Теория стихосложения для начинающих поэтов.
Оценка 4.9

Теория стихосложения для начинающих поэтов.

Оценка 4.9
Культурные мероприятия
docx
математика +2
5 кл—11 кл
22.01.2020
Теория стихосложения для начинающих поэтов.
Теория стихосложения для начинающих поэтов поможет в работе школьного литературного клуба и желающим научится писать хорошие стихи...
Теория стихосложения для начинающих поэтов.docx

Теория стихосложения для начинающих поэтов

Вступительная статья для Антологии поэзии школы №7 г. Новосибирска,
Издательский дом "Вертикаль",г. Новосибирск, 2011 г. ,составитель
С. Л. Трегубов
                 ЛИКБЕЗ*   «ПЕГАСА».**

         ЛИКБЕЗ* – ликвидация безграмотности, в данном случае, литературной.


            «Пегас»**-в греческой мифологии крылатый конь Зевса. Под ударом его копыт на горе Геликон образовался источник (Иппокрена), вдохновляющий поэтов.
                           

     Размер стихотворный  –  заданная   схема   строения стихотворной строки, сочетание различного количества слогов и размещения   ударений (ямб, хорей, амфибрахий, дактиль).
       Ритм стихотворный – повторяемость в стихотворной речи
однородных звуковых особенностей, равномерное размещение
ударных слогов (например, ударения только на четных слогах
или только на нечетных или в ином порядке – с безударными интервалами не в один, а в два слога).
       В  стихе  строки  могут  и  не  абсолютно  повторять расположение ударений, а сохранять лишь основную тенденцию этого размещения.
       Рифма – повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк, например «поп – лоб», «розы – морозы».
       В  организации  стиха  рифма  играет  большую  роль: подчеркивает междустрочную паузу, создавая ритм стиха, связана со звуковой организацией стиха, с интонацией, лексикой,
синтаксисом, строфикой.
        В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах рифмы бывают: мужские – с ударением на последнем слоге строки («окно – давно»);  женские – с ударением на втором от конца строки слоге («даром – пожаром»);  дактилические – с ударением на третьем от конца строки слоге («расстилается—
разливается»).
         По расположению в строках одной строфы рифмы делятся
на парные (смежные), связывающие две соседних строки;
перекрестные, в которых созвучны первая и третья, вторая и четвертая строки; охватные (опоясывающие), в которых рифмуются первая и четвертая, вторая и третья строки.
         В зависимости от совпадения звуков в рифмующихся словах
различают рифму точную («гор – спор»), неточную («рассказ – тоска»), ассонанс («красивая – неугасимая»), неравносложную
(«тронуту – фронту»), усеченную («казарм – глаза»), а так же
диссонанс, консонанс, простую и составную («больше веков – большевиков»).

         Стопа – условная  единица,  при  помощи  которой определяется стихотворный размер.
         В стихотворной строке можно выделить двусложные стопы – ямб и хорей, трехсложные – дактиль, амфибрахий, анапест.
          Разделение стиха на стопы условно, так как границы стопы,
как правило, не совпадают с границами слова:
          /Уж   бли/зок  пол/день ,  жар/  пыла/ ет…

          Строфа – сочетание стихотворных строк, образующее единство. Как правило, объединенные рифмой строки в строфе представляют ритмическое и синтаксическое целое. Одна строфа отделяется от другой паузой, завершением рифменного ряда, смысла и т. п.

           Хорей – двусложный размер, где ударения приходятся на
Нечетные слоги – 1-й, 3-й, 5-й, 7-й и т.д., хотя часто встречаются и пропуски ударений – пиррихии.

            Ямб – двусложный размер, где ударения приходятся на четные слоги – 2-й, 4-й, 6-й, 8-й и т. д. Самый популярный размер, им написано более 2\3 всех русских стихотворений.

              Так бей, не знай отдохновенья,
              Пусть жила жизни глубока:
              Алмаз горит издалека –
              Дроби, мой гневный ямб, каменья!

