1. Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов. Познакомить с историей народной игрушки – матрешки, ее внешним обликом, особенностями росписи Полхов – Майданской и Загорской матрешки.
2. Расширить знания об особенностях и своеобразии хохломской и городецкой росписи – их производстве и истории.
3. Закрепить знания о дымковских и филимоновских игрушках (история возникновения, цвета, элементы).
4. Совершенствовать умение расписывать бумажные силуэты по мотивам городецкой росписи с характерными элементами (ромашки, бутоны, купавки, розаны, оживки).
5. Развивать эстетические чувства, эмоции, интерес к русскому народному творчеству.
6. Воспитывать уважение к работе народных мастеров.
Документ Microsoft Office Word (2).docx
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов. Познакомить с
историей народной игрушки – матрешки, ее внешним обликом, особенностями
росписи Полхов – Майданской и Загорской матрешки.
2. Расширить знания об особенностях и своеобразии хохломской и городецкой росписи
– их производстве и истории.
3. Закрепить знания о дымковских и филимоновских игрушках (история
возникновения, цвета, элементы).
4. Совершенствовать умение расписывать бумажные силуэты по мотивам городецкой
росписи с характерными элементами (ромашки, бутоны, купавки, розаны, оживки).
5. Развивать эстетические чувства, эмоции, интерес к русскому народному творчеству.
6. Воспитывать уважение к работе народных мастеров.
Материал: Кукла – Марья — искусница; ребенок – Матрешка; сундучок, глина;
хохломская, городецкая посуда; дымковские, филимоновские игрушки; Семеновская,
Полхов-Майдановская, Загорская матрешки; иллюстрации и силуэты предметов
народного промысла; фланелеграф; части хохломской вазы, для игры «Собери
предмет»; записи народных мелодий; кисти, гуашь, баночки с водой, салфеточки,
затонированные силуэты цветов; конфеты, для сюрпризного момента.
Организация: Дети сидят за столами по 2 человека. На доске — силуэты пяти
предметов (дымковская, филимоновская игрушки; матрешка; хохломская, городецкая
посуда), силуэты цветов по количеству детей.
Ход:
Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Поприветствуйте их.
В течение всего времени мы с вами совершали путешествия в мир красоты, добра, в
мир удивительных творений народных умельцев, которыми славиться наша Россия.
Сегодня мы вспомним и расскажем о тех удивительных предметах, которые делают
народные мастера.
Удивительному чуду
Мы поклонимся ни раз.
О промыслах народных
Пойдет сейчас рассказ.
(Звучит муз., входит девочка-Матрешка.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла Матрешка. (Грустно
здоровается) Матрешка, отчего ты такая печальная? Матрешка: Пришла я к вам из города Мастеров. Беда у нас приключилась. Жила у
нас девушка, по имени Марья. И такая она была мастерица: и шить, и вышивать, и
игрушки лепить умела, а посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься.
Прослышал о Марье — искуснице Кощей Бессмертный, налетел на город, схватил ее и
унес в свое Кощеево царство, и исчезла вместе с Марьей радость и красота.
Помогите, ребята, освободить Марью и вернуть людям красоту и радость.
Воспитатель: Не переживай, Матрешка. Мы обязательно с ребятами что – нибудь
придумаем. Ребята, поможем Матрешке? Но, сначала нужно отгадать загадку.
Именно она подскажет нам, что нужно делать.
От дома начинается
У дома и кончается…(дорога)
Правильно, дорога. Именно она приведет нас в Кощеево царство. Но дорога эта
дальняя и трудная. На пути нас ожидают сложные вопросы и только, ответив на них
правильно, вы сможете освободить Марью и вернуть людям красоту и радость.
— Вы готовы? Тогда в путь!
И так, первая загадка. Вот волшебный сундучок! С помощью подсказок вы должны
определить, что в нем лежит. Ее находят в земле. Она бывает твердая, как камень.
Если пойдет дождь, она становится скользкой – можно упасть, испачкаться. Если в
воде размочить, она становится мягкой и из нее можно лепить посуду, игрушки и
свистульки, зверей и птиц. Можно вылепить кувшин. Что находится в волшебном
сундучке? (Глина)
— Какие мастера используют в своей работе глину? (Дымковские и Филимоновские)
— Как называют мастера, который делает предметы из глины? (Гончар)
I. — Ребята, как вы думаете, силуэт какой игрушки заколдовал Кощей? (Дымковской
барыни).
Дымковские мастера лепят не только барыню. Они лепят разные забавные фигурки
людей, животных, птиц.
— Перечислите названия игрушек, которые вы видите на столе. (Ответы)
— Почему эти игрушки называются Дымковскими? (Их делают в селе Дымково)
— Как появились на свет Дымковские игрушки?
