Тема: Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Смеянцы» и «Людоед и принцесса…»
Цели:
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).Тема: Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Смеянцы» и «Людоед и принцесса…»
Тема: Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Смеянцы» и «Людоед и принцесса…»
Цели:
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым
словам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему).
Этапы урока
Ι
. Актуализация
знаний.
Ход урока
1 2
1. Знакомство с разделом 11.
– Откройте учебник на с. 162–163. Прочитайте название раздела. Какой день так
называют? Что вы знаете о Дне смеха?
– Какие слова часто говорят в этот день? («Первое апреля, никому не верю».)
– Но мы ничего не сказали об истории Дня смеха. Обычай разыгрывать друг
друга 1 апреля родился так давно, что люди уже забыли, когда именно. Может
быть, его придумали древние римляне, а может, греки.
В Италии 1 апреля называют Днём болванов, в Шотландии – Днём кукушки, в
Японии – Днём куклы, а в Англии – Днём дураков. Но наше название, День
смеха, самое доброе. В России первоапрельские шутки появились при Петре
Первом. Он и сам любил подшутить над другими и не обижался, когда шутили
над ним.
– Произведения каких авторов вы бы поместили в этом разделе?
Предположения детей.
Формирование УУД,
ТОУУ
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной формы
в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
© ООО «Баласс», 2014
1– Откройте содержание на с. 208. Прочитайте фамилии авторов. Согласны ли вы
с выбором составителей учебника?
– В названии какого произведения даётся совет читателям? (В. Драгунский
«Надо иметь чувство юмора».)
2. Игравикторина «Есть ли у вас чувство юмора?».
Вопросы задаёт учитель, за правильные ответы дети получают смешные
призы: воздушный поцелуй Э. Успенского, портрет принцессы от Г. Сапгира,
отпечаток ботинка В. Драгунского, шнурок ВинниПуха и т.д.
Вопросы викторины:
– Что нужно сделать, встретив во сне тигра? (Проснуться.)
– Кто может прыгнуть выше дома? (Любой человек, так как дома прыгать не
умеют.)
– Почему львы едят сырое мясо? (Не умеют готовить.)
– Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки.)
– Мышеловка из пяти букв. (Кошка.) И т.д.
2 4 2 3 2 1 4
Работа со стихотворением Г. Сапгира «Смеянцы».
1. Работа с текстом до чтения.
– Прочитайте заголовок стихотворения, имя и фамилию автора.
итальянцы, испанцы…
– Кто такие смеянцы? Сравните со словами:
Догадались? (Смеянцы – это жители какойто страны.) Как называется эта
страна? Можете предположить, какой характер у смеянцев? (Это весёлые,
жизнерадостные, добрые люди.)
– Рассмотрите иллюстрации. Такими ли вы представляете смеянцев?
2. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение (про себя).
II. Развитие
умений.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Определять и
© ООО «Баласс», 2014
22. Выявление первичного восприятия.
– Какие ваши предположения подтвердились?
– Какие строчки особенно понравились, запомнились? Прочитайте.
3. Повторное чтение (вслух по смысловым частям с комментариями).
По ходу чтения можно обратить внимание, какие по характеру были
смеянцы, провести подготовку к выразительному чтению.
4. Обобщающая беседа.
а) – Вам понравились смеянцы? Какие они по характеру? (Весёлые,
неунывающие, добрые, дружелюбные, с чувством юмора, трудолюбивые,
музыкальные – мастерили музыкальные инструменты! Всё время были в
хорошем настроении; бесстрашные – не испугались дракона.)
б) – Вы поняли, зачем пожаловал Дракон в Хохотанию? А почему на трёх
самолётах? (Он трёхголовый и большой.)
в) – Почему смеянцам удалось победить дракона? (Смех, юмор оказались
сильнее злобы и страха.) Действительно, Генрих Сапгир хотел, чтобы читатели
поняли из текста очень важную мысль: смех – это оружие.
г) – Как вы думаете, какой конец был бы у этого стихотворения, если бы Дракон
имел чувство юмора?
