Цели: приобщать детей к истокам культуры родного края. Воспитание патриотизма и гражданственности, чувства гордости за свою Родину; интеллектуальное развитие; развитие творческих способностей.
Задачи:
Образовательная:
• Знакомить детей с биографией уральского сказочника П. П. Бажова.
Воспитательная:
• Воспитывать желание работать совместно для получения общего продукта.
Развивающая:
• Развивать умение детей отвечать на вопросы, применять знания, полученные при чтении художественной литературы;
• создание условий для развития интеллектуальных умений и навыков;
• развитие творческого мышления.
Форма проведения: тематический вечер.
В своей практике методическую разработку могут использовать классные руководители, учителя русского и литературы, учителя начальных классов, библиотекари. Использование такого материала поможет сделать свою работу более содержательной и интересной.
Тематический вечер предназначен для проведения с детьми младшего школьного возраста.
Время проведения – 40 минут.
Тематический вечер.docx
Тематический вечер
«Путешествие в сказы Бажова»
(для младшего школьного возраста)
1 Пояснительная записка
Цели: приобщать детей к истокам культуры родного края. Воспитание
патриотизма и гражданственности, чувства гордости за свою Родину;
интеллектуальное развитие; развитие творческих способностей.
Задачи:
Образовательная:
Знакомить детей с биографией уральского сказочника П. П. Бажова.
Воспитательная:
Воспитывать желание работать совместно для получения общего
продукта.
Развивающая:
Развивать умение детей отвечать на вопросы, применять знания,
полученные при чтении художественной литературы;
создание условий для развития интеллектуальных умений и навыков;
развитие творческого мышления.
Форма проведения: тематический вечер.
В своей практике методическую разработку могут использовать классные
руководители, учителя русского и литературы, учителя начальных классов,
библиотекари. Использование такого материала поможет сделать свою работу
более содержательной и интересной.
Тематический вечер предназначен для проведения с детьми младшего
школьного возраста.
2 Время проведения – 40 минут.
Предварительная работа:
Чтение сказов П. П. Бажова, рассказывание детьми отрывков.
Рассматривание иллюстраций, коллекции уральских камней и изделий из них.
Подготовка сценки по сказам.
Конкурс рисунков «Сказы Бажова».
Оборудование: Макеты к сказам П. П. Бажова, иллюстрации Т. Я. Калининой
к сказам, портрет П. П. Бажова, сарафан и корона хозяйки Медной горы,
шкатулка с угошениями, ПК, мультимедиа.
Дети заходят в зал, их встречает Хозяйка Медной горы.
Ход
Это кто пожаловал в мой лес заповедный, мастеровые люди или бездельники?
Зачем пришли, богатства мои высматриваете или поучиться?
Ну, коли учиться, так другой разговор. Я поведу вас путешествовать по моим
владениям. Готовы? Приглашаю.
Рассказ Хозяйки Медной горы о сказочнике П. П. Бажове.
Слайд 3. (Показ портрета писателя).
Слайд 4 – 13. Ребята сегодня мы с вами познакомимся поближе с
творчеством уральского писателя сказочника Павлом Петровичем Бажовым.
Его знаменитый сборник сказок «Малахитовая шкатулка» кладовая знаний
об уральской природе, о горных богатствах и умениях уральских мастеров.
Творчеству Бажова посвящено много диссертаций и монографий, его имя
включено в учебники по детской литературе, по его произведениям написаны
3 сценарии и поставлены спектакли, кинофильмы и мультфильмы. Его книгой
сказок «Малахитовая шкатулка» зачитываются дети всего мира.
Будущий писатель родился в1879 году в семье рабочего. Отец был мастером
золотые руки, но характером строгим, поэтому на одном месте жить им
приходилось недолго. Пережали часто с места на место. Мама занималась
рукоделием, тем и жили.
