Тема урока: « Я хочу видеть этого человека!» Обобщающий урок по творчеству С.А. Есенина
Оценка 4.8

Тема урока: « Я хочу видеть этого человека!» Обобщающий урок по творчеству С.А. Есенина

Оценка 4.8
doc
10.12.2019
Тема урока: « Я хочу видеть этого человека!» Обобщающий урок по творчеству С.А. Есенина
vesenniy_dozhd.doc

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Муниципальное казенное общеобразовательное  учреждение

"Газиянская основная общеобразовательная школа"

 

План  конспект

открытого урока

по литературе 11 кл

Тема урока: « Я хочу видеть этого человека!» Обобщающий урок по творчеству С.А. Есенина

 

 

 

 

 

 

Выполнила

Учительница МКОУ «Газиянская ООШ»

Джамбуева раисат Ашурбековна

Дата проведения:       25.01.2018г

 

 

Тема урока: « Я хочу видеть этого человека!» Обобщающий урок по творчеству С.А. Есенина

Цель урока: «За образом поэта увидеть человека».

Задачи урока:

1. учащиеся раскроют секрет обаяния стихов, личности Есенина, увидят многогранность творчества  поэта./ Через чтение стихов Есенина /

2. дети будут учиться мыслить, анализировать. / Через составление пятистишия, ассоциативной карты /

3. дети будут учиться отстаивать свое мнение, слушать и слышать друг друга / Через групповую работу /.

 

Стратегии: 3-х этапный урок, групповая работа, пятистишие.

 

Материалы: Портрет Есенина, высказывания о поэте, цветовая шкала, бумага, фломастеры, скотч, запись песен на стихи Есенина.

 

 

Если Пушкин- осень,                                                                                       Поэзии российской                                        

                                                                                                                            Даров души его не счесть

Ты у нас - весна!

                 Петр Орешин.                                                                                                           А. Гатов.                                                  

 

«Самое драгоценное в нем- образ родной природы, лесной, среднерусской, рязанской, переданное с ошеломляющей свежестью, как она далась ему в детстве».

                                                                                  Борис Пастернак.

 

Ход урока:

 

I. Слово учителя.

 

В русской поэзии имя Сергея Есенина стоит особняком. Он не уходил в мистические дали, ему удавалось избежать влияния других поэтов, благодаря чему поэзия его стала одной из самобытнейших. В ней легкость пушкинского стиха сочетается с детской наивностью, любовью к природе, Родине. Мелодичность и плавность строчек стихотворений принесли поэту всеобщее признание. Даже на фоне нашей неповторимой эпохи четко выделяется эта красивая, неповторимая фигура- Сергей Есенин. Где бы поэт ни появлялся, он обращал на себя внимание, к нему невольно приковывались взгляды, и он оставался в памяти надолго, если не навсегда. Может быть, сожженный этой своей красотой и славой, и погиб Сергей Есенин.

     Сегодня на уроке мы постараемся «за образом поэта увидеть человека». Один из героев поэмы Есенина страстно воскликнул: «Я хочу увидеть этого человека!» Вслед за ним эти слова повторяем и мы. Мы хотим видеть Есенина, поэта, человека.

     Ребята, работая в группах, занимаясь исследованием, попытаются раскрыть секрет обаяния стихов Есенина, его личности.

 

IIРеализация

 

Групповая работа: составление ассоциативных карт.

 

Рассказы детей / Работа в группах/

о семье поэта;

                        об отношении к животным;

                     о любви в жизни Есенина;

                                            образ русской природы в поэзии поэта;

                        цветопись в стихах Есенина;

              Кавказ в жизни поэта.

 

В этом имени- слово «есень».

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем от русских песен-

Поднебесье, тихие веси,

Сень березы

И синь- рассвет.

Что-то есть в нем и от весенней

Грусти, юности, чистоты...

Только скажут:

Сергей Есенин-

Всей России встают черты:

И весенних осин сережки,

И рязанского неба ширь,

И проселочные дорожки,

И приокские камыши.

           Фамилия Есенина- русская- коренная, в ней звучат языческие корни- Овсень, Таусень, Осень,Ясень,- связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками... Сам Есенин действительно деревенский, русый, кудрявый, голубоглазый,с задорным носом.

           Есенину присущ тот стародавний, порожденный на берегах туманных тихих рек, в зеленом шуме лесов, в травяных просторах степей, этот певучий дар славянской души, мечтательной, беспечной таинственно- взволнованной голосами природы.

Он пришел целовать коров,

Слушать сердцем овсяный хруст.

Глубже, глубже, серпы стихов!

Сыпь черемухой, солнца куст!

