Тематическое тестирование, дифференцированный подход и качественный мониторинг как средства подготовки учащихся к ЕНТ.
Оценка 5

Тематическое тестирование, дифференцированный подход и качественный мониторинг как средства подготовки учащихся к ЕНТ.

Оценка 5
Контроль знаний
doc
русский язык
Взрослым
19.01.2017
Тематическое тестирование, дифференцированный подход и  качественный мониторинг как средства подготовки учащихся к ЕНТ.
На мой взгляд, чтобы устранить все пробелы в знаниях учащихся по русскому языку пи подготовке ЕНТ, нужна эффективная система подготовки к экзамену. Теоретическая подготовка учащихся должна сочетаться с практическим закреплением: проведением тематических тестов, лингвистических диктантов, выполнением учащимися заданий, содержащихся в структурных картах урока.Подготовка к ЕНТ является систематическим, планомерным, управляемым процессом, единым действием всех структурных элементов школы, всех участников учебного процесса, а тематическое тестирование, дифференцированный подход и качественный мониторинг дают возможность учащимся повысить заинтересованность к современным технологиям, успешно сдать ЕНТ, после окончания школы поступить в вузы.
Дифференцированный подход и качественный мониторинг.doc

Тематическое тестирование, дифференцированный подход и  качественный мониторинг

как средства подготовки учащихся к ЕНТ.


(Учитель русского языка и литературы

Мамлютской школы-гимназии №1 Дудниченко С.В)

          Одним из ключевых моментов, обеспечивающих эффективное управление системой образования, её развитие, является оценка качества образования, основанная на достоверных и сопоставленных данных. В Казахстане с 2004 года с целью оценки качества знаний выпускников средних школ используется независимый внешний контроль в форме единого национального тестирования (ЕНТ).  Анализ и интерпретация результатов ЕНТ может способствовать успешному решению многих проблем повышения качества обучения,  совершенствованию учебной деятельности  школы.

Модернизация отечественного образования созвучна словам Нурсултана Абишевича Назарбаева: «Мы прекрасно понимаем, что перспективы страны связаны не только с нефтью и газом, не только с промышленными гигантами, а с тем качеством образования, которое мы сможем дать подрастающему поколению. По состоянию системы образования можно судить о перспективах страны. Появление новых технологий и знаний, о которых мы даже не подозреваем, глобализация процессов развития позволяет дать двадцать первому веку определение как веку Знаний. Поэтому я со всей определенностью могу сказать: все, что служит системе образования, служит и будущему нашей страны».

            ЕНТ – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу, поэтому сегодня ЕНТ – объективная реальность, с которой необходимо считаться. Казалось бы, система уже отработана и о национальном тестировании сказано достаточно. Но, учитывая результаты экзаменов  в новой форме, следует отметить, что уровень грамотности выпускников 11-ых классов  в основном остаётся довольно низким. У значительной части выпускников работы отличаются  обилием речевых, стилистических и грамматических ошибок.

Комплексный анализ экзаменационных работ предыдущих лет позволяет  проверить и оценить разные стороны языковой подготовки. Основные компоненты содержания обучения по русскому языку на базовом уровне трудности осваивают все выпускники, что дает основание считать подготовку по русскому языку в целом хорошей. Учащиеся 11 класса владеют лингвистической компетенцией, то есть знаниями о языке и умениями применять эти знания к анализу языкового материала. Также учащиеся владеют языковой компетенцией – орфоэпическими, пунктуационными нормами литературного языка.

Вместе с тем  выявлены и  слабые стороны практической подготовки выпускников по предмету. Это прежде всего относится к пунктуационным навыкам, например, учащиеся демонстрируют удовлетворительный уровень овладения пунктуационными навыками и слабые умения производить анализ основных синтаксических единиц.

     На мой взгляд, чтобы устранить все пробелы в знаниях учащихся по русскому языку пи  подготовке ЕНТ, нужна эффективная система подготовки к экзамену. Теоретическая подготовка учащихся должна сочетаться с практическим закреплением: проведением тематических тестов, лингвистических диктантов, выполнением учащимися заданий, содержащихся в структурных картах урока.

После каждого тестирования учитель русского языка должен

- проводить не только мониторинг, но и тщательный анализ результатов,

- выявлять типичные ошибки,

-организовать повторение теоретических сведений по проблемным темам и практикум для   формирования  умений и навыков.

