Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 1»
«История двух памятников»
Педагог-психолог,
Классный руководитель группы Л722-3:
Латышева Л.Ю.
Москва
2021
Составитель:
Латышева Л.Ю. педагог-психолог ГБПОУ ДЗМ «МК № 1», классный руководитель группы Л722-3
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование образовательной организации
Рецензент:
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование образовательной организации
Содержание методической разработки
1 |
Методический блок классного часа |
4 |
1.1 |
Актуальность темы |
5 |
1.2 |
Методы обучения, форма проведения, дата, продолжительность и место проведения классного часа |
6 |
2 |
Информационный блок |
7 |
2.1 |
Вступление и диалог с слушателем |
8 |
2.2 |
О монументе воина-освободителя в Бердине в Трептов-парке, история создания, прототип памятника и воспоминания маршала Чуйкова |
8 |
2.3 |
О подвиге Трифона Андреевича Лукьяновича
|
11 |
2.4 |
Стихотворение Георгия Рублёва «Памятник»
|
12 |
2.5 |
О памятнике советскому солдату-освободителю в Болгарии в городе Пловдив на холме Бунарджик («Холм Освободителей»), история создания, прототип памятника |
13 |
2.6 |
Воспоминания об Алексее Скурлатове близких и тех, кто его знал
|
15 |
2.7 |
Завершение |
17 |
3 |
Интернет-источники |
18 |
Методический блок
Актуальность темы
С окончания Великой Отечественной войны прошло 76 лет, самым молодым участникам войны, если они живы, уже по 97 лет. Память о войне и горестях, которые приносит она с собой, жива ещё в детях и внуках тех, кто воевал. Но и внукам уже порядка 50 лет. Выросло большое поколение тех, кто не видел и не общался со своими родственниками-фронтовиками. И подрастающее поколение подчас не знает ничего о своих же родственниках, прошедших войну. На этом фоне накопился большой объем дезинформации о войне и повсюду мы сталкиваемся с попыткой переписать историю в угоду политическим и иным интересам. Но наша история – это тот опыт, который наша страна и её жители никак не должны забыть, опыт для того и нужен, чтобы не повторять ошибок предшествующих поколений, а также не предавать своих близких и соотечественников, которые обеспечили нам мирную жизнь, которой им самим не хватило.
В память о подвигах и человеческих качествах наших солдат создано множество памятников не только в нашей стране, но и за рубежом. Эти памятники – не просто статуи и произведения скульптурного искусства, как воспринимает это достаточно большое количество молодёжи, а память о конкретных людях, которые олицетворили то, что несли с собой многие советские солдаты. И история возникновения памятников раскрывает нам всю глубину и ценность этих людей. Рассказывает нам об истории, которая была на самом деле.
Возможность увидеть в истории создания памятника реальный образ русского солдата очень существенно меняет отношение молодёжи к памятникам, а также воспитывает в них добросердечие и отзывчивость, свойственное нашим фронтовикам и чувство благодарности и гордости за свой народ.
Методы обучения: словесный (рассказ)
Форма проведения: заочная
Дата проведения: 21.05.2021 г.
Продолжительность проведения: 30 мин.
Место проведения: через публикацию презентации и рассказа в группе в VK
Группа: Л722-3.
Информационный блок
2 слайд:
Добрый день, уважаемые студенты! Недавно я узнала две истории создания памятников и ь\была потрясена. Хочу с вами поделиться ими.
3 слайд:
Великая Отечественная война.
Сколько памятников советским воинам-освободителям и героям создано не только в нашей стране, но и за рубежом!
Как вы думаете? Что с собой несет памятник воину-освободителю? Что символизирует? Зачем они создавались?
Были ли прототипы памятника?
Об всём этом может нам рассказать история создания памятника.
Давайте сегодня окунемся в историю создания двух памятников.
В Европе сотни памятников русским солдатам-освободителям — и наполеоновской эпохи, и времен мировых войн. Самый известный и, пожалуй, самый выразительный из них стоит в Берлине, в Трептов-парке, монумент воина-освободителя. Он узнаваем с первого взгляда — красноармеец с девочкой на руках, попирающий разбитую свастику — символ побежденного фашизма. Скульптура изображает советского солдата, держащего в руках немецкую девочку. Его высота – 12 метров, а вес – 70 тонн. Место, где размещен монумент - особенное. Там захоронено около 5000 солдат, которые освобождали Берлин.
