Тема урока: «МАКРОЭВОЛЮЦИЯ. ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА».

  • Рабочие листы
  • docx
  • 26.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

После знакомства с микроэволюционными процессами, приводящими к возникновению новых видов, рассмотрим основные эволюционные явления на надвидовом – макроэволюционном уровне. Огромны масштабы эволюционных преобразований природы, это возникновение новых крупных систематических групп: Типов, классов, отрядов, семейств. Эволюция крупных систематических групп надвидового ранга называется макроэволюцией. В соответствии с разнообразными преобразованиями строения организмов в процессе эволюции выделяют три главных пути, каждый из которых ведет к биологическому прогрессу. 1. Арогенез – ароморфоз ( морфофизиологический процесс ); 2. Аллогенез – идиоадаптации; 3. Катагенез - общая дегенерация. Слайд:
Иконка файла материала Тема урока «МАКРОЭВОЛЮЦИЯ. ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА». .docx
Тема урока: «МАКРОЭВОЛЮЦИЯ. ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА».  Задачи урока: На примерах показать происхождение крупных систематических групп путем ароморфоза, рассмотреть на примерах  идиоадаптацию, дегенерацию, и соотношение между главными путями эволюции. Ознакомить с главными направлениями  эволюции – биологическим прогрессом и биологическим регрессом. Охарактеризовать роль человека в биологическом прогрессе и регрессе.  Оборудование: таблицы по биологии « Приспособленность птиц к среде обитания», «многообразие паразитических червей»; слайды « Строение  сердца», Идиоадаптация у птиц», « Идиоадаптация у млекопитающих», « Развитие органа размножения у растений» и другие.  ХОД УРОКА.  1. Организационный момент. 2. Изучение нового материала. План урока. 1. Главные пути органической эволюции: 1) Ароморфоз; 2) идиоадаптация; 3) общая дегенерация; 2. Главные направления органической эволюции: 1) биологический прогресс; 2) Биологический регресс. 3. Влияние деятельности человека на главные направления эволюции. ….В принципе анализ процессов макроэволюции может быть проведен исходя из понятия Микроэволюция. ( Яблоков А. И. ) После знакомства с микроэволюционными процессами, приводящими к возникновению новых видов, рассмотрим основные  эволюционные явления на надвидовом – макроэволюционном уровне. Огромны масштабы эволюционных преобразований  природы, это возникновение новых крупных систематических групп: Типов, классов, отрядов, семейств.  Эволюция крупных систематических групп надвидового ранга называется макроэволюцией.  В соответствии с разнообразными преобразованиями строения организмов в процессе эволюции выделяют три главных пути,  каждый из которых ведет к биологическому прогрессу. 1. Арогенез – ароморфоз ( морфофизиологический процесс ); 2. Аллогенез – идиоадаптации; 3. Катагенез ­ общая дегенерация. Слайд: Пути эволюции органического мира либо сочетаются друг с другом, либо сменяют друг друга, причем ароморфозы происходят  реже идиоадаптаций. Но именно ароморфозы определяют новые этапы в развитии органического мира. Возникнув путем  ароморфозов, новые, высшие организации групп организмов, занимают новую среду обитания. Далее идет процесс  идиоадаптации, иногда дегенерации, которая обеспечивает организмам обживание в новой для них среде обитания. Учебник стр. 416. АРОГЕНЕЗ. Ароморфоз – (ajro –поднимаю, genesis­ развитие). Арогенез – повышение уровня организации, совершенствование адаптаций широкого значения, расширение среды обитания,  появление возможности перейти в новую среду обитания. Ароморфозы возникают не одновременно, при появлении они практически могут не отличаться от общих адаптаций. Но по мере  действия на них естественного отбора и широкого распространения видов они становятся ароморфозами, то есть  поднимающими уровень организации. Например­ появление легочного дыхания у древних обитателей пресноводных водоемов  дало возможность для освоения суши­ появились тысячи видов класса Земноводных, Пресмыкающихся, Птиц, Млекопитающих.  Поэтому приобретение позвоночными легких­ крупный ароморфоз. Возникают менее крупные ароморфозы. Давайте проследим ароморфоз в строении сердца позвоночных и разделение кровотоков. Слайд 2. Поведение животных связано с развитием головного мозга и определяет наивысшую приспособленность к среде обитания.  Поэтому проследим развитие головного мозга ( переднего мозга) у позвоночных. Слайд. Высокий общий уровень организации млекопитающих был достигнут на основе прогрессивного развития­ кровеносной системы,  легких, головного мозга, живорождения, теплокровности и др. – обеспечило господство в наше время. Ароморфозы можно проанализировать и в царстве Растений. Крупным ароморфозом в развитии растений был переход от  размножения спорами к размножению семенами, образование цветка. Слайд 3.  