- организовать индивидуальную работу с учащимися и особое внимание уделять учащимся с повышенной мотивацией к обучению.

-выявить  темы, на которые следует обратить особое внимание.

       Необходимо формировать у учащихся умение комплексно использовать знания по всем разделам русского языка (фонетика, лексика,  словообразование, морфология, синтаксис, пунктуация, культура речи). В то же время подготовка к ЕНТ не должна подменять систематическое изучение школьного курса  русский язык; как любая традиционная подготовка к экзамену, она должна включать планомерное повторение, обобщение, систематизацию знаний, варьировать стандартные условия заданий, рассматривать новые типы заданий.

             Основная цель ЕНТ – объективно оценить уровень и качество подготовки выпускников, позволяет проанализировать различные стороны подготовки учащихся, выявить её сильные и слабые стороны.
Как же подготовить учащихся к сдаче ЕНТ? Успешность сдачи экзамена во многом определяется подготовкой, выбором учебного материала. Подготовка к экзамену – очень сложный процесс, в котором многое зависит от педагога и методики преподавания. Имея определенный опыт  по подготовке к ЕНТ, накопленный дидактический материал, у меня сложилась определенная система работы по подготовке ЕНТ. Она включает в себя несколько этапов:

I этап – организационно- аналитический;

II этап – диагностический;

III этап – этап, включающий теоретическую и практическую подготовку учащихся к сдаче ЕНТ.

           Но создание условий для успешной сдачи ЕНТ – одна из важнейших задач не только учителя русского языка, но и всего педагогического коллектива. Система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕНТ включает следующие направления деятельности:

-доскональное изучение стандарта образования учителем;

- усиление прикладной направленности предметов;

- проработка содержания курсов учителем и классификации системы знаний из класса в класс.

- взаимодействие всех участников образовательного процесса; 

- внедрение разнообразных технологий тестирования школьников; 

- индивидуализация и дифференциация обучения. 

- обмен опытом учителей-предметников;
 - включение в план работы деятельности школьных методических объединений вопросов подготовки к ЕНТ;
 - индивидуальные консультации учителей-предметников для учащихся;
 - привлечение ресурсов дистанционного обучения и Интернета для подготовки к ЕНТ;
 - широкий спектр элективных курсов, расширяющих программу базового обучения;
 - психологическая поддержка учащихся, консультирование, выработка индивидуальных стратегий подготовки к ЕНТ.
            Подготовка учащихся к ЕНТ должна осуществляться по следующим направлениям:

-информационная работа;

-содержательная подготовка;

-психологическая подготовка.

Только системная работа, осуществляемая в школе, может дать определенный результат.  Особое внимание в процессе деятельности школы по подготовке учащихся к ЕНТ занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые учащиеся будут сдавать в форме и по материалам ЕНТ. Только системная работа, осуществляемая в школьном учреждении , может дать определённый результат.

                 В образовании сегодня совершенствуются не только стандарты образования, но и методика преподавания.  Противоречия возникающие при подготовке к ЕНТ:

-между высоким уровнем требований, предъявляемых к мыслительным операциям учащихся и разным уровнем подготовки их  к познавательной деятельности;

-между разным начальным уровнем подготовки учащихся и едиными требованиями программы обучения;

-стремительно нарастающие объемы учебной информации вошли в противоречие с самими возможностями ее усвоения.

            Считаю, что каждый учитель русского языка должен совершенствовать процесс преподавания, активнее включать в учебный процесс идеи дифференцированного обучения (дифференциация требований в процессе обучения, разноуровневый контроль); использовать практические разработки по индивидуализации обучения (создание индивидуальных модулей обучения), учитывать рекомендации психологов по организации усвоения и т.д. Для достижения хороших результатов важна техническая и методическая подготовка учащихся. 

            Думаю, что со мной согласятся многие : подготовка к ЕНТ по русскому языку должна проводиться на протяжении всего периода изучения русского языка в школе. Потому что, в первую очередь, дети должны овладеть содержанием курса и одновременно общеучебными и специальными умениями и навыками, позволяющими применить знания в различных по уровню сложности ситуациях. Речь идёт не об обычном тестировании на уроках и использовании методов диагностики, а о постепенном (по принципу от простого к сложному), глубоком проникновении в законы и тайны родного языка. Учеников с 5 класса нужно учить приёмам самоконтроля, самопроверки, разумного выбора ответа, сравнения. У учащихся должно быть выработано умение работать с тестами. 

