Тема: «Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно -деятельностного подхода»
Оценка 5

Тема: «Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно -деятельностного подхода»

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
биология
Взрослым
05.01.2019
Тема: «Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно -деятельностного подхода»
Перед учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Одним из средств достижения данного результата являются инновационные технологи:технология проблемного обучения,информационно-коммуникационные технологии,технология разноуровневого обучения,технология проектных методов обучения.
зачетная работа..docx
ГБОУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ   ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» Кафедра естественно ­ научных дисциплин Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме:  «Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования: содержание и механизмы реализации»  Тема: «Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно ­деятельностного подхода»                                                                                                Выполнена: Горгосовой Любовью   Николаевной­учителем биологии, Муниципальное  общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная  школа №8» с. Грушевского Александровского района Ставропольского края        Руководитель:                                                              г. Ставрополь, 2014 1 Содержание Введение. Современные образовательные технологии. Глава   1.  Технология   проблемного   обучения на   уроках   биологии. Глава 2. Технология метода проектов. 2.1. Технология исследовательских методов. 2.2. Основные направления исследовательской работы. 2.3.Организация научно­исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению. 2.4. Развитие навыков исследовательской деятельности  во внеурочное время через использование проектной технологии   по краеведению. Литература 3­6 6­9 9­10 10 10­11 11­13 13­14 Введение. Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это  высокое качество образования, коммуникабельность, креативность,  целеустремлённость, а самое главное – умение ориентироваться в большом  потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка  к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию  сегодня меняют свои приоритеты. 2 Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС).  Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и  технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной  формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать  требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым,  современным! Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования  ФГОС и современные инновации? Перед современным учителем в условиях  внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать  системно­деятельностный подход в обучении школьников. Реализация  деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою  деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся  самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые  знания. Именно ученики являются главными «действующими героями» на  уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и  значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это  сделал. Сформированность качественно новых образовательных результатов  возможна лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную  учебно–познавательную деятельность. Именно деятельностный метод  обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения.  Очевидно, что реализовывать новые цели образования невозможно, если  ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный  поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт целеполагания,  достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и  самооценки, опыт коммуникативного воздействия, поэтому для развития  личности обучающихся, формирования у них деятельностных способностей  необходимо включать их в самостоятельную учебно­познавательную  деятельность. Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться.  Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие.  Одним из средств достижения данного результата являются инновационные  технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия  преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение  результата педагогической деятельности. 3 Целью выпускной работы является обобщение основных сведений о  существующих инновационных образовательных технологиях. Решить часть задач, которые сегодня стоят перед школой могут и должны  стать современные образовательные технологии. На сегодня в научной  литературе существует много определений понятия «технология». Слово  «технология» довольно прочно обжилось в педагогическом словаре, хотя до  сих пор нет четкого понятия.  Общее толкование понятия «технология»­  наука о мастерстве. Это достаточно жестко зафиксированная   последовательность действий, гарантирующих получение заданного   результата,она содержит определенный алгоритм решения поставленных  задач. Проще запомнить, что технология — это инструмент, при помощи  которого решаются задачи образовательной программы. То есть программа  отвечает на вопросы «что делать?» и «зачем делать?», а технология — на  вопрос «как делать?». Педагогические технологии появились в 50­х годах 20 века. Это были так  называемые «жесткие» или «строгие» технологии, в которых цель и результат  были жестко взаимосвязаны, при этом  результат должен быть   диагностирован. В 90­х годах они стали называться  образовательными  технологиями или еще «личностно­ ориентированными образовательными  технологиями». Эти технологии направлены на развитие самостоятельности,  субъективности ученика, формирование творческих способностей ученика,  развитие критического мышления. Педагогическая технология­ это  воспроизводимый способ организации учебного процесса с четкой  ориентацией на диагностично заданную цель. Признаками технологии обычно называют:­ диагностичность описания цели;­  воспроизводимость педагогического процесса;­ воспроизводимость  педагогических результатов. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в  учебном процессе используются современные образовательные технологии,  дающие возможность повышать качество образования, более эффективно  использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности  учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего  задания. Основными образовательными технологиями, которые можно  положить в основу изучения биологии , являются: Технология проблемного обучения  Технология проблемного обучения ­ это создание в учебной деятельности  проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности  4 учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое  овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные  способности. Информационно­коммуникационные технологии ­ это изменение и  неограниченное обогащение содержания образования, использование  интегрированных курсов, доступ в Интернет, интерактивные методы  обучения, дистанционное взаимодействие. Технология разноуровневого  обучения – даёт учителю возможность  помогать слабому, уделять внимание сильному. При данной технологии  реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в  образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые  получают возможность испытывать учебный успех и самореализовываться в  рамках своих возможностей, повышается уровень мотивации ученья. Технология проектных методов обучения. Работа по данной методике дает  возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся,  более осознанно подходить к профессиональному и социальному  самоопределению. Технология исследовательских методов в обучении дает возможность  учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в  изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при  формировании мировоззрения. Технология использования  в обучении игровых методов. Эта технология  обеспечивает расширение кругозора, развитие познавательной деятельности,  формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков. Технология обучения в сотрудничестве  (командная, групповая работа).  Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности  взрослых и детей. Суть индивидуального подхода  в том, чтобы идти не от  учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей,  которыми располагает ребенок,  применять психолого­педагогические  диагностики личности. Здоровьесберегающие технологии. Использование данных технологий  позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий,  чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время  подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение  5 самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.   Технология  дистанционного обучения  ­ эта технология уравнивает шансы  на получение полноценного образования для детей со слабым здоровьем или  тех учащихся, которые по различным причинам не могут посещать уроки.  Элементы данной технологии можно использовать и для дистанционного  общения учителя с учениками при выполнении домашнего задания ,при работе над проектом, а так же для полноценного обучения при временной  нетрудоспособности учеников. Технология  модульного обучения обеспечивает индивидуализацию  обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню  самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и  самоконтроля. Это лишь часть существующих педагогических технологий. Однако уже  применение выше названных в различных сочетаниях ощутимо повышает  качество обучения и эффективность образовательного процесса.        У каждого учителя своя дорога и свои методы. Моя основная методика –  это практикоориентированное обучение. На мой взгляд, самую важную и  запоминающуюся информацию ученики добывают своими руками. И я  стараюсь, по возможности, давать им на каждом уроке реализовывать свои  творческие и исследовательские задатки, что существенно повышает  мотивацию изучения моего предмета и повышает качество обучения. В своей работе я применяю технологию проблемного обучения, развивающую  умение учащихся думать и выстраивать логические закономерности,  разноуровневого обучения, позволяющую добиваться результатов от каждого  ученика и избегать ситуации неуспешности. Очень большое место в моей  работе занимают информационно­коммуникативные технологии, технологии  игровых методик и обучения в сотрудничестве, которые позволяют сделать  любой урок интересным и вовлечь в изучение материала самых инертных  учащихся. Одним из основных направлений моей внеурочной деятельности  являются технологии проектирования и исследовательских работ.   А теперь немного подробнее о некоторых педагогических технологиях. Глава 1. Технология проблемного обучения Глава 1. Технология проблемного обучения на уроках биологии. на уроках биологии. Проблемный   урок   она   делит   на   два   блока:   проблемное   введение   нового материала   и   воспроизведение   субъективно   новых   знаний.   Первый   блок подразделяется на два этапа: постановка учебной проблемы и поиск решения 6 этой проблемы. В чем состоит суть проблемной ситуации? В ней содержится неизвестное   (это   может   быть   новое   усваиваемое   отношение,   способ   или условие   действия).   