Тематическое планирование внеурочной деятельности курса «Финансовая грамотность: учимся для жизни» 6 класс
Модуль |
Тема |
Кол-во час |
Содержание |
Виды деятельности |
Форма проведения |
Образовательные ресурсы |
Введение в курс «Функциональная грамотность» |
Введение |
1 |
Знакомство участников программы. Обсуждение понятий «функциональная грамотность», «составляющие функциональной грамотности (читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление). Ожидания каждого школьника и группы в целом от совместной работы. Обсуждение планов и организации работы в рамках программы. |
Развить мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству; Сформировать внутреннюю позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; сформировать установку на активное участие в решении практических задач, осознанием важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; приобрести опыт успешного межличностного общения; готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах |
Игры и упражнения, помогающие объединить участников программы, которые будут посещать занятия. Беседа, работа в группах, планирование работы. |
Портал Российской электронной школы (https://fg.resh.edu. ru/) Портал ФГБНУ ИСРО РАО, Сетевой комплекс информационного взаимо- действия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao. ru/) Материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение». Материалы электронного образовательного ресурса издательства «Просвещение» (https:// media.prosv.ru/func/) |
Модуль 1: Читательская грамотность: «Читаем, различая факты и мнения» (5 ч) |
Нас ждет путешествие (Путешествие по родной земле) |
1 |
Понятия «факт», «мнение»: работа со словарной статьей. Приемы различения фактов и мнений в множественном тексте |
Устанавливать связи между событиями или утверждениями. Понимать значение слова или выражения на основе контекста. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах |
Работа в группах |
«Знакомьтесь: Тула»: Открытый банк заданий 2021 года (http://skiv.instrao. ru) |
|
Открываем тайны планеты (Изучение планеты) |
1 |
Языковые маркеры предъявления фактов и мнений в тексте: работа со словарной статьей. Приемы различения фактов и мнений в множественном тексте |
Различать факты и мнения с учетом языковых марке- ров. Устанавливать связи между событиями или утверждениями (причин- но-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.) |
Самостоятельное выполнение работы с последующим обсуждение ответов на задания |
«Континент-при- зрак»: открытый банк заданий 2021 года (http://skiv. instrao.ru) «Розовые дельфины»: электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
|
Открываем мир науки (Человек и природа) |
1 |
Приемы распознавания фактов и мнений в тексте-интервью, в тексте-рекламе на сайте. |
Делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста или разных текстов. Сопоставлять факты и мнения в тексте-интервью, в тексте-рекламе на сайте |
Игра-расследование |
«В переводе на человеческий»: открытый банк заданий 2021 (http://skiv.instrao. ru) |
|
По страницам биографий (Великие люди нашей страны) |
1 |
Приемы распознавания фактов и мнений в тексте-аннотации фильма, в тексте-интервью |
Сопоставлять факты и мнения в тексте-аннотации фильма, в тексте-интервью. Делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста или разных текстов. |
Работа в группах |
«Люди, сделавшие Землю круглой»: Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Часть 1. – Москва, Санкт-Петербург: «Просвещение», 2021. «Люди, сделавшие Землю круглой. Интервью», «Люди, сделавшие Землю круглой. Аннотация», «Люди, сделавшие Землю круглой. Перелеты»: электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/ |
|
Наши поступки (межличностные взаимодействия) |
1 |
Приемы распознавания фактов и мнений в художественном тексте. Фактические ошибки как художественный прием автора |
Распознавать факты и мнения в художественном тексте. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения) |
Ролевая игра |
«В новой школе»: от- крытый банк заданий 2021 года (http://skiv. instrao.ru) «Сельскохозяйственная газета»: электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Учимся исследовать» (5 ч) |
Мои увлечения |
1 |
Выполнение заданий «Мир аквариума» и «Зеркальное отражение» |
Объяснение происходящих процессов. Анализ методов исследования и интерпретация результатов экспериментов. |
Работа индивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий. |
Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуски 1 и 2: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалёвой, А. Ю. Пентина. — М.; СПб.: Просвещение, 2021 |
