Тест по теме Россия в XVI веке. Правление Ивана IV.
Оценка 4.7

Тест по теме Россия в XVI веке. Правление Ивана IV.

Оценка 4.7
Контроль знаний
docx
история
6 кл—11 кл
10.11.2024
Тест по теме Россия в XVI веке. Правление Ивана IV.
Тестовые задания по теме Россия в XVI веке. Два варианты теста. Для 6-11 классов.
Тест_Россия в XVIвеке.docx

Вариант 1

1. Установите соответствие между именами и названиями

НАЗВАНИЯ                                                          ИМЕНА

1) составитель «Домостроя»                         1) Иван Федоров

2) издатель первой печатной книги             2) Сильвестр

3) фрески в Ферапонтовом монастыре        3) митрополит Макарий

4) «Великие Четьи-Минеи»                          4)  Дионисий.

1

2

3

4

 

 

 

 

 

2. Установите соответствие между названием законодательных документов и закрепленным в них положениях

ДОКУМЕНТЫ                                                          ПОЛОЖЕНИЯ

1) Судебник 1497 г.                                  1) подтверждение положения о Юрьеве дне

2) Указы о «заповедных летах»              2) введение положения о Юрьевом дне

3) Судебник 1550г.                                   3) установление 5-летнего срока розыска 

4) Указы о «урочных летах»                      беглых крестьян

                                                                   4) временное запрещение перехода крестьян в                                      

                                                                   Юрьев день  до особого указа.                                                                           

1

2

3

4

 

 

 

 

 

3. Установите соответствие между понятиями и их определениями

ПОНЯТИЯМИ                                                        ТЕРМИНЫ

1) опричнина                 1) служилые люди, составлявшие постоянное войско

2) приказы                     2) личное владение царя, где существовало особое управление

3) дворяне                     и войско

4) стрельцы                  3) центральные органы управления, ведавшие отдельными

                                      отраслями жизни государства

                                      4) представители военно-служилого сословия, получавшие за

                                      службу землю

                                       5) представители высшего слоя аристократии, владели

                                       значительными землями –  вотчинами.

1

2

3

4

 

 

 

 

 

4. Установите соответствие между событиями и датами

СОБЫТИЯ                                                              ДАТЫ

1) взятие Казани                                                 1) 1547г.

2) венчание Ивана IV на царство                      2) 1552 г.

3) введение опричнины                                      3) 1565 г.

4) Стоглавый собор                                            4) 1551г.

                                                                 5) 1550 г.

 

1

2

3

4

 

 

 

 

 

6. Какие из архитектурных памятников построены в XVI в.?

 

 

Ответ:___________________

 

 

7. Рассмотрите монету и ответьте на вопросы.

 

8. Заполните пропуски в данных предложениях. Вставьте пропущенные слова и словосочетания.

1) Князь А. М. Курбский дал неофициальному правительству, действовавшему при Иване Грозном в 1540—1550-х гг., название ___________

2) Система содержания наместников за счёт местного населения, ликвидированная в годы правления Ивана IV, называлась ___________ .

3) Служилые люди, составлявшие созданное в годы правления Ивана IV постоянное войско, назывались .

4) В 1565 г. территория Российского государства была разделена н а ________и ________.

 

9.

 

 

 

 

 

 

10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрите схему и выполните задания 11-15

11.  В каком году в состав Российского государства вошёл город, обозначенный на схеме цифрой «1»?  Ответ:_____________________

12.  Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «2».

Ответ:

14.  Над войском какого государства была одержана победа в сражении, обозначенном на схеме цифрой «3»?

Ответ: ___

15. Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными.

1)  период, события которого отражены на схеме, российские войска совершали походы только в восточном направлении

2) Все обозначенные на схеме походы и сражения состоялись до учреждения опричнины

3) Граница Российского государства, обозначенная на схеме сплошной линией, сложилась к концу правления Василия III

4) Город, обозначенный на схеме цифрой «5», выдержал длительную осаду польско-литовских войск

5) Восточная граница, обозначенная на схеме пунктирной линией, оставалась неизменной до конца столетия, к которому относятся события, обозначенные на схеме

Ответ:_________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Прочитайте отрывок из исторического источника и выполните задания.

