Тематический вечер «Путешествие в сказы Бажова»
Оценка 5

Тематический вечер «Путешествие в сказы Бажова»

Оценка 5
Мероприятия
docx
воспитательная работа
4 кл
14.05.2017
Тематический вечер   «Путешествие в сказы Бажова»
Цели: приобщать детей к истокам культуры родного края. Воспитание патриотизма и гражданственности, чувства гордости за свою Родину; интеллектуальное развитие; развитие творческих способностей. Задачи: Образовательная: • Знакомить детей с биографией уральского сказочника П. П. Бажова. Воспитательная: • Воспитывать желание работать совместно для получения общего продукта. Развивающая: • Развивать умение детей отвечать на вопросы, применять знания, полученные при чтении художественной литературы; • создание условий для развития интеллектуальных умений и навыков; • развитие творческого мышления. Форма проведения: тематический вечер. В своей практике методическую разработку могут использовать классные руководители, учителя русского и литературы, учителя начальных классов, библиотекари. Использование такого материала поможет сделать свою работу более содержательной и интересной. Тематический вечер предназначен для проведения с детьми младшего школьного возраста. Время проведения – 40 минут.
Тематический вечер.docx
Тематический вечер  «Путешествие в сказы Бажова» (для младшего школьного возраста)                                                                       1 Пояснительная записка Цели: приобщать детей к истокам культуры родного края. Воспитание  патриотизма и гражданственности, чувства гордости за свою Родину;  интеллектуальное развитие; развитие творческих способностей. Задачи:  Образовательная:  Знакомить детей с биографией уральского сказочника П. П. Бажова. Воспитательная:  Воспитывать желание работать совместно для получения общего  продукта. Развивающая:  Развивать умение детей отвечать на вопросы, применять знания,  полученные при чтении художественной литературы;  создание условий для развития интеллектуальных умений и навыков;  развитие творческого мышления. Форма проведения: тематический вечер.    В своей практике методическую разработку могут использовать классные  руководители, учителя русского и литературы, учителя начальных классов,  библиотекари. Использование такого материала поможет сделать свою работу более содержательной и интересной.    Тематический вечер предназначен для проведения с детьми младшего  школьного возраста.  2 Время проведения – 40 минут. Предварительная работа:  Чтение сказов П. П. Бажова, рассказывание детьми отрывков. Рассматривание иллюстраций, коллекции уральских камней и изделий из них. Подготовка сценки по сказам. Конкурс рисунков «Сказы Бажова». Оборудование:  Макеты к сказам П. П. Бажова, иллюстрации Т. Я. Калининой к сказам, портрет П. П. Бажова, сарафан и корона хозяйки Медной горы,  шкатулка с угошениями, ПК, мультимедиа. Дети заходят в зал, их встречает Хозяйка Медной горы. Ход ­Это кто пожаловал в мой лес заповедный, мастеровые люди или бездельники? ­Зачем пришли, богатства мои высматриваете или поучиться?  ­Ну, коли учиться, так другой разговор. Я поведу вас путешествовать по моим владениям. Готовы? Приглашаю.  Рассказ Хозяйки Медной горы о сказочнике П. П. Бажове.   Слайд 3. (Показ портрета писателя).   Слайд 4 – 13. Ребята сегодня мы с вами познакомимся поближе с  творчеством уральского писателя ­ сказочника Павлом Петровичем Бажовым. Его знаменитый сборник сказок «Малахитовая шкатулка» ­ кладовая знаний  об уральской природе, о горных богатствах и умениях уральских мастеров.  Творчеству Бажова посвящено много диссертаций и монографий, его имя  включено в учебники по детской литературе, по его произведениям написаны  3 сценарии и поставлены спектакли, кинофильмы и мультфильмы. Его книгой  сказок «Малахитовая шкатулка» зачитываются дети всего мира.     Будущий писатель родился в1879 году в семье рабочего. Отец был мастером золотые руки, но характером строгим, поэтому на одном месте жить им  приходилось недолго. Пережали часто с места на место. Мама занималась  рукоделием, тем и жили.    От любимой бабушки Авдотьи Петровны, большой выдумщицы и хорошей  сказительницы, маленький Павел впервые услышал много сказок, легенд и  рассказов.    