           Сейчас издано огромное количество сборников тестов для 5-11 классов. Это и тематические тесты, и тесты для промежуточного и итогового контроля. По таким сборникам нужно работать в течение нескольких лет.  Реализация же  идей подготовки к ЕНТ возможна только в условиях использования в сфере образования перспективных форм, методов, средств обучения. В 11 классе подготовка к ЕНТ по русскому языку должна строиться по тематическому принципу.  С этой целью я систематизирую учебный  материал по блокам, готовлю тематическое тестирование по изученным темам, привожу в систему методы изучения тестового материала.
       Всем известно, что ЕНТ основан на тестовых технологиях, поэтому у обучающихся должно быть выработано умение работать с тестами. Особенность сдачи экзамена  по русскому языку заключается в том, что предмет изучается на протяжении как младшей, так и основной школы. Ко времени сдачи ЕНТ весь основной материал по русскому языку изучен, но он требует доработки, более осознанного закрепления, а может быть, и изучения. Для этого уже с 5-го класса нужно внедрять в учебный процесс разноуровневые тематические тесты для того,  чтобы выпускники  освоили технику сдачи теста. В технику сдачи теста входит:

- постоянный самоконтроль времени, то есть надо экономить время для решения более сложных заданий.

-оценка объективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий для первоочередного решения. 

- прикидка границ результатов и подстановка как прием проверки, проводимой сразу после решения задания. 

- прием спирального движения по тесту.

           Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса. Тренировки в выполнении тестовых заданий по русскому языку позволяют реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. При этом основную часть работы желательно проводить заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче каких-нибудь тематических зачетов, то есть в случаях не столь эмоционально напряженных. 

Нужно согласиться с мнением ученых,  что психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями. 

        Тест на ЕНТ должен быть выполнен не только правильно, но и в строго отведенное время. Поэтому необходимо помогать учащимся правильно ориентироваться во времени, выполнять задание за указанное время. С этой целью могут применяться так называемые диагностические замеры – небольшие проверочные работы, требующие выполнения всех промежуточных действий «в уме» и фиксирования только окончательного ответа. Эти наборы упражнений можно использовать не только как самостоятельные работы, но и в индивидуальной подготовке.

При подготовке к экзамену особое внимание уделяем «трудным» темам. При этом одна из основ успеха – групповая работа. Она обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, организует коллективную познавательную деятельность,  активизирует учебно-познавательные процессы и способствует самооценке и коррекции собственных знаний и учебных действий, побуждает к исследовательской деятельности. На консультациях и индивидуальных занятиях должны рассматриваться наиболее распространенные ошибки, допущенные учащимися в ходе подготовки к ЕНТ.

              Планирование повторения включает в себя:

- целенаправленное вводное повторение разделов курса русского языка 5-9 классов;

- индивидуальное повторение, учитывающее пробелы в знаниях и умениях конкретного школьника. 

          Большой эффект подготовки к ЕНТ даёт организация многоуровневого обучения по русскому языку. Технология многоуровневого обучения включает обучение, ориентированное на личность ученика и его потенциальные возможности.

            С помощью диагностических работ фиксируется продвижение обучающихся по ликвидации пробелов за основную школу. Особое внимание уделяем тому, чтобы каждый выпускник полученные знания и умения мог применять не только в знакомой ситуации, но и в измененной и совершенно новой ситуациях. Главным звеном всей технологии многоуровневого обучения является самостоятельная работа обучаемого. Индивидуальные задания предлагаются школьникам в системе. Групповая и мелкогрупповая работа с урока должна перейти в систему дополнительного образования. Весь процесс обучения превращается в процесс самообучения под контролем, при консультации и оценке преподавателем каждого шага самообучения учащихся. 

           На мой взгляд, технология модульного обучения максимально обеспечивает развитие творческого потенциала личности каждого ученика, помогает в подготовке к ЕНТ. Она в большей степени направлена на формирование общеучебных умений и навыков, ключевых компетенций. Учебные элементы в модуль включаем самые разнообразные: текстовые, табличные, иллюстрированные, словесные, игровые. Формы работы с модулем также различны: 

индивидуальная самостоятельная работа, 

работа в парах; 

работа в группе; 

фронтальная работа. 

