Тест предназначен девятиклассникам для отработки навыка нахождения разных типов подчинения придаточных в сложном подчинённом предложении. Даны примеры разного типа предложений: параллельное, однородное и последовательное. Можно прорешать синтаксические задачи на уроке после изучения данной темы и использовать их на консультации к экзамену.Тест по русскому языку "Типы подчинения придаточных" 9 класс
Тест. Типы подчинения придаточных.docx
Тест. Типы подчинения придаточных
1. Среди предложений 37 – 44 найдите сложноподчинённое предложение с
последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(37)А по небу планетария летело небесное светило — солнце, дающее всему жизнь.
(38)Оно проходило по игрушечному небу, над игрушечной Москвой, и само солнце было
игрушечным. (39)Вот оно закатилось за зубцы домов, зал погрузился в темноту.
(40)Было жарко. (41)Лина махала газетой возле лица, думала о том, как долго еще
находиться ей в этом душном зале?
(42)И вдруг купол над ней зацвел бесчисленными звездами. (43)Такими же звездами,
какие она привыкла видеть с тех пор, как научилась видеть. (44)И откудато с
озарённых звёздным светом высот, нарастая, ширясь и крепчая, полилась музыка,
наполнявшая душу какойто особой радостью.
2. Среди предложений 13 – 18 найдите сложноподчинённое предложение с однородным
подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(13)Города – груды развалин, дороги от бомбежек словно пила, и поля радиоактивные по
ночам светятся… (14)Вот и скажи, что это, если не последняя подлость?..
(15)Никакой тебе утехи, кроме этих наших праздников...(16)Мальчишка мысленно
перебрал праздники, в которых участвовал за последние годы. (17)Вспомнил, как все
рвали книги, разжигали из них костры на площади и смеялись, точно пьяные. (18)А
«торжество» науки месяц тому назад, когда приволокли в город последний автомобиль,
когда бросили жребий и счастливчики могли по одному разу ударить машину кувалдой!..
3. Среди предложений 1 – 6 найдите сложное предложение с параллельным подчинением
придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Вдоль дороги по двое, по трое подстраивались к очереди люди, которых приманил в
город праздник и базарный день.
(2)Мальчик устремил взгляд туда, где очередь пропадала за разваленной взрывом
каменной стеной.
(3)– Говорят, она улыбается, – сказал мальчик. – (4)Говорят, она сделана из краски и
холста и ей четыреста лет.
(5)– Коли уж на то пошло, никому не известно, какой сейчас год, – проговорил ктото.
(6)– Две тысячи шестьдесят первый! – отозвались из очереди. 4. Среди предложений 38 – 44 найдите сложное предложение с однородным подчинением
придаточных. Напишите номер этого предложения.
(38)Вдруг верховой объявил о том, что власти постановили в полдень передать
портрет на площади в руки здешних жителей, дабы они могли принять участие в
уничтожении…
(39)Мальчишка и ахнуть не успел, как толпа, крича, толкаясь, мечась, понесла его к
картине. (40)Резкий звук рвущегося холста… (41)Толпа выла, и руки клевали портрет,
словно голодные птицы. (42)Мальчик почувствовал, как его буквально швырнули сквозь
разбитую раму. (43)Слепо подражая остальным, он вытянул руку, схватил клочок
лоснящегося холста, дернул и упал, а толчки, и пинки, и удары вышибли его из толпы на
волю. (44)Весь в ссадинах, разорванной одежде, с расшибленным локтем, он смотрел,
как старухи с горящими глазами жевали беззубыми ртами куски холста, как мужчины
разламывали золочёную раму, поддавали ногой жесткие лоскуты, рвали их в мелкие
мелкие клочья.
5. Среди предложений 31 – 36 найдите сложноподчинённое предложение с
последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(31)И тогда Вася снова начинал представляться мне кемто вроде волшебника из
сказки, а не одиноким калекою, до которого никому нет дела. (32)Я так засмотрелся,
так заслушался, что вздрогнул, когда Вася неожиданно заговорил:
(33)— Эта музыка написана человеком, которого лишили самого дорогого.
(34)Вася думал вслух, не переставая играть:
(35)— Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он еще не сирота. (36)Все
проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда
никогда не проходит и не гаснет тоска по родине…
Тест. Типы подчинения придаточных
6. Среди предложений 42 – 53 найдите сложноподчинённое предложение с
последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(42)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле,
которую никто не мог отнять, живы до сих пор.
(43)Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка. (44)Голос ее
становился всё тише и тише, он растягивался в темноте тонюсенькой светлой
паутинкой. (45)Паутинка задрожала, качнулась и почти беззвучно оборвалась. (46)Я убрал руку от горла и выдохнул тот вдох, который удерживал грудью, рукой,
оттого что боялся оборвать светлую паутинку. (47)Но все равно она оборвалась.
(48)Печка потухла. (49)Слоясь, засыпали в ней угли. (50)Васи не видно. (51)Скрипки не
слышно.
(52)— Иди домой, а то бабушка будет беспокоиться.
(53)Я привстал с порога и, если бы не схватился за деревянную скобу, упал бы.
7. Среди предложений 15 найдите сложноподчиненное предложение с неоднородными
придаточными частями. Напишите номер этого предложения.
1)Мама, мама! 2)Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на
свете. 3)За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, он был такой
нежный, ровный, только чутьчуть темнее на жилочках. 4)А может быть, они были и
грубее, руки твои, ведь им столько выпало работы в жизни, но они всегда казались
мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки. 5)Да, с
того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты в
изнеможении, тихо, в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в
тяжёлый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе.
8. Среди данных предложений найдите сложноподчинённое предложение с однородными
придаточными.
14) И Семен Григорьевич запросил дьячкабелгородца, на каких условиях тот может
принять в ученье Мишу и сколько это будет стоить.
15)Письма в те времена шли долго, особенно в осеннюю пору.
16)И чтобы во время длительной переписки сын не разбаловался, Семён Григорьевич
велел: «Станешь снова всякий день ходить в школу к Никите Михайловичу...»
9. Среди предложений 19—24 найдите сложноподчинённое предложение с однородными
придаточными. Напишите номер этого предложения.
(19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых
бумажек. (20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было
тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он
тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя... посмел бы он? (23)Все
сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы — на неловкого, стриженного
арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке...
10. Среди предложений 6 — 7 найдите сложноподчинённое предложение с
последовательной связью. Напишите номер этого предложения.
(6) Уже знаешь, что ждет за поворотом, потому что потерял им счет, но сердцу не
прикажешь, и оно снова и снова замирает в груди, и ты упрямо надеешься успеть
понять, додумать, написать. (7) Но уже ничего не вернешь, и неразгаданные мысли,
ненаписанные романы и невстреченные встречи, что призрачным роем еще вьются
вокруг, уже для других.
Ответы к тесту «Типы подчинения придаточных»
1 43
2 18
3 5
4 44
5 32
6 46
7 5
8 14
9 20
10 6
Тест. Типы подчинения придаточных
Тест. Типы подчинения придаточных
Тест. Типы подчинения придаточных
Тест. Типы подчинения придаточных
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.