Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Московское государство во второй половине XIV-XVIIвеках ." Вариант 2.
Оценка 4.9

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Московское государство во второй половине XIV-XVIIвеках ." Вариант 2.

Оценка 4.9
Контроль знаний
docx
история
11 кл
24.02.2018
Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Московское государство во второй половине XIV-XVIIвеках ." Вариант 2.
Контрольные работы созданы для контроля качества подготовки старшеклассников – абитуриентов, имеющих целью сдачу экзамена в формате ЕГЭ по истории. Контрольная работа охватывает период русской истории с 1462 года - смерти Василия Тёмного и прихода к власти Ивана Третьего и до свержения Софьи Алексеевны в 1689 году. Представленный вариант контрольной работы по истории разработан в рамках требований и с учётом структуры проекта Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2018 года по истории, опубликованного на сайте ФИПИ. Контрольная работа содержит вопросы соответствующего раздела кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по истории. При составлении контрольной работы учтены все структурные требования Проекта демоверсии-2018. Контрольные работы не «привязаны» к конкретному учебнику или пособию, а опираются на материалы всего учебно-методического комплекса по истории. При составлении контрольной работы были использованы материалы сайтов 1. http://hist.xn--c1ada6bq3a2b.xn--p1ai/?redir=1 «Решу ЕГЭ»: история, образовательный портал Д. Гущина. 2. http://fipi.ru/. Федеральный институт педагогических измерений. 3. http://ege.edu.ru/. ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА. 4. 2016 Всероссийский проект «Самоподготовка к ЕГЭ» vk.com/ege100ballov Составитель: Федеральная сеть учебных центров «Годограф» http://godege.ru/ 5. kopilkaurokow.ru – сайт для учителей https://kopilkaurokov.ru/istoriya/testi/podghotovka-k-iege-po-istorii-po-tiemie-rossiia-v-nachalie-xx-vieka 6. BingoSchool - сдай успешно ЕГЭ! 7. Электронная библиотека ИРЛИ РАН http://www.pushkinskijdom.ru/ 8. ЕГЭ-2014: История: Самое полное издание А86 типовых вариантов заданий / авт.-сост. И.А. Артасов, О.Н. Мельникова. — Москва: ACT: Астрель, 2014. 9. Курукин И.В., Лушпай В.Б., Тараторкин Ф.Г. ЕГЭ 2016. История. Типовые тестовые задания. М., 2016. 10. Р. В. Пазин. ИСТОРИЯ 10-11 КЛАССЫ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ для подготовки к ЕГЭ, ЛЕГИОН, Ростов-на-Дону, 2013.
№3. Московское государство во второй половине XV - XVII вв. Вариант 2..docx
Часть 1 Ответами к заданиям 1–19 является последовательность цифр, цифра или слово  (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная  с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.  Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с  приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать  только буквами (например: Пётр Второй). 1. Расположите в хронологической последовательности исторические события Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной  последовательности в таблицу. 1) Вестфальский мир. 2) Присоединение Твери к Московскому государству. 3) Брестская церковная уния. Ответ: 2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого  столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Венчание Ивана IV на царство                          СОБЫТИЯ А ) Б) Сражение у Клушино В) Смоленская война Г) Падение Византийской империи        ГОДЫ 1) 1453г. 2) 3) 4) 5) 6) 1547г. 1610г. 1612г. 1549г. 1632г. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ: А Б В Г 3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к процессу  закрепощения российского крестьянства XV –XVIIвв. 1) «вольные хлебопашцы» 2) оброк 3) «урочные лета» 4)пожилое 5) «заповедные года»  6)закуп Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому  периоду. Ответ: 4. Напишите пропущенное слово.   Единая   экономическая   система   XVII   века,   которая   характеризуется   общими хозяйственными   связями   и   обменом   товарами   между   различными   частями   страны, вследствие   развития   товарно­денежных   отношений   и   специализации   районов, называется_______ Ответ: ____________________ 5. Установите  соответствие  между процессами  (явлениями,  событиями) и  фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.         ПРОЦЕСС (ЯВЛЕНИЕ, СОБЫТИЕ) А ) Б) Расширение территории Московского  Завершение   процесса   объединения русских земель государства в восточном и юго­ восточном направлениях В) Укрепление   самодержавия,   начало становления абсолютизма Г) Рост   социальных   противоречий, обострение межсословной борьбы                                   ФАКТЫ 1) Присоединение     к   Московскому государству Новгорода и Ярославля. 