«На двадцатом году возраста своего, видя государство в великой тоске и печали от насилия сильных и от неправд, умыслил царь привести всех в любовь. Посоветовавшись с митрополитом, как бы уничтожить крамолы, разорить неправды, утолить вражду, приказал он собрать своё государство из городов всякого чина. Когда выборные съехались, ___________в воскресный день вышел с крестами на Лобное место и после молебна начал говорить митрополиту: «Молю тебя, святый владыко! Будь мне помощник и любви поборник; знаю, что ты добрых дел и любви желатель. Знаешь сам, что я после отца своего остался четырёх лет, после матери восьми; родственники о мне не брегли, а сильные мои бояре и вельможи обо мне не радели и самовластны были, сами себе саны и почести похитили моим именем и во многих корыстях, хищениях и обидах упражнялись...» Поклонившись на все стороны, ...продолжал: «Люди Божии и нам дарованные Богом! Теперь нам ваших обид, разорений и налогов исправить нельзя вследствие продолжительного моего несовершеннолетия, пустоты и беспомощности, вследствие неправд бояр моих и властей, бессудства неправедного, лихоимства и сребролюбия; молю вас, оставьте друг другу вражды и тягости, кроме разве очень больших дел: в этих делах и в новых я сам буду вам, сколько возможно, судья и оборона, буду неправды разорять и похищенное возвращать».

    В это время расположение царя к Алексею Адашеву достигло высшей степени: ________пожаловал Адашева в окольничие и при этом сказал ему: «Алексей! Взял я тебя из нищих и самых незначительных людей. Слышал я о твоих добрых делах и теперь взыскал тебя выше меры твоей для помощи души моей. Поручаю тебе принимать челобитные от бедных и обиженных и разбирать их внимательно. Не бойся сильных и славных, похитивших почести и губящих своим насилием бедных и немощных...». И с тех пор начал сам ___________ судить многие суды и разыскивать праведно. Так кончилось правление боярское».

1. Укажите царя, о котором идёт речь в отрывке. Укажите его родителей, которых он упоминает в своей речи.

2. Как в документе характеризуется состояние государства в период описываемых событий?

3. Какие причины данного состояния государства названы в отрывке? Укажите две любые причины.

4. Как называлось неофициальное правительство, в состав которого входил государственный деятель, упоминаемый в тексте? Укажите две любые реформы, осуществлённые по инициативе этого «правительства».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 2.

1.  Установите соответствие между именами известных исторических личностей и сферами их деятельности

ИМЕНА                                                                          СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1) А. Курбский   1) член Избранной рады, воевода, впоследствии противник                      2) Макарий                               царя

3) Сильвестр              2) духовник Ивана IV

4) А. Адашев              3) митрополит русской церкви, венчавший Ивана IV на царство

                                     4) глава Челобитной избы, активный деятель Избранной рады.

1

2

3

4

 

 

 

 

 

 

2 Установите соответствие между понятиями и их определениями

ПОНЯТИЯМИ                                                        ТЕРМИНЫ

1) урочные лета             1) плата проживания на земле господина

2) заповедные лета        2) сроки, в течение которых владелец земли мог возвратить,

3) вотчина                              покинувших его крестьян

4) пожилое                     3) крупная земельное собственность, принадлежавшая 

                                      феодалу на правах полного распоряжения и наследования

                                        4) сроки, в течение которых временно запрещался крестьян

                                        ский  переход в Юрьев день

                                        5) сбор дани.

1

2

3

4

 

 

 

 

 

3. Ниже перечислен ряд имен иностранных государственных деятелей. Все они, за  исключением одного, относятся  современникам Ивана IV.

         Стефан Баторий, Сигизмунд II, Девлет Гирей, Ахмат, Кучум, Елизавета I.

Найдите и запишите имя государственного деятеля, не относящегося к этому периоду.

