Тема раздела: «ПОЁТ ЗИМА, АУКАЕТ…»
Тема: В ожидании новогоднего чуда (стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет» и А. Барто «В защиту Деда Мороза).
Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).Тема раздела: «ПОЁТ ЗИМА, АУКАЕТ…»
Тема раздела: «ПОЁТ ЗИМА, АУКАЕТ…»
Тема: В ожидании новогоднего чуда (стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет» и А. Барто «В защиту Деда Мороза).
Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации,
ключевым словам;
• относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему).
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
Ι
. Актуализация
знаний.
1 2
1. Проверка домашнего задания.
1. Чтение наизусть стихотворений о зиме.
2. Прослушивание музыкальных иллюстраций. (Возможно исполнение стихов
под музыку.) Ученики обмениваются впечатлениями о соответствии музыки
характеру стихотворения К. Бальмонта.
2. Сообщение темы урока.
– Кто же будет героем новых стихотворений? Отгадайте загадку:
Он и добрый, он и строгий,
Бородой до глаз зарос.
Красноносый, краснощёкий –
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
© ООО «Баласс», 2013
1II. Развитие
умений.
Наш любимый... (Дед Мороз)
– Прочитайте авторский текст на с. 55.
2 4 2 2 4
Работа со стихотворениями Ю. Мориц и А. Барто.
1. Работа с текстами до чтения.
– Прочитайте фамилии авторов. Известны ли они вам? По каким
произведениям?
– Как называются стихи? Какое название более загадочное, таинственное?
– Что такое секрет? (Тайна.) А настоящий секрет? Умеете ли вы хранить
секреты? Интересно, каким секретом поделится с нами Юнна Мориц?
2. Работа с текстами во время чтения.
1. Первичное чтение.
Стихотворение Ю. Мориц лучше прочитать учителю, выделяя логическим
ударением подчёркнутые слова (учебники закрыты).
Юнна Мориц
НАСТОЯЩИЙ СЕКРЕТ
Наряжена ёлка, вздыхает пирог,
Звонок заиграл, и подпрыгнул щенок,
Я дёрнул замок – и к порогу прирос!
Я пикнуть словечко не мог, я молчал
И чтото невнятное в двери мычал:
Ещё бы! (Догадались? Закончите строчку…)
Явился живой Дед Мороз!
Я деда целую! И вдруг замечаю,
Что много чудесного есть в старике:
Вопервых, зачемто старик – в парике,
И нос, вовторых, у него – из картонки,
© ООО «Баласс», 2013
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2А втретьих, кусачий и дерзкий щенок
У ног старика добродушно прилёг,
Что странно весьма для такой собачонки! (Догадались? (Да, похоже, старик не
настоящий, более того – знакомый…)
Я вижу на валенке Деда Мороза
Заплату, которую бабушка Роза
Вчера нашивала на валенок брату. (Похоже, мальчик догадался. А вы? Кажется,
мальчика ждёт разочарование…)
Ура! – закричать и подпрыгнуть пора,
Я знаю всю правду, поскольку вчера
Я отдал свой тапок на эту заплату! (Наоборот! Наш герой очень рад. Но почему?
Вопрос этот ответа не требует.)
Но веселовесело мне и чудесно, (Догадались почему?)
Поэтому тайну ломать неуместно,
Неинтересно и даже нечестно!
Подарок я сделаю старшему брату:
Ни слова – про нос, про парик и заплату,
Его не узнают теперь нипочём!
Его принимают за Деда Мороза
И папа, и мама, и бабушка Роза,
И каждый мальчишка, на санках скользящий,
И дворник с лопатой, в сугробе стоящий,
И каждый, кто видит от снега блестящий
Вишнёвый мешок у него за плечом!
Он мне подарил телескоп (подзорную трубу) настоящий,
Потом наступил Новый год настоящий,
А значит, он был Дед Мороз настоящий,
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать
своё предположение на
основе работы с
иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной
форме.
4. Умение работать в паре и
в группах.
© ООО «Баласс», 2013
3И то, что он – старший мой брат настоящий,
Так это – мой первый секрет настоящий!
Вопрос после чтения:
– Почему мальчик не раскрыл тайну? (Он думал, что она известна только ему,
что все остальные принимают старшего брата за настоящего Деда Мороза. И он
счастлив, потому что и праздник, и подарки – всё настоящее!)
Стихотворение А. Барто дети читают самостоятельно про себя.
Вопрос после чтения:
– От кого же надо защищать Деда Мороза? (От тех, кто не верит в новогоднее
чудо и лишает праздника и себя, и других…)
2.
Беседа.
а) – Что объединяет эти два стихотворения? (Тема и сюжет.)
б) – Чем различаются отношения маленьких героев к Деду Морозу? (Герой Ю.
Мориц догадывается, что Мороза играет его старший брат, но не раскрывает
тайну. А герой А. Барто искренне верит в сказку и сердится на своего брата,
который убеждает его в том, что Дед Мороз не существует.)
в) – Кто же герой стихотворения Ю. Мориц? Как вы догадались? (Маленький
мальчик.)
г) – Как мальчик узнал правду про Деда Мороза? Обрадовало его это открытие?
д) – Что вы узнали о семье мальчика? (Это дружная семья, они внимательны
друг к другу, умеют дарить настоящие подарки и верят в чудо.)
е) – Почему стихотворение так называется?
ж) – С какой интонацией вы его будете читать? (Восторженно, потом
настороженно, потом весело, таинственно, радостно.)
3. Выразительное чтение стихотворения Ю. Мориц.
4.
подготовка к выразительному чтению
Продолжение беседы,
© ООО «Баласс», 2013
4стихотворения А. Барто.
– Какие три кадра диафильма вы представили?
1) Старший брат говорит младшему, а у того слёзы на глазах.
2) Приход Деда Мороза.
3) Старший брат шепчет младшему, а у того довольное лицо.
– Озвучьте их. (Чтение по ролям.)
– Теперь выбираем «артистов» и инсценируем стихотворение.
– Меняется ли интонация при чтении этого стихотворения? (Да. Скепсис в
словах старшего брата, возмущение и настойчивость в словах младшего брата.)
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
– На с. 57 авторы учебника пишут, что они специально поместили рядом два
этих стихотворения. Как вы думаете, почему?
– Что нового вы узнали о себе после чтения этих стихотворений и
размышлений над ними?
– Что вам показалось на уроке самым интересным?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Ι
V. Домашнее
задание.
1. Выучить наизусть одно из стихотворений.
2. Сочинить стихи или загадку про Деда Мороза (по желанию).
3.
родителям) на ёлочной игрушке/аппликации (на шаре, конфете, снежинке).
Составить новогоднее поздравление комунибудь (другу, учителю,
© ООО «Баласс», 2013
54. Сделать выписки на страничку «Зима» в тетради.
© ООО «Баласс», 2013
6