2) Присоединение     к   Московскому государству Пскова и Рязани. 3) Присоединение   Казани,   Астрахани, Ногайского и Сибирского ханства. 4) Прекращение   практики   созыва Земских соборов. 5) Введение опричнины. 6) «Соляной»   и   «Медный   бунты», «Соловецкое сидение» Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  Ответ: А Б В Г 6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими  характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две  соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.                                      ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ А ) <…>, скажем несколько слов о нынешнем преславном царствовании пресветлейшего  и высокопрестольнейшего государя нашего, который во всей поднебесной единый  есть христианам царь и правитель святых Божиих престолов, святой вселенской  апостольской церкви, возникшей вместо римской и константинопольской и  существующей в богоспасаемом граде Москве, церкви святого и славного Успения  пречистой Богородицы, что одна во вселенной краше солнца светится. Так знай, боголюбец и христолюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись  в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, это и есть  римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать. Много  раз и апостол Павел упоминает Рим в посланиях, в толкованиях говорится: «Рим —  весь мир». Б) <…> Август, кесарь римский <…> Пруса, родича своего, послал на берега Вислы­ реки <…> И жил Прус очень много лет <…>; и с тех пор до нынешних времен  зовется это место Прусской землей.  И вот в то время некий воевода новгородский по имени Гостомысл перед кончиной  своей созвал всех правителей Новгорода и сказал им: «О мужи новгородские,  советую я вам, чтобы послали вы в Прусскую землю мудрых мужей и призвали бы к  себе из тамошних родов правителя». Они пошли в Прусскую землю и нашли там  некоего князя по имени Рюрик, который был из римского рода Августа­царя. И  умолили князя Рюрика посланцы от всех новгородцев, чтобы шел он к ним княжить.  И князь Рюрик пришел в Новгород вместе с двумя братьями; один из них был  именем Трувор, а второй — Синеус, а третий — племянник его по имени Олег. С тех пор стал называться Новгород Великим; и начал первым княжить в нем великий  князь Рюрик.   ХАРАКТЕРИСТИКИ 1) Автор текста относится к исторической школе норманистов. 2) В тексте прослеживается стремление искусственно удлинить и облагородить  родословную русских князей. 3) Текст создан в период правления Василия Ивановича III. 4) Текст создан в период правления Ивана Васильевича III. 5) В тексте прослеживаются симпатии к Римской католической церкви 6) Автор текста – старец(монах) Филофей. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ: Фрагмент А Фрагмент Б 7. Какие из перечисленных договоров были заключены Россией в ХVII в.?   1) «Вечный мир» с Польшей 2) Кючук­Кайнарджийский мир с Турцией 3) Столбовский мир со Швецией 4) Ясский мир с Турцией 5) Ништадтский мир со Швецией 6) Андрусовское перемирие с Польшей Ответ: 8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список  пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего  пропуск, выберите номер нужного элемента. А) Судебник 1497 года, принятый Иваном Васильевичем, вводил понятие ________, с  целью упорядоченья крестьянских переходов. Б) _______, атаман Донского казачьего войска, возглавил массовое движение крестьян и  казаков против  закрепощения, четвертован в Москве. В) Территория Московского государства при Иване Грозном  расширилась за счёт  присоединения ___________ 1) Крепостное право 2) Разин 3) Псков и Рязань 4) Сибирского ханства 5) Болотников 6) Юрьев день Ответ: А Б В 9. Установите соответствие между именами деятелей церкви  и сущностью их идеогии. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и  запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. ЦЕРКОВНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ А) Б) В) Г) ИДЕОЛОГИЯ Митрополит Исидор          1) «Священство выше царства» Нил Сорский                       2)лидер движения нестяжателей Фёдор Курицын Патриарх Никон                4)лидер иосифлян                                              5) сторонник унии с католической церковью           3)один из лидеров московско­новгородской  ереси                                                           6) основатель ереси стригольников Ответ: А Б В Г 10. Прочтите отрывок из «Истории о великом князе Московском» и напишите фамилию  автора. Что же после этого устраивает наш царь? Когда с Божьей помощью храбрецы защитили его от враждебных соседей, тогда он и воздал им: тогда самой злобой отплачивает он за самую  доброту, самой жестокостью за самую преданность, коварством и хитростью за добрую и  верную их службу. И как он за это принимается? Вот так: во­первых, отдаляет он от себя  этих двух вышеназванных мужей, то есть иерея Сильвестра и вышеназванного Алексея  Адашева, вовсе ни в чем перед ним не виноватых, открыв оба своих уха злобным льстецам  <…>. Что же нашептывают они в уши и клевещут? Умерла тогда жена царя, а они сказали,  что якобы напустили на нее чары эти мужи. Ответ: ____________ 11.Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных  элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного  элемента. Век XV в.  _____(Б)               Событие истории России ________________ (А) «Медный бунт» ____ (В) Путешествия С.Дежнева XVI в,  вторая  половина ________________ (Д) Событие истории зарубежных стран Путешествия Васко да Гама Парламент Англии приннимает «Билль о правах» _____________ (Г) _____________ (Е) Пропущенные элементы: 1) «Варфоламеевская ночь» во Франции. 2) XVII век, первая половина. 3) Правление Генриха VIII в Англии 4) XVI век, первая половина 5) Первый в России Земский собор. 6) XVII век, вторая половина. 7) Революция в Англии, казнь Карла I 8) «Стояние на Угре». 9) Введение в России патриаршества. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:  А Б В Г Д Е 12. Прочтите отрывок из исторического источника. «Июня в 23 день был великому государю выход на праздник Сретения Пресвятой  Богородицы на Усретенку. И того числа была смута великая на Москве и били челом  великому государю всем народом посадские и всяких чинов люди во всяких налогах и в  разоренье на Леонтия Плещеева. А боярин Борис Иванович Морозов да окольничий Пётр  Тихонович Траханиотов за него стали. И как государь пошёл от праздника, и за ним,  государем, пришли на его, государев, двор всяких чинов посадские люди всем народом и  всех приказов стрельцы и били челом великому государю с большим невежеством. И  великий государь к ним послал боярина князя Михаила Михайловича Темкина­ Ростовского да окольничего Бориса Ивановича Пушкина да думного дьяка Михаила  Волошенинова с тем, что они бьют челом ему, великому государю, шумно и с большим  невежеством, и указал было великий государь тех челобитчиков ловить головам  стрелецким. И стрельцы учинилися непослушны и были с ними заодно и боярина князя Михаила  Михайловича Темкина­Ростовского да окольничего Бориса Ивановича Пушкина да  думного дьяка Михаила Волошенинова обесчестили и платье на них ободрали, едва они  ушли вверх к великому государю. И пошли всяких чинов люди из города из Кремля вон и, выйдя, начали грабить боярские  дворы».  Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных  суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.  1) В отрывке идёт речь о восстании под предводительством Степана Разина.  2) В отрывке идёт речь о народном восстании, участниками которого были служилые  люди, составлявшие в Российском государстве в XVI–XVII вв. постоянное пешее войско.  3) Описанные события относятся ко второй половине царствования царя, о котором идёт  речь в отрывке.  4) В источнике упоминается, что в ходе народного движения были разграблены боярские  дворы.  5) Народное движение, о котором идёт речь в отрывке, привело к принятию нового  общегосударственного свода законов.  6)  Одной из причин восстания, о котором идёт речь в отрывке, явилось ухудшение  материального положения податного населения из­за введения медных денег. Ответ: Рассмотрите схему и выполните задания 13–16. 13. Назовите государя, к концу правления которого сложились отображённые на схеме  границы Российского государства, при котором были присоединены заштрихованные на  схеме территории. Ответ: ___________ 14. Укажите век (словом), к которому относится правление государя, при котором  сложились обозначенные на схеме границы Российского государства.  Ответ: ___________ 15.  Напишите название государства, обозначенного на схеме цифрой «3». Ответ: ___________ 16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.  1) Государь, к концу правления которого сложились отображённые на схеме границы  Российского государства, ввёл опричнину. 2) В том же веке, к которому относится присоединение к Российскому государству  заштрихованных на схеме территорий, произошло присоединение территории,  обозначенной на схеме цифрой «2». 3) Государь, к концу правления которого сложились отображённые на схеме границы  Российского государства, был сыном Ивана III. 4) Государство, обозначенное на схеме цифрой «3», было одним из «осколков» Золотой  Орды. 5) К тому же веку, к которому относится присоединение к Российскому государству  заштрихованных на схеме территорий, относится Северная война. 