Ребёнок: Дымковские игрушки появились на свет очень давно. Жили в одном селе
люди, когда на улице было очень холодно, они в домах затапливали печь. Дыма на
улице было так много, что ничего не было видно. Один дым. Вот и назвали то село
Дымково. В те времена у детей игрушек не было. Вот взрослые и начали лепить для
них разные игрушки из глины.
— В какое время года взрослые лепили игрушки?
— Почему лепили зимой? (Весной, летом и осенью у них было много работы в огороде,
дома, на скотном дворе. А зимой было больше свободного времени, поэтому и лепили
зимой) Воспитатель: Правильно. Глину они набирали на берегу реки Вятке, которая
протекала рядом с селом и лепили из нее забавные фигурки, обжигали их в печи,
покрывали мелом, разведенным на молоке, а затем расписывали красками. Так и
появились Дымковские игрушки.
Да, эти игрушки яркие веселые задорные полюбились детям. К тому же многие из них
были свистульки и у каждой свой неповторимый звук.
— Ребята, зачем игрушек делали много? (готовились к празднику Свистунья)
Правильно. Он проходил с музыкой, качелями, каруселями, свистом. Люди верили,
что свистом могут прогнать темные силы. (Свистят. Воспитатель переворачивает
силуэт цветным изображением.)
II. — Как вы думаете, о каких игрушках пойдет сейчас речь? (Воспитатель обращает
внимание детей на силуэт Филимоновской игрушки)
— Почему вы так думаете? (У Филимоновских игрушек сильно-сильно вытянутое тело,
длинные шеи, маленькие головки, короткие ноги у животных и птиц)
— Кто расскажет, где делают эти игрушки?
Ребёнок: Эти игрушки делают в деревне Филимоново, поэтому они и наз.
Филимоновскими. Делают их из глины, которую добывают в глубоких оврагах. Глина
там мягкая, рукам послушная и цветная – белая, красная, розовая, желтая, оранжевая
и даже черная. Все игрушки не простые, а свистульки. У людей они спрятаны в
предметы, которые держат в руках, а у птиц и животных — в хвостиках или ножках-
подставочках.
Воспитатель: Да, ребята, эти игрушки яркие, красочные, забавные, высокие и такие
вытянутые, будто всегда чему-то удивляются.
Сравнение:
СХОДСТВА
1. Сделаны из глины
2. Расписаны яркими красками (желтый, синий, зеленый, малиновый, оранжевый,
черный)
РАЗЛИЧИЯ
1. Филимоновские — имеют удлиненную фигуру: узкие плечи, толстую шею, плавно
переходящую в слишком маленькую головку. На голове барыни и кавалеров
маленькие шляпки.
Дымковские — пышную фигуру, крупную голову, на голове кокошники, шляпы.
2. Филимоновские — без волос, а Дымковские — с косой ниже пояса
3. Элементы:
Дымковские: точки, линии, круги, овалы
Филимоновские — точки, линии из которых составлены узоры в виде елочек,
звездочек, цветов, похожих на солнце. 4. Филимоновские – все свистульки, а Дымковские – не все.
(Воспитатель переворачивает силуэт)
III. Разъемная, деревянная, расписная кукла с сюрпризом.
Ее можно разбирать и собирать. (Матрешка)
— Кто мастерит деревянных сестриц? (Вытачивает токарь)
— Кто расписывает матрешек? (Художник)
— Кого изобразил художник, расписывая матрешку? (крестьянскую девочку в
сарафане, платочке, фартучке)
— Откуда в России появилась матрешка? (Ее привезли из Японии)
— Кто расскажет об этом подробнее?
Ребёнок: Много лет назад, в Россию из Японии, купцы привезли маленькую куколку,
внутри которой оказались еще несколько фигурок. Эта фигурка изображала старичка
– мудреца Фукурума. Голова у него была вытянута, потому что он много думал.
Фигурки эти понравились взрослым и детям, и через некоторое время в России
появились игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. Одеты они
были в русскую одежду: сарафан, фартуки. И назвали этих кукол Матренами или
ласково Матрешками.
Воспитатель: Да, ребята, в то время имя Матрена было очень распространенным, вот
поэтому и назвали куколку этим именем. Первая русская матрешка была выточена
токарем В. Звездочкиным и расписана по эскизам художника С. Малютина. Состояла
она из 8 фигурок и изображала девочку в сарафане и платочке, с черным петухом в
руках. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь
отличались друг от друга, а последняя, 8-ая, изображала завернутого в пеленки
малыша. Мастера пытались изменить матрешек. Они делали фигурки по сказкам,
создавали целые семьи из матрешек. Пытались изменить их форму и вытачивали
фигурки в виде древнерусского шлема, в виде конуса, но они не нашли спроса. Так и
осталась матрешка традиционной формы. Эти игрушки делают до сих пор. Матрешки
бывают разные: загорские, полховмайданские, семеновские. Каждая матрешка имеет
свое лицо, свой наряд, свой характер.