4 слайд:
Прототипом для скульптора послужил советский солдат, уроженец села Вознесенки Тисульского района Кемеровской области, Николай Иванович Масалов, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина 30 апреля 1945 года. но позировал скульптору другой солдат – Иван Одарченко из Тамбова, служивший в Берлинской комендатуре. Его Вучетич заприметил в 1947 г. на праздновании Дня физкультурника. Иван позировал скульптору в течение полугода, а после того, как памятник установили в Трептов-парке, несколько раз стоял в карауле возле него.
5 слайд:
Как это было:
Вот что писал о событии, случившемся 30 апреля 1945 года во время взятия Берлина, маршал Чуйков:
«За час до начала артподготовки для взятия аэродрома Темпельхоф знаменщик 220-го гвардейского стрелкового полка 79-й гвардейской стрелковой дивизии сержант Николай Масалов принёс знамя полка к Ландвер-каналу.
…Путь к центру Тиргартена с юга преграждал глубокий с отвесными бетонированными берегами канал. Мосты и подступы к нему густо заминированы и плотно прикрыты огнём пулеметов.
…До атаки гвардейцев осталось минут пятьдесят. Наступила тишина, как перед бурей, — тревожная, напряженная. И вдруг в этой тишине, нарушаемой лишь треском пожаров, послышался детский плач. Словно откуда-то из-под земли, глухо и призывно звучал голос ребёнка. Плача, он повторял одно, понятное всем слово: «Муттер, муттер…»
«Кажется, это на той стороне канала», — сказал товарищам Масалов.
Он подошел к командиру: «Разрешите спасти ребёнка, я знаю, где он».
Ползти к Горбатому мосту было опасно. Площадь перед мостом простреливалась огнём пулемётов и автоматических пушек, не говоря о минах и фугасах, запрятанных под землёй.
Подходы к мосту были заминированы, поэтому ему пришлось еще пробираться в обход мин.
Сержант Масалов полз вперед, прижимаясь к асфальту, временами прячась в неглубоких воронках от снарядов и мин.
…Вот он пересек набережную и укрылся за выступом бетонированной стенки канала. И тут снова услышал ребёнка. Тот звал мать жалобно, настойчиво. Он будто торопил Масалова.
Тогда гвардеец поднялся во весь рост — высокий, могучий. Блеснули на груди боевые ордена. Такого не остановят ни пули, ни осколки…
Масалов перекинулся через барьер канала… Прошло ещё несколько минут. На миг смолкли вражеские пулеметы.
Затаив дыхание, гвардейцы ждали голос ребёнка, но было тихо. Ждали пять, десять минут… Неужели напрасно рисковал Масалов?..
Несколько гвардейцев, не сговариваясь, приготовились к броску. И в это время все услышали голос Масалова:
«Внимание! Я с ребёнком. Прикройте меня огнём. Пулемёт справа, на балконе дома с колоннами. Заткните ему глотку!…»
Тут началась артподготовка. Тысячи снарядов и тысячи мин как бы прикрывали выход советского воина из зоны смерти с трёхлетней немецкой девочкой на руках.
Её мать, вероятно, пыталась бежать из Тиргартена, но эсэсовцы стали стрелять ей в спину. Спасая дочку, она укрылась под мостом и там скончалась.
Передав девочку санитаркам, сержант Масалов снова встал у знамени полка, готовый к броску вперед.»
Сам он позже так описывал эти события: «Под мостом я увидел трехлетнюю девочку, сидевшую возле убитой матери. У малышки были светлые, чуть курчавившиеся у лба волосы. Она все теребила мать за поясок и звала: «Муттер, муттер!». Раздумывать тут некогда. Я девочку в охапку – и обратно. А она как заголосит! Я ее на ходу и так, и эдак уговариваю: помолчи, мол, а то откроешь меня. Тут и впрямь фашисты начали палить. Спасибо нашим – выручили, открыли огонь со всех стволов». Сержант был ранен в ногу, но девочку донес до своих. За подвиги в берлинских боях был награжден орденом Славы III степени. После Победы Николай Масалов вернулся в село Вознесенка Кемеровской области, затем переехал в г. Тяжин и работал там завхозом в детском саду. О его подвиге вспомнили только спустя 20 лет. В 1964 г. о Масалове появились первые публикации в прессе, а в 1969 г. ему присвоили звание Почетного гражданина Берлина.
