Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
Оценка 4.7

Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
воспитательная работа
3 кл
07.05.2017
Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ Пиши правильно! Цель: – Знакомим школьников: · с понятием нормы литературного языка, с нарушением норм (ошибками); · с тем, что нарушение норм литературного языка характеризует уровень культуры человека. – Формируем установку: · на осознание значения соблюдения норм для успешного общения; · на обращение к различным словарям русского языка.Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
Тема ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ.doc
Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ   Пиши правильно! Цель: – Знакомим школьников:  ∙ с понятием нормы литературного языка, с нарушением норм (ошибками);  ∙ с тем, что нарушение норм литературного языка характеризует уровень культуры человека. – Формируем установку: ∙ на осознание значения соблюдения норм для успешного общения;  ∙ на обращение к различным словарям русского языка. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  Постановка  учебной задачи. 3 3 3 Беседа.   – На предыдущих уроках мы изучали разные тексты, говорили о том, как построить текст, чтобы общение было успешным. Но   бывает   так,  что   говорящий   или   пишущий   учитывает   адресата, ясно   выражает   речевую   задачу,   подбирает   подходящие   речевые средства, а слушающие или читающие не понимают его. Почему это происходит? – Рассмотрим два примера из учебника и сделаем вывод. © ООО «Баласс», 2013 Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. ΙI. Открытие  новых знаний. Работа в учебнике. 3 4 2 3 Задание 26.  Школьники рассуждают, почему произошла путаница. Дело в том, что   кот   и   код   –   совершенно   разные   по   значению   слова.   Они одинаково произносятся, но пишутся по­разному. Кот   –   домашнее   животное,   а   код   –   специальное   устройство, сигнализация, устанавливаемая на дверях подъездов. Задание 27.  –  Ребята,   перед   вами   записка,   которую   оставил   своим   друзьям Кристофер Робин. Поняли ли вы, о чём она? А поняли ли друзья мальчика,   что   он   написал?   (Конечно,   нет.)   Послушайте   фрагмент повести. Сова снова поглядела на записку... – По­моему, дорогой мой Кролик, довольно ясно, что произошло, – сказала она, – Кристофер Робин куда­то ушёл с Щасвирнусом. Он и этот...   Щасвирнус   сейчас   чем­то   заняты.   Ты   за   последнее   время встречал у нас в Лесу каких­нибудь Щасвирнусов? – М­м­м, – сказал Кролик, – я как раз хотел у тебя узнать. Как они выглядят? – Ну, – сказала Сова, – пятнистый или травоядный Щасвирнус – это просто... По крайней мере, – сказала она, – он больше всего похож на... Но, конечно, – продолжала она, – это сильно зависит от... Ну... – сказала Сова. – Словом, я плохо представляю себе их внешний вид, – закончила она чистосердечно. –  Итак, Сова и Кролик не поняли, о чём идёт речь в записке. Они 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.  Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и личностную  рефлексию. © ООО «Баласс», 2013 решили,   что   существует   какой­то   Щасвирнус,   но   какой   он   и   как выглядит,   никто   не   знает.   Почему   же   друзья   ничего   не   поняли? (Потому что Кристофер Робин допустил орфографические ошибки и написал слитно два слова.) – Что можно сказать о Кристофере Робине только на основании его записки?   (Кристофер   Робин   пока   ещё   не   знает   орфографических правил и поэтому пишет безграмотно, с ошибками.) Ребята записывают исправленный вариант: – Сделаем вывод. Почему же сначала подруги не поняли друг друга? Почему друзья Кристофера Робина не поняли его записки? (Потому что   в   обоих   случаях   в   словах   были   допущены   орфографические ошибки.) 1 3 2 Работа в учебнике.  Задание 28.  Сова   не   знает   правила   правописания   безударных   гласных   в  корне III. Развитие  умений.  