                                                          А. Блок.
          
                              *    *    *    *

             Хочется заметить, что можно в совершенстве знать теорию стихосложения, но не иметь поэтического дара, что зачастую мы видим среди критиков, прекрасно препарирующих стихи, но не написавших и строчки. Кроме знания этой науки нужно иметь в душе чувство музыкального ритма, красоты и
еще много чего, что трудно выразить словом. Скажу лучше стихами:

                              ЮНЫМ ПОЭТАМ.

Есть буквы, есть слова и есть стихи.
Мы в рифму говорить умеем с детства.
Кричат с рассветом громко петухи,
Но даже подмастерью нужно сердце.

Из подмастерьев в мастера шагнув,
Тебе придется много потрудиться,
Перелопатить сотни тысяч букв,
Чтобы признания толпы добиться.

Поймешь, что реп и поп – не идеал,
И в простоте увидишь гениальность.
И если Лиру ты в руках держал –
Нашел ты в жизни верную тональность.

Есть золотая формула стихов.
Когда её постигнуть ты сумеешь,
Поэтом стать вполне уже готов,
Но и тогда нос задирать  не смеешь.

И лишь тогда поэтом станешь ты,
Когда ты в силу слова сам поверишь,
Боль Родины, надежды и мечты
Душой и сердцем выразить сумеешь.

А славу и величие ловить –
Не для того болит поэта сердце!
Ведь слово, рифма – это только средство,
Чтобы других заставить Родину любить!
 
                                    Сергей Трегубов.

   Страничка редактора «Пегаса»
               
       Часто   ученики    школы       приносят свое творчество и желают  быть  быстрее опубликованными.  Это  хорошо,  когда много материала, но выбрать из того, что есть,  бывает трудно.  И причина здесь не только в том, что мало талантливых или хорошо написанных произведений, но и в оформлении своих работ. Зачастую это вырванные тетрадные листки с зачеркнутыми, многократно исправленными словами, написанными неразборчивым   и    малограмотным почерком,  а многие  забывают указать фамилию, имя и класс. Как правило, такие «авторы» требуют быстрее опубликовать свои «шедевры».
        Сегодня я познакомлю читателей и авторов с требованиями приема рукописей для публикации.
        Конечно, желателен грамотный компьютерный набор текста с указанием фамилии, имени, класса и телефона автора, но не у всех  есть   такая возможность, поэтому принимаются разборчиво написанные на тетрадных листах работы объемом до 10 страниц. Конечно, можно и больше, но в одном номере альманаха всё опубликовать невозможно. Рукописи не возвращаются, поэтому авторы должны позаботиться о сохранении   в архиве всех своих сочинений. Рекомендую сохранять и черновики в отдельной папке. Кто знает, может, вы станете настоящим писателем или поэтом, и тогда они приобретут совсем другую цену. Еще черновик является документом, доказывающим ваше авторство, а, если литературное творчество станет целью вашей жизни, то вы будете возвращаться к ним и переписывать свои произведения на новой ступени мастерства.   
           Выслушать устную рецензию или отзыв о своем    сочинении авторы могут у редактора альманаха в кабинете 205.
           И еще немного скажу о критике. Иногда, когда я читаю стихи   начинающих авторов, в   классе раздаются возгласы: «Я тоже так могу! Это же так просто: бери ручку и бумагу и пиши!».  Говорить так может только тот, кто не умеет ни только писать, но и не читает художественной литературы. Совет всем начинающим: читать, читать и еще раз читать, тогда придет и грамотность и умение писать…
          А для подобных критиков –   басня:

                                  Две козы
                              
Однажды две козы от прессы
Пришли на склад кинопроката.
Попался фильм им интересный,
Но пленка чуть солоновата.

