Урок по информатике
Учитель: Индербиев Рамзан Дуквахович
Тема урока: Табличные модели (1 слайд)
Класс: 8
Тип урока: изучение нового материала
Время: 40 минут
Цели урока: (2 слайд)
1. Изучить таблицы типа «объектсвойство»;
2. Таблицы типа «объектобъект»;
3. Познакомиться с двоичными матрицами;
4. Развивать внимание, память, логику.
Оборудование и методический материал:
Компьютер, проектор, мультимедийная доска, учебник по информатике для 9
класса И.Г. Семакин, 2012г, тетради, ручки, чертежные принадлежности,
дневники.
План урока:
1. Организационный момент (3 минуты)
2. Актуализация знаний (5 минут)
3. Изучение нового материала (17 минут)
4. Подведение итогов (8 минут)
5. Домашнее задание (7 минут)
Ход урока 1. Организационный момент.
Приветствие! Отмечаем отсутствующих!
2. Актуализация знаний.
Вопросы на повторение к классу: (3 слайд)
1. Что такое моделирование? Моделирование – это деятельность человека по
созданию модели (натурной или информационной)
(4 слайд)
2. Дайте понятие объекта моделирования. Понятие объект моделирования
надо понимать в самом широком смысле. Это может быть материальный
объект: корабль, комета, живая клетка; явление природы: гроза, солнечное
затмение; процесс: полет ракеты, изменение стоимости акций на фондовой
бирже и многое другое (5 слайд)
3. Что такое модель? Модель – это упрощенное подобие реального объекта.
Модель отражает лишь некоторые свойства объекта, существенные с точки
зрения цели моделирования (6 слайд)
4. Дайте определение формализации. Формализация есть результат перехода
от реальных свойств объекта моделирования к их формальному
обозначению в определенной знаковой системе
(7 слайд)
5. Расскажите все о графических информационных моделях (схема,
структура, график). Схема – это графическое отображение состава и
структуры сложной системы. Структура – это порядок объединения
элементов системы в единое целое. График – это модель процесса
(8 слайд)
3. Изучение нового материала.
Таблицы типа «объект – свойство» (9 слайд)
Еще одной распространенной формой информационной модели является
прямоугольная таблица, состоящая из строк и столбцов. Использование таблиц
настолько привычно, что для их понимания обычно не требуется
дополнительных объяснений. В качестве примера рассмотрим таблицу «Домашняя библиотека» (10 слайд)
Номер
Автор
Название
0001
0002
0003
0004
0005
0006
0007
Беляев А.Р.
Человекамфибия
Кервуд Д.
Бродяги Севера
Тургенев И.С.
Повести и рассказы
Олеша Ю.К.
Избранное
Беляев А.Р.
Звезда КЭЦ
Тынянов Ю.Н.
Кюхля
Толстой Л.Н.
Повести и рассказы
Год
1987
1991
1982
1987
1990
1979
1986
Полка
5
7
1
5
5
1
1
При составлении таблицы в нее включается лишь та информация, которая
интересует пользователя. Например, кроме тех сведения о книгах, которые
включены в таблицу, существуют и другие: издательство, количество страниц,
стоимость. Однако для составления таблицы было достаточно сведений об
авторе, названии и годе издания книги и информации, позволяющей найти
книгу на полках книжных стеллажей. Предполагается, что все полки
пронумерованы и, кроме того, каждой книге присвоен инвентарный номер. Это
информационная модель книжного фонда домашней библиотеки.
Также таблица может отражать некоторый процесс, происходящий во
времени. Например, таблица «Погода» (11 слайд) День
Осадки
Температура
Давление
Влажность
15.03.200
7
16.03.200
7
17.03.200
7
18.03.200
7
19.03.200
7
Снег
3,5
Без
осадков
Туман
Дождь
Без
осадков
0
1,0
3,4
5,2
746
750
740
745
760
67
62
100
96
87
Показания снимались в течение пяти дней в одно и то же время суток. Глядя
на таблицу, легко сравнить разные дни по температуре, влажности и пр.
Данную таблицу можно рассматривать как информационную модель процесса
изменения состояния погоды.