Загорские матрешки устойчивые, толстобокие, в сарафанчике, кофточке с вышивкой,
в переднике с вышитым узором или с цветами, в красных, синих, зеленых платках.
Полховмайданские — стройные, удлиненные, маломестные или даже совсем
неразъемные с маленькой длинной головой. По желтому фону разбросаны малиновые
цветы да ягоды, зеленые листья.
У Семеновских матрешек на передничке всегда букет ярких цветов, желто-красные
полушалки. На щеках малиновый румянец, прямой пробор волос, брови дугой и ротик
бантиком.
— Ребята, что можно сказать о характере этих игрушек? Какие они?
Все матрешки яркие веселые пригожие, потому что делают их талантливые мастера.
В наше время Матрешку знают во всем мире. Стала она русским сувениром. (Воспитатель переворачивает силуэт матрешки)
Хороводная игра «Подарки»
IV. Д/и «Собери предмет»
— Что это?
— Какая ваза? (Хохломская)
Воспитатель: Эта волшебная, сказочная роспись появилась давным-давно в селе,
которое называется Хохлома. Отсюда и название ее Хохломская роспись. Жили в этом
селе люди, которые любили петь песни, мечтать, любоваться цветением травы,
созреванием ягод. Все это и отразили они на предметах, которые находятся перед
вами.
Труден путь изготовления хохломских изделий. Сначала токарь вытачивает изделие,
затем их покрывают глиной, льняным маслом, натирают алюминиевым порошком,
затем расписывают, покрывают лаком и ставят в печи. После обжига она приобретает
золотистый оттенок. Вот почему хохломскую роспись часто называют Золотой.
Хохломская посуда имеет разные названия.
— Назовите те, которые вам хорошо знакомы. (Ложка, ваза, стаканчик, солонка,
кружка и т.д.)
— Из каких элементов состоит узор?
Правильно. Узоры из цветов и листьев, травы и ягод, т.е. из того, что растет,
называется растительным элементом.
— Какие цвета используют художники? (Красный, зеленый, желтый, черный)
Для фона художники используют красный, черный, желтый цвет.
(Воспитатель переворачивает силуэт Хохломского изделия)
V.
Из липы доски сделаны,
И прялки и лошадки…
Цветами разрисованы
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар – птицы ввысь летят
И точки черно – белые
На солнышке блестят.
— О какой росписи пойдет сейчас речь?
— Почему так думаете?
Воспитатель: Городецкие игрушки, посуду издавна делают в г. Городец, который
расположился на берегу реки Волга. Отсюда и получили они свое название Городецкие. Когда-то там строили для всей Волги корабли. Да не простые, а дивно
разукрашенные, с всякими разными фигурами и узорами, и дома в Городце украшали
и украшают узорами, поэтому они похожи на сказочные терема. Самая красивая
Городецкая игрушка – это конь. Его рисуют на деревянных дверцах шкафов и
шкафчиков, на спинках детских стульчиков, на тарелках, которые вешают на стены. И
обязательно коня окружают яркие сказочные цветы. Рисуют и диковинных птиц. И
получается как-будто эти кони мчаться в каких-то сказочных садах или даже в целых
сказочных царствах. Мчатся кони, летят кони, словно это и кони и птицы
одновременно. Рисуют художники и диковинных птиц.
— Кто покажет и назовет птиц?
— Какими еще элементами украшают художники городецкие изделия?
— Как называются цветы?
— С чего начинают рисовать цветы?
— Какие 3 главные краски используются в городецкой росписи?
— Как получают голубой, розовый оттенок?
— Как называются мазки, при помощи которых художники оживляют изображения?
— Какой краской наносят оживки?
(Воспитатель переворачивает силуэт Городецкой доски)
Заколдовал Змей Горыныч все городецкие цветы, и если мы не вернем им прежнюю
красоту, то не освободим и Марью. Что же делать, ребята?
— При помощи чего их можно расколдовать? (При помощи красок и кисти)
Дети рисуют. Приклеивают свои работы.
Вот и вернулась Марья – искусница. (Она благодарит ребят, дарит им Волшебный
сундучок. Происходит чудо… Глина, которая находилась в сундучке, превратилась в
конфеты Хохлома.)
Тема : «Матрешка»
Тема : «Матрешка»
Тема : «Матрешка»
Тема : «Матрешка»
Тема : «Матрешка»
Тема : «Матрешка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.