Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района
Новосибирской области – детский сад комбинированного вида «Лучик»
Автор: Швенк Екатерина Валерьевна – учитель - логопед высшей квалификационной категории
Тема открытой НОД: Блин, Соломинка и Лапоть. Развитие речи через здоровьесберегающие технологии детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Цель: Практическое применение здоровье сберегающих технологий в корекционно -образовательном процессе, детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- учить преобразовывать существительные множественного числа в единственное;
- отвечать на вопросы полными распространенными предложениями;
- формировать обобщающие понятия: «Одежда», «Обувь» «Головные уборы».
Коррекционно – развивающие:
- развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, память, воздушную струю, артикуляционную, мелкую и общую моторику.
Коррекционно – воспитательные:
- формировать доброжелательность, инициативность, чувство взаимопомощи;
- воспитывать дружелюбие.
Оборудование: ИКТ (проектор, ноутбук, презентация); музыкальное сопровождение (волшебная музыка), сверток с чистоговорками, картинки «одежда, обувь и головные уборы», тренажеры для дыхания, карточки для игры «Один - много», нейроковрик, мячик, мешочки для осанки на каждого ребенка, сюрприз для детей.
Предварительная работа: - разучивание с детьми: самомассаж «Доброе утро», артикуляционная гимнастика «Чтобы четко говорить», мирилка; речь с движением «Тропинка»; танец «Дружба».
Приоритетная область: речевая
В интеграции: (социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие).
Словарь:
существительные: одежда, сарафан, штаны, брюки, рубашка, футболка, шорты, пальто, рукав, перчатки, шарф, куртка, кофта, платье; головные уборы, шапка, шуба, кепка, платок, берет; обувь, сапоги, кроссовки…
прилагательные: красивый, вязанная, новое, весенние, спортивные, коричневые, темный, небрежный, аккуратный, короткий, безобразный….
глаголы: покупать, надевать, подарить, обуть, говорить, намочить, высушить, испачкать, постирать, порвать, зашить…
Длительность НОД: 20 – 25 минут
Ход занятия
Вводная часть.
Дети вместе с логопедом заходят в зал (1 слайд).
Логопед. Здравствуйте, ребята! Посмотрите сколько у нас гостей. Давайте все дружно поздороваемся.
Самомассаж «Доброе утро»
С добрым утром глазки! Вы проснулись?
Мы проснулись, мы проснулись. (Поглаживание глаз руками).
С добрым утром ушки! Вы проснулись?
Мы проснулись, мы проснулись. (Поглаживание ушей руками).
С добрым утром ручки! Вы проснулись?
Мы проснулись, мы проснулись. (хлопки руками).
С добрым утром ножки! Вы проснулись?
Мы проснулись, мы проснулись. (топают ногами).
С добрым утром гости! Вы проснулись?
Гости отвечают.
2 слайд На слайде появляется лапоть. ( включается звук).
Лапоть. Здравствуйте, ребята! Со мной и моими друзьями случилась беда. Злая колдунья позавидовала нашей дружбе и от своей зависти заколдовала нас. Моих друзей Соломинку и Блина рассорила, а чтоб я не смог их помирить, отправила меня в страну зазеркалья. Мы сможем встретиться только тогда, когда будут выполнены все задания злой колдуньи. Ребята, помогите нам пожалуйста. Я знаю, что вы дружные ребята и не боитесь испытаний. Ступайте по этой тропинке, она вас приведет к моим друзьям!
(появляется тропинка.)
Педагог. Ну что, ребята, поможем друзьям? Вы не боитесь выполнять задания коварной колдуньи?
Ответы детей.
Педагог. Тогда в путь!
Звучит музыка, дети змейкой идут за педагогом, держась за руки и произносят слова:
Речь с движением «Тропинка»
По тропинке мы пойдем
И друзей мы всех найдем.
Вместе будем их мирить,
И научим дружно жить!
Дети находят сверток.
Педагог. Ребята, посмотрите, что это? Какой-то сверток.
Но, чтобы приступить к первому испытанию, нам нужно размяться.
Чтобы быть здоровым, сильным и крепким мы каждый день что делаем?
