Теория стихосложения для начинающих поэтов
Вступительная
статья для Антологии поэзии школы №7 г. Новосибирска,
Издательский дом "Вертикаль",г. Новосибирск, 2011 г. ,составитель
С. Л. Трегубов
ЛИКБЕЗ* «ПЕГАСА».**
ЛИКБЕЗ* – ликвидация безграмотности, в
данном случае, литературной.
«Пегас»**-в греческой
мифологии крылатый конь Зевса. Под ударом его копыт на горе Геликон образовался
источник (Иппокрена), вдохновляющий поэтов.
Размер стихотворный – заданная
схема строения стихотворной строки, сочетание различного
количества слогов и размещения ударений (ямб, хорей, амфибрахий,
дактиль).
Ритм стихотворный – повторяемость в стихотворной
речи
однородных звуковых особенностей, равномерное размещение
ударных слогов (например, ударения только на четных слогах
или только на нечетных или в ином порядке – с безударными интервалами не в
один, а в два слога).
В стихе строки могут и
не абсолютно повторять расположение ударений, а сохранять лишь
основную тенденцию этого размещения.
Рифма – повтор звуков, связывающих окончания двух и
более строк, например «поп – лоб», «розы – морозы».
В организации стиха рифма
играет большую роль: подчеркивает междустрочную паузу, создавая
ритм стиха, связана со звуковой организацией стиха, с интонацией, лексикой,
синтаксисом, строфикой.
В зависимости от расположения ударений в
рифмующихся словах рифмы бывают: мужские – с ударением на последнем слоге
строки («окно – давно»); женские – с ударением на втором от конца строки
слоге («даром – пожаром»); дактилические – с ударением на третьем от
конца строки слоге («расстилается—
разливается»).
По расположению в строках одной строфы
рифмы делятся
на парные (смежные), связывающие две соседних строки;
перекрестные, в которых созвучны первая и третья, вторая и четвертая строки;
охватные (опоясывающие), в которых рифмуются первая и четвертая, вторая и
третья строки.
В зависимости от совпадения звуков в
рифмующихся словах
различают рифму точную («гор – спор»), неточную («рассказ – тоска»), ассонанс
(«красивая – неугасимая»), неравносложную
(«тронуту – фронту»), усеченную («казарм – глаза»), а так же
диссонанс, консонанс, простую и составную («больше веков – большевиков»).
Стопа – условная единица,
при помощи которой определяется стихотворный размер.
В стихотворной строке можно выделить
двусложные стопы – ямб и хорей, трехсложные – дактиль, амфибрахий, анапест.
Разделение стиха на стопы условно, так
как границы стопы,
как правило, не совпадают с границами слова:
/Уж бли/зок пол/день
, жар/ пыла/ ет…
Строфа – сочетание стихотворных строк,
образующее единство. Как правило, объединенные рифмой строки в строфе
представляют ритмическое и синтаксическое целое. Одна строфа отделяется от
другой паузой, завершением рифменного ряда, смысла и т. п.
Хорей – двусложный размер, где
ударения приходятся на
Нечетные слоги – 1-й, 3-й, 5-й, 7-й и т.д., хотя часто встречаются и пропуски
ударений – пиррихии.
Ямб – двусложный размер,
где ударения приходятся на четные слоги – 2-й, 4-й, 6-й, 8-й и т. д. Самый
популярный размер, им написано более 2\3 всех русских стихотворений.
Так бей, не знай
отдохновенья,
Пусть жила жизни
глубока:
Алмаз горит издалека
–
Дроби, мой гневный
ямб, каменья!
А. Блок.
*
* * *
Хочется заметить, что
можно в совершенстве знать теорию стихосложения, но не иметь поэтического дара,
что зачастую мы видим среди критиков, прекрасно препарирующих стихи, но не
написавших и строчки. Кроме знания этой науки нужно иметь в душе чувство
музыкального ритма, красоты и
еще много чего, что трудно выразить словом. Скажу лучше стихами:
ЮНЫМ ПОЭТАМ.
Есть буквы, есть слова и есть стихи.
Мы в рифму говорить умеем с детства.
Кричат с рассветом громко петухи,
Но даже подмастерью нужно сердце.
Из подмастерьев в мастера шагнув,
Тебе придется много потрудиться,
Перелопатить сотни тысяч букв,
Чтобы признания толпы добиться.
Поймешь, что реп и поп – не идеал,
И в простоте увидишь гениальность.
И если Лиру ты в руках держал –
Нашел ты в жизни верную тональность.
Есть золотая формула стихов.
Когда её постигнуть ты сумеешь,
Поэтом стать вполне уже готов,
Но и тогда нос задирать не смеешь.
И лишь тогда поэтом станешь ты,
Когда ты в силу слова сам поверишь,
Боль Родины, надежды и мечты
Душой и сердцем выразить сумеешь.
А славу и величие ловить –
Не для того болит поэта сердце!
Ведь слово, рифма – это только средство,
Чтобы других заставить Родину любить!
Сергей Трегубов.