|
Растения и животные в нашей жизни |
2 |
Выполнение заданий «Как растения пьют воду» и «Понаблюдаем за тиграми» |
Проведение простых исследований и анализ их результатов. Получение выводов на основе интерпретации данных (табличных, числовых), построение рассуждений. Выдвижение и анализ способов исследования вопросов. |
Работа в парах или группах. Презентация результатов выполнения заданий. |
Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г.С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. — М.; СПб.: Просвещение, 2020. Портал РЭШ (https:// fg.resh.edu.ru) |
|
Загадочные явления |
2 |
Выполнение заданий «Загадка магнитов» и «Вода на стеклах» |
Проведение простых исследований и анализ их результатов. |
Работа в парах или группах. Презентация результатов исследования. |
Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуски 2: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. – М.; СПб.: Просвещение, 2021. Портал РЭШ (https://fg.resh.edu. ru) |
Модуль 3: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» (5 ч) |
Креативность в бытовых и учебных ситуациях: Модели и ситуации |
1 |
Модели заданий: названия и заголовки; рисунки и формы, что скрыто за рисунком? межличностные отношения; исследовательские вопросы. |
Совместное чтение текста заданий. Маркировка текста с целью выделения главного. Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций. Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности в ситуациях: создания названий и заголовков. анализа рисунков и форм, решения проблем межличностных отношений, выдвижения исследовательских вопросов и/или гипотез. |
Работа в парах и малых группах над различными комплексными заданиями. Презентация результатов обсуждения |
Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) Комплексные задания 6 кл, Кружок по музыке, задания 1, 2, 3 6 кл. Друдлы, задания 1-4, 6 кл., Новенький в классе, задания 1, 2, 3 6 кл., Питание растений, задания 1, 2, 3 5 кл., Вопросы Почемучки, Креативное мышление, выпуск 1, Просвещение |
|
Выдвижение разнообразных идей. Учимся проявлять гибкость и беглость мышления. |
1 |
Разные группы и категории. Такой же, но другой. Разные образы и ассоциации. Два основных способа, которыми могут различаться идеи для названий и заголовков: - связи названия с иллюстрацией или текстов основаны на разных деталях и/или образах, на разных смысловых ассоциациях, ИЛИ - названия основываются на одних и тех же деталях, образах, однако каждое название реализуется своим способом, например, за счет использования различных языковых средств. |
Совместное чтение текста заданий. Маркировка текста с целью выделения основных требований. Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций и сюжетов. Выдвижение идей своих заданий по подбору названий и заголовков к иллюстрациям. Работа с поисковой системой Интернета по подбору /коллажу интересных иллюстраций. Подведение итогов: – чем могут различаться схожие названия, заголовки? Некоторые названия состоят из буквального описания изображения или его элементов, а другие названия состоят из абстрактных ассоциаций или образных выражений. Каждое название отражает различные точки зрения или интерпретации иллюстрации в целом или ее отдельных элементов. В названиях для создания различных значений использована пунктуация, заглавные буквы, орфографические особенности или другие грамматические элементы |
Работа в парах и малых группах. Презентация результатов обсуждения |
Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) Комплексные задания 6 кл., Марафон чистоты, задания 2, 3 6 кл. Посткроссинг, задания 1, 3 6 кл., Создай персонажа, задания 1, 4, 6 кл., На седьмом небе, задание 1, 6 кл. Сломать голову, задание 1 |
|
Выдвижение креативных идей и их доработка. |
1 |
Оригинальность и проработанность. Обсуждение проблемы: - как вдохнуть в идею жизнь? |
Совместное чтение текста заданий. Маркировка текста с целью выделения основных требований. Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций. Выполнение теста «Круги» по методике «Вартега». Подсчет количества оригинальных и проработанных идей. Моделируем ситуацию: нужны оригинальные идеи. Подведение итогов: - что помогает оживить идею? (Юмор, детальные проработки, учет интересов различных людей, другие факторы) есть ли особенности в подходе к выдвижению идей у разных членов вашей группы? Какие? как составить «идеальную группу» по выдвижению идей? каких правил мы будем придерживаться при выдвижении и доработке идей? |