Я   думаю,   что   сам   факт   столкновения   с   трудностью, невозможностью   выполнить   предложенное   задание   с   помощью   имеющихся знаний и способов действия рождает потребность в новом знании. Эта потребность   и   является   основным   условием   возникновения   проблемной ситуации. В   качестве   еще   одного   компонента   проблемной   ситуации   выделяются интеллектуальные возможности учащегося в анализе условий поставленного задания   и   усвоении   (открытии)   нового   знания.   Не   слишком   трудное,   ни слишком   легкое   задание   не   способствуют   возникновению   проблемной ситуации. Степень трудности задания должна быть такова, чтобы с помощью имеющихся знаний и способов действия учащиеся не могли его выполнить, однако   этих   знаний   было   бы   достаточно   для   самостоятельного   анализа содержания и условий выполнения задания. Приемы создания проблемной ситуации. Проблемные ситуации могут быть с удивлением и с затруднением. Не случайно Луи де Бройль сказал: «Знания ­ это дети удивления и любопытства». Проблемную ситуацию можно создать разными приемами. 1прием.Учитель может предъявить классу противоречивые факты, научные теории  или  взаимоисключающие   точки  зрения. Так  на  уроке  биологии  в 8 классе по теме «Форменные элементы крови» привожу такие данные: « Всем клеткам   живого   организма   нужны   питательные   вещества   и   кислород. Кислород поступает через органы дыхания в кровь, а потом к каждой клетке. Потребность   организма   в   кислороде   не   всегда   одинакова.   Когда   человек сидит, он потребляет за 1 час 10­12 литров кислорода, а во время усиленной работы 60­100 литров. Известно, что в 5 литрах воды может раствориться 0,1 л кислорода. В нашем организме 5 л крови. В состав кровяной плазмы входит 90%   воды,   в   таком   объеме   крови   может   раствориться   примерно   0,   1   л кислорода. На лицо явное противоречие: минимальное потребление кислорода в 100 раз больше того, которое содержится в крови. Каким образом организм обеспечивается столь большим количеством кислорода?» 2 прием. Учитель сталкивает разные мнения своих учеников, а не предлагает детям чьи­то чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. На уроке в 8 классе при изучении темы   «Поведение   и   психика»   предлагаю   следующую   задачу:   «Известный литературный   герой   Маугли   вырос   среди   зверей.   При   этом   он   был высокоразвитым мыслящим существом: руководил стадами диких животных, умел разговаривать на языках разных зверей и обладал всеми человеческими качествами.   Оцените   реальность   описанного   Киплингом   облика   Маугли   с позиций современной науки». 7 Другая задача на уроке, тема которого ­ «Пищеварительная система» 8 класс: В настоящее  время широкое  распространение  получило  вегетарианство, то есть употребление в пищу только растительных продуктов. Как вы относитесь к идее вегетарианского питания и почему? Дайте обоснованный ответ». 3   прием.   Этот   прием   выполняется   в   два   шага:   сначала(1шаг)   учитель обнажает   житейское   представление   учеников   вопросом   или   практическим заданием   «на   ошибку».   Затем   «шаг   2»   сообщением,   экспериментом предъявляет   научный   факт.   При   изучении   темы   «Бактерии»   в   7   классе ставится проблема: «Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения.( Шаг 1 ) Как вы думаете, все ли трупы животных и остатки растений разрушаются бактериями? Ответ учеников – да, так как бактерии встречаются повсюду.(Шаг2) Пояснения учителя – в очень сухой   почве,   например,   в   песке   пустынь,   хорошо   сохраняются   трупы животных. Дайте объяснение этому явлению». В основе рассмотрения данной проблемы   лежит   анализ   причинно­следственных   связей   (причина   бактерии гниения   ­   разрушители   погибших   животных   и   растений,   следствие   ­   их благоприятная   среда   влага).   Ответ:   сухой   раскаленный   песок   пустынь безводен и является малоподвижной средой для развития бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), но не разрушаются. 4   прием.  Роль   проблемной   ситуации   может   выполнить   «яркое   пятно».   В качестве   «яркого   пятна»   могут   быть   использованы   сказки,   легенды, фрагменты   из   художественной   литературы,   случаи   из   истории   науки,   из повседневной   жизни.   Например:   на   уроке   биологии   в   8   классе   на   тему   « Иммунитет»   пользуюсь   историческими   фактами   «Илья   Ильич   Мечников сидел один за своим микроскопом и наблюдал жизнь подвижных клеток в теле прозрачных   личинок   морской   звезды.   Под   микроскопом   видно,   как собираются   клетки   вокруг   занозы,   у   них   вытягиваются   ложноножки, охватывают непрошеных гостей, и вскоре те оказываются внутри клетки, как бы  пожираются   ею. Мечников  так  и назвал   эти  клетки  ­  фагоцитами,  что значит   клетки   –   пожиратели.   Он   обнаружил   фагоциты   у   самых   разных животных ­ у червей, лягушек, кроликов и, конечно, у человека. Вот он вводит в ткани лягушки возбудителей сибирской язвы. К месту введения микробов стекаются   фагоциты,   каждый   захватывает   одну,   две,   десяток   бактерий .Клетки пожирают эти бациллы, переваривают их. В то же время в 80­е гг. 19 века ученые Германии по­иному расшифровали механизм иммунитета. Пауль Эрлих считал, что микробы, оказавшиеся в организме, уничтожаются вовсе не клетками, а специальными веществами, находящимися в крови. Эта теория получила   название   жидкостной,   гуморальной.   И   начался   спор,   дискуссия, которая длилась 15 лет. Кто же оказался прав? Как объясняет современная наука образование иммунитета? Поиск   решения   проблемы.  