От любимой бабушки Авдотьи Петровны, большой выдумщицы и хорошей
сказительницы, маленький Павел впервые услышал много сказок, легенд и
рассказов.
Слушал он других сказителей. Особенно запомнились рассказы одного
рабочего с Гумешского рудника Хмелина. Лет тому было более70, а самому
Павлу Бажову 12.
Когда Бажов вырос, то окончил духовное училище и духовную семинарию и
17 лет преподавал русский язык и литературу в уральской деревне
Шайдурихе. Во время летних каникул ездил по дальним деревенькам по
уральским заводам и собирал фольклор, пословицы, поговорки, сказы,
интересные истории и все это записывал в тетрадь. А потом переписывал на
отдельные листы и расставлял в картотеки, которую называл «узелки на
память»
Заслугой Бажова было то, что он сделал сказы уральских рабочих
достоянием для всех. Самое первое произведение «Зеленая Кобылка»
героем которой, был он сам Павел Бажов.
А сейчас я вас приглашаю в путешествие по сказам Бажова.
1. Путешествие в «Комнату Знаний»
4 Я хочу проверить ваши знания. Я думаю, вы все знакомы со сказами и легко
ответите на мои вопросы.
1 2 3 повернись
В комнате Знаний окажись!
"Отгадайте загадки":
1. Ктото сидит у окошка в избушке,
А маленький козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем каменья летят,
И россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом кошка Муренка,
И смотрит на них из окошка.
(Даренка)
2. Как кукленка, девочка
Спляшет вам с припевочкой!
Появляется в огне.
Как зовут? Скажите мне!
(Огневушка Поскакушка)
"Из какого сказа эти строки? "
1. "Глядит, а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше
трех четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся
синехонька, да такая тощая, что вот подует ветерок и разнесет старушонку.
" ( "Синюшкин колодец")
5 2. "Вот и повел Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а
она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за
ними попрыгивает. " ( "Серебряное копытце")
"Ответьте правильно на вопросы"
1. Какой писатель рассказывал про уральских мастеров, да про богатства
Медной горы хозяйки? (П. П. Бажов)
2. В кого превращалась Хозяйка Медной горы? (В ящерку)
3. Что подарила Степану Хозяйка Медной горы? (Малахитовую шкатулку)
4. Что оставила бабка Лукерья Илюше в наследство? (Перышки)
5. Чьи это слова: "Прравильно говоришь, прравильно. " (Кошка Муренка)
6. Кто заухал, захохотал и спугнул счастье Федюньки и дедко Ефима?
(Филин)
2. Путешествие в «Комнату «Назови сказ» Слайды 14 26
Ребята, вам нужно по иллюстрации узнать сказку.
1 2 3 повернись
В комнате «Назови сказ» окажись!
3. Путешествие в «Комнату «Сказочный герой» Слайд 27
1 2 3 повернись
В комнате «Сказочный герой» окажись!
О ком идет речь?
1. Ростом не больше трех вершков, платье на ней синее, платок на голове
синий и сама вся синехонька, да такая тощая … ” (“Синюшкин
колодец”)
2. Девчонка махонькая вроде кукленки, а живая. Волосенки рыжие,
сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже голубой …
( “Огневушка – поскакушка”)
6 3. Идет, как плывет, совсем легко… (“Голубая змейка”)
4. Жил в нашем заводе парень. Вовсе бобылем остался – всю родню
схоронил. И от всех ему наследство досталось. (“Синюшкин колодец” –
Илья)
4.Путешествие в «Комнату «Сказочные вещи»
1 2 3 повернись
В комнате «Сказочные вещи» окажись!
Что за вещь?
1. “Исподка у него руда рудой, а повернешь – там вроде маленькой
чашечки или блюдца. Гладкогладко выкатано и блестит…” (“Таюткино
зеркальце” – зеркальце).
2. “Гладко да ровно, узор чистый, резьба по чертежу, а красота где?”