Формы контроля разнообразны: 1) самоконтроль; 2) взаимоконтроль; 3) контроль учителя.

При подготовке к ЕНТ нельзя забывать о правильно организованной системе дополнительного образования, включающей в себя: 

- индивидуально-групповые занятия

- часы подготовки к ЕНТ

- элективные курсы

                При подготовке к экзамену дифференцировать учебную деятельность на уроках русского языка позволяет использование компьютерных технологий в обучении, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства. Уместно использовать элементы алгоритмизации и компьютеризации на уроках русского языка. Именно такой подход к решению учебных задач способствует эффективному повышению творческой активности учащихся. 

  Опыт проведения ЕНТ по русскому языку  убедительно свидетельствует о необходимости предварительной подготовки учащихся к особой форме контроля, который отличает экзамен от традиционных форм проверки знаний.

Особое внимание учителя русского языка  по подготовке учащихся к ЕНТ занимает мониторинг качества обучения по  своему предмету.  В ходе практической деятельности мною было определено, что мониторинг качества должен быть системным и комплексным. Он должен включать следующие параметры:
 - контроль текущих оценок по предмету.
 - оценок по проверочным и самостоятельным работам
- результаты пробных внутришкольных ЕНТ.
Такую работу проводит учитель – словесник на уроках и во внеурочное время,  анализируя  их, выносит на обсуждение на  административные и производственные совещания, доводит до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на  «выпускном» ЕНТ.
        В процессе научно – методической работы решаются актуальные тактические вопросы, касающиеся теории и практики организации и подготовки к ЕНТ, разработки системы формирования ключевых компетентностей, критериев контрольно – измерительных материалов для оценки текущих достижений учащихся, организация внутришкольного мониторинга учебных достижений учащихся.
Предшествует такой работе кропотливая диагностика, позволяющая выявить пробелы в знаниях и умениях учащихся по каждой отдельной теме.
           В ходе консультационных занятий планируется работа с различными типами заданий, предлагаемых на ЕНТ. Это несложно выполнить, так как включение таких заданий в каждую программную тему расширяет спектр учебной деятельности, с помощью которой вырабатываются умения.
         Н о должна заметить, что подготовка к ЕНТ не должна подменять системное изучение школьных предметов. Как любая традиционная подготовка к экзамену, она должна включать планомерное повторение, обобщение, систематизацию знаний различных разделов по предмету, варьировать стандартные условия заданий, рассматривать новые типы заданий. Но, к сожалению, количество отведённых часов (в частности по русскому языку) не позволяет это реализовать в полной мере. Поэтому добиться этого можно только благодаря индивидуализации обучения. Необходимость этого очевидна. Ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга.

        Под дифференциацией подразумевается учёт индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения. На практике используются многие варианты индивидуализации и дифференциации. Все они могут быть подведены под три основных:
1. Дифференциация обучения, то есть группировка учащихся на основе их индивидуальных особенностей;
2. Внутриклассная индивидуализация учебной работы;
3. Прохождение учебного курса в индивидуальном темпе.
Приходится также учитывать направление: 11 «А»  - с углубленным изучением русского языка, 11 «Б» -естественно – математическое направление.
      Свою роль в организации самостоятельной деятельности учащегося я строю на следующих принципах:
-индивидуальный подход к учащимся с соблюдением посильных учебных заданий;
-планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок;
-постепенный переход от контроля к самоконтролю.
      Дифференцировать работу на таком этапе целесообразно по группам. Учащиеся получают индивидуальные консультации, ведут справочники, выполняют тестовые задания.
        Система включает тесты следующих видов (в зависимости от назначения):
1. Базовые тесты – тесты, позволяющие проверить усвоение базовых понятий на репродуктивном и алгоритмическом уровнях (время проведения – 10-15 минут)
2. Диагностические тесты – тесты, дающие возможность выявить не только пробелы в знаниях по теме, но и уровень её усвоения (по трём уровням), учебные возможности обучаемого.
3. Тематические тесты – тесты для проведения в конце изучения (повторения) темы, позволяющие зафиксировать объём и уровень её усвоения.
4. Итоговые тесты – тесты для проведения в конце четверти, полугодия, года с целью выявления объёма и уровня усвоения учебного материала.
       Особой популярностью среди учащихся пользуются электронные тесты. Не только учитель может проверить знания ученика, но и сам обучающийся может контролировать степень усвоения материала. С этой целью учащиеся могут использовать компьютерные тренажеры для организации контроля знаний и первичной отработки навыков. Они позволяют не только проверить свои знания, но и получить тут же консультацию по интересующему вопросу, отследить динамику результативности. Каждая  допущенная