Слушал он других сказителей. Особенно запомнились рассказы одного  рабочего с Гумешского рудника Хмелина. Лет тому было более70, а самому  Павлу Бажову 12.     Когда Бажов вырос, то окончил духовное училище и духовную семинарию и  17 лет преподавал русский язык и литературу в уральской деревне  Шайдурихе. Во время летних каникул ездил по дальним деревенькам по  уральским заводам и собирал фольклор, пословицы, поговорки, сказы,  интересные истории и все это записывал в тетрадь. А потом переписывал на  отдельные листы и расставлял в картотеки, которую называл «узелки на  память»    Заслугой Бажова было то, что он сделал сказы уральских рабочих  достоянием для всех. Самое первое произведение «Зеленая Кобылка» ­  героем которой, был он сам Павел Бажов. ­ А сейчас я вас приглашаю в путешествие по сказам Бажова.  1. Путешествие в «Комнату Знаний» 4 ­Я хочу проверить ваши знания. Я думаю, вы все знакомы со сказами  и легко  ответите на мои вопросы.  1 ­ 2 ­ 3 ­ повернись В комнате Знаний окажись!  "Отгадайте загадки": 1. Кто­то сидит у окошка в избушке,  А маленький козлик стоит на опушке.  Ударит копытцем ­ каменья летят,  И россыпи их под луною блестят.  С козликом рядом кошка Муренка,  И смотрит на них из окошка.  (Даренка)  2. Как кукленка, девочка Спляшет вам с припевочкой!  Появляется в огне.  Как зовут? Скажите мне!  (Огневушка ­ Поскакушка)  "Из какого сказа эти строки? " 1. "Глядит, ­ а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше  трех четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся  синехонька, да такая тощая, что вот подует ветерок ­ и разнесет старушонку.  " ( "Синюшкин колодец")  5 2. "Вот и повел Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а  она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает. " ( "Серебряное копытце")  "Ответьте правильно на вопросы" 1. Какой писатель рассказывал про уральских мастеров, да про богатства  Медной горы хозяйки? (П. П. Бажов)  2. В кого превращалась Хозяйка Медной горы? (В ящерку)  3. Что подарила Степану Хозяйка Медной горы? (Малахитовую шкатулку)  4. Что оставила бабка Лукерья Илюше в наследство? (Перышки)  5. Чьи это слова: "Пр­равильно говоришь, пр­равильно. " (Кошка Муренка)  6. Кто заухал, захохотал и спугнул счастье Федюньки и дедко Ефима?  (Филин)  2.  Путешествие в «Комнату «Назови сказ» Слайды 14 ­26 ­ Ребята, вам нужно  по иллюстрации узнать сказку. 1 ­ 2 ­ 3 ­ повернись В комнате «Назови сказ» окажись!  3. Путешествие в «Комнату «Сказочный герой» Слайд 27  1 ­ 2 ­ 3 ­ повернись В комнате «Сказочный герой» окажись!   О ком идет речь? 1. Ростом не больше трех вершков, платье на ней синее, платок на голове  синий и сама вся синехонька, да такая тощая … ” (“Синюшкин  колодец”) 2. Девчонка махонькая вроде кукленки, а живая. Волосенки рыжие,  сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже голубой …  ( “Огневушка – поскакушка”) 6 3. Идет, как плывет, совсем легко… (“Голубая змейка”) 4. Жил в нашем заводе парень. Вовсе бобылем остался – всю родню  схоронил. И от всех ему наследство досталось. (“Синюшкин колодец” –  Илья) 4.Путешествие в «Комнату «Сказочные вещи»  1 ­ 2 ­ 3 ­ повернись В комнате «Сказочные вещи» окажись!  Что за вещь? 1. “Исподка у него руда рудой, а повернешь – там вроде маленькой  чашечки или блюдца. Гладко­гладко выкатано и блестит…” (“Таюткино  зеркальце” – зеркальце). 2. “Гладко да ровно, узор чистый, резьба по чертежу, а красота где?”  (“Каменный цветок”) 3. “Тут – думает самое им и место. Как надевать или снимать шапку, так и вспомнишь бабкин наказ…” (“Синюшкин колодец” – перья) 5.Путешествие в «Комнату «Отвечай­ка» 1 ­ 2 ­ 3 ­ повернись В комнате «Отвечай­ка» окажись!   в какой сказке Бажова котик подружился с козликом?  (Серебряное  копытце)  как называется сказ, где девочку дразнят Голубкова невеста? (Голубая  змейка, Марьюшка)  как звали мастера сделавшего каменный цветок? (Данило – мастер) 7  как назвал П. Бажов свою книгу уральских сказов? (Малахитовая  шкатулка)  о ком говориться в этих строках: «Куда она идет – все ей открыто. Как  комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все  зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы  медные. Синие тоже есть, лазоревые. И платье на ней меняется. То оно  блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью  засверкает, либо скрасна – медным станет, потом опять шелком  зеленым отливает»? (Хозяйка медной горы)  кто были помощниками Хозяйки медной горы? (волшебные ящерицы,  великий змей Полоз, Огневушка – поскакушка) 6.