Тест. Типы подчинения придаточных

  • Контроль знаний
  • docx
  • 31.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тест предназначен девятиклассникам для отработки навыка нахождения разных типов подчинения придаточных в сложном подчинённом предложении. Даны примеры разного типа предложений: параллельное, однородное и последовательное. Можно прорешать синтаксические задачи на уроке после изучения данной темы и использовать их на консультации к экзамену.Тест по русскому языку "Типы подчинения придаточных" 9 класс
Иконка файла материала Тест. Типы подчинения придаточных.docx
Тест. Типы подчинения придаточных 1. Среди предложений 37 – 44 найдите сложноподчинённое предложение с  последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.  (37)А по небу планетария летело небесное светило — солнце, дающее всему жизнь.  (38)Оно проходило по игрушечному небу, над игрушечной Москвой, и само солнце было  игрушечным. (39)Вот оно закатилось за зубцы домов, зал погрузился в темноту.  (40)Было жарко. (41)Лина махала газетой возле лица, думала о том, как долго еще  находиться ей в этом душном зале? (42)И вдруг купол над ней зацвел бесчисленными звездами. (43)Такими же звездами,  какие она привыкла видеть с тех пор, как научилась видеть. (44)И откуда­то с  озарённых звёздным светом высот, нарастая, ширясь и крепчая, полилась музыка,  наполнявшая душу какой­то особой радостью. 2. Среди предложений 13 – 18 найдите сложноподчинённое предложение с однородным  подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (13)Города – груды развалин, дороги от бомбежек словно пила, и поля радиоактивные по ночам светятся… (14)Вот и скажи, что это, если не последняя подлость?..  (15)Никакой тебе утехи, кроме этих наших праздников...(16)Мальчишка мысленно  перебрал праздники, в которых участвовал за последние годы. (17)Вспомнил, как все  рвали книги, разжигали из них костры на площади и смеялись, точно пьяные. (18)А  «торжество» науки месяц тому назад, когда приволокли в город последний автомобиль, когда бросили жребий и счастливчики могли по одному разу ударить машину кувалдой!.. 3. Среди предложений 1 – 6 найдите сложное предложение с параллельным подчинением  придаточных. Напишите номер этого предложения. (1)Вдоль дороги по двое, по трое подстраивались к очереди люди, которых приманил в  город праздник и базарный день. (2)Мальчик устремил взгляд туда, где очередь пропадала за разваленной взрывом  каменной стеной. (3)– Говорят, она улыбается, – сказал мальчик. – (4)Говорят, она сделана из краски и  холста и ей четыреста лет. (5)– Коли уж на то пошло, никому не известно, какой сейчас год, – проговорил кто­то. (6)– Две тысячи шестьдесят первый! – отозвались из очереди.4. Среди предложений 38 – 44 найдите сложное предложение с однородным подчинением  придаточных. Напишите номер этого предложения. (38)Вдруг верховой объявил о том, что власти постановили в полдень передать  портрет на площади в руки здешних жителей, дабы они могли принять участие в  уничтожении… (39)Мальчишка и ахнуть не успел, как толпа, крича, толкаясь, мечась, понесла его к  картине. (40)Резкий звук рвущегося холста… (41)Толпа выла, и руки клевали портрет,  словно голодные птицы. (42)Мальчик почувствовал, как его буквально швырнули сквозь  разбитую раму. (43)Слепо подражая остальным, он вытянул руку, схватил клочок  лоснящегося холста, дернул и упал, а толчки, и пинки, и удары вышибли его из толпы на волю. (44)Весь в ссадинах, разорванной одежде, с расшибленным локтем, он смотрел,  как старухи с горящими глазами жевали беззубыми ртами куски холста, как мужчины  разламывали золочёную раму, поддавали ногой жесткие лоскуты, рвали их в мелкие­ мелкие клочья. 5. Среди предложений 31 – 36 найдите сложноподчинённое предложение с  последовательным  подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (31)И тогда Вася снова начинал представляться мне кем­то вроде волшебника из  сказки, а не одиноким калекою, до которого никому нет дела. (32)Я так засмотрелся,  так заслушался, что вздрогнул, когда Вася неожиданно заговорил: (33)— Эта музыка написана человеком, которого лишили самого дорогого.  (34)Вася думал вслух, не переставая играть: (35)— Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он еще не сирота. (36)Все  проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда­ никогда не проходит и не гаснет тоска по родине… Тест. Типы подчинения придаточных 6. Среди предложений 42 – 53 найдите сложноподчинённое предложение с  последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (42)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле,  которую никто не мог отнять, живы до сих пор. (43)Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка. (44)Голос ее  становился всё тише и тише, он растягивался в темноте тонюсенькой светлой  паутинкой. (45)Паутинка задрожала, качнулась и почти беззвучно оборвалась.(46)Я убрал руку от горла и выдохнул тот вдох, который удерживал грудью, рукой,  оттого что боялся оборвать светлую паутинку. (47)Но все равно она оборвалась.  (48)Печка потухла. (49)Слоясь, засыпали в ней угли. (50)Васи не видно. (51)Скрипки не  слышно. (52)— Иди домой, а то бабушка будет беспокоиться. (53)Я привстал с порога и, если бы не схватился за деревянную скобу, упал бы.  7. Среди предложений 1­5 найдите сложноподчиненное предложение с неоднородными  придаточными частями. Напишите номер этого предложения.  1)Мама, мама!  2)Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на  свете. 3)За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, ­ он был такой  нежный, ровный, только чуть­чуть темнее на жилочках. 4)А может быть, они были и  грубее, руки твои, ­ ведь им столько выпало работы в жизни, ­ но они всегда казались  мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки. 5)Да, с  того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты в  изнеможении, тихо, в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в  тяжёлый путь жизни, я всегда помню руки  твои в работе. 8. Среди данных предложений найдите сложноподчинённое предложение с  однородными  придаточными. 14) И Семен Григорьевич запросил дьячка­белгородца, на каких условиях тот может  принять в ученье Мишу и сколько это будет стоить. 15)Письма в те времена шли долго, особенно в осеннюю пору. 16)И чтобы во время длительной переписки сын не разбаловался, Семён Григорьевич  велел: «Станешь снова всякий день ходить в школу к Никите Михайловичу...» 9. Среди предложений 19—24 найдите сложноподчинённое предложение с однородными  придаточными. Напишите номер этого предложения. (19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых  бумажек.(20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было  тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он  тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя... посмел бы он? (23)Все  сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы — на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке...  10. Среди предложений 6 — 7 найдите сложноподчинённое предложение с  последовательной связью. Напишите номер этого предложения. (6) Уже знаешь, что ждет за поворотом, потому что потерял им счет, но сердцу не  прикажешь, и оно снова и снова замирает в груди, и ты упрямо надеешься успеть  понять, додумать, написать. (7) Но уже ничего не вернешь, и неразгаданные мысли,  ненаписанные романы и невстреченные встречи, что призрачным роем еще вьются  вокруг, уже для других.  Ответы к тесту «Типы подчинения придаточных» 1­ 43 2 ­ 18 3 ­ 5 4 ­ 44 5 ­ 32 6 ­ 46 7 ­ 5 8 ­ 14 9 ­ 20 10 ­ 6