Ответы детей. Зарядку, артикуляционную и пальчиковую гимнастику, физминутки, и др.
Педагог. И мы с вами сейчас разомнем наш язычок.
Арт.гимнастика «Чтобы четко говорить»
Чтобы четко говорить
Нужно язычок взбодрить.
Не желаем мы лениться
Любит наш язык трудиться.
Как индюк мы поболтаем:
Бл – был – был, бл – был – был.
Щеки в шарик надуваем
(надувают шарики).
Если нужно для зарядки сделаем язык лопаткой. Вот и размяли язычок.
Педагог. И первое задание – заклинание. Нужно и громко и четко произнести волшебные слова.
Чистоговорки.
Арф – арф – арф – у меня красивый шарф.
Апка – апка – апка - на голове вязаная шапка.
То-то-то – купили новое пальто.
Атки-атки-атки – на руках моих перчатки.
Ожки-ожки-ожки – обул весенние сапожки. (Дети получают жетон).
Выходит Соломинка.
Соломинка. Кто это сюда пожаловал? Вредины и злыдни?
Педагог. Нет, Соломинка, у нас хорошие и добрые ребята. А вот почему ты такая злая, мы догадались. Правда ребята?
Ответы детей.
Педагог. Но ничего, сейчас мы с ребятами тебя расколдуем.
Ребята, давайте превратим Соломинку из злой в добрую, назовем ее ласково. Как назвать ее ласково?
Игра «Назови ласково»
Соломинка – соломиночка;
Педагог. Чтоб Соломинка больше не превратилась в злую, давайте все предметы, которые окружают ее назовем ласково. Дети берут предметы.
У Соломинки в чемодане лежит не шляпа, а шляпка. (отвечают полным ответом)
Сапог – ………………………………….. Здорово, давай мне!
Куртка – …………………………………. Здорово, давай мне!
Кофта – ……………………………………. Здорово, давай мне!
Платье – ……………………………………. Здорово, давай мне!
Кепка – ……………………………………… Здорово, давай мне!
Кроссовки - ………………………………… Здорово, давай мне!
Педагог. Как вы думаете, ребята, до конца ли расколдовалась Соломинка?
Ответы детей. (Нет, она жадной стала).
Педагог. ребята, а вы жадничаете? Молодцы! Давайте научим Соломинку делиться, поиграем с ней в нашу любимую игру.
Игра «Я подарю» (игра с картинками)
- Я свою шляпу подарю……..
- я свои спортивные кроссовки подарю…….
- Я свою коричневую кепку подарю…….. (Игра по предметным картинкам).
Соломинка. Спасибо ребята, что расколдовали меня. За эти сложные задания я, вам подарю 2 жетончика.
Соломинка. Посмотрите, что это? (Показывает на слайд).
Ой, а как же нам выполнить следующее задание? Белая пелена окутала все вокруг. Теперь мы не сможем спасти моих друзей. (Плачет)
Педагог. Не расстраивайся, Соломинка. Вместе мы обязательно справимся, правда, ребята?
- давайте вместе внимательно посмотрим на это облако, как вы думаете оно тяжелое или легкое?
Ответы детей.
Педагог. А кто справляется с тучами, облаками и туманом?
Ответы детей. (Ветер).
Давайте устоим настоящий ветер, но сначала тренировка. Каждый из вас попробует сдуть «кусочек облака» со своего носика.
Упражнение на дыхание «Фокус»
Соломинка. Молодцы, давайте наши ветерки объединим в большой и сильный ветер и сдуем эту пелену на счет три. Раз, два, три!
Дети дуют на слайд. (пелена исчезает и на слайде появляется пропасть). Справились и за это задание получайте жетон.
Педагог. Вот мы и к следующему заданию подошли.
Давайте сядем на стульчики и отдохнём. (Дети садятся на стульчики, мешочек кладут на голову). 5 слайд (Пропасть).
Ребята, посмотрите перед нами пропасть. Мы с вами должны выстроить мост, чтоб перебраться на другую сторону.
А поможет нам наш волшебный мячик знаний и игра
«Слова - Неприятели»(Противоположности).