У   учащихся   есть   три   пути   от   проблемной ситуации к учебной проблеме. Если класс сильный, нужен побуждающий от 8 проблемной   ситуации   диалог,   в   результате   развиваются   творческие способности учащихся, и они сами формулируют учебную проблему. Если дети   не   могут   самостоятельно   сформулировать   проблему,   необходим подводящий диалог, то есть учитель задает стимулирующие вопросы, которые помогают выдвигать гипотезы. Порой учителю на первых порах приходится самому создавать проблему, на этом пути творчество детей отсутствует. Глава 2. Технология метода проектов. Глава 2. Технология метода проектов. В концепции модернизации структуры и содержания образования проектно­ исследовательская деятельность учащихся рассматривается не только как  технология, но и как имеющее важное значение содержание обучения.  Технология проектной деятельности применима для профильного обучения  старшеклассников и предпрофильной подготовки учащихся основной школы,  так и для повышения мотивации к обучению и развития основных  образовательных компетенций и расширения кругозора во внеурочной  деятельности всех уровней обучения. Проектное обучение является той педагогической технологией, которая в большей   степени,   чем   многие   другие   отвечает   требованиям   профильного обучения и предпрофильной подготовки, так как оно побуждает учащихся проявлять способность: ­   к   осмыслению   своей   деятельности   с   позиций   ценностного   подхода: социального,   личностного,   связанного   с   познавательным   интересом,   с жизненными и профессиональными планами;  ­ к целеполаганию, ориентированному на значимые результаты;  ­ к самообразованию и самоорганизации;  ­   к   синтезированию,   интеграции   и   обобщению   информации   из   разных источников;  ­ видеть проблему, выдвигать гипотезы, демонстрировать интеллек­туальные умения;  ­ делать выбор и принимать решения.  В   теории   и   практике   проектирования   обычно   выделяются   следующие этапы разработки проекта. 1.  Исходный этап: разработка проектного задания (определение проблемы: выявление   затруднения,   обоснование   актуальности,   анализ   изученности, формулирование   темы   проекта   («Что   делать,   чтобы   преодолеть затруднение?»),     формулирование   гипотезы   о   результатах   и   путях   их достижения   (что   должно   стать   результатом   работы,   чтобы   преодолеть затруднение, и как этого добиться), определение цели проекта и поэтапных задач.  2. Этап разработки плана работы:  определение сроков выполнения проекта, составление плана и графика промежуточной отчетности, выбор средств и методов   выполнения,   обсуждение   критериев   оценки   качества   проекта   и способа   оценивания,   выбор   способа   оформления   результатов   и   сценария 9 групповой),   выбор   формы   работы   (индивидуальной, презентации, распределение обязанностей.  3.   Реализация   проекта:  сбор,   анализ   и   обобщение   информации   из   разных источников,   проведение   исследования,   выполнение   расчетов,   подготовка наглядно­графического   материала   (графиков,   диаграмм,   таблиц,   схем, фотографий,   видеоматериалов   и   т.д.),   оформление   материалов   для презентации   (заключение,   статья,   доклад,   компьютерная   презентация, выставка и т.д.), контроль и коррекция промежуточных результатов.  4.   Завершение   проекта:  общественная   презентация   проекта,   экспертиза проекта   в   соответствии   с   заданными   критериями,   рефлексия:   обсуждение процесса и итогов работы, групповых и личностных достижений. 2.1. Технология исследовательских методов В   рамках   нового   Федерального   Государственного   Образовательного Стандарта широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества  учебно­воспитательного  процесса.  Выпускник  современной  школы должен обладать практико­ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.  Ведущую   роль   в   таких   методиках   должны   играть   творческие   методы обучения.   В   арсенале   инновационных   педагогических   средств   и   методов особое   место   занимает   исследовательская   деятельность.   Она   позволяет заложить     фундамент   знаний,   умений   и   навыков   активной,   творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности.  С   этой   целью   необходимо   проводить   исследовательскую   работу   как   в системе   урочной,   так   и   во   внеурочной   деятельности,   задачей   которой является   дать   ученику   возможность   развить   свой   интеллект   в самостоятельной   творческой   деятельности,   с   учетом   индивидуальных особенностей   и   способностей.   Участие   в   исследовательской   работе   дает учащемуся возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный   интерес,   учит   общению   со   сверстниками   и единомышленниками,   дает   возможность   принимать   участие   в   научных экспериментах и исследованиях.  2.2. Основные направления исследовательской работы: Включение   в   исследовательскую   деятельность   всех   учащихся   в  соответствии с их выявленными научными интересами.   культуры научного исследования.   конференциях.   конференций, олимпиад, участие в конкурсах.  Подготовка, 10 Обучение   учащихся   работе   с   научной   литературой,   формирование Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их и участию в   организация   и   проведение   научно­практических актуализация исследовательской потребности ученика; вовлечение в поисковую деятельность; поиск средств, активизирующий процесс познания; помощь в выработке индивидуальной стратегии познания; содействие   в   осознании   исследования   как   отражении   познавательной При развитии исследовательской деятельности учащихся основными задачами педагога становятся:      потребности;   Желание   исследовать   появляется   в   ученике,   когда   он   чувствует   свою успешность в этом процессе. Это зависит от учителя, его умения организовать деятельность   ученика   и   признание   её   ценности   для   окружающих,   для сверстников.  