Литературное чтение
Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «Б»
(1 четверть)
Урок 11
Тема: Т.Жароков
«Земля Казахстана»
Цель:
Познакомить детей со стихотворением «Земля Казахстана» раскрыв основную идею,
воспитание казахстанского патриотизма.
Задачи:
o Отрабатывать навыки детей выразительного
чтения стихотворения. Раскрыть содержание и идею стихотворения.
o Развивать воображение и творческие возможности
детей.
o Воспитывать интерес к чтению, воспитывать
чувство гордости за свою страну
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Анализ тестовых работ.
III. Основная часть.
1) Побуждение.
Учитель читает стихотворение « С чего начинается
Родина?»
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот
С той самой березки, что во поле,
Под ветром, склоняясь, растет.
А может она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
- Ребята, а какие ассоциации у вас возникают со
словом РОДИНА?
2) Реализация
- Сегодня мы с вами познакомимся с одним
стихотворением, которое называется «Земля Казахстана». Написал это
стихотворение Т.Жароков
А) Слово о поэте
Родился 22 сентября (5 октября по новому стилю) 1908 года в с. Урда Джаныбекского района Уральской области в семье бедного скотовода.
Учился в русско-казахской аульной начальной школе, затем в Оренбургском Казахском народно-просветительском институте.
В 1932 году окончил Казахский педагогический институт, с этого же года Жароков — секретарь Союза писателей Казахстана, редактор Казгослитиздата, заместитель редактора газеты «Казак ?дебиетi».
В 1938?1942 годах — литературный секретарь народного акына Жамбыла Жабаева.
Член КПСС с 1939 года.
Является участником Великой Отечественной войны.
Умер 11 марта 1965 года в Алма-Ате.
Печататься начал в 1927 году. Свое первое стихотворение «И смеется солнце золотое» Жароков опубликовал в 1927 году в коллективном сборнике «Подарок поэтов», а в 1928 году было опубликовано еще одно стихотворение «Аэроплан».
В 1931 году в соавторстве с Сагыром Камаловым пишет пьесу «Окровавленная палка». Первый сборник стихов поэта «Сияние звёзд» вышел в 1932. В поэмах Жарокова «Солнце заговорило» (1934), «Поток» (1937), «Лес в пустыне зашумел» (1949), «Сталь, рожденная в степи» (1954), «Буря в песках» (1957) отражен дух советской действительности.
Б) Викторина «Патриот своей страны»
-Как называется основной Закон нашего
государства? (Конституция).
В нашей стране много законов, но основные законы
нашего государства, главные правила, по которым мы живем, записаны в
Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция»
пишется с большой буквы. (Учащимся показывается Конституция РК).
-Когда была принята Конституция нашего
государства? (Конституция, по которой мы сейчас живем, была принята 30 августа
1995 года).
- Этот день стал всенародным праздником.
-Кто и с какого возраста имеет право выбирать
Главу государства? (Граждане Казахстана, достигшие 18-летнего возраста).
- В Конституции записано, что все взрослые имеют
право выбирать главу государства, обязаны защищать Родину, если ей грозит
опасность, что Казахстан – дружная семья равноправных народов.
- А вы - как молодые граждане Казахстана, какие
имеете права и обязанности? (Право на бесплатное обучение в школе, медицинское
обслуживание)
- Вы все правильно сказали и верно выделили ваше
основное право - учиться в школе, получать образование и становиться достойными
гражданами своей Родины.
- А еще в Конституции записано, что мы должны с
уважением относиться к государственным символам страны.
- Что такое «символ».
- Какие государственные символы вы знаете?
(Символы - это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства
и его народа, отображают национальный характер. К государственным символам
любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг и
Государственный Гимн).
Есть они, конечно, и у нашей Родины. Отношение к
символам – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных
символов - это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об
этом и записано в Конституции.
- Какого цвета флаг нашей Родины? (Наш флаг –
прямоугольное полотнище голубого цвета, который обозначает единение и
безоблачное небо, мир и благополучие. В его центре – золотое солнце с лучами,
означает покой и богатство; под ним – парящий степной орел, означает щедрость и
зоркость, высоту помыслов. Вдоль древка вертикальная полоса с национальным
орнаментом. Изображение солнца, лучей, орла и орнамента – золотистого цвета).
- Где устанавливается Государственный Флаг?
(Государственный Флаг постоянно устанавливается на Дворце Президента, на
зданиях Парламента, Администрации Президента, министерств, акиматов, а также
посольств Казахстана в зарубежных странах. Кроме того, флаг поднимается во
время национальных торжеств (мероприятий, праздников). У Государственного Флага
воины принимают присягу о беззаветном служении Родине).
- Что изображено на Гербе РК? (Государственный
Герб РК представляет собой изображение шанырака (верхней сводочной части юрты)
на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся
уыки (опоры), обозначает народы, живущие в мире и согласии на нашей общей
Родине.- Важная часть государственного Герба РК – два мифологических коня. Вся
жизнь кочевников была связана с конем. Это верный друг и помощник человека.
Недаром в древности был обычай хоронить вместе с воином его коня.
- В верхней части герба – пятиконечная звезда –
это символ счастья, света, ведущего по жизни. Звезды, солнце и луна считались
священными, поэтому на нашем Гербе золотая звезда является символом высоких
помыслов и зовущей за собой мечты.
- В нижней части – надпись «Казахстан»,
обозначает название республики.
- Колосья выражают богатство Родины. Герб – это
знак, раскрывающий историю и традиции государства.
- Государственный Герб изображается на печатях,
на монетах, на деловых бумагах, на паспорте, удостоверяющем личность гражданина
Казахстана.)
- Назовите авторов Государственного Гимна РК?
(слова Ж. Нажмеденова , Н. Назарбаева, музыка Ш. Калдаякова)
- Государственный Гимн слушают стоя. Этим
выражают глубокое уважение к нашему Государству. Долг каждого гражданина –
знать текст Государственного Гимна наизусть.(учащиеся слушают Государственный
Гимн)
- Неправда ли, торжественная музыка? Когда мы
слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость.
Шопенгауэр говорил: «Самый распространенный вид
гордости – это национальная гордость». Каждый человек, живущий на планете,
испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и
историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы
построить светлое будущее.
Наш сегодняшний разговор подходит к концу. Мне
очень хочется верить, что он не прошел впустую.
Звучит стихотворение
в) Первичное чтение учителем.
Я читаю, вы следите. Возьмите карандаши в руки и
отмечайте незнакомые слова.
г) Словарная работа.
Какие слова были непонятны?
Тучный - жирный, упитанный.
Сень – покров.
д) Воспроизводящая беседа.
- Что вас привлекло в этом стихотворении?
- Какое настроение у вас вызвало?
е) Вторичное чтение детьми.
- А теперь вы будете читать это стихотворение.
- С какой интонацией надо читать это
стихотворение?
- Прочитайте.
ж) Анализ стихотворения.
- Какой увидел свою родную страну поэт?
- Что он разглядел?
- Какие эпитеты и сравнения использует?
IV. Рефлексия.
- Кто скажет, с каким стихотворением мы сегодня
познакомились?
- О чём оно?
V. Домашнее задание.
Стр. 106 выучить стихотворение наизусть.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.