У растений можно выявить ароморфозы – появление двух типов корневых систем, многоклеточности, органов и систем органов  пыльцевой трубки, цветка и семени. Вывод: Что же обеспечивают ароморфозы живым организмам в результате эволюции? (работа с учебником стр. 416­417) Вывод записать в тетрадь: 1) Переход от активного питания к пассивному; 2) Повышают подвижность организмов; 3) Повышают интенсивность жизнедеятельности; 4) Сохраняются ароморфозы при дальнейшей эволюции Ароморфозы формируются на основе наследственной изменчивости и естественного отбора и являются приспособлениями  широкого значения позволяющими освоить новую среду обитания. Аллогенез ­ ( идиоадаптация) – изменения частного порядка, без повышения уровня организации, результат приспособления кразличным условиям жизни на том же организационном уровне. Что же относится к идиоадаптациям? Благодаря формированию разных адаптаций птицы и млекопитающие смогли  распространиться не только в разных географических зонах, но и освоить самые разнообразные условия среды обитания. Слайд. 4 Слайд 5 Примером у растений может служить опыление, способы распространения семян и т. д. 3)Общая дегенерация (Катагенез). Ч. Дарвин отмечал, что способность у организмов выживать в борьбе за существование вовсе не обязательно должна быть  высокая организация.( Работа с учебником стр. 420) Общая дегенерация­( морфофизиологический регресс) –исчезновение органов активной жизни. Катагенез­ упрощение организации, образа жизни в результате приспособленности к более простым условиям существования.  Катагенез проявляется в крайней специализации к благоприятным условиям, характеризуется паразитизмом или сидячим  образом жизни. Виды, перешедшие к паразитизму, резко отличаются от свободно живущих видов. У растений паразитов атрофируются( исчезают) корни, может быть упрочена способность к фотосинтезу. Слайд 6. Сидячий образ жизни у асцидий стр. 228 рис. 7.7­ Метаморфоз у асцидий. В личиночной стадии асцидии имеют хорду, которая  рассасывается и исчезает по мере прикрепления к субстрату. У животных упрощается пищеварительная система, редуцируются органы чувств, но взамен появляются частичные  приспособления­ присоски, прицепки, высокая плодовитость. Упрощение организации вовсе не означает вымирание данной группы. Многие паразитические организмы процветают, несмотря  на упрощение организации. 2. Трудами А.Н.Северцева и И.И. Шмальгаузена установлены направления макроэволюции­ биологический прогресс и  биологический регресс. Биологический Прогресс  1.Увеличение численности видов. 2. Расширение ареалов.  3. Образование новых видов, популяций. Биологический регресс. 1.Уменьшение численности видов.  2.Сужение ареалов. 3.Уменьшение интенсивности видообразования. 3.Деятельность человека. Под влиянием хозяйственной деятельности человека среда обитания живых существ изменяется значительно, быстрее чем идут  эволюционные изменения и формируются приспособления. Это приводит к сокращению: 1. численности видов. 2. сужению ареалов. 3. вымиранию ряда видов. Минимальные шансы выжить имеют крупные животные класса Млекопитающие­они медленно размножаются и особенно  страдают от соседства с человеком. Амурский тигр, серый и японский журавль, сокол кречет, гепард, белый медведь и другие и  другие животные находятся на стадии биологического регресса. Наоборот, биологического прогресса достигли виды мелкие, плодовитые, легко уживающиеся с человеком­ крысы, тараканы,  вороны и другие виды. 111. Закрепление. Работа с тестами на компьютере. Домашнее задание­ №­ 13.1.1. №­ 13.1.2. №­ 13.1.3. Вариант 1. 1. Какое из названных приобретений животных можно считать ароморфозом? А) Утрата шерстяного покрова слонами; Б) Появление яиц у пресмыкающихся и их развитие на суше; В) Удлинение конечностей у лошади; 2. Какое из приспособлений можно считать идиоадаптацией? а) превращение листьев кактуса в колючки; б) утрата органов кровообращения у плоских червей; в) возникновение теплокровности; 3. Какое из направлений эволюции приводит к серьезным перестройкам организма и возникновению новых таксонов? а) идиоадаптация; б) ароморфоз; в)дегенерация; 4. Какое из утверждений является верным­ а) дегенерация не бывает прогрессивной; б) дегенерация может быть прогрессивной; в) дегенерация всегда приводит к вымиранию вида. 5. Разные виды додарвиновских вьюрков возникли путем: а) ароморфоза; б) дегенерации; в) идиоадаптации.Ответ­ 1б, 2а, 3б, 4б, 5в.  Вариант 2.  1. Водоросли относятся к низшим, а мхи к высшим растениям, потому что: а) мхи размножаются спорами, а водоросли нет; б) у мхов есть хлорофилл, а у водорослей нет, в) у мхов есть органы, повышающие их организацию по сравнению с водорослями. 2. Что из перечисленного относится к ароморфозам, идиоадаптациям, дегенерации: а) ячеистые легкие у рептилий; б) первичная кора головного мозга у рептилий; в) голый хвост у бобра; г) отсутствие конечностей у змей; д) отсутствие корней у повилики; е) Возникновение неполной перегородки в желудочке сердца у рептилий; з) молочные железы у млекопитающих; и) отсутствие кровеносной системы у цепней; к) отсутствие потовых желез у собак; А­ И­ Д­ 3. В результате появления хлорофилла растения перешли: а) к автотрофному питанию; б) к гетеротрофному питанию; в) к смешанному типу питания. 4. Разнообразие приспособлений объясняется: а) только влиянием условий среды на организм; б) взаимодействие генотипа и среды; в) только приспособлениями генотипа. Ответ­ 1в, 2­ А­а, б, е, ж. И­ в, з, к. Д­ д, г, и.3а, 4б.