доведение ученика до результативности в деятельности; создание условий, стимулирующих познавательную активность. Этапы построения исследовательской работы. Деятельность учителя Деятельность учащихся Этапы работы над проектом 1 этап  инициирующий 2 этап  основополагающий 3 этап  прагматический 4 этап  заключительный 5 этап итоговый Формулирую   проблему, ситуацию, цель, задачи. Предлагаю:   организовать группы,   распределить   в группах роли, спланировать деятельность.   Консультирую, ненавязчиво контролирую,   репетирую презентацию результатов. Обобщаю   результаты, подвожу итоги, оцениваю умения   обосновывать своё   мнение,   работать   в группе   общий результат. Представление   готового   продукта. выполненной работы.   на   11       Вживаются   в   ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач. проблему, Анализируют разбиваются   на   группы, распределяют роли, планируют   работу,   выбирают форму презентации   результатов. Работают   самостоятельно   и   консультируются, сообща, собирают информацию, “добывают” недостающие знания,   готовят   презентацию результатов. Защищают   проект,   проводят деятельности, рефлексию   дают её результативности. оценку         Рефлексия 2.3.Организация научно­исследовательской деятельности учащихся по  биологии с использованием материала по краеведению.  Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия  рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником,  им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную  литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний.  Именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести  школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно  раскрыть свои способности.  Велико значение творческой исследовательской работы школьников в плане  изменения содержания образования и связанной с этим модернизации  образовательной среды. Процесс будет развиваться успешно в условиях  деятельностного подхода, когда учитель и ученик становятся партнерами.  Для педагога­практика весьма важным является организация детского  исследования, его постановка и логика прохождения. Для комплексного  анализа этой проблемы представляется необходимым рассмотреть сам  феномен исследования в методологическом плане. Под исследованием  следует понимать разновидность творческой деятельности, направленной на  получение качественно нового знания. При этом характер полученного знания может быть различным, а  краеведение создает условия для работ  исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой  инициативы и целенаправленному использованию энергии школьников.  Краеведение включает следующие основные моменты: приобретение  учащимися знаний о крае из рассказа учителя или из учебного пособия;  самостоятельное добывание знаний («переоткрытие » известных фактов и  явлений окружающей жизни); изучение родного края в процессе  исследования. Все эти виды краеведения реализуются в процессе урочной,  внеклассной работы. Например, краеведческие объекты предлагаются в  качестве источников для изучения морфологии, анатомии и физиологии  растений и животных. ( В качестве летнего задания учащиеся собирают  растения для гербария, который впоследствии используется для изучения  морфологии растений, делают коллекции семян). В программе выделены часы на изучение многообразия растений и животных Ставропольского края.  В  разделе «Человек» предполагается знакомство учащихся со статистикой  заболеваний тех или иных органов по Ставропольскому  краю и селу  Грушевскому.  При изучении общей биологии краеведческий акцент делается  на изучение экологических проблем края, села. В старших классах средней  школы изучение местных экологических проблем возможно с помощью  организации ролевых игр. Для проведения таких игр возможно использование  12 в первую очередь краеведческих материалов. Для того, чтобы игра прошла  интересно и принесла результаты, учителю совместно с учащимися  необходимо провести серьезную предварительную работу: определить состав  участников, разработать сценарий будущей игры, дать ученикам  определенные задания. Ученики должны при помощи учителя самостоятельно сконструировать свои выступления сообщения. Сообщение не следует  превращать в простой пересказ прочитанного или выученного. Целесообразно  в процессе подготовки к игре использовать компьютер, периодическую  печать. В газетных статьях, как правило, приводятся новейшие данные,  сведения о выносимых на обсуждение проблемах. Важнейшими источниками  являются официальные документы, материалы природоохранных ведомств. В  процессе игры обсуждаются основные проблемы. Поиск решений  осуществляется путем обсуждения, дискуссии. В заключительный период  проводится анализ результатов игры ее делового эффекта (подведение  педагогических и воспитательных итогов). Использование лабораторных  работ в учебном процессе делает его более интенсивным, повышает качество  обучения, усиливает практическую направленность преподавания,  способствует развитию познавательной активности обучающихся (в ходе  исследовательской деятельности), их логического мышления и творческой  самостоятельности. Выполняя творческие задания, учащиеся 7,8 классов  готовят презентации. Создание ученических презентаций, значительно  расширяет возможности активизации деятельности школьников, формирует  положительное отношение учащихся к изучаемому материалу. Очень важно  знать, что растет и живет вокруг, как называется, где и когда можно увидеть,  и как грамотно и правильно использовать. Информационные технологии  помогают детям стать более активными и независимыми учениками.  