Индивидуальная работа по выполнению теста «Круги». Взаимооценка результатов. Работа в малых группах способом «перекрестная наметка идей». Работа в парах и малых группах по анализу и моделированию ситуаций, по подведению итогов. Презентация результатов обсуждения |
Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru) Комплексные задания: 6 кл., В шутку и всерьез, задание 1, 6 кл., Марафон чистоты, задания 2, 3 6 кл., Посткроссинг, задания 1, 3 6 кл., Создай персонажа, задания 1, 4 |
|
От выдвижения до доработки идей |
1 |
Использование навыков креативного мышления для создания продукта. |
Выполнение проекта на основе комплексного задания (по выбору учителя): создание школьной газеты (о помощи в учебе, о правилах поведения и др.) подготовка и проведение социально значимого мероприятия (например, обмен книгами, или сохранение природы, друзья по переписке) создание классного журнала или классного уголка по вопросам здоровья и профилактике вредных привычек; социальное проектирование. Конкурс идей «Школа будущего». |
Работа в малых группах Презентация результатов обсуждения |
Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) По выбору учителя 5 кл., Трудный предмет, 6 кл., В шутку и всерьез 5 кл., Буккроссинг, 6 кл., Марафон чистоты, 6 кл., Наша жизнь зависит от природы. 6 кл., Посткроссинг, 5 кл. Нет вредным привычкам, 5 кл., Школа будущего «Парта будущего»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media. prosv.ru/func/) |
|
Диагностика и рефлексия. Самооценка |
1 |
Креативное мышление. Диагностическая работа для 6 класса. |
Выполнение итоговой работы. Обсуждение результатов. Взаимо- и самооценка результатов выполнения |
Индивидуальная работа. Работа в парах. |
Портал РЭШ (https:// fg.resh.edu.ru) Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru) Диагностическая работа для 6 класса. Креативное мышление. Вариант 1. Елка Вариант 2. Наш театр |
Подведение итогов первой части программы: Рефлексивное занятие 1. |
Подведение итогов первой части программы. Самооценка результатов деятельности на занятиях |
1 |
Самооценка уверенности при решении жизненных проблем. Обсуждение результатов самооценки с целью достижения большей уверенности при решении задач по функциональной грамотности. |
Оценивать результаты своей деятельности. Аргументировать и обосновывать свою позицию. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Предлагать варианты решений поставленной проблемы. |
Беседа |
Приложение |
Модуль 4: Математическая грамотность: «Математика в повседневной жизни» (4 ч) |
Новое об известном («Футбольное поле», «Электробус») |
1 |
Зависимости между величинами. Сравнение чисел и величин. Действия с натуральными числами, с десятичными дробями. Числовая последовательность (правило составления последовательности. Нахождение процента от числа, отношения двух чисел. |
Извлекать информацию (из текста, таблицы, диаграммы). Распознавать математические объекты. Описывать ход и результаты действий. Предлагать и обсуждать способы решения. Прикидывать, оценивать, вычислять результат. Устанавливать и использовать зависимости между величинами, данными. Читать, записывать, сравнивать математические объекты (числа, величины, фигуры). Применять правила, свойства (вычислений, нахождения результата). Применять приемы проверки результата. Интерпретировать ответ, данные. Выдвигать и обосновывать гипотезу. Формулировать обобщения и выводы. Распознавать истинные и ложные высказывания об объектах. Строить высказывания, доказывать их соответствие условиям задачи. Приводить примеры и контрпримеры. Выявлять сходства и различия объектов. Измерять объекты, Конструировать математические отношения. Моделировать ситуацию математически. Доказывать истинность утверждения на основе данных и решения. Планировать ход и контролировать результат решения математической задачи. Фиксировать ответ в заданной форме. |
Беседа, групповая работа, индивидуальная работа |
«Электробус»: от- крытый банк зада- ний, 2021 (http:// skiv.instrao.ru) «Рецепт торта»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
|
Геометрические формы вокруг нас («Поделки из пластиковой бутылки», «Ковровая дорожка») |
1 |
Размеры пространственной и плоской геометрических фигур. Действия с геометрическими величинами – длиной, площадью, объемом (вычисление, переход от одних единиц к другим, сравнение). Прямо пропорциональная зависимость величин. Действия с натуральными числами, десятичными дробями. Процент от числа. |
Беседа, групповая работа, индивидуальная работа |
«Поделки из пластиковой бутылки»: открытый банк заданий, 2021 (http://skiv.instrao. ru) «Панно»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https:// media.prosv.ru/func/) |