Страничка редактора «Пегаса»
Часто ученики школы
приносят свое творчество и желают быть быстрее
опубликованными. Это хорошо, когда много материала, но
выбрать из того, что есть, бывает трудно. И причина здесь не только
в том, что мало талантливых или хорошо написанных произведений, но и в
оформлении своих работ. Зачастую это вырванные тетрадные листки с зачеркнутыми,
многократно исправленными словами, написанными неразборчивым
и малограмотным почерком, а многие забывают
указать фамилию, имя и класс. Как правило, такие «авторы» требуют быстрее
опубликовать свои «шедевры».
Сегодня я познакомлю читателей и авторов с
требованиями приема рукописей для публикации.
Конечно, желателен грамотный компьютерный
набор текста с указанием фамилии, имени, класса и телефона автора, но не у
всех есть такая возможность, поэтому принимаются разборчиво
написанные на тетрадных листах работы объемом до 10 страниц. Конечно, можно и
больше, но в одном номере альманаха всё опубликовать невозможно. Рукописи не
возвращаются, поэтому авторы должны позаботиться о сохранении в
архиве всех своих сочинений. Рекомендую сохранять и черновики в отдельной
папке. Кто знает, может, вы станете настоящим писателем или поэтом, и тогда они
приобретут совсем другую цену. Еще черновик является документом, доказывающим
ваше авторство, а, если литературное творчество станет целью вашей жизни, то вы
будете возвращаться к ним и переписывать свои произведения на новой ступени мастерства.
Выслушать устную рецензию или
отзыв о своем сочинении авторы могут у редактора альманаха в
кабинете 205.
И еще немного скажу о критике.
Иногда, когда я читаю стихи начинающих авторов, в
классе раздаются возгласы: «Я тоже так могу! Это же так просто: бери
ручку и бумагу и пиши!». Говорить так может только тот, кто не умеет ни
только писать, но и не читает художественной литературы. Совет всем начинающим:
читать, читать и еще раз читать, тогда придет и грамотность и умение писать…
А для подобных критиков –
басня:
Две козы
Однажды две козы от прессы
Пришли на склад кинопроката.
Попался фильм им интересный,
Но пленка чуть солоновата.
Жуя, одна коза сказала:
-- А фильм-то ничего, однако,
Сюжет весьма оригинальный,
Есть в нем любовь, убийство, драка…
Другая громко рассмеялась:
-- Была намедни в книжном складе.
Мне книга лучше показалась.
Фильм – жестковат, будь он неладен…
Как много критиков в искусстве.
Жевать бы лучше им капусту.
С. Л. Трегубов
* * *
Ликбез «Пегаса»(продолжение).
Редактору альманаха часто приносят рукописи стихов,
рассказов и фантастических романов. Почти все начинающие авторы прозы страдают
главным недостатком: нарушением смысла и логики в содержании из-за
перегрузки текста.Главная причина этого – не очень высокая грамотность в
построении сложных предложений с диалогами и прямой речью, а так же не очень
удачный выбор темы и запутанное построение сюжета.Перегружают такие
произведения
и заимствования из популярных среди молодежи современных
кинофильмов и книг о
Гарри Поттере, Властелине колец и т.п.
Почему-то все события в
таких произведениях
происходят или на других планетах, или за границей,
а герои имеют иностранные имена. Чтобы описывать
быт и менталитет других народов и цивилизаций нужно его хорошо знать или иметь
много фантазии.
Возникает вопрос: а как писать? С чего начинать?
Начинать надо с небольших рассказов о героях, похожих на нас, о проблемах
реальных, а не мнимых.
Можно написать несколько рассказов с одним общим
героем, а потом объединить их в повесть, но, прежде всего, надо начать с
орфографии и пунктуации, а для этого, в
свою очередь, надо много
читать,
и желательно классики. И не просто читать, а запоминать, как оформляется
диалог, прямая речь, какие и где ставятся знаки.
Для начинающих авторов стихов, кроме их чтения,
есть еще одно очень важное требование. Кроме умения рифмовать слова, нужно
иметь чувство ритма и образное (необычное) мышление. Это можно понять на
следующем примере.
На занятиях «Пегаса» часто дается задание – написать стих о
грозовом дожде за окном и о трех розах, стоящих в горшке на подоконнике. Часто
пишут так:
Дождик льется, гром гремит,
На окне горшок стоит.
На окне три белых розы
Ждут, когда придут морозы.
Это не стих, а рифмованные слова с банальными,
избитыми, затертыми рифмами. Они к поэзии не имеют никакого отношения. А как
надо?
Нужно очеловечивать, одухотворять каждую дождинку,
каждый лепесток и делать это так, как до вас этого никто не делал. Примерно
так:
Бродяга-ветер вскрыл вены облаков,
И струи
пулями вонзились в пыль дороги,
Пронесся гром копытами быков,
Дрожали
в страхе сосны-недотроги.
Лишь на окне
моем в горшке три пышных розы
Без страха на
картину ту взирали
И губы алых
нежных лепестков
Для поцелуя
подставляли.
Учитель истории Сергей
Леонидович Трегубов,
руководитель литературного клуба «ПЕГАС»,
МБОУ СОШ №7, г. Новосибирск.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.