Применение  знаний. © ООО «Баласс», 2013 Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. (сова­совы­совешник) и в приставках (открывают, подергать). Должна получиться такая запись. – Нередко в устной речи нарушается взаимопонимание, если слово употребляется так, что его значение неясно, например: У моего друга большой (род, рот). Для   того   чтобы   не   возникло   недоразумения,   путаницы,   как   это произошло с двумя подругами из рассказа Р. Александровой, нужно точнее употреблять слова, как, например, в словосочетаниях: У моего друга большой рот. У моего друга старинный (знаменитый) род. Варианты   слов,   которые   произносятся   одинаково,   но   пишутся по­разному и имеют разное значение, для аналогичной работы: 2. Строить речевое  высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к  героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. © ООО «Баласс», 2013 Можно дополнительно предложить и такие омофоны: Поседеть – посидеть, примерять – примирять, спеши – спиши, вышел – вышил, будет – будит, съезд – съест, сторожил – старожил, водица – водиться. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. ΙV. Итог урока. Задание 31. Возможный вариант выступления третьеклассника:   © ООО «Баласс», 2013 Дорогие первоклассники! Вас учат писать без ошибок. А почему нужно писать без ошибок? Оказывается, ошибки мешают читающему понять, о чём ты написал. Вот, например, одна девочка хотела спросить в письме про код на входной двери, а написала слово «кот». И подружка не поняла её и ответила, что у неё нет кота. А Кристофер Робин из сказки А. Милна написал друзьям записку «УШОЛ ЩАСВИРНУС», и они решили, что ЩАСВИРНУС – какое­ то животное. Вот так ошибки мешают людям общаться. А если ты напишешь с ошибками такие слова, как апельсин, сосна, колечко,   то   люди   решат,   что   ты   –   необразованный   человек   или небрежен, невнимателен. Из­за этого ты можешь потерять уважение и дружбу других людей. Старайтесь запоминать и применять правила! Слова, написанные с ошибками, Юлиан Тувим называет «калечками», то   есть   калеками,   инвалидами.   Не   будем   же   калечить   слова   их неправильным написанием! V. Домашнее  задание. Задание 29.  Ориентирует школьников на связное высказывание по схеме. Вариант ответа: В орфографическом правиле говорится о том, как надо писать ту или иную букву, то есть о норме. Нарушение же правила – это нарушение © ООО «Баласс», 2013 нормы, или ошибка. Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ   Произноси правильно! Цель: – Знакомим школьников:  ∙ с понятием нормы литературного языка, с нарушением норм (ошибками);  ∙ с тем, что нарушение норм литературного языка характеризует уровень культуры человека. – Формируем установку: ∙ на осознание значения соблюдения норм для успешного общения;  ∙ на обращение к различным словарям русского языка. Этапы урока Ход урока Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания Ι . Актуализация  знаний.  Постановка  учебной задачи. 3  3  3 Беседа.  – Ребята! Вы уже познакомились с некоторыми нормами письменной речи. А существуют ли нормы в устной речи? –  Встречались ли мы с ними на уроках риторики? (Да, в речевых разминках   мы   учились   правильно   произносить   слова.   Например, каталог, красивее, повторим, поняла, поезжай и т.д.) –  К   сожалению,   в   наше   время   многие   люди   допускают   немало © ООО «Баласс», 2013 учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. ошибок,   когда   говорят.   Мы   слышим   неправильные   ударения, неправильное  произношение  отдельных  звуков.  Нас это   отвлекает, вызывает недоверие к говорящему. И мы понимаем, что и сами не должны допускать таких ошибок. – Что же может нам помочь в этом? Обратимся к учебнику. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. ΙI. Открытие  новых знаний. Работа в учебнике. 3 4 2 3 Задание 32, 33.  – Как называется словарь, который помогает правильно произносить слова? Ди р ектор                 Магазин Ко р идор                  Портфель Пе ч ёт                       Стаканы Се ч ет –  В какой колонке приводятся слова, которые Петя произносил с неправильным ударением? –  В   какой   колонке   помещены   слова,   в   которых   Петя   допускал ошибки в произношении звуков? © ООО «Баласс», 2013 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.  Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и личностную III. Развитие  умений.  