(“Каменный цветок”)
3. “Тут – думает самое им и место. Как надевать или снимать шапку, так и
вспомнишь бабкин наказ…” (“Синюшкин колодец” – перья)
5.Путешествие в «Комнату «Отвечайка»
1 2 3 повернись
В комнате «Отвечайка» окажись!
в какой сказке Бажова котик подружился с козликом? (Серебряное
копытце)
как называется сказ, где девочку дразнят Голубкова невеста? (Голубая
змейка, Марьюшка)
как звали мастера сделавшего каменный цветок? (Данило – мастер)
7 как назвал П. Бажов свою книгу уральских сказов? (Малахитовая
шкатулка)
о ком говориться в этих строках: «Куда она идет – все ей открыто. Как
комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все
зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы
медные. Синие тоже есть, лазоревые. И платье на ней меняется. То оно
блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью
засверкает, либо скрасна – медным станет, потом опять шелком
зеленым отливает»? (Хозяйка медной горы)
кто были помощниками Хозяйки медной горы? (волшебные ящерицы,
великий змей Полоз, Огневушка – поскакушка)
6.Путешествие в «Комнату «Кроссвордов» Слайд 28, 29
1 2 3 повернись
В комнате «Кроссвордов» окажись!
– Как назывался сундучок, в который вошли сказы П.П. Бажова?
По горизонтали – название сборника сказов П.П.Бажова:
1.
Сундучок, в который вошли сказы П.П.Бажова. (Малахитовая
шкатулка).
По вертикали – герои сказов П.П. Бажова:
2.
3.
4.
Герой сказа «Медной горы Хозяйка» (Степан)
Как называли в народе Медной горы Хозяйку? (Малахитница)
Имя деда в сказе «Серебряное копытце» (Кокованя)
8 5.
6.
7.
8.
Он стал мастером у старика Прокопьича (Данила)
Имя девочки в сказе «Серебряное копытце» (Даренка)
Имя мастера чугунного литья в сказе «Чугунная бабушка» (Торокин)
Как звали старушонку из сказа «Синюшкин колодец»? (Синюшка)
7.Путешествие в «Комнату «Проверь себя»
1 2 3 повернись
В комнате «Проверь себя» окажись!
Тест по сказу «Серебряное копытце» Слайд 30, 31
Хозяйка Медной горы. Ребята, из чего сделана шкатулка. Правильно,
сделана из камня малахита.
Малахит по праву может считаться русским камнем. Слава его началась в
1810 году с открытием Медноруднянского и Гумешевского рудников. Этот
камень изумительной красоты бледно – зелеными, бирюзовыми и тончайшими
просечками почти черного цвета создают невыразимую прелесть. Из малахита
делают совершенно ни с чем не сравнимы: громадные вазы, чаши, шкатулки.
Особенно хороши малахиты, оправленные в золото и бронзу. Красоту, и
многие свойства этого камня отразил в своих сказах П. Бажов «Радостный
камень и широкой силы: самому вислоносову дураку покажи и тому весело
станет…» (Сказ «Железковы покрышки»)
Чтец.
То волнами узорчатость дорожки,
То редкая причудливость куста
Демидовскую медницу, Гумешки,
Прославил этот камень неспроста.
9 В нем навсегда застыл зеленый пламень,
Красив своим рисунком минерал.
Скажите, как зовется этот камень,
Во всех краях прославивший Урал?
Хозяйка Медной горы. Павел Бажов отразил в своих сказах тяжелую жизнь
горнозаводских и приисковых рабочих. Всю свою недолгую жизнь добывали
они камень малахит, а жили бедно и голодно. Но в сказах отражены лучшие
черты русского характера. Несмотря на всю тяжесть жизни, рабочие не только
умели хорошо работать, но и складывать сказки, примечая все интересное,
отражая в них красочные, самобытные и многоцветные стороны природы
Урала.