|
|
Здоровый образ жизни («Калорийность питания», «Игра на льду») |
1 |
Действия с натуральными числами, десятичными дробями (вычисление, округление, сравнение). Прямо пропорциональная зависимость величин. Площадь прямоугольника. Представление данных: таблица, столбчатая диаграмма. Метод перебора вариантов. |
Беседа, групповая работа, индивидуальная работа |
«Калорийность питания»: открытый банк заданий, 2019/2020 (http://skiv.instrao. ru) «Комплексный обед»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
|
|
В школе и после школы («Игры в сети», «Занятия Алины») |
1 |
Числовое выражение, значение выражения. Единицы времени. Масштаб карты, оценка расстояния. Прямо пропорциональная зависимость величин. Признаки делимости натуральных чисел. Чтение диаграммы. |
|
Беседа, групповая работа, индивидуальная работа |
«Занятия Алины»: открытый банк за- даний, 2021 (http:// skiv.instrao.ru) |
Модуль 5: Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений» (4 ч) |
Семейный бюджет: доход и расход |
1 |
Бюджет семьи, доходы и расходы семьи, постоянные и переменные доходы, обязательные и необязательные расходы. |
Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания |
Решение ситуативных и проблемных задач. Беседа/ Мини- проект/ Работа в группах/ Составление словаря-глоссария по теме. |
Комплекс «Доходы семьи» (2021, 5 класс) (http://skiv. instrao.ru/bank- zadaniy/finansovayagramotnost) Комплекс «Две семьи». Финансовая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под редакцией Г. С. Ковалевой, Е. Л. Рутковской. – М.; СПб.: Просвещение, 2020 |
|
Непредвиденные расходы: как снизить риски финансовых затруднений |
1 |
Непредвиденные расходы, финансовый риск. Что такое и зачем нужна финансовая подушка безопасности. |
Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания |
Решение ситуативных и проблемных задач. Беседа/Командная игра/ мини-диспут. |
Комплекс «Непредвиденная трата», (2022, 5 класс) Комплекс «Интересные выходные» (2021, 6 класс) (http://skiv.instrao. ru/bank-zadaniy/ finansovayagramotnost) |
|
На чем можно сэкономить: тот без нужды живет, кто деньги бережет |
1 |
Финансовое планирование, рациональное поведение, экономия семейного бюджета |
Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания |
Решение ситуативных и проблемных задач Беседа/ конкурс плакатов. |
Комплекс «Как составляли семейный бюджет» (2020, 5 класс) Комплекс «Экономичные и неэкономичные привычки» (2021, 7 класс) (http://skiv. instrao.ru/bank- zadaniy/finansovaya- gramotnost) |
|
Самое главное о правилах ведения семейного бюджета |
1 |
Семейный бюджет, финансовое планирование, доходы и расходы семьи. Рациональное поведение. |
Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания |
Решение ситуативных и проблемных задач. Беседа/ Дискуссия/ мини-проект/ Составление советов по рациональному планированию семейного бюджета для публикации поста в социальных сетях (название, хэштеги, иллюстрации, текст). |
«Нужен ли семье автомобиль»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https:// media.prosv.ru/func/) Комплекс «Нужен ли семье автомобиль», Сборник эталонных заданий. Выпуск 2, часть 1: Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под редакцией Г. С. Ковалевой, Е. Л. Рутковской. – М.; СПб.: Просвещение, 2020 |
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математика (2 ч) |
«Копейка к копейке – проживет семейка» «Семейный бюджет» |
2 |
Финансовая грамотность: семейный бюджет, финансовое планирование, доходы и расходы семьи, рациональное поведение. Математическая грамотность: зависимость «цена – количество-стоимость». Вычисления с десятичными и обыкновенными дробями. Вычисление процентов. |
Финансовая грамотность: Выявление и анализ финансовой информации Оценка финансовых проблем Применение финансовых знаний Математическая грамотность: Извлекать информацию (из текста, таблицы, диаграммы), Распознавать математические объекты, Моделировать ситуацию математически, Устанавливать и использовать зависимости между величинами, данными, Предлагать и обсуждать способы решения, 6 Прикидывать, оценивать, вычислять результат. |
Решение ситуативных и проблемных задач Беседа/ Игра- квест. Групповая работа, индивидуальная работа |
Комплекс «Дорога в школу» (2022, 6 класс) Комплекс «День рождения мечты» (2022, 6 класс) (http://skiv.instrao. ru/bank-zadaniy/ finansovaya- gramotnost) «Комплексный обед»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся самоорганизации и помогаем сохранить природу» (5 ч) |