Путешествие в «Комнату «Кроссвордов» Слайд 28, 29 1 ­ 2 ­ 3 ­ повернись В комнате «Кроссвордов» окажись!  – Как назывался сундучок, в который вошли сказы П.П. Бажова? По горизонтали – название сборника сказов П.П.Бажова: 1. Сундучок, в который вошли сказы П.П.Бажова. (Малахитовая  шкатулка). По вертикали – герои сказов П.П. Бажова: 2. 3. 4. Герой сказа «Медной горы Хозяйка» (Степан) Как называли в народе Медной горы Хозяйку? (Малахитница) Имя деда в сказе «Серебряное копытце» (Кокованя) 8 5. 6. 7. 8. Он стал мастером у старика Прокопьича (Данила) Имя девочки в сказе «Серебряное копытце» (Даренка) Имя мастера чугунного литья в сказе «Чугунная бабушка» (Торокин) Как звали старушонку из сказа «Синюшкин колодец»? (Синюшка) 7.Путешествие в «Комнату «Проверь себя» 1 ­ 2 ­ 3 ­ повернись В комнате «Проверь себя» окажись!  Тест по сказу «Серебряное копытце» Слайд 30, 31 Хозяйка Медной горы. Ребята, из чего сделана шкатулка. Правильно,  сделана из камня малахита.    Малахит ­ по праву может считаться русским камнем. Слава его началась в  1810 году с открытием Медноруднянского и Гумешевского рудников. Этот  камень изумительной красоты бледно – зелеными, бирюзовыми и тончайшими  просечками почти черного цвета создают невыразимую прелесть. Из малахита  делают совершенно ни с чем не сравнимы: громадные вазы, чаши, шкатулки.  Особенно хороши малахиты, оправленные в золото и бронзу. Красоту, и  многие свойства этого камня отразил в своих сказах П. Бажов «Радостный  камень и широкой силы: самому вислоносову дураку покажи и тому весело  станет…» (Сказ «Железковы покрышки») Чтец. То волнами узорчатость дорожки, То редкая причудливость куста Демидовскую медницу, Гумешки, Прославил этот камень неспроста. 9 В нем навсегда застыл зеленый пламень, Красив своим рисунком минерал. Скажите, как зовется этот камень, Во всех краях прославивший Урал? Хозяйка Медной горы. Павел Бажов отразил в своих сказах тяжелую жизнь  горнозаводских и приисковых рабочих. Всю свою недолгую жизнь добывали  они камень малахит, а жили бедно и голодно. Но в сказах отражены лучшие  черты русского характера. Несмотря на всю тяжесть жизни, рабочие не только умели хорошо работать, но и складывать сказки, примечая все интересное,  отражая в них красочные, самобытные и многоцветные стороны природы  Урала.                               Сценка по произведениям П.П.Бажова Оборудование сцены: избушка, елочки, грибочки, цветочки. Выбегает маленькая девочка, одетая плохонько, в старое платьице и  косыночкой подвязана. Собирает грибы и цветы. Что – то мурлыкает себе под нос.    Автор. Давным – давно, жили были дедко Ефим с внуком Федюнькой.  Бедно жили. Большой охотник до рассказов был дед Ефим, мог рассказывать  целый вечер и не переслушать. Рассказы его были о Хозяйке здешней и ее  помощниках. Хозяйка медной горы была крутая, трудолюбивым помогала, а  жадных наказывала. Кто видел её, становился мастером по работе с камнем  малахитом. Ослушаться нельзя было, пропадешь. Был такой мастер в те  времена, Данило, что каменный цветок в покоях Хозяйки медной горы рубил.  Помощники ее Огневушка – поскакушка, Змеевка да змей Полоз могли  показать, где искать камни драгоценные, а могли и закрутить. И вот однажды  случилась такая история. 10 Девочка. Фи – т ­ ть.! Й­ю­ю­у.. .До чего ж хорошо кругом. Елочки зеленые, цветочки красивые. Душа отдыхает. Наберу грибов побольше, домой отнесу,  вот и повечеряем славно (собирает грибы).                     