Прививают навыки коммуникативного общения, благодаря возможностям  совместно работать над проектами цикла «Край, в котором мы живем». 2.4. Развитие навыков исследовательской деятельности во внеурочное  время через использование проектной технологии  по краеведению. В течение многих лет я работаю по организации проектно­исследовательской  деятельности во внеурочное время,  используя  в своей  работе проект  как   интерактивный метод обучения биологии и экологии. Мои учащиеся  выступают с проектами, разработанными на основе краеведческого  материала, который способствует реальной адаптации школьников к  социально­природным условиям района и воспитанию у них экологической  культуры.  Школьное краеведение отличается от общественного тем, что оно  осуществляется только учащимися и развивается в соответствии с учебными  и воспитательными задачами школы. Одно из условий школьного краеведения  — руководящее участие в нем учителя. Исходя из программы, состава  13 учащихся класса и местных возможностей, он определяет объекты для  исследования, виды и методы работы, организует на изучение края учащихся  и руководит их работой. Остановлюсь подробнее на организации  исследовательской работы по изучению своей местности. Проводя  исследовательскую работу, дети развивают интеллект, приобретают умения и  навыки под руководством педагога. Моя задача состоит в том, чтобы помочь  ученику в развитии творческой деятельности при этом учитывая его  индивидуальные способности и склонности. Необходимо учитывать, что такая деятельность не должна отнимать у ребят слишком много времени. А, чтобы  увлечь их проектной технологией, нужно продумать посильные интересные  формы работы. Одна из проблем – выбор тематики: в одном случае она  направлена на развитие способности  учащихся, независимо от его интереса к  биологии, в другом, тема – предмет активного интереса ученика, который  выступает как объект изучения, так и собственно исследования. Если в  первом случае объект работ невелик, то во втором – трудно предусмотреть  какие шаги придётся совершить исследователю для достижения поставленной цели. Постановка проблемы исследования, выдвижение гипотезы, проведение  новых экспериментов – следующий шаг в проектной деятельности. Считаю,  что учитель должен  выполнять  роль  консультанта и научного руководителя,  основная доля ответственности за работу ложится на юного исследователя. К  завершению проекта ученик должен показать результаты своей работы,  защитить проект, убедить экспертов в практической значимости, показать  свою компетентность  специальных вопроса касающихся проекта. Таким  образом, у учащихся формируется целостное представление о проекте,  происходит осознание его законченности, и конечно, значимости своей  исследовательской деятельности. Над проектом работаю в течении года: в  первом полугодии  ученики овладевают правилами оформления, во втором –  готовят проект, естественно, обучение идёт индивидуально. Метод проектов  даёт возможность организовать работу в интересной форме и тогда  практические занятия становятся увлекательными, целенаправленными,  освоение новой информации – осмысленным, работа учащихся –  познавательно мотивированной.  В качестве примеров предлагаю две завершённые презентации работ  учащихся:  «Экология, флора и фауна разных мест обитания Пашкова пруда »,  цель работы:  изучить состояние воды, природу и историю водоема, осознать  значимость сохранения пруда как источника жизни окружающего мира.  14 «Антропогенное загрязнение среды и растения», цель работы:  изучить  способы антропогенного загрязнения атмосферы, определить значение  зелёных растений в создании здоровой обстановки для жителей села  Грушёвского. Задания выполняются в спокойной обстановке, в отсутствии  жестких «рамок» урока, применяя при этом фотоаппараты, привлекая  родителей, удивляя их своей увлечённостью и  творчеством.    15 2010.­   №1.­С.29­30   Педагогическая   техника.­                                                                                                             Литература 1.   Андюхов,   Б.   Кейс   –   технология   –   инструмент   формирования компетентностей   /Б.   Андюхова   //Директор   школы.­   2010.­№4.­С.61­65   2.   Головашкина,   Л.   Сдвоенный   урок   как   обмен   житейским   опытом   /   Л. Головашкина//   3. Ягодко, Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после.­ 2010.­№1.­С.36­38  4.  Новикова,   И.  Этапы   познания:   Организация   проблемного   обучения   /   И. Новикова // Спорт в школе. Газета Изд. дома «Первое сентября».­ 2010.­№4.­ С.8  5.Дронов   А.   В.   Родные   просторы   /   Савельева   В.   В.,   Румынина   Н.   С.  – Ставрополь, 2001.    6.   Громыко,   Г.   Обучение   в   парах   –   и   просто,   и   сложно   /Г.   Громыко   // Директор школы.­ 2010.­№3.­С.67­70  7.   Брендина,   Н.   В.   Интерактивные   средства   развивающие   мышление   /Н.В. Брендина // Физика. Газета Изд. дома «Первое сентября».­ 2010.­№19.­С.11 8. Андреев, О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги   /О.   Андреева//   Школьное   планирование.­   2010.­№2.­С.107­114   9.   Белый,   В.И.   О   современных   тенденциях   в   распространении   методов проектного   обучения   /В.И.   Белый   //   Школьные   технологии.­   2010.­№2.­   10.   Гузеева,   В.В.   Исследовательская   работа   в   профильном   обучении   /В.В. Гузеева 2010.­№7.­С.192­196 11.   Статья   из   журнала:   Арцев   М.Н.   –   Научно­исследовательская   работа //Завуч для администрации школ. – 2005, № 6. – С.4 – 29. образование.­   //   Народное     16