Поступок Николая Ивановича Масалова лёг в основу сюжета известного монумента Воина-освободителя в Трептов-парке (скульптор Вучетич, Евгений Викторович).
Левой рукой солдат держит спасённую им немецкую девочку, правой — сжимает меч, под ногой — разбитая свастика. В эскизе памятника солдат держал в свободной руке автомат, но по предложению И. В. Сталина, Евгений Викторович Вучетич заменил автомат на меч.
Этот солдат является символом освободительной миссии СССР, символом победы над врагом, развязавшим самую жестокую войну в истории человечества.
Сама история спасения немецкой девочки советским солдатом неуникальна.
Это подтверждает следующий факт: когда, спустя много лет, были предприняты попытки разыскать ту самую девочку, к организаторам поисков обратилось около 200 немецких женщин.
Более того, прототип солдата в Берлине рассказывал, что однажды к нему домой приехала некая женщина и со слезами на глазах благодарила за спасение. Герой, выяснив детали случая, понял, что он к нему непричастен, но женщине ничего не сказал, чтобы её не разочаровывать.
Документально было подтверждено спасение советскими солдатами около 45 немецких детей.
6 слайд:
Схожий подвиг совершил минчанин Трифон Андреевич Лукьянович. Его жена и дочери погибли под немецкими бомбами. Отец, мать и сестра были казнены оккупантами за связь с партизанами. Лукьянович сражался в Сталинграде, не раз был ранен, его признавали непригодным к армейской службе, но сержант всеми правдами и неправдами возвращался на фронт. В конце апреля 1945 года он участвовал в сражениях в западной части Берлина — на Эйзенштрассе, неподалеку от Трептов-парка. Во время боя услышал плач ребенка и бросился через дорогу, в сторону разрушенного дома.
Писатель, военкор «Правды» Борис Полевой — свидетель подвига — вспоминал: «Потом мы увидели его с ребенком на руках. Он сидел под защитой обломков стены, обдумывая, как же ему дальше быть. Потом прилег и, держа ребенка, двинулся назад. Но сейчас двигаться по-пластунски ему было тяжело. Ноша мешала ползти на локтях. Он то и дело ложился на асфальт и затихал, но, отдохнув, двигался дальше. Теперь он был близко, и видно было, что он весь в поту, волосы, намокши, лезут в глаза, и он не может их даже отбросить, ведь обе руки заняты».
И тут пуля немецкого снайпера остановила его путь. Девочка вцепилась в мокрую от пота гимнастерку. Лукьянович успел передать ее в надежные руки товарищей. Девочка выжила и на всю жизнь запомнила своего спасителя. А Трифон Андреевич умер через несколько дней. Пуля перебила артерию, ранение оказалось смертельным.
Вучетич знал и о Масалове, и о Лукьяновиче. Он создал обобщенный образ солдата, спасающего ребенка. Солдата, защитившего и свою страну, и будущее Германии.
В наше время, когда на Западе, а иногда и у нас, тиражируются легенды о «зверствах советских оккупантов» в Германии, помнить об этих подвигах втройне важно.
7 слайд:
ПАМЯТНИК
Это было в мае, на рассвете.
Настал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.
У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг.
И куски свистящего металла
Смерть и муки сеяли вокруг.
Тут он вспомнил, как прощаясь летом
Он свою дочурку целовал.
Может быть отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял.
Но тогда, в Берлине, под обстрелом
Полз боец, и телом заслоня
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.
Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской
Люди, победившие войну!
И в Берлине, в праздничную дату,
Был воздвигнут, чтоб стоять века,
Памятник Советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.
Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он, солдат моей державы,
Охраняет мир на всей земле.
Георгий Рублёв
8 слайд:
Кто не знает памятник Алёше в Болгарии?
Про него слышали практически все.
«Стоит над горою Алеша – в Болгарии русский солдат», это первое, что вспоминается многими. Слова из известной песни.