Мы разные, но решаем общие задачи |
1 |
Межкультурное взаимодействие: успешное и уважительное взаимодействие между людьми, понимание и оценка различных взглядов и мировоззрений. Обычаи и традиции разных стран и народов. |
Приводить примеры взаимодействия между людьми, представляющими различные культуры. Выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения о роли традиций и обычаев в общении между людьми. Аргументировать свое мнения. Объяснять сложные ситуации и проблемы, которые могут возникнуть при незнании или игнорировании традиций представителей других народов. Оценивать их последствия и предлагать пути решения возникших проблем. |
Беседа / обсуждение / игровая деятельность / решение познавательных задач и разбор ситуаций |
Ситуации «И как вы там живете», «Привет, меня зовут Грун», «Учим иностранный» (http:// skiv.instrao.ru/) |
|
Узнаем традиции и обычаи и учитываем их в общении. Соблюдаем правила. Участвуем в самоуправлении |
2 |
Межкультурное взаимодействие: изучение проблем межкультурного взаимодействия, успешное и уважительное взаимодействие между людьми. Нормы и правила в школе и дома. Правила поведения в обществе. Самоуправление в школьном коллективе |
Выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения о роли норм и правил в жизни семьи, школьного коллектива, общества в целом. Аргументировать свое мнения. Объяснять пути решения сложных ситуаций и проблем, которые могут возникнуть в коллективе. |
Беседа / обсуждение / решение познавательных задач и разбор ситуаций |
Ситуации «Как от- метить день рождения», «Кого выбрать в школьный совет», «Тишина в библиотеке», «Подарок» (http://skiv.instrao. ru/) |
|
Глобальные проблемы в нашей жизни |
1 |
Глобальные проблемы: изучение взаимосвязи глобальных и локальных проблем, проявления глобальных проблем на локальном уровне; действия в интересах общественного благополучия и устойчивого развития. Экологические проблемы. Глобальные проблемы, связанные со здравоохранением. Отношение к здоровью как ценности. |
Анализировать локальные ситуации, в которых проявляются глобальные проблемы. Приводить примеры взаимосвязи глобальных и локальных (местных) проблем. |
Решение познавательных задач и разбор ситуаций / игровая деятельность |
Ситуации «Руководство для лентяев», «Новая игра», «В лесу родилась елочка» (http://skiv. instrao.ru/) «Здоровье», «Новый ученик»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media. prosv.ru/func/) Ситуации «Здоро- вье», «Новенькая»: Глобальные компе- тенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. |
|
Заботимся о природе |
1 |
Глобальные проблемы: возможности общества в преодолении воздействия глобальных проблем или в их решении. Экологические проблемы и возможности их решения. |
Приводить примеры участия в решении экологических проблем. Аргументировать свое мнение о необходимости и возможности решения экологических проблем. Оценивать действия, которые ведут к преодолению глобальных проблем. |
Беседа / обсуждение / решение познавательных задач и разбор ситуаций |
Ситуации «Спасем орангутангов», «Зачем так много животных», «Где мне посадить дерево» (http://skiv.instrao. ru/) Ситуация «Зоопарк»: Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. «Забота о животных»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2. |
Подведение итогов программы. Самооценка результатов деятельности на занятиях |
1 |
Оценка (самооценка) уровня сформированности функциональной грамотности по шести составляющим. Обсуждение возможных действий, направленных на повышение уровня ФГ отдельных учащихся и группы в целом |
Оценивать результаты своей деятельности. Аргументировать и обосновывать свою позицию. Осуществлять сотрудничество со сверстниками. Учитывать разные мнения. |
Групповая работа |
Для конкретизации проявления сформированности отдельных уровней ФГ используются примеры заданий разного уровня ФГ (http://skiv.instrao. ru/) |
|
Итоговое занятие |
1 |
Демонстрация итогов внеурочных занятий по ФГ (открытое мероприятие для школы и родителей). |
Решение практических задач, успешное межличностного общение в совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах. Просмотр слайд- шоу с фотографиями и видео, сделанными педагогами и детьми во время занятий. Благодарности друг другу за совместную работу. |
Театрализован-ное представление, фестиваль, выставка работ |
|
Использованный материал:
https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_kursa_vneurochnoj_deyatelnosti_Funkcionalnaya_gramotnost_uchimsya_dlya_zhizni_osnovnoe_obschee_obrazov.htm
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.