Тема: «Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно -деятельностного подхода»

Тема: «Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно -деятельностного подхода»

Тема: «Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно -деятельностного подхода»

Тема: «Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно -деятельностного подхода»

Тема: «Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно -деятельностного подхода»

Тема: «Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно -деятельностного подхода»

Тема: «Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно -деятельностного подхода»

Тема: «Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно -деятельностного подхода»

Тема: «Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно -деятельностного подхода»

Тема: «Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно -деятельностного подхода»

Тема: «Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно -деятельностного подхода»

Тема: «Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно -деятельностного подхода»

Тема: «Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно -деятельностного подхода»

Тема: «Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно -деятельностного подхода»

Тема: «Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно -деятельностного подхода»

Тема: «Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно -деятельностного подхода»

Тема: «Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно -деятельностного подхода»

Тема: «Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно -деятельностного подхода»

Тема: «Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно -деятельностного подхода»

Тема: «Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно -деятельностного подхода»

Тема: «Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно -деятельностного подхода»

Тема: «Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно -деятельностного подхода»

Тема: «Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно -деятельностного подхода»

Тема: «Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно -деятельностного подхода»

Тема: «Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно -деятельностного подхода»

Тема: «Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно -деятельностного подхода»

Тема: «Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно -деятельностного подхода»

Тема: «Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно -деятельностного подхода»

Тема: «Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно -деятельностного подхода»

Тема: «Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно -деятельностного подхода»

Тема: «Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно -деятельностного подхода»

Тема: «Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно -деятельностного подхода»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2019