Эти таблицы относятся к наиболее часто используемому типу таблиц. Их
называют таблицами типа «объектсвойство». В одной строке такой таблицы
содержится информация об одном объекте (книга в библиотеке или состояние
погоды в 1200 в данный день). Столбцы – отдельные характеристики
(свойства) объектов.
Конечно, строки и столбцы в них можно менять местами, повернув на 90
градусов. Иногда так и делают. Тогда строки будут соответствовать
свойствам, а столбцы – объектам. Но чаще всего таблицы строят так, чтобы
строк в них было больше, чем столбцов. Как правило, объектов больше, чем
свойств.
Таблицы типа «объектобъект» Другим распространенными типом таблиц являются таблицы, отражающие
взаимосвязи между разными объектами. Их называют таблицами типа «объект
объект». Вот понятный каждому школьнику пример таблицы успеваемости:
(12 слайд)
Ученик
Русский Алгебра Химия Физика История Музыка
Аликин Петр
Ботов Иван
Волков Илья
Галкина Нина
4
3
5
4
5
3
5
4
5
3
5
5
4
3
5
2
4
3
5
4
5
4
5
4
Строки относятся к ученикам – это первый вид объектов; столбцы – к
школьным предметам – второй вид объектов. В каждой ячейке таблицы, на
пересечении строки и столбца, оценка, полученная данным учеником по
данному предмету.
Следующая таблица тоже имеет тип «объектобъект». Однако, в отличие от
предыдущей таблицы, в ней строки и столбцы относятся к одному и тому же
виду объектов. В этой таблице содержится информация о наличии прямых
дорог между населенными пунктами. (13 слайд)
Дачи
Озерная
Подгорная
Елово
Бобры
Дачи
Озерная
Подгорная
Елово
Бобры
1
1
1
1
0
1
1
0
1
0
Двоичные матрицы (14 слайд)
1
0
1
0
1
1
1
0
1
1
0
1
1
1
1
В математике прямоугольная таблица, составленная из чисел, называется
матрицей. Если матрица содержит только нули и единицы, то она называется двоичной матрицей. Числовая часть таблицы «Дороги» представляет собой
двоичную матрицу.
Таблица «Факультативы» также содержит двоичную матрицу. (15 слайд)
Ученик
Геология
Цветовдство
Танцы
Русанов
Семенов
Зотова
Шляпина
1
1
0
0
0
1
1
0
1
0
1
1
В ней приведены сведения о посещении четырьмя учениками трех
факультативов. Вам уже должно быть понятно, что единица обозначает
посещение, нольнепосещение. Из этой таблицы следует, например, что
Русанов посещает геологию и танцы, Семенов – геологию и цветоводство и т.д.
В таблицах, представляющих собой двоичные матрицы, отражается
качественный характер связи между объектами (есть дороганет дороги,
посещаетне посещает и т.д.).
Мы рассмотрели только два типа таблиц: «объектсвойство» и «объект
объект». На практике используются и другие, гораздо более сложные таблицы.
4. Подведение итогов. (16 слайд)
Что вы сегодня узнали нового?
В чем состоит удобство табличного представления информации?
Приведите примеры таблиц, с которыми вам приходится иметь дело в школе и
дома.
Что такое матрица?
Что такое двоичная матрица?
Выставление отметок в журнал. 5. Домашнее задание. (17 слайд)
№ урока
9А
9Б
10А
10Б
11А
11Б
1
2
3
4
5
6
В данной таблице закрашенные клетки в расписании занятий соответствуют
урокам физкультуры в 911 классах школы.
Выполните следующие задания:
Определите, какое минимальное количество учителей физкультуры
требуется при таком расписании;
Найдите один из вариантов расписания, при котором можно обойтись
двумя учителями физкультуры;
В школе три учителя физкультуры: Иванов, Петров, Сидоров;
распределите между ними уроки в таблице так, чтобы ни у кого не было
«окон»;
Распределите между тремя учителями уроки так, чтобы нагрузка у всех
была одинаковой.
Спасибо за урок! (18 слайд)
Тема урока: Табличные модели
Тема урока: Табличные модели
Тема урока: Табличные модели
Тема урока: Табличные модели
Тема урока: Табличные модели
Тема урока: Табличные модели
Тема урока: Табличные модели
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.