Рабочий лист по поэме А. Блока "Двенадцать"

  • Рабочие листы
  • docx
  • 03.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочий лист предназначен для обобщения знаний по поэме "Двенадцать"
Иконка файла материала Рабочий лист по поэме Александра Блока.docx

Рабочий лист по поэме Александра Блока "Двенадцать"

 

I. Герои поэмы:

1.      Составьте таблицу "Персонажи поэмы «Двенадцать»:

Персонаж

Социальное положение/Роль

Ключевые характеристики (цитаты)

Символическое значение

Двенадцать красноармейцев

 

 

 

Катька

 

 

 

Ванька

 

 

 

Буржуй

 

 

 

Пес (безродный пес)

 

 

 

Христос

 

 

 

 

2. Как изменяется настроение героев в процессе развития сюжета? Приведите примеры из текста.

3. Какова роль образа Катьки в поэме? Что она символизирует?

4. Почему в поэме появляется образ Христа? Каково его значение и воздействие на восприятие финала?

 

II. Сюжет и композиция:

1. Разделите поэму на смысловые части (эпизоды). Озаглавьте каждый эпизод.

2. Определите основные элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

3. Как меняется пейзаж в поэме? Какую роль он играет в создании атмосферы? (зима, ветер, фонарь, снег)

4. Почему поэма называется "Двенадцать"? Какие ассоциации вызывает это число?

5. Найдите примеры контраста в поэме. Какова их роль? (например, старый мир и новый мир, тьма и свет)

 

III. Многозначность финала:

1. Как вы понимаете финал поэмы? Что символизирует образ Христа, идущего во главе двенадцати красноармейцев?

2. Представьте различные интерпретации финала поэмы:

  •  Революция как очищение и обновление.

  •  Соединение старого и нового мира.

  •  Трагедия революции и ее жертвы.

3. Согласны ли вы с утверждением, что финал поэмы оптимистичен? Аргументируйте свой ответ.

4. Сравните финал поэмы с другими произведениями о революции (по выбору).

 

IV. Художественное своеобразие языка поэмы:

1. Приведите примеры использования в поэме:

  •  Диалектизмов и просторечий.

  •  Плакатной стилистики.

  •  Музыкальных ритмов и интонаций (песни, частушки, марш).

  •  Символических образов.

2. Проанализируйте роль цвета в поэме. Какие цвета преобладают и что они символизируют? (черный, белый, красный)

3. Какие тропы и фигуры речи использует Блок в поэме? Приведите примеры и объясните их значение. (метафора, олицетворение, эпитет, гипербола)