслу писателя, должна была открывать сатирическое обозрение, изображавшее людей-кукол.  

     После небольшого перерыва в 1883 г. увидели свет сказки “Премудрый пискарь”, “Самоотверженный заяц” и “Бедный волк”, которые сначала были напечатаны в Женеве в разных номерах газеты “Общее дело” под редакционной рубрикой «Сказки для детей изрядного возраста» (имя автора не упоминалось), В 1884 г. они появились в России на страницах “Отечественных записок” под общим заглавием “Сказки” и с подписью Н. Щедрин.

     С 1883 по 1886 г. было написано 28 сказок. Однако в полном объеме при жизни Щедрина цикл не был опубликован в силу запрета цензуры.

 

 

 

5. .Изобразительные средства (тропы) в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.

5659873a70e5e36eaac3f69cda633518-800xslide-8

6. .Анализ сказки Салтыкова-Щедрина М.Е,

М.Е. Салтыков - Щедрин

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Сатирическая сказка.

САТИРА - художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.

ПОРОК — предосудительный недостаток кого-либо, чего-либо; свойство, достойное осуждения, порицания. 

1.Почему сказку можно назвать сатирической? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Сказочные и реалистические начала в произведении. Найдите  примеры в тексте.

Сказочные элементы

Реалистические элементы повести

1. Сказочный зачин

 

1. Нет противоборства добра и зла

 

 

2.Герой в необычной обстановке

 

2. Отсутствие положительных героев

 

 

3.Сказочные обороты, формулы

 

 

 

3. Гипербола переходит в гротеск

4. Различные фантастические события

 

 

 

4. Сатирический сюжет

5. Умный мужик, ловкий, трудолюбивый

 

 

 

 

 

 

5. Смешение стилей: канцелярский_________

_______________________________________, разговорный____________________________

_______________________________________, сказочный______________________________
_______________________________________

6. Преувеличение

 

 

6. Приметы времени, реалистические детали

 

 

 

3. Почему выбран город Петербург, улица Подьяческая?  Необитаемый остров?

ПОДЬЯЧИЙ – на Руси XVI-начала XVIII века помощник дьяка, канцелярист.

ДЬЯК – должностное лицо в государственных учреждениях.

ПЕТЕРБУРГ – город, расположенный на островах.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как такие легкомысленные, малообразованные люди дослужились до генералов?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. Композиция произведения

Завязка

Кульминация

Развязка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Приёмы сатиры

Приём

Определение

Пример

Фантастика

форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создаётся логически несовместимая с ними картина мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

Гипербола

это сильное преувеличение тех или иных свойств изображаемого.

 

 

 

 

 

 

 

Гротеск

максимально возможное преувеличение и заострение, доведённое до абсурда, нарушающее границы правдоподобия.

 

 

 

 

 

Аллегория

иносказательное выражение чего-нибудь отвлечённого

в конкретном образе.

 

 

 

 

 

7. Что в поведении мужика вызывает восхищение, одобрение, а что осуждение?

восхищение, одобрение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

осуждение