Тема: «Движение в одном направлении».

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: познакомить учащихся с новым видом задач на движение (вдогонку). Задачи: обучающие: учиться читать и записывать инфор¬мацию, представленную в виде различных математических моделей, строить высказывания, продолжать учиться называть цели конкретного задания, алгоритм (план работы), проверять, исправлять и оценивать результаты работы так, как это было описано ранее. развивающие: способствовать развитию математического мышления, познавательной активности обучающихся, умения пользоваться математической терминологией. воспитательные: продолжить работу по воспитанию взаимопомощи, культуры общения, способствующей созданию благоприятного психологического климата; воспитывать внимание, самостоятельность, самоконтроль, аккуратность, прививать интерес к предмету. Оборудование: презентация, ТСО, индивидуальные листы для схем. Тип: ОНЗ Форма: ИР,ПР,КР,ФР Метод: частично-поисковый, интерактивный, словесно-наглядный.
Иконка файла материала 3 (31).docx
Тема: «Движение в одном направлении». Цель урока: познакомить учащихся с новым видом задач на движение  (вдогонку). Задачи:  обучающие: учиться читать и записывать информацию, представленную в  виде различных математических моделей, строить высказывания, продолжать  учиться называть цели конкретного задания, алгоритм (план работы),  проверять, исправлять и оценивать результаты работы так, как это было  описано ранее. развивающие: способствовать развитию математического мышления,  познавательной активности обучающихся,  умения пользоваться  математической терминологией. воспитательные: продолжить работу по воспитанию взаимопомощи,  культуры общения, способствующей созданию благоприятного  психологического климата; воспитывать внимание, самостоятельность,  самоконтроль, аккуратность, прививать интерес к предмету. Оборудование: презентация, ТСО, индивидуальные листы для схем. Тип: ОНЗ Форма: ИР,ПР,КР,ФР Метод: частично­поисковый, интерактивный, словесно­наглядный. Ход урока: 1. Вводно­мотивационная часть Загадка: Всем она давно знакома­ Ждёт послушно возле дома, Только выйдешь из ворот­Куда хочешь поведёт. (дорога)        Слайд 2. ­Какое действие совершают машины по дороге? ­ Прочитайте дружно, хором наш девиз ( на доске): Смело иди вперед, Не стой на месте, Чего не сделает один, Сделаем вместе! 2. Актуализация знаний. Минутка чистописания   (на доске): Минутка чистописания: 3  33  333 – Установите закономерность и продолжите ряд чисел до конца строки.  (Тройка третий из значков, состоит из двух крючков.) – Запишите правильно и красиво следующий ряд чисел: 3,    6,    9,  12,  15,  18,  21,  ...,  ..,  .. . 9,  18,  27,  36,  45,  54,  63,  72,  81,  90 – Что скажите? Что интересного заметили? – Продолжите закономерность, запишите следующие три числа. – Увеличьте в три раза каждое число и запишите результат.  – Проверка. – Скажите, а где в жизни встречается число 3? (Треугольник, трио,  тройник, «вчера, сегодня, завтра», «прошлое, настоящее, будущее»,  тройка в сказках, мифах, легендах: три богатыря, трехголовый змей,  тройка лошадей, три девицы, тридевятое царство, три дороги на  распутье) СЛАЙД 3: – А что объединяет эти слова: Австрия, сестрица, стриж, устрица,  осетрина? (Число три). – Число три встречается не только в словах, но и в пословицах и поговорках. СЛАЙД 4:  Крылатые слова: «Не узнавай друга в три дня, а узнавай в три года»  «Слезы в три ручья»  «Заблудиться в трех соснах» 3.Устный счет. 1)Цепочка примеров. Расшифруй слово. Слайд 5 Скорость. 2) Выбери  правильное утверждение: Слайд 6 З) Расположите дроби в порядке возрастания.  Слайд 7.     8/18     4/18     2/19     9/18     11/18     14/18    10/18     1/18 Ж           И         В          Е           И           Е           Н           Д (Движение)   Ученики   записывают   дроби   в   нужном   порядке   у   себя   в     рабочих тетрадях Самопроверка записи – на слайде (клик мышкой) Слайд 7. ­ Прочитайте, что у вас получилось? (клик мышкой) Дети: 1\19,  2\19, 4\19, 8 \19, 9\19, 10\19, 11\19, 14\19. ­ Что такое движение?  Д: ­ Движение – это перемещение  ...   в пространстве         ­ Запомните. Движение , скорость ­  это ключевые слова нашего урока. ­ А математическая разминка – это движение мысли.     4.