В Болгарии есть город
Пловдив, в котором на окраине высится холм Бунарджик. С болгарского языка
название холма переводится, как «холм освободителей». На данном холме
установлен известный памятник простому советскому солдату. В народе монумент
давно окрестили «Алешей».
Скульптура выполнена из железобетона. В высоту монумент тянется к небу на 11,5
метров. В руке солдата пистолет-пулемет, направленный в землю.
Памятник установлен на шестиметровой площадке. Она же является смотровой,
откуда можно разглядеть «Алешу» подробнее. На самом постаменте возможно увидеть
надписи, славящие советскую армию и простых солдат. Скульптура очень важна для
большинства жителей Пловдива, она является неотъемлемой частью истории города,
а также частью истории освобождения болгарского народа от захватчиков.
Идея соорудить на холме Бунарджик монумент в честь советских воинов-освободителей родилась у жителей Пловдива ещё в 1948 году. Инициатива целиком исходила «снизу», от народа, без всякой рекомендации «сверху». 9 мая 1948 года был создан Общегородской инициативный комитет по строительству памятника советским солдатам, в состав которого вошли общественные деятели, архитекторы, художники, писатели и преподаватели. Возглавил его начальник Пловдивского военного гарнизона, генерал Асен Греков. В тот же день была сделана символическая закладка основания памятника.
9 слайд:
Прообразом памятника является рядовой сводной роты 3-го Украинского фронта Алексей Иванович Скурлатов, бывший стрелок 10 отдельного лыжного батальона 922 стрелкового полка, переведённый из-за тяжёлого ранения в связисты. В 1944 году он восстанавливал телефонную линию Пловдив — София. В Пловдиве Алексей Иванович подружился с рабочим телефонной станции Методи Витановым, участником болгарского Сопротивления. Методи Витанов передал фотографию Алексея скульптору Василу Родославову, и тот создавал памятник, основываясь на этом изображении
5 ноября 1957 года в Пловдиве был торжественно открыт знаменитый Алеша - памятник советским солдатам, сражавшимся за свободу болгарских братьев в годы Второй мировой войны, монумент, который и по сей день остается одним из символов второго по величине города Болгарии.
Памятник Алеше,
установленный над Пловдивом, был открыт в 1957 году. Тогда, 60 лет назад,
настоящий Алеша даже не догадывался, что ему ставят памятник с легкой руки его
военного друга…. Живя в деревне на Алтае он вообще не сразу узнал о
существовании памятника.
Алексей Скурлатов прошел всю войну – он ушел на фронт в
сентябре 1941 года в возрасте 19-лет и встретил победу в Болгарии. До того, как
Алеша оказался в Болгарии, он воевал у деревни Крюково, под Тверью и Ржевом, на
Курской дуге. На него ДВАЖДЫ (!) приходили похоронки. В 1943 году он, не будучи
убитым, все-таки умер бы под завалами земли, если бы одна из медсестер не
увидела торчащие из земли сапоги и не пригляделась бы внимательнее – у
«убитого» солдата дрожали веки. «Я убит под Ржевом» - про таких, как Алексей
Скурлатов. «У деревни Крюково погибает взвод» - тоже про него. И «Жди меня, и
вернусь, всем смертям назло» - тем более. Он служил в разведке.
В сентябре 1944 года Алексей Скурлатов, переведенный из-за тяжелых ранений из
артиллерийской разведки в связисты и отправлен в Болгарию – налаживать связь
между Софией и Пловдивом. И там подружился с участником болгарского
сопротивления Методи Витановым. 9 мая они встретили вместе, Алеша танцевал,
держа на плечах двух болгар, а Методи сфтографировал танцующего друга.
10 слайд:
В 1948 году у жителей
Пловдива появилась идея установить памятник русским воинам-освободителям.
Методи Витанов передал фотографию фронтового друга одному из скульпторов –
Василу Радовславову. Был объявлен конкурс, победителем которого был признан
вариант «Красный богатырь», созданный под руководством Васила Радославова.
Методи Витанов, увидев памятник, узнал в нем Алексея Скурлатова и, не долго
думая, написал на постаменте «Альоша». Надпись долго не стирали, и скоро все
стали называть железобетонного солдата этим именем.