д) – Вы обратили внимание на какието особенности языка стихотворения? (Г.
Сапгир придумывает слова: Хохотания, смеянцы, Смехоград, смеходром,
использует сложные слова, которые образует по законам русского языка.)
Попробуем продолжить этот ряд: на смеходроме приземляются… (смехолёты),
ими управляют… (смехолётчики) и т.д.
5. Выразительное чтение.
Работа над стихотворением «Людоед и принцесса…»
1. Работа с текстом до чтения.
– Прочитайте название стихотворения. Что интересного в нём? Что разделяет
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность действий
на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
© ООО «Баласс», 2014
3запятая? (Как бы два заголовка, они равнозначны.)
– Кто такой людоед? Каким вы себе его представляете?
– Как могли встретиться людоед и принцесса? Рассмотрите иллюстрацию, что
она вам подсказала?
– Значит, мы будем читать страшную историю?
– Прочитайте фамилию автора. Стоит ли нам переживать за принцессу? Что вы
предполагаете?
2. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение (может прочитать учитель). Примерно с середины 1й
части стихотворения дети могут хором договаривать слова «прекрасная» и
«ужасная».
После чтения 1й части (с. 167):
– Почему людоед не съел принцессу? Что её спасло?
– В названии стихотворения сказано: «Или всё наоборот». Что наоборот,
догадались? Какие есть предположения? (Ответы детей.) Давайте проверим.
Учитель читает 2ю часть, дети хором договаривают слова «прекрасная» и
«ужасная».
2. Беседа.
а) – В стихотворении «Смеянцы» был Дракон, в этом стихотворении – людоед.
А вам было страшно? Почему?
б) – Какими прилагательными играет автор? Попробуйте заменить их другими:
плохая, хорошая. Что получилось? (Не очень подходят эти слова, картинки не
такие яркие, как у автора.) Что создают прилагательныеантонимы? (Контраст,
резкое противопоставление.)
в) – Перечитайте стихотворение и выпишите, что было прекрасным и ужасным
в каждой части. Не забудьте, что в этих словах нет непроизносимого согласного
© ООО «Баласс», 2014
4звука, значит, и обозначать на письме его не надо.
1я часть 2я часть
прекрасная принцесса прекрасная погода
ужасная погода ужасная принцесса
прекрасная полянка ужасная полянка
ужасная землянка прекрасная землянка
ужасный аппетит прекрасный аппетит
прекрасный вид ужасный вид
ужасная легенда прекрасная легенда
г) – Как построено стихотворение? (Меняется порядок слов и ситуаций.)
д) – На что похоже стихотворение по сюжету? (На сказку.) А по композиции?
(На игру.)
3. Выразительное чтение индивидуально и по ролям. Заучивание наизусть.
3. Работа с текстами стихотворений после чтения.
Беседа об авторе.
– Согласны ли вы с тем, что Г. Сапгир – весёлый, добрый человек, имеющий
чувство юмора? Вспомните другие его стихи. Прочитайте весёлые строчки из
них. Верен ли себе автор?
Дети зачитывают строчки из стихов «Лесачудеса», «Морская собака»,
«Четыре конверта» и др.
– Сам о себе Г. Сапгир писал: «Я сам – взрослый ребёнок, играю забавными
пёстрыми словами…» Что же привлекает маленьких читателей в поэзии Г.
Сапгира? (Радостная атмосфера, сказочный сюжет, словесная игра, добрый
юмор.)
© ООО «Баласс», 2014
5– Хочется ли прочитать другие стихи Г. Сапгира? Возьмите сборники «Про
Фому и про Ерёму», «Красный шар», «Принцесса и Людоед» и откройте своего
Сапгира.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Домашнее
IV.
задание
1. Выучить наизусть одно из стихотворений или отрывок (по выбору детей).
2. Проиллюстрировать одно из стихотворений (можно нарисовать, например,
Дракона, который мог бы жить в Хохотании).
© ООО «Баласс», 2014
6