На полянку выходит мальчик с лопаткой в руке. Федя. Далеко я забрался, а камня драгоценного найти не могу. Видно обманул меня дедку, нет в энтом лесу камней драгоценных. Ой, а ты кто?.. Девочка. Не узнал меня Федунька? Это я, Марьюшка. Федя. Не узнал, я тебя Марьюшка. Что ты так от дома далеко ушла. Девочка. За грибами отправилась, посмотри, целое лукошко набрала. А ты,  как здесь оказался. Федя. Да так, гуляю. Девочка. С лопаткой? Хитришь, Федюнька. Федя. Ладно, расскажу. Слушай. Рассказал мне дедушка, что в лесочке этом  можно камень драгоценный отыскать, малахит называется. Слыхала, про  такой? Девочка. Слыхала. Федя. Сказывал дедушка, что больно тот камень барин наш уважает. И  надумал я найти его и продать, вот денег то огребу, как господа с дедулей  жить будем. Да только нет его, видно забыл дедушка, где он лежит, целый  день хожу, а даже зернышка не нашел. Девочка. Надо же, чудеса. Давай Федюнька присядем, ноги гудят. Может  костер, разведем, да грибочков попечем, а там и домой отправимся. Солнце  видишь как высоко, кушать охота. (Мальчик разводит огонь, девочка на веточку цепляет грибы, потом  усаживаются) Вдруг из огня выскакивает девочка в красном сарафанчике,  на голове кранный платочек и начинает кружиться возле них. Ребята  11 прижимаются друг к другу, шепчут. Девочка. Федюнька. Кто это? Федя. Молчи Марьюшка., это огневушка – поскакушка. Девочка.Ой, страх то какой (зажимает рот рукой). Огневушка. (поет). У меня тепло! У меня светло! Красно летичко! Чего прижались, испугались? Ты парень, далеко забрался, выберешься ли назад? Федя. Сама завела – сама выведешь. Огневушка. Ой, ли, ловкий какой! А если мне недосуг? Федя. Найдешь время! Я подожду! Огневушка. Гляди, из рук лопатку не выпусти! Да Марьюшки крепко за руку  держи, а не то с собой заберу. Храбрый ты парень Федюнька. Так и быть  открою тайны свои, покажу камень малахит. А не забоишься ли ты Хозяйки  горы медной? Девочка. А чего ему бояться, я на что, в обиду не дам. Огневушка. Ишь, ты, защитница. Молодец, что не испугалась. За это награду  получите. Где огнем проскачу там и камень драгоценный лежит. Примечайте  ребятки, один раз показываю. Автор. Крутанулась раз другой, и пропала. Кинулись ребята к тому месту.  Темнеть стало, воткнули веточку и побежали домой. На другой день  Федюнька да дедушка Ефим пришли на ту полянку пораньше. Раз капнули,  другой т песок золотой с лопатки пошел, что прямо руками золотины  выбирай. Спрятать богатство не сумели, конечно. Федюнька – малолеток, а  Ефим хоть старик, а тоже простота. Годов с пяток в достатке пожили.  Вспоминали Огневушку, еще бы показалась разок!.. Ну, не случилось больше.  12 А место где золото нашли так и зовется Поскакушинский. Хозяйка Медной горы. Удивительный мир сказов Павла Петровича Бажова  можно открывать снова и снова, как только возьмешь в руки книгу  «Малахитовая шкатулка». А наше мероприятие я хочу закончить словами из  сказа «Чугунная бабушка» ­ « Работа­ она штука долговекая. Человек умрет,  а дело его останется. Вот и смекай, как жить – то».    Сегодня мы обратились лишь к немногим сказам П.Бажова. Волшебная  книга Сказов еще таит в себе много нового и неизведанного. И она особенно  дорога для нас, потому что эта книга о нашей родине – прекрасном и  величественном Урале! Слайд 32. С Данилой вместе ухожу я в гору, К Хозяйке, посмотреть ее цветок. Хочу взглянуть я на цветок, в котором Огнем сияет каждый лепесток. В который раз, склонясь над этой книжкой, Я впитываю мудрость этих слов. Мне не забыть рассказов деда Слышко… Спасибо, добрый дедушка Бажов! Мы гордимся, что Павел Петрович Бажов – наш земляк, уралец,  екатеринбуржец. Слайд 33. Давно уже нет уральского сказочника, но люди помнят о нем 13 и с интересом читают волшебные cказы. Рефлексия Собираем цветок:    Красный лепесток – все было понятно, все понравилось; Желтый лепесток – было не все понятно и не очень интересно; Синий лепесток – вечер не понравился, ждал его окончания. Подведение итогов работы ­Ну что, ребята вот и закончилось наше путешествие по моим владениям. Вы  хорошо потрудились и за это, я награждаю вас своими самоцветами.  Из шкатулки угощает детей конфетами в цветных обертках. Прощается и уходит. 14 Список используемой литературы 1. Е. Хоринская «Наш Бажов», Средне­Уральское книжное издательство,  1989. 2. П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка», – Москва: «Правда», 1984. 3.Борисенко Е. «Как Данила у Хозяйки Медной горы побывал», «Сценарии и  репертуар»», 2004 г., № 5. 4.Лучников Г. Драгоценные россыпи. «Сценарии и репертуар», 2004 год, №1. 5.Тихоновская Г. «Уральские сюжеты». «Молодежная эстрада». Сценарии,  пьесы, инсценировки. Лит­муз альманах, 2005 год, № 7­8­9. 15