В 60-х годах была написана песня «Алеша», ставшая настолько популярной в
Болгарии, что до 1989 года она была гимном Пловдива.
Алексей Скурлатов слышал эту песню, но не догадывался, что песня – о нем. Лишь
в 1974 году Методи Витанов написал письмо в самый популярный советский журнал
«Огонек», рассказал о друге, фотографии и надписи на памятнике и попросил
помощи в розыске друга. Ему переслали фотографию Алексея Скурлатова и скоро
настоящий Алеша получил письмо: «Я нашел тебя, Алеша!»
Вот что рассказывают об Алексее Скурлатове близкие и те, кто его знал:
— В 1920-е гг. мои дед и бабушка уехали от голода из Ярославской губернии в Сибирь, в село Налобиха, — рассказывает дочь Алексея Скурлатова Нелли Куйрукова. — Там-то в 1922 г. и родился мой папа, Алексей Иванович.
В 1941-м папу призвали на фронт. Из Бийска эшелон сибиряков, совсем ещё мальчишек, повезли на Москву. Сохранились воспоминания однополчанина отца, Егора Шпыхова: «Алексей Скурлатов попал в лыжный батальон, которому в ночь с 15 на 16 декабря 1941 г. предстояло из-под Клина дойти в г. Калинин... Учиться военному делу было некогда, винтовку-трёхлинейку пришлось осваивать прямо в вагоне, по пути из Бийска до Москвы. Парни сразу окунулись в пучину большой войны, ибо оказались они в Крюкове». Помните известную песню «У деревни Крюково погибает взвод»?
17—18-летние мальчишки на лыжах пробирались до Калинина, где шли страшные бои. По воспоминаниям папиных однополчан, им пришлось пройти 90 км за одну ночь по тылам, под носом у врага, да так, чтобы ни одна душа не кашлянула или случайно не стукнула оружием, — и сразу в бой.
«В декабре 1941-го Алексея Ивановича первый раз ранило, — вспоминает руководитель Музея солдата великой войны Алексея Скурлатова Елена Масляева. — Возле Калинина они зашли в небольшую деревеньку. Там всё разрушено: дома, сараи. Вдруг из одного амбара вылетел немецкий танк и начал стрелять. Алексей Иванович получил два сквозных осколочных.
После госпиталя Алёшу перевели в разведку. Через год во время боевого задания он снова получил ранение. В село Налобиха полетела похоронка — мол, пал боец смертью храбрых. И только через месяц Алексей Иванович смог написать маме, что он жив. Спустя много месяцев он снова оказался между жизнью и смертью — рядом разорвался снаряд. Алексея Ивановича ранило в спину, засыпало землёй — одна голова торчала. Больше суток он так лежал. После боя санитарки бегали, искали живых. И вот одна бежит, смотрит — голова. Пригляделась: мигает глазами — живой солдатик! Потащила его. А домой в это же время летела вторая похоронка: «Ваш сын Алексей Скурлатов похоронен в деревне Верёвкино Ленинградской области...»
— Бабушка наша дважды папу оплакивала, — продолжает Нелли Алексеевна. — И дважды он для неё воскресал. Последнее ранение было очень тяжёлым, сильнейшая контузия. После госпиталя папа попал в полк связистов. Прошёл Белоруссию, Украину, Молдавию, Румынию и оттуда вышел к Болгарии. Протягивал там линию между Софией и Пловдивом. Удивительно, но в Болгарию наши солдаты вошли без единого выстрела. Болгары их встречали, как родных братьев.
Там папа нашёл много друзей. Один из них — связист Методи Витанов. Он всегда восхищался папиной удалью. Ведь отец мог запросто поднять двух болгар на плечи и выплясывать с ними вприсядку. Такой был богатырь. Дружба с Методи Витановым и привела к тому, что папа стал прототипом памятника. Отец оставил Методи свою фотографию, когда уходил из Болгарии, а тот показал её местному скульптору. Так и родилась идея памятника.
В 1953 г. в Пловдиве начали возводить монумент русскому солдату. Во время стройки Витанов поднялся на гору Бунарджик. На камне он написал: «Алёша». Так и стал памятник зваться Алёшей.