Жуя, одна коза сказала:
-- А фильм-то ничего, однако,
Сюжет весьма оригинальный,
Есть в нем любовь, убийство, драка…

Другая громко рассмеялась:
-- Была намедни в книжном складе.
Мне книга лучше показалась.
Фильм – жестковат, будь он неладен…

Как много критиков в искусстве.
Жевать бы лучше им капусту.
                              
           С. Л. Трегубов

                   *       *        *
                     Ликбез «Пегаса»(продолжение).

      Редактору альманаха часто приносят рукописи стихов, рассказов и фантастических романов. Почти все начинающие авторы прозы страдают главным недостатком: нарушением смысла и логики в содержании из-за перегрузки  текста.Главная причина этого – не очень высокая грамотность в построении сложных предложений с диалогами и прямой речью, а так же не очень удачный выбор темы и запутанное построение сюжета.Перегружают такие  произведения
и заимствования из популярных среди молодежи современных   кинофильмов   и   книг   о   Гарри   Поттере, Властелине колец и т.п.
      Почему-то  все  события  в  таких  произведениях
происходят или на других планетах, или за границей,
а герои имеют иностранные имена. Чтобы описывать
быт и менталитет других народов и цивилизаций нужно его хорошо знать или иметь много фантазии.
      Возникает вопрос: а как писать? С чего начинать?
Начинать надо с небольших рассказов о героях,  похожих на нас, о проблемах реальных, а не мнимых.
      Можно написать несколько рассказов с одним общим героем, а потом объединить их в повесть, но, прежде всего, надо начать с орфографии и пунктуации, а   для   этого,  в   свою   очередь,   надо   много  читать,
 и желательно классики. И не просто читать, а запоминать, как оформляется диалог, прямая речь, какие и где ставятся знаки.
      Для начинающих авторов стихов, кроме их чтения,
есть еще одно очень важное требование. Кроме умения рифмовать слова, нужно иметь чувство ритма и образное (необычное) мышление. Это можно понять на следующем примере.
     На занятиях «Пегаса» часто дается задание – написать стих о грозовом дожде за окном и о трех розах, стоящих в горшке на подоконнике. Часто пишут так:
                   Дождик льется, гром гремит,
                  На окне горшок стоит.
                  На окне три белых розы
                  Ждут, когда придут морозы.


      Это не стих, а рифмованные слова с банальными, избитыми, затертыми рифмами. Они к поэзии не имеют никакого отношения. А как надо?
      Нужно очеловечивать, одухотворять каждую дождинку, каждый лепесток и делать это так, как до вас этого никто не делал. Примерно так:

                 Бродяга-ветер вскрыл вены облаков,
                 И струи пулями вонзились в пыль дороги,
                 Пронесся гром копытами быков,
                 Дрожали в страхе сосны-недотроги.

                Лишь на окне моем в горшке три пышных розы
                Без страха на картину ту взирали
                И губы алых нежных лепестков
                Для поцелуя подставляли.

                           Учитель истории   Сергей Леонидович  Трегубов,
                             руководитель литературного клуба «ПЕГАС»,

                             МБОУ  СОШ №7, г. Новосибирск.
          


 

Скачано с www.znanio.ru

Теория стихосложения для начинающих поэтов

Теория стихосложения для начинающих поэтов

Разделение стиха на стопы условно, так как границы стопы, как правило, не совпадают с границами слова: /Уж бли/зок пол/день , жар/ пыла/ ет…

Разделение стиха на стопы условно, так как границы стопы, как правило, не совпадают с границами слова: /Уж бли/зок пол/день , жар/ пыла/ ет…

Но и тогда нос задирать не смеешь

Но и тогда нос задирать не смеешь

Жуя, одна коза сказала: -- А фильм-то ничего, однако,

Жуя, одна коза сказала: -- А фильм-то ничего, однако,

Нужно очеловечивать, одухотворять каждую дождинку, каждый лепесток и делать это так, как до вас этого никто не делал

Нужно очеловечивать, одухотворять каждую дождинку, каждый лепесток и делать это так, как до вас этого никто не делал
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2020