Тема: Выражения с переменной
Цели: повторить способ нахождения неизвестного компонента в уравнении подбором числа; закреплять знание натурального ряда, навыки вычислений в столбик; учить рассуждать и логически мыслить.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать уравнения подбором числа; выполнять письменные вычисления в столбик, используя изученные приемы; понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
(У доски работают два ученика.)
— Вычисли удобным способом.
25 + 6 + 18 + 12 + 14 = ((6 + 14) + (18 + 12) +25 = 20 + 30 + + 25=75)
34 + 19 + 11 + 6 + 10 = ((34 + 6) + (19 + 11) + 10 = 40 + 30 + 10 = 80)
7 + 8 + 29 + 21+33 = ((7+33) +(29 +21)+8 = 40 +50 + 8=98)
14 + 15 + 24 + 5 + 6 = ((14 + 6) + (15 + 5) +24=20+20+24 = 64)
— Вычисли в столбик.
45 + 38 67-48 81-37 34 + 38
2. Устный счет
— Чему равна сумма чисел 32 и 40? {72.)
— Вычитаемое 56, разность 14. Чему равно уменьшаемое? (70.)
- Я задумала число, прибавила к нему 33 и получила 45. Какое число я задумала? (72)
- Какое число прибавили к 0 и получили 98? (98.)
- Сумма каких двух одинаковых чисел равна 20? (10 и 10.)
- Первое слагаемое 56, сумма 62. Чему равно второе слагаемое? (6.)
- К какому числу нужно прибавить 43, чтобы получилось 86? (43.)
- Из числа 99 вычли 9 десятков. Сколько осталось? (9.) (Проверка индивидуальной работы у доски.)
III. Самоопределение к деятельности
- Вставьте числа в окошки так, чтобы получились верные равенства.
□ + 23 = 30
70 - □ = 66
□ - 8 = 22
- Какие числа вы вставили? (7, 4, 30.)
- Поставим вместо окошек буквы:
а + 23 = 30
70-х = 66
b - 8 = 22
- Как называются эти буквенные выражения? (Уравнения.)
- Как вы думаете, что мы будем повторять сегодня на уроке? (Как найти неизвестное число в уравнении.)
- Проверьте свои предположения. Прочитайте текст рядом с красной стрелкой на с. 6 учебника.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику № 1 (с. 6).
- Как называют букву, которая меняет свои значения в выражении? (Переменная.)
- Прочитайте значения переменной а.
- Прочитайте выражения, значения которых мы будем находить.
- Подставьте значения переменной в выражения и найдите их значения.
(Учащиеся по цепочке читают выражения и называют ответы.) №2 (с. 6).
- Прочитайте задание. Как называются такие равенства? (Уравнения.)
- Найдите среди представленных равенств уравнения и прочитайте их. (b +2= 12, х- 4=6, с- 10=8, k+4=9, x- 8=2)
- Что значит «решить уравнение»? (Найти значение переменной.)
- Найдите значение переменной в каждом уравнении. (Учащиеся по цепочке называют решения уравнений и значения переменных.)
№3(с.6).
(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу. Самооценка.) Решение: 18-8 = 10 2 + 5 = 7 11-9 = 2 2 + 8=10 №4 (с. 6). (Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.)
- Какие числа удобнее складывать? Почему?
V. Физкультминутка
Юрта, юрта, круглый дом,
(Шаги на месте.)
Побывайте в доме том!
(Руки в стороны.)
Гости явятся едва,
(Повороты туловища влево и вправо.)
В печку прыгают дрова.
(Прыжки на месте.)
Печка жарко топится,
(Хлопки в ладоши.)
Угостить торопится.
(Присесть.)
Ладушки, ладушки,
(Хлопки в ладоши.)
Круглые оладушки.
(Шаги на месте.)
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№5 (с. 6).
(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу на доске.) Решение:
Р, =2 + 2 + 3 = 7 (см) Р2 - (3 + 1) • 2 = 8 (см) Ръ = 2 + 4+1 + 5 = 12 (см)
№6 (с. 6).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Ответы записаны на доске: 27, 100, 74, 90, 18, 90. Самооценка. Тем, кто справится
с заданиями быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 7, 8 (с. 6).)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 6). Самостоятельное выполнение. Проверка. Ответы записаны на доске: х = 3, х = 17.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что такое уравнение?
- Что значит «решить уравнение»?
- Кто может сказать, что понял, как решать уравнения?
Домашнее задание
Рабочая тетрадь: № 7—9 (с. 5).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.