Сценка по произведениям П.П.Бажова
Оборудование сцены: избушка, елочки, грибочки, цветочки.
Выбегает маленькая девочка, одетая плохонько, в старое платьице и
косыночкой подвязана. Собирает грибы и цветы. Что – то мурлыкает себе
под нос.
Автор. Давным – давно, жили были дедко Ефим с внуком Федюнькой.
Бедно жили. Большой охотник до рассказов был дед Ефим, мог рассказывать
целый вечер и не переслушать. Рассказы его были о Хозяйке здешней и ее
помощниках. Хозяйка медной горы была крутая, трудолюбивым помогала, а
жадных наказывала. Кто видел её, становился мастером по работе с камнем
малахитом. Ослушаться нельзя было, пропадешь. Был такой мастер в те
времена, Данило, что каменный цветок в покоях Хозяйки медной горы рубил.
Помощники ее Огневушка – поскакушка, Змеевка да змей Полоз могли
показать, где искать камни драгоценные, а могли и закрутить. И вот однажды
случилась такая история.
10 Девочка. Фи – т ть.! Йююу.. .До чего ж хорошо кругом. Елочки зеленые,
цветочки красивые. Душа отдыхает. Наберу грибов побольше, домой отнесу,
вот и повечеряем славно (собирает грибы).
На полянку выходит мальчик с лопаткой в руке.
Федя. Далеко я забрался, а камня драгоценного найти не могу. Видно обманул
меня дедку, нет в энтом лесу камней драгоценных. Ой, а ты кто?..
Девочка. Не узнал меня Федунька? Это я, Марьюшка.
Федя. Не узнал, я тебя Марьюшка. Что ты так от дома далеко ушла.
Девочка. За грибами отправилась, посмотри, целое лукошко набрала. А ты,
как здесь оказался.
Федя. Да так, гуляю.
Девочка. С лопаткой? Хитришь, Федюнька.
Федя. Ладно, расскажу. Слушай. Рассказал мне дедушка, что в лесочке этом
можно камень драгоценный отыскать, малахит называется. Слыхала, про
такой?
Девочка. Слыхала.
Федя. Сказывал дедушка, что больно тот камень барин наш уважает. И
надумал я найти его и продать, вот денег то огребу, как господа с дедулей
жить будем. Да только нет его, видно забыл дедушка, где он лежит, целый
день хожу, а даже зернышка не нашел.
Девочка. Надо же, чудеса. Давай Федюнька присядем, ноги гудят. Может
костер, разведем, да грибочков попечем, а там и домой отправимся. Солнце
видишь как высоко, кушать охота.
(Мальчик разводит огонь, девочка на веточку цепляет грибы, потом
усаживаются) Вдруг из огня выскакивает девочка в красном сарафанчике,
на голове кранный платочек и начинает кружиться возле них. Ребята
11 прижимаются друг к другу, шепчут.
Девочка. Федюнька. Кто это?
Федя. Молчи Марьюшка., это огневушка – поскакушка.
Девочка.Ой, страх то какой (зажимает рот рукой).
Огневушка. (поет).
У меня тепло!
У меня светло!
Красно летичко!
Чего прижались, испугались?
Ты парень, далеко забрался, выберешься ли назад?
Федя. Сама завела – сама выведешь.
Огневушка. Ой, ли, ловкий какой! А если мне недосуг?
Федя. Найдешь время! Я подожду!
Огневушка. Гляди, из рук лопатку не выпусти! Да Марьюшки крепко за руку
держи, а не то с собой заберу. Храбрый ты парень Федюнька. Так и быть
открою тайны свои, покажу камень малахит. А не забоишься ли ты Хозяйки
горы медной?
Девочка. А чего ему бояться, я на что, в обиду не дам.
Огневушка. Ишь, ты, защитница. Молодец, что не испугалась. За это награду
получите. Где огнем проскачу там и камень драгоценный лежит. Примечайте
ребятки, один раз показываю.
