АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ ОГЭ ПО ЛИРИЧЕСКОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ

  • Рабочие листы
  • docx
  • 12.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПР_АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ.docx

АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ ОГЭ ПО ЛИРИЧЕСКОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ

 

Задание

Сопоставьте стихотворение А.А. Фета «Вечер» и одноимённое стихотворение И.А. Бунина. Что сближает эти произведения?

 

ВЕЧЕР

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

 

Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.

 

На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном, –

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зелёным огнем.

(А.А. Фет, 1855)

 

ВЕЧЕР

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно –

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

 

В бездонном небе лёгким белым краем

Встаёт, сияет облако. Давно

Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

 

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

 

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне...

Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

(И.А. Бунин, 1909)

 

Алгоритм подготовки

Этап 1: Изучение исходного текста

1. Чтение стихотворения «Вечер» А.А. Фета (1855).

·        Внимательно ознакомьтесь с текстом.

·        Подчеркните ключевые слова и образы.

2. Анализ стихотворения.

·        Определите основную тему (например, красота природы, переход от дня к ночи).

·        Обратите внимание на настроение (умиротворение, восхищение).

·        Запишите используемые художественные средства (метафоры, эпитеты, аллитерации).

Этап 2: Изучение второго текста

1. Чтение стихотворения «Вечер» И.А. Бунина (1909).

·        Повторите предыдущие шаги: выделите важные слова и образы.

2. Анализ произведения.

·        Определите основную тему (размышления о счастье, покое и восприятии).

·        Обратите внимание на настроение (размышляющее, спокойное).

·        Запишите художественные средства, использованные в тексте.

Этап 3: Сравнительный анализ

1. Создание сравнительной таблицы.

·        Разделите лист на две колонки: одна для Фета, другая для Бунина.

·        В каждой колонке запишите ключевые аспекты:

·        Темы: что общего и в чем различия?

·        Образы: как природа и счастье изображаются в каждом произведении?

·        Настроение: как эмоционально воспринимаются вечера?

·        Художественные средства: какие средства используются для передачи идей?

2. Выявление сходств и различий.

·        Обсудите с учениками, как каждое произведение раскрывает тему вечера.

·        Определите, каким образом Фет и Бунин подчеркивают свои идеи, используя различные образы и тональность.

Этап 4: Подготовка к написанию

1. Структурирование ответов на задание.

·        Введение: краткое представление обоих произведений (авторы, годы написания).

·        Основная часть: сопоставление, выделение тем, образов и настроений с использованием цитат.

·        Параграф о произведении Фета.

·        Параграф о произведении Бунина.

·        Параграф с анализом сходств и различий.

2. Заключение.

·        Подведение итогов: что вы узнали о лирических произведениях через их сравнение.

Этап 5: Практика написания

1. Написание черновика.

·        Попросите учащихся составить черновик ответа, используя базу, подготовленную на предыдущих этапах.

2. Обсуждение и корректировка.

·        Проведите обсуждение написанных ответов. Предложите советы по улучшению структуры, стиля и аргументации.

Этап 6: Репетиция

1. Практика на время.

·        Проводите репетицию написания ответов на время, чтобы учащиеся могли адаптироваться к условиям экзамена.

2. Обратная связь.

·        Проведите анализ результатов, обсудите, что получилось, а что нуждается в исправлении.

Этап 7: Финальная проверка

1. Редактирование.

·        Ученики проверяют свой текст на наличие ошибок и улучшают стиль и грамматику перед сдачей.

2. Подготовка к экзамену.

·        Повторите основные моменты анализа, помните о возможных вопросах и комментариях на экзамене.