Закрепление  пройденного. ­ С какими видами движения вы знакомы? (Встречное движение, движение в противоположных направлениях, движение с отставанием в одном  направлении). А теперь давайте решать задачи на одновременное движение разного вида. – Вспомните, какие могут возникнуть ситуации в задачах на одновременное  движение? Ситуация 1. Два объекта начинают движение одновременно навстречу друг  другу. Ситуация 2. Два объекта начинают движение в противоположных  направлениях. Ситуация 3. Два объекта начинают одновременно движение в одном  направлении.СЛАЙД  8:   Давайте вспомним как называется расстояние, на которое  сближаются движущие объекты за единицу времени? Скорость сближения –  Vсбл.. СЛАЙД  9:   Как называется расстояние, на которое удаляются движущиеся  объекты за единицу времени?  Скорость удаления – Vуд. СЛАЙД 10:   Что происходит с расстоянием между движущимися объектами при встречном движении и при движении вдогонку? ( Расстояние  уменьшается). СЛАЙД 11:     Что происходит с расстоянием между движущимися  объектами при движении в противоположных направлениях и при движении с  отставанием? (Расстояние увеличивается). 5. Проблемная ситуация. Решите задачи по  схемам (схемы раздать  каждому).  СЛАЙД 12­13:     ­ Почему не удалось решить вторую задачу? ­  Это задача на движение  вдогонку. ­ Не умеем находить скорость сближения при движении вдогонку. 6. Постановка учебной задачи. ­ Какова же тема нашего урока?   Задачи на движение в одном направлении вдогонку. ­ Какие цели мы поставим? 1)  познакомиться со скоростью сближения при движении вдогонку; 2) научиться решать задачи на движение вдогонку. 7.      «Открытие» учащимися нового знания. а) Работа над задачей стр. 230 №3  ­ Вначале понаблюдаем, что происходит с объектами при движении вдогонку. Заполним таблицу, чтобы сделать верные выводы. (Текст задачи на стр.230 №3, чертежи с числовым лучом, таблица  у  каждого ученика.)­ Прочитайте условие вслух. Из городов, длина пути между которыми 240км, одновременно в  одном направлении выехали автомобиль и автобус. Скорость  автомобиля 80 км/ч, а скорость автобуса 56км/ч. Сколько километров будет между ними через 2 часа? Разбор задачи: ­В какой точке находится автомобиль?  В точке 0. ­ А автобус?   В точке 240. ­ Какое между ними расстояние до начала движения?   240 км ­ Занесите в таблицу. ­ Покажите на числовом луче, где будет находиться автомобиль через час.  В точке 80. ­ И где через час будет находиться автобус.   В точке 296 . ­ Как изменилось расстояние между ними? Расстояние между объектами за  каждую единицу времени будет уменьшаться на одно и то же число. ­ Как это записать? (Vб ­ Vм) ­Составьте выражение и внесите запись в таблицу. 240 – (80­56) × 1 = 216 км ­ Покажите на числовом луче, в каких точках будут находиться автомобиль и  автобус через два часа.   В точках 160 и 352 ­Узнайте, какое расстояние стало между ними через два часа, запишите  выражение в таблицу     240 – (80­56) × 2 = 192 км ­ Сделайте вывод, с помощью какой формулы мы узнали, как изменяется  расстояние при движении вдогонку? d = S – (V 1– V 2) × t ­ Запишите формулы зависимости между величинами: S, t, V. Vсбл= (V 1– V 2),       Sп = Vсбл. × t,t встр.= S : (V 1– V 2), V 1= S : t – V 2, d = S – (V 1– V 2) × t. 8.Закрепление: Слайд 14: а) Старуха Шапокляк забыла в автобусе авоську и заметила это, когда  автобус отъехал от неё на расстояние 200 метров. Она срочно помчалась за  автобусом со скоростью 120 м/мин. Скорость автобуса 840 м/мин. Сможет ли  Шапокляк догнать автобус? На каком расстоянии от автобуса она будет через 2 минуты бега? (На доске схема и 1 ученик решает у доски). – Как двигаются объекты в данной задаче? (В одном направлении с  отставанием)  – Сколько вопросов? – Прочитайте 1 вопрос. – Как вы думаете сможет ли Шапокляк догнать автобус? Почему?  (Расстояние между объектами увеличивается, поэтому встреча не  произойдет.) – Что происходит с расстоянием между объектами? – Объекты сближаются или удаляются? Значит находим Vуд.. – Решите задачу выражением. Проверяем. СЛАЙД 15:  Проверка задачи у доски. – Как двигаются объекты? (в одном направлении, вдогонку)  б) Исследование: движение в одном направлении (ПР).  Выслушивание нескольких пар. 9. Рефлексия. ­ Что такое скорость сближения? ( Скорость сближения – расстояние, при котором объекты  сближаются за единицу времени.)­ Как найти скорость сближения при движении вдогонку? Vсбл = Vб – Vм  ­ Какие еще знания необходимы, чтобы успешно решать задачи на движение  вдогонку? Sп = Vсбл. × t, t встр.= S : (Vб – Vм), V1= S : t – V2   d = S – (Vб – Vм) × t. 10.Оценивание по смайликам. 11.Домашнее задание: стр.231, №8, №7(1.2).