           Есенинская лирика чрезвычайно живописна, картины природы нарисованы чистыми, яркими красками. Тона часто контрастны: с синим сочетается золотой, красное пятно выделяется на зеленом. Синий цвет- цвет родной оки, неба, родины. Сама Родина- голубая. Русь, поле голубое, вечер- синий, мать осина голубая, и даже возрождение чувств в потухшем сердце- пожар голубойю

         Я покинул родимый дом,

         Голубую оставил Русь.

         Свет небес все синей

         И синей

          Ситец неба такой голубой

          Море тоже рокочет

          Песнь.

 

Звучат стихи:

«Покраснела рябина,

Посинела вода»

«Береза»

«Вот оно,глупое счастье»

 

 

Стихи Есенина - самые биографичные. Трогает и подчиняет в стихах Есенина любовь ко всему земному, к тому, что мы забываем, что удаляется от нас в грохоте, в суете, в городской сутолоке и чего нет среди камня и асфальта. Недаром так трогательно писал поэт о зверях и так хорошо их чувствовал: «для зверей приятель я хороший» / Стихотворения:

 «Корова»

«Песнь о собаке»

    С глубокой тоской рассказывал Есенин о родном селе Константинове на берегу Оки и, вероятно, из патриотизма, преувеличивал его красоты. Выходило, что такого места нет на земле. И с такой любовью перечислялживотных, памятных с детства, не забывая ни единого щенка или котенка. А в городе не мог равнодушно пройти мимо лошади, дворового пса. Сидя на скамеечке московского бульвара, любил подсвистыывать птицам. С лохматыми собаками разговаривал на каком-то особом. Вполне понятном им языке.

 

 

Любовь в жизни Есенина.

 

Айседора Дункан- талантливейшая возродительница античного танца, приехала в Советскую Россию по приглашению А.В. Луначарского летом 1921 года.О первой встрече Айседоры и Сергея Есенина ходило немало легенд. Вот одна из них. Есенин глядел равнодушно на выступление учениц знаменитой танцовщицы.Но затем начала свой танец Айседора. Точный, необычайный полет ее тела и тонкая выразительность жеста захватила присутствующих. Дыхание подлинного искусства прошло над притихшим залом. Есенин широко раскрыл восхищенные глаза. Он, русский человек, в эту минуту и сам почувствовал себя на счастливых берегах древней Эллады, рождавшей богов и героев.

   По окончании танца он вскочил с места и на огромном зеркале, идущем во всю стену, острым камешком своего кольца начертил два четких слова: «Люблю Дункан» и поставил три огромных восклицательных знака. Мировая знаменитость,избалованная непрестанными успехами, очевидно, в первый раз в жизни столкнулась с подобным выражением восторга.

    Любил ли  Есенин ее или нет? Думаем, что любил. Это была великая артистка. И очевидно, это был большой человек. Приехать в «большевистскую» Москву с намерением бескорыстно отдать свой талант- это совсем не то, что современные гастроли зарубежных артистов.она говорила, что только Россия может быть родиной не купленного золотом искусства.

          И разве Есенин не мог не почувствовать ее обаяние? Неоднократно он с восхищением говорил о ее танцах. Их недолгая совместная жизнь оказалась горькой. Но какая полынь отравила этот роман. мы не знаем.

Звучат стихи:

«Клен ты мой опавший»

«Заметался пожар голубой»

 

 

                                       

Есенин и Кавказ.

 

    Сила внутреннего стремления влекла его на Восток. Он увидел Среднюю Азию и Кавказ,читал наизусть переводы стихов Фирдоуси, Омара Хайяма, Саади. Есенин писал своему другу в те дни: «Поймите и Вы, что я еду учиться. Я хочу проехать даже в Шираз и думаю, проеду обязательно. Там ведь родились все лучшие персидские лирики». Как жаль, что он не попал в Персию! Нам остались только его «Персидские мотивы». Как жаль, что он не задержался на Кавказе! Уже в его обращении к Кавказу звучало признание:

                                            Ты научил мой русский стих

                                             Кизиловым струиться соком…

Сердечна была его дружба с грузинскими поэтами:

                                             Я- северный ваш друг

                                              И брат!

                                             Поэты все единой крови!

Грузинский период творчества С. Есенина был одним из самых плодотворных: за этот период он написал чуть ли не треть всех своих стихов последнего времени. Кавказ, как когда-то для Пушкина и для Есенина оказался новым источником вдохновения.

 

Дети читают стихотворения Есенин:

«На Кавказе»

«Поэтам Грузии»

«Шаганэ ты, моя Шаганэ»

   

О цветописи.