Я буду говорить слово, а вы его противоположность.
Мальчик Грязнуля –мальчик чистюля;
Был небрежный – стал аккуратный;
Темный костюм – светлый костюм;
Короткий рукав – длинный рукав;
Испачкать одежду – постирать одежду;
Порвать штаны - заштопать (зашить) штаны;
Намочить подол платья – высушить подол платья;
Безобразный вид – красивый вид;
Старое платье – новое платье.
Педагог. За правильное задание еще один жетончик.
Щелчок 5 слайд. На слайде появляется мостик.
Педагог. Вот и мост получился, да вот только, коварная колдунья нам и его испортила. Чтоб пройти по этому мосту, надо быть внимательными и аккуратными.
Соломинка. Ребята, у нас есть коврик, который похож на мостик, давайте по нему и пройдем через пропасть. Только надо быть внимательными, смотреть куда ведут следы, в том направлении и двигаться (прыгать).
Упражнение «Мостик» (нейроковрик)
Соломинка. Все благополучно перебрались? За смелость, ловкость и внимательность дарю вам жетон.
Соломинка. Вот мы и очутились у нашего домика. Ой, а что же тут случилось? У нас никогда столько вещей не было.
Педагог. Не волнуйся, Соломинка, ребята тебе помогут. Мы ведь все немного волшебники, правда ребята? Давайте попробуем превратить 1 предмет в много предметов.
Был 1 мешок, а стало много (чего?) (ответы детей).
А теперь наоборот было много мешков, а остался 1 мешок (ответы детей).
(Педагог раздает детям карточки).
Игра «Много – один»
(Каждый отвечает по своей карточке, полным ответом, затем все вместе с опорой на слайд.)
Было много красных шарфов, а остался один красный….(шарф);
Было много штанов, остались одни …(штаны);
Было много красивых платьев, осталось одно красивое (платье);
Было много теплых шапок, а осталось одна теплая ….(шапка);
Было много меховых шуб, а осталась одна меховая ….(шуба).
Было много пар сапог, а осталась одна пара……(сапог).
Соломинка. Спасибо ребята, что помогли, за это еще один жетончик.
Выходит Блин, Соломинка бежит к нему и хочет его обнять, Блин ее отталкивает.
Блин. Не хочу с тобой дружить!
Педагог. Почему ты, Блин, не хочешь дружить? И обижаешь Соломинку?
Блин. Не хочу и все! Нас всегда Лапоть мирил, а теперь его нет!
Педагог. Ребята, надо помирить Блинчика и Соломинку.
Блин. А как вы это будете делать? Что, вы сами не ссоритесь?
Педагог и дети. Мы знаем много мирилок и если вдруг ребята поссорятся, то с помощью мирилки быстро мирятся и продолжают играть.
Педагог. Хочешь, ребята тебя научат?
Блин. Хочу!
Мирилка.
Хватит нам уже сердится, (грозят пальчиком)
Поскорей давай мириться:
- Ты мой друг! (здороваются руками правой, левой)
-И я твой друг!
Мы обиды все забудем
И дружить как прежде будем! (обнимаются)
Блин. Спасибо Вам ребята! Помогла ваша мирилка. За это вам жетончик.
А как нашего друга к нам из-за Зазеркалья вернуть?
Педагог. Да очень просто! За выполненные задания, ребята получали жетоны, давайте их соберём.
(Дети собирают картинку, получается Лапоть).
Соломинка и Блин. Ой, это же наш друг, Лапоть. Он так любил играть в игру «Дружба» и нас мирил. Давайте поиграем в его любимую игру.
Игра- танец «Дружба».
Выходит Лапоть.
Лапоть (Рефлексия). Спасибо Вам, ребята за помощь! Вы действительно настоящие друзья. Не испугались злой и коварной ведьмы и выполнили все ее задания.
Поделитесь с нами своими впечатлениями, какое испытание вам показалось самым трудным? Что помогло вам помирить моих друзей? Что нужно делать, чтобы быть как вы сильными и смелыми?
Герои. Спасибо большое за вашу смелость и помощь, а мы приготовили вам сюрприз!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.