Автор. Крутанулась раз другой, и пропала. Кинулись ребята к тому месту.
Темнеть стало, воткнули веточку и побежали домой. На другой день
Федюнька да дедушка Ефим пришли на ту полянку пораньше. Раз капнули,
другой т песок золотой с лопатки пошел, что прямо руками золотины
выбирай. Спрятать богатство не сумели, конечно. Федюнька – малолеток, а
Ефим хоть старик, а тоже простота. Годов с пяток в достатке пожили.
Вспоминали Огневушку, еще бы показалась разок!.. Ну, не случилось больше.
12 А место где золото нашли так и зовется Поскакушинский.
Хозяйка Медной горы. Удивительный мир сказов Павла Петровича Бажова
можно открывать снова и снова, как только возьмешь в руки книгу
«Малахитовая шкатулка». А наше мероприятие я хочу закончить словами из
сказа «Чугунная бабушка» « Работа она штука долговекая. Человек умрет,
а дело его останется. Вот и смекай, как жить – то».
Сегодня мы обратились лишь к немногим сказам П.Бажова. Волшебная
книга Сказов еще таит в себе много нового и неизведанного. И она особенно
дорога для нас, потому что эта книга о нашей родине – прекрасном и
величественном Урале!
Слайд 32. С Данилой вместе ухожу я в гору,
К Хозяйке, посмотреть ее цветок.
Хочу взглянуть я на цветок, в котором
Огнем сияет каждый лепесток.
В который раз, склонясь над этой книжкой,
Я впитываю мудрость этих слов.
Мне не забыть рассказов деда Слышко…
Спасибо, добрый дедушка Бажов!
Мы гордимся, что Павел Петрович Бажов – наш земляк, уралец,
екатеринбуржец.
Слайд 33. Давно уже нет уральского сказочника, но люди помнят о нем
13 и с интересом читают волшебные cказы.
Рефлексия
Собираем цветок:
Красный лепесток – все было понятно, все понравилось;
Желтый лепесток – было не все понятно и не очень интересно;
Синий лепесток – вечер не понравился, ждал его окончания.
Подведение итогов работы
Ну что, ребята вот и закончилось наше путешествие по моим владениям. Вы
хорошо потрудились и за это, я награждаю вас своими самоцветами.
Из шкатулки угощает детей конфетами в цветных обертках.
Прощается и уходит.
14 Список используемой литературы
1.
Е. Хоринская «Наш Бажов», СреднеУральское книжное издательство,
1989.
2.
П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка», – Москва: «Правда», 1984.
3.Борисенко Е. «Как Данила у Хозяйки Медной горы побывал», «Сценарии и
репертуар»», 2004 г., № 5.
4.Лучников Г. Драгоценные россыпи. «Сценарии и репертуар», 2004 год, №1.
5.Тихоновская Г. «Уральские сюжеты». «Молодежная эстрада». Сценарии,
пьесы, инсценировки. Литмуз альманах, 2005 год, № 789.
15
Тематический вечер «Путешествие в сказы Бажова»
Тематический вечер «Путешествие в сказы Бажова»
Тематический вечер «Путешествие в сказы Бажова»
Тематический вечер «Путешествие в сказы Бажова»
Тематический вечер «Путешествие в сказы Бажова»
Тематический вечер «Путешествие в сказы Бажова»
Тематический вечер «Путешествие в сказы Бажова»
Тематический вечер «Путешествие в сказы Бажова»
Тематический вечер «Путешествие в сказы Бажова»
Тематический вечер «Путешествие в сказы Бажова»
Тематический вечер «Путешествие в сказы Бажова»
Тематический вечер «Путешествие в сказы Бажова»
Тематический вечер «Путешествие в сказы Бажова»
Тематический вечер «Путешествие в сказы Бажова»
Тематический вечер «Путешествие в сказы Бажова»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.