ошибка будет исправлена и проанализирована, программа сразу выставляет оценку. Подведение итогов проходит объективно и своевременно, постоянно  осуществляется обратная связь. 

           На этапе промежуточного, текущего видов контроля, а также на завершающем этапе изучения, при подготовке, например, к тематическому контролю, сначала целесообразным предлагать детям задания с выбором ответа, а также с кратким и развёрнутым ответом. Такие тесты позволяют ликвидировать пробелы в знаниях учеников, прочно закрепить уже сформированные знания и умения.
          Системный контроль качества обучения по его результатам является обязательным компонентом учебного процесса. Он осуществляется выявлением уровня усвоения знаний учащимися, который на момент окончания обучения в средней школе должен соответствовать государственным стандартам. Предлагаемый подход дополняет традиционную систему текущего контроля системой тестов различного назначения, что позволяет получить достоверную и оперативную информацию об уровне усвоения знаний, достигнутом каждым учащимся.
Огромную помощь при подготовке учащихся к итоговой аттестации должна оказывать  психологическая служба. Она также должна дифференцированно подходит к каждому ученику. Психолог  школы обязан составить карту готовности к ЕНТ. Наблюдая за учащимися, проводя с ними анкетирование, удаётся не только снять психологический страх, но и направить в нужное русло выпускников (помочь, например,  сомневающимся в выборе профессии)
Поскольку родители являются главными заказчиками на образовательные услуги, то одним из важных направлений совместной работы педагогического коллектива и родителей является информационная деятельность. Родители получают информацию о новых учебниках, содержании новых учебных курсов, ЕНТ как новой форме аттестации обучающихся, критериях оценивания и т. д. Просветительская деятельность предполагает обучение родителей психологическим основам воспитания, умению строить общение как диалог, даёт знания возможностей семейного воспитания, основ конфликтологии, возрастных психологических особенностей подростков, умению пользоваться этими знаниями и помогать детям в самоопределении с учётом их индивидуальных особенностей.
  Таким образом, подготовка к ЕНТ является систематическим, планомерным, управляемым процессом, единым действием всех структурных элементов школы, всех участников учебного процесса, а тематическое тестирование, дифференцированный подход и  качественный мониторинг

  дают возможность учащимся повысить заинтересованность к современным технологиям, успешно сдать ЕНТ, после окончания школы поступить в вузы. 

Список используемой литературы.

1.      1. Системная поготовка к ЕНТ как основа повышения качества образования. Тушинская, зав. Кабинетом СК ИПК и ППК Северо- Казахстанская область, Г.Петропавловск

 


Тематическое тестирование, дифференцированный подход и качественный мониторинг как средства подготовки учащихся к

Тематическое тестирование, дифференцированный подход и качественный мониторинг как средства подготовки учащихся к

Основная цель ЕНТ – объективно оценить уровень и качество подготовки выпускников, позволяет проанализировать различные стороны подготовки учащихся, выявить её сильные и слабые стороны

Основная цель ЕНТ – объективно оценить уровень и качество подготовки выпускников, позволяет проанализировать различные стороны подготовки учащихся, выявить её сильные и слабые стороны

Думаю, что со мной согласятся многие : подготовка к

Думаю, что со мной согласятся многие : подготовка к

Большой эффект подготовки к ЕНТ даёт организация многоуровневого обучения по русскому языку

Большой эффект подготовки к ЕНТ даёт организация многоуровневого обучения по русскому языку

В ходе консультационных занятий планируется работа с различными типами заданий, предлагаемых на

В ходе консультационных занятий планируется работа с различными типами заданий, предлагаемых на

Огромную помощь при подготовке учащихся к итоговой аттестации должна оказывать психологическая служба

Огромную помощь при подготовке учащихся к итоговой аттестации должна оказывать психологическая служба
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017