Применение  знаний. рефлексию.  35.  1  3  2 Работа в учебнике.  Задание    Используя   теоретические   сведения   об   орфоэпии,   учащиеся самостоятельно выполняют задание. Это задание может быть дано на дом (как итоговое). Задание 36. Пример ответа: ТЕРРАСА, в родительном падеже – террасы, произносится одно [Р]; неправильно   произносить   [ТЭ]рраса.   Я   узнал,   как   правильно произносить звуки [Т ] и [Р]. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? –  Сейчас   мы   вместе   с…  (имя   ученика)  учились   оценивать   свою работу. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к  героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. © ООО «Баласс», 2013 ΙV. Итог урока. Задание 31. Телезрителям,  конечно,  не   понравится  оратор,  который   допускает произносительные   ошибки.   Они   подумают,   что   оратор   –   человек недостаточно образованный, с низким уровнем культуры. Они будут воспринимать его речь с недоверием.   Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ  Употребляй слова правильно! Цель: – Знакомим школьников:  ∙ с понятием нормы литературного языка, с нарушением норм (ошибками);  ∙ с тем, что нарушение норм литературного языка характеризует уровень культуры человека. – Формируем установку: ∙ на осознание значения соблюдения норм для успешного общения;  ∙ на обращение к различным словарям русского языка. Этапы урока Ход урока Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания Ι . Актуализация  3  3  3 Беседа.  © ООО «Баласс», 2013 учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать знаний.  Постановка  учебной задачи. –  Иногда   мы   говорим   и   пишем   без   ошибок,   но   нашей   речью недовольны, и мы слышим: «Употребляй слова правильно!» Что это значит? Поговорим об этом. ΙI. Открытие  новых знаний. III. Развитие  умений.  Применение  знаний. Работа в учебнике. 3 4 2 3 Задание 38, 39.  Возможные ответы учеников:  ∙ Конечно, слово обычно употребляется в общепринятом значении, а не так, как кто­нибудь хочет, например, Шалтай­Болтай. Значение слова, как известно, можно уточнить по толковому словарю.  ∙ Если бы каждый человек употреблял слова по своему усмотрению, то люди бы не смогли понимать друг друга, общаться. 1  3  2 Работа в учебнике.  Задание 42.  Старик   неточно   объясняет   значение   слова   «террариум».   Если   не знать   значения   слов   «земноводные»   и   «пресмыкающиеся»,   то непонятно, кто находился в корзинке мальчика. Задание 43.  Возможные ответы учеников:  © ООО «Баласс», 2013 информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей. ∙   Л.   Кэрролл   наделил   многих   персонажей   своей   книги необыкновенными   способностями.   Это   подчёркивает   сказочный характер Страны чудес, в которой живут удивительные существа.  ∙   Шалтай­Болтай,   как   и   многие   другие   герои   сказочной   истории, играет со словами. Он придумывает слова, творит особый мир языка, используя и комбинируя известные части слов. ∙ Конечно, придуманные слова уместно использовать в той среде, где понимают   их   значение   (например,   в   семье).   При   официальном разговоре, в беседе с незнакомыми людьми употребление таких слов неуместно. Задание 44.  Ответы: 1) девушка; 2) торговая марка; 3) подростки; 4) выходные дни; 5) ведущий; 6) друг. Вопросы   к   ученику,  выполнявшему   работу   (начало   формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? –  Сейчас   мы   вместе   с…   (имя   ученика)   учились   оценивать   свою работу. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и личностную  рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к  героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  © ООО «Баласс», 2013 ΙV. Итог урока. – Найдите в параграфе советы. Обоснуйте их. – Как бы вы могли дополнить эти советы на основе заданий 43 и 44? (Не следует употреблять придуманных  тобой слов в официальной обстановке;   среди   людей,   которые   не   знают   значения   этих   слов. Нежелательно употреблять иностранные слова вместо русских слов с тем же значением.) обучению и целенаправленной  познавательной деятельности.   © ООО «Баласс», 2013

Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.