Существуют исследования зарубежных психологов, в которых доказывается, что выбор определенного цвета нередко отражает настроение, психическое состояние человека в момент жизни.

- Анализ и исследование отдельных стихотворений С.Есенина, относящихся к  разным периодам жизни поэта.

Обращается внимание на поэму «Черный человек», написанную 14 ноября 1925 года.

Дополнительный материал: Цветовой тест Люшера — психологический тест, разработанный доктором Максом Люшером. Цветовая диагностика Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Тест Люшера позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов.

Тест Люшера основан на том опытном факте, что выбор цвета отражает нередко направленность исытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Это т.н. "глубинный" тест. Предпочтение того или иного цвета неосознанное. Цвета окружают нас повсюду: мир вокруг пестрит всей гаммой оттенков, однако часто ли Вы задумываетесь о том, насколько огромное значение играют цвета в нашей жизни? С ними мы ассоциируем настроения, события, людей. Мы выбираем предметы одежды и быта по их цветовому соотношению, чтобы окружить себя той палитрой, в которой будет психологически комфортно и приятно находиться. Это не случайность. 

В 1948 году психолог Макс Люшер создал тест, который перевернул мир психологии. На сегодняшний день этот тест входит в тройку самых точных психологических тестов, его применяют практикующие врачи-психотерапевты, психологи, а также работодатели в серьёзных крупных компаниях и организациях.

Тот, кто отклоняет красный цвет как несимпатичный, находится в состоянии перевозбуждения и легко раздражается. Он чувствует себя в таком состоянии, которое можно сравнить с пылающим красным цветом. Если кто-либо «загорается» яростью, то про него говорят: «Он видит красное». В таком состоянии совершенно не выносят раздражающий красный цвет и воспринимают его не как собственную силу и мощь, а как возможную угрозу.

Тот, кто отклоняет красный или какой-либо другой основной цвет (синий, зеленый, желтый) как несимпатичный, конечно, испытывает страх не перед красящим веществом, а перед действием, которое вызывает этот цвет в его чувствах, например, возбуждение при красном цвете. Синий цвет также легко понятен. Он также отражает физиологическую и психическую потребность, а именно покой.

Желтый цвет воспринимается нами как солнце, светлым и сверкающим. Желтый цвет — легкий, сияющий, возбуждающий и поэтому согревающий.

Белый — это граница начала и согласие; черный — это отрицание и граница, за которой прекращается «цветовая» жизнь. Поэтому черный цвет выражает идею «ничто»; ничто, как абсолютный отказ, как смерть или как «нет» в боевом протесте. Знамена анархических и нигилистских союзов были черными; знамя мира — белого цвета. Черный выражает застой, защиту и вытеснение возбуждающих влияний. Кто ставит черный цвет на первое место, тот из упрямого протеста восстает против своей судьбы.

III. Рефлексия.  Составление пятистишия. ( Работа в группах).

Есенин

           

       

         

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д/з: сочинение «Мой Есенин»

 

Тема урока: « Я хочу видеть этого человека!» Обобщающий урок по творчеству С.А. Есенина

Тема урока: « Я хочу видеть этого человека!» Обобщающий урок по творчеству С.А. Есенина

Тема урока: « Я хочу видеть этого человека!» Обобщающий урок по творчеству С.А. Есенина

Тема урока: « Я хочу видеть этого человека!» Обобщающий урок по творчеству С.А. Есенина

Тема урока: « Я хочу видеть этого человека!» Обобщающий урок по творчеству С.А. Есенина

Тема урока: « Я хочу видеть этого человека!» Обобщающий урок по творчеству С.А. Есенина

Тема урока: « Я хочу видеть этого человека!» Обобщающий урок по творчеству С.А. Есенина

Тема урока: « Я хочу видеть этого человека!» Обобщающий урок по творчеству С.А. Есенина

Тема урока: « Я хочу видеть этого человека!» Обобщающий урок по творчеству С.А. Есенина

Тема урока: « Я хочу видеть этого человека!» Обобщающий урок по творчеству С.А. Есенина

Тема урока: « Я хочу видеть этого человека!» Обобщающий урок по творчеству С.А. Есенина

Тема урока: « Я хочу видеть этого человека!» Обобщающий урок по творчеству С.А. Есенина

Тема урока: « Я хочу видеть этого человека!» Обобщающий урок по творчеству С.А. Есенина

Тема урока: « Я хочу видеть этого человека!» Обобщающий урок по творчеству С.А. Есенина

Тема урока: « Я хочу видеть этого человека!» Обобщающий урок по творчеству С.А. Есенина

Тема урока: « Я хочу видеть этого человека!» Обобщающий урок по творчеству С.А. Есенина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2019