Разработка данного тематического классного часа предназначена для учащихся начальной школы, а именно третьеклассников. Данный классный час преследует следующие цели: знакомство учащихся с основными положениями Конвенции о правах ребёнка, учит соотносить права и обязанности детей, способствует осознанию детьми ответственности за свои права, формирует положительное отношение к правам других. Данная разработка содержит интересную инсценировку.Вордовский документ.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 им. Полевого П. г.
с. Красная Поляна, Кущёвского района, Краснодарского края
Тематический классный час
Подготовил учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П. Г.
Гарькуша Н. А.
с. Красная Поляна
Цели: познакомить детей с основными положениями Конвенции;
соотнести права и обязанности детей;
способствовать осознанию ответственности за свои права;
формировать положительное отношение к правам других.
Ход классного часа.
1. Организация класса.
2. Сообщение темы классного часа.
3. Слово учителя.
«Не строй церковь, пристрой сироту» призывает русская пословица.
Увы, не многие следуют этому призыву. Богатство и нищета по
прежнему существуют в мире. Для России проблема защиты детства
чрезвычайно остра.
Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (ответы учащихся)
В США, в городе НьюЙорке высится 39этажное здание, в нём
помещается Штабквартира Организации Объединённых Наций (ООН),
международной организации, главной целью которой является
стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны. Ежегодно
созывается Генеральная Ассамблея ООН – собрание делегатов всех
государств – членов организации. Сейчас их более 180.
Конвенция о правах ребёнка была единогласно принята в 1989 г.
Генеральной Ассамблеей ООН. Почему возникла необходимость в
принятии Конвенции?
Вот несколько фактов из брошюры ООН «Права человека. Изложение
фактов № 10»:
покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют
лишь за счёт изнурительной работы, воровства, нищенства;
120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности
посещать школу;
ежегодно около 3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые
поддаются лечению.
Все проблемы по защите детей и детства учтены в содержании
Конвенции о правах ребёнка, основная цель которой – побудитьгосударства прикладывать максимум усилий для решения этих
проблем.
Наше государство подписало этот документ.
Конвенция – это договор, который должен неукоснительно исполняться
теми, кто его подписал. (На доске вывешиваются слова: Конвенция,
права.)
В Конвенции речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были
одинаковые права. Парламенты и правительства должны издавать такие
законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие
возможности для развития личности.
Конвенция – это достаточно большой документ, перечислим основные
положения:
Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство
обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое
развитие ребёнка.
Дети имеют право свободно выражать своё мнение.
Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.
Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских
учреждений.
Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им
физического или психического ущерба.
Ребёнок имеет право на образование.
Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и
религии.
Ни один ребёнок, не достигший 15летнего возраста, не должен
принимать участия в военных действиях.
Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или
незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь,
семейную жизнь,
неприкосновенность жилища или тайну
корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и
репутацию.Учитель:
Конвенция о правах ребёнка содержит не только права. Она чётко
устанавливает границы перехода от детства к взрослой жизни (ООН
считает детьми человеческие существа от рождения до 18 лет.)
Учитель:
Но детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми,
уйти от опеки, поучений типа: «я лучше знаю, что нужно, ведь я старше
тебя». Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не
взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.
4. Разыгрывается сценка.
Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает
сын Петя.
Сын:
Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол,
начинает есть.)
Мать:
С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын:
Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах
ребёнка знакомились!
Бабушка:
Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что – то давление поднялось.
Сын:
Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из – за
стола.) Спасибо, я так наелся.
Мать: Помой посуду, сынок.
Сын:
Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится,
смотрит телевизор).
Отец:
Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын:
Это проявление жестокости, пап.
Найти ошибки в поведении членов семьи.
Имеет ли право ребёнок от чего – то отказаться и получить то, что
хочет?
5. Итог классного часа.
Кто является ответственным за обеспечение прав детей?
Какие основные права вам известны?
В каком международном документе записаны права детей?
Кто запомнил какие – нибудь положения Конвенции?
В каких сказках, литературных произведениях нарушались права детей?
Слово учителя:
Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом.
Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет
ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие
права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют
и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают
законные права детей. Но и дети в силу собственного незнания и неумения
зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести
вред им самим и окружающим.Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения
конфликта родителей и детей. Конвенция о правах ребёнка призвана
защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы
должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких
шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице. Я думаю, что
совместно с вами мы достигнем желаемого результата. Всем спасибо за
работу, за общение, за умные мысли.
До свидания.