Ответ:___________________

 

4. Установите соответствие между событиями и датами

СОБЫТИЯ                                                                                 ДАТЫ

1) созыв Земского собора                                                   1) 1558-1583гг.

2) поход казаков под предводительством Ермака             2) 1549 г

в Сибирь                                                                               3) 1565-1572гг.

3) опричнина                                                                        4) 1581-1585гг.

4) Ливонская война                                                              5) 1550 г.

                                                                                                 

 

1

2

3

4

 

 

 

 

 

5. Какие памятники архитектуры были построены в XVI в.

 

 

 

6. Рассмотрите изображение и ответьте на вопросы

Какие суждения о почтовом блоке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Событие, которому посвящён данный почтовый блок, произошло в XVII в.

2) Среди сооружений, изображённых на данном почтовом блоке, есть здания, построенные в шатровом стиле.

3) Архитектурный ансамбль, изображённый на почтовом блоке, строился под руководством Аристотеля Фиораванти.

4) Изображённая на почтовом блоке крепость была местом пребывания российского царя в период опричнины.

5) Крепость, изображённая на почтовом блоке, находилась в Новгородской земле.

Ответ:______________

 

7. Заполните пропуски в данных предложениях. Вставьте пропущенные слова и словосочетания.

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

1) Представительный орган, созданный в XVI в. и который участвовал в решении наиболее важных для государства вопросов, назывался_________________.

2) Система содержания наместников за счёт местного населения, ликвидированная в годы правления Ивана IV, называлась ___________ .

 

3) Служилые люди, составлявшие созданное в годы правления Ивана IV постоянное войско, назывались _____________.

4) События, связанные со смертью в 1591 г. младшего сына Ивана IV Дмитрия, называлось_______________.

5) На средства купцов___________ для похода в Сибирь был снаряжён отряд казаков под предводительством Ермака Тимофеевича.

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

Процессы (явления)

                 Факты

А) военные реформы Избранной рады

1) созыв Земского собора

Б) формирование системы центрального управления

2) издание «Уложения о службе»

В) расширение территории Российского  государства

 3) введение заповедных лет

Г) зарождение органов представительной власти

4) образование Посольского приказа

Д) закрепощение крестьян

5) поход казаков под предводительством Ермака в Сибирь

 

 

 

 

 

Рассмотрите схему и выполните задания 11-15

 

11.  В каком году в состав Российского государства вошёл город, обозначенный на схеме цифрой «2»?  Ответ:_____________________

12.  Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

Ответ:____________________-

14.  Над войском какого государства была одержана победа в сражении, обозначенном на схеме цифрой «3»?

Ответ: ___

15. Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными.           1)  период, события которого отражены на схеме, российские войска совершали походы только в восточном направлении.                                                                          2) Все обозначенные на схеме походы и сражения состоялись до учреждения опричнины .                                                                                                                         3) Граница Российского государства, обозначенная на схеме сплошной линией, сложилась к концу правления Василия III.                                                                   4) Город, обозначенный на схеме цифрой «5», выдержал длительную осаду польско-литовских войск.                                                                                                          5) Восточная граница, обозначенная на схеме пунктирной линией, оставалась неизменной до конца столетия, к которому относятся события, обозначенные на схеме.

Ответ:__________________________

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Вариант 1 1. Установите соответствие между именами и названиями

Вариант 1 1. Установите соответствие между именами и названиями

Рассмотрите монету и ответьте на вопросы

Рассмотрите монету и ответьте на вопросы

Рассмотрите схему и выполните задания 11-15 11

Рассмотрите схему и выполните задания 11-15 11

Прочитайте отрывок из исторического источника и выполните задания

Прочитайте отрывок из исторического источника и выполните задания

Вариант 2. 1. Установите соответствие между именами известных исторических личностей и сферами их деятельности

Вариант 2. 1. Установите соответствие между именами известных исторических личностей и сферами их деятельности

Рассмотрите изображение и ответьте на вопросы

Рассмотрите изображение и ответьте на вопросы

Рассмотрите схему и выполните задания 11-15 11

Рассмотрите схему и выполните задания 11-15 11
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2024