Тематический вечер «Путешествие в сказы Бажова»

Тематический вечер   «Путешествие в сказы Бажова»

Тематический вечер «Путешествие в сказы Бажова»

Тематический вечер   «Путешествие в сказы Бажова»

Тематический вечер «Путешествие в сказы Бажова»

Тематический вечер   «Путешествие в сказы Бажова»

Тематический вечер «Путешествие в сказы Бажова»

Тематический вечер   «Путешествие в сказы Бажова»

Тематический вечер «Путешествие в сказы Бажова»

Тематический вечер   «Путешествие в сказы Бажова»

Тематический вечер «Путешествие в сказы Бажова»

Тематический вечер   «Путешествие в сказы Бажова»

Тематический вечер «Путешествие в сказы Бажова»

Тематический вечер   «Путешествие в сказы Бажова»

Тематический вечер «Путешествие в сказы Бажова»

Тематический вечер   «Путешествие в сказы Бажова»

Тематический вечер «Путешествие в сказы Бажова»

Тематический вечер   «Путешествие в сказы Бажова»

Тематический вечер «Путешествие в сказы Бажова»

Тематический вечер   «Путешествие в сказы Бажова»

Тематический вечер «Путешествие в сказы Бажова»

Тематический вечер   «Путешествие в сказы Бажова»

Тематический вечер «Путешествие в сказы Бажова»

Тематический вечер   «Путешествие в сказы Бажова»

Тематический вечер «Путешествие в сказы Бажова»

Тематический вечер   «Путешествие в сказы Бажова»

Тематический вечер «Путешествие в сказы Бажова»

Тематический вечер   «Путешествие в сказы Бажова»

Тематический вечер «Путешествие в сказы Бажова»

Тематический вечер   «Путешествие в сказы Бажова»
Скачать файл