АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ ОГЭ ПО ЛИРИЧЕСКОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ
Задание
Сопоставьте стихотворение А.А. Фета «Вечер» и одноимённое стихотворение И.А. Бунина. Что сближает эти произведения?
ВЕЧЕР
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном, –
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зелёным огнем.
(А.А. Фет, 1855)
ВЕЧЕР
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно –
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе лёгким белым краем
Встаёт, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.
(И.А. Бунин, 1909)
Алгоритм подготовки
Этап 1: Изучение исходного текста
1. Чтение стихотворения «Вечер» А.А. Фета (1855).
· Внимательно ознакомьтесь с текстом.
· Подчеркните ключевые слова и образы.
2. Анализ стихотворения.
· Определите основную тему (например, красота природы, переход от дня к ночи).
· Обратите внимание на настроение (умиротворение, восхищение).
· Запишите используемые художественные средства (метафоры, эпитеты, аллитерации).
Этап 2: Изучение второго текста
1. Чтение стихотворения «Вечер» И.А. Бунина (1909).
· Повторите предыдущие шаги: выделите важные слова и образы.
2. Анализ произведения.
· Определите основную тему (размышления о счастье, покое и восприятии).
· Обратите внимание на настроение (размышляющее, спокойное).
· Запишите художественные средства, использованные в тексте.
Этап 3: Сравнительный анализ
1. Создание сравнительной таблицы.
· Разделите лист на две колонки: одна для Фета, другая для Бунина.
· В каждой колонке запишите ключевые аспекты:
· Темы: что общего и в чем различия?
· Образы: как природа и счастье изображаются в каждом произведении?
· Настроение: как эмоционально воспринимаются вечера?
· Художественные средства: какие средства используются для передачи идей?
2. Выявление сходств и различий.
· Обсудите с учениками, как каждое произведение раскрывает тему вечера.
· Определите, каким образом Фет и Бунин подчеркивают свои идеи, используя различные образы и тональность.
Этап 4: Подготовка к написанию
1. Структурирование ответов на задание.
· Введение: краткое представление обоих произведений (авторы, годы написания).
· Основная часть: сопоставление, выделение тем, образов и настроений с использованием цитат.
· Параграф о произведении Фета.
· Параграф о произведении Бунина.
· Параграф с анализом сходств и различий.
2. Заключение.
· Подведение итогов: что вы узнали о лирических произведениях через их сравнение.
Этап 5: Практика написания
1. Написание черновика.
· Попросите учащихся составить черновик ответа, используя базу, подготовленную на предыдущих этапах.
2. Обсуждение и корректировка.
· Проведите обсуждение написанных ответов. Предложите советы по улучшению структуры, стиля и аргументации.
Этап 6: Репетиция
1. Практика на время.
· Проводите репетицию написания ответов на время, чтобы учащиеся могли адаптироваться к условиям экзамена.
2. Обратная связь.
· Проведите анализ результатов, обсудите, что получилось, а что нуждается в исправлении.
Этап 7: Финальная проверка
1. Редактирование.
· Ученики проверяют свой текст на наличие ошибок и улучшают стиль и грамматику перед сдачей.
2. Подготовка к экзамену.
· Повторите основные моменты анализа, помните о возможных вопросах и комментариях на экзамене.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.