11 слайд:
«Через несколько лет после открытия памятника Методи Витанов решил разыскать Алексея Ивановича, — добавляет Елена Масляева. — Написал письмо в журнал „Огонёк“, там напечатали статью про памятник и настоящего живого Алёшу. Алексей Иванович прочитал и на работе коллегам вскользь упомянул, что он и есть тот самый Алёша. Над ним только посмеялись: „Да ну заливать-то!“ Он обиделся, замкнулся. Жена советовала: „Напиши в Болгарию Витанову“. Но Алексей Иванович не хотел: „Скажут, что я выскочка“. Возможно, так никто бы и не узнал про Алексея Скурлатова-„Алёшу“, если бы в 1982-м один из его друзей не встретился на курорте в Белокурихе с учителем из Свердловска Голубевым — он был одним из тех энтузиастов, кто пытался разыскать прототип „Алёши“ из Болгарии. Так слава наконец нашла Алексея Ивановича».
— Голубев написал письмо и папе, и Методи Витанову, — говорит Нелли Куйрукова. — Методи, когда увидел фото отца, сразу же откликнулся: «Алёша, я тебя нашёл!» Тут уже и на официальном уровне папу признали «Алёшей». Организовали ему поездку в Болгарию. Как его встречали в Софии! Он только вышел из самолёта, а ему стали розы под ноги бросать. Чествовали как героя. Памятник папе понравился. Похож на него очень!
«В Болгарии Алексею Ивановичу вручили ленточку «Почётный гражданин города Пловдив», надарили подарков, — рассказывает Елена Масляева. — Все они теперь хранятся у нас. Алексей Иванович на все письма отвечал обязательно. Но вообще он избегал шумихи вокруг себя, даже когда делегации приезжали или Бисер Киров, который песню «Алёша» исполнял, его навещал. Он был простой, хороший, добрый. Я ещё маленькой была, видела: идёт наш Алёша из леса с грибами и берёзовым соком. Всегда остановится, поприветствует, берёзовым соком угостит. В школу к нам часто приходил, то анекдот расскажет, то историю какую. А про войну вспоминать не любил. Когда ребятишки спрашивали, говорил только: «Война — это страшно...»
«Папа очень мастеровитый был, — вспоминает Нелли Алексеевна. — Чинил машины, вытачивал запчасти. Мог ведро сделать, выстругать бабушке батожок.
Правда, его сильно беспокоил осколок, который остался в теле. Он неоперабельный был, проходил возле спинного нерва. Папа этот осколок звал фашистом. Иногда утром вставал: „Ну, опять этот фашист проснулся“. Так папа и умер с этим „фашистом“ в спине.
И папа, и вся наша семья всегда были и будем благодарны нашим болгарским друзьям за то, что до сих пор там стоит памятник „Алёше“. Что чтут память о солдатах наших. Несколько раз мэры Пловдива хотели избавиться от „Алёши“. Но люди встали на защиту вокруг памятника — и отстояли. Они сохранили память о том, что миллионы Алёш положили когда-то свои жизни во имя Победы. И пока стоит наш „Алёша“, жива и эта память».
Вот такие истории стоят за памятниками, живые люди, их удивительный подвиг и
любовь к людям потрясают.
Памятник – это память о чём-то или о ком-то.
В 1966 году поэтом Константином Ваншенкиным и композитором Эдуардом Колмановским была написана песня, посвящённая пловдивскому памятнику, которая так и называлась — «Алёша». До 1989 года эта песня являлась официальным гимном города Пловдив.
Интернет-источники:
1. http://militera.lib.ru/memo/russian/chuykov2/10.html
2. https://pulse.mail.ru/article/kak-sovetskij-soldat-spas-nemeckuyu-devochku-i-stal-prototipom-izvestnogo-pamyatnika-v-berline-6294533343323028571-4478383856441570721/
3. https://maxala.org/kultura/68554-spasshemu-mir-kak-v-berline-pojavilsja-glavnyj-pamjatnik-sovetskomu-soldatu.html
4. https://bulgariamagazine.ru/pamyatnik-aleshe-v-bolgarii/
5. https://aif.ru/society/history/pamyat_zhiva_poka_stoit_alyosha_kak_sozdavalsya_znamenityy_pamyatnik
6. https://elpal.livejournal.com/458459.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.