6) Государство, обозначенное на схеме цифрой «4», на протяжении всего столетия, к  которому относится присоединение к Российскому государству заштрихованных на схеме  территорий, было союзником Российского государства. Ответ: 17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими  характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую  позицию из второго столбца. ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ                                                    ХАРАКТЕРИСТИКИ А  Летний дворец в селе Коломенском 1 Икона, написанная для Троице­ Б «Спас Нерукотворный» В Успенский собор московского кремля Г Церковь Рождества Богородицы в  Путинках Сергиевой Лавры С. Ф. Ушаковым 2 Икона, написанная для Ферапонтова  монастыря Дионисием 3 Автор – Аристотель Фьораванти 4 Этот памятник был создан как летняя  резиденция Бориса Годунова. 5 Архитектурный стиль ­ русское  узорочье (московское узорочье)  Загородная  резиденция Алексея Ми­ хайловича. 6 Ответ: А Б В Г Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19. 18. Какие суждения о памятнике архитектуры, изображённом на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны 1) постройка этой церкви относится к XIV в.  2) это одна из первых каменных церквей, построенных в шатровом стиле  3) церковь была воздвигнута в честь взятия Казани  4) зодчий, построивший данную церковь ­ Аристотель Фьораванти  5) эта церковь была возведена в одной из великокняжеских резиденций Ответ: 19.Какие памятники архитектуры построены в том же стиле, что и приведённый на  изображении? В ответе запишите две цифры, над которыми они указаны.  1)         2) 3)     Ответ: 4)                                                                     Часть 2 Для записи ответов на задания этой части (20–25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.  Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы  записывайте чётко и разборчиво. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20­22.  Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение  исторических знаний по курсу истории соответствующего периода Прочтите отрывок из воспоминаний современника событий. «Московское войско вновь было разбито, и Болотников одержал верх и послал со всей  поспешностью отряд в десять тысяч человек прямо на Москву, намереваясь последовать за ним со всем войском, и этот [передовой] отряд скоро подошёл к Москве на расстоянии  одной мили от неё, стал у речки Даниловки и занял селение Загорье… московское войско  засело в обозе перед самыми городскими воротами, и воеводами были царские братья; и  они часто учиняли большие нападения со множеством пушек на мятежников, но без  всякого успеха… Московиты выставили у речки Яузы, через которую они [мятежники]  должны были перейти, сильное войско под начальством молодого боярина Скопина, чтобы  воспрепятствовать переправе, а сами со всеми своими силами числом в двести тысяч  ратников в течение двух дней осаждали их, но не смогли одержать победу и сами понесли  большие потери. Меж тем Болотников прислал им на подмогу тридцать тысяч человек под начальством  воеводы Истомы Пашкова, и этот Пашков прибыл туда на третий день и, делая вид, что он  намерен напасть на московитов, обошёл сзади своих товарищей и сидевших в осаде; но  Пашков [сговорившись] почти со всеми своими главными начальниками и капитанами, тайно заключил наперёд с царём условие перейти к нему и всё своё войско передать  московитам. Московиты, зная об этом, с большим войском напали на осаждённых, а также послали  отряд против Пашкова, который сразу передался с пятьюстами человек, и его войско от  [такой] неожиданности пришло в расстройство, и московиты захватили множество  пленных; и осаждённые, увидев это, также обратились в бегство… ибо лес, через который  они принуждены были бежать, был занят московитами; и там произошла неимоверная сеча,  также и в плен захватили до шести тысяч, так что в Москве все темницы были полны… И когда он [Болотников] узнал от беглецов о поражении, то бежал со своим войском в  город Калугу, расположенный на реке Оке, и он нашёл это место удобным для того, чтобы  провести там зиму, и тотчас запасся всем необходимым; и это был город многолюдный, и в  нём всегда шла большая торговля солью с землёй Северской…»     20. В каком году произошли описываемые в тексте события? Назовите царя, в правление  которого происходили эти события. Укажите название эпохи в истории России, когда  произошли описанные события.  21. Используя текст источника, укажите, что явилось решающим фактором в достижении  победы «московитами». Выпишите из текста фразу, с помощью которой автор показал  масштаб победы, одержанной «московитами». Какой поступок предводителя восставших  автор считает последствием победы «московитов»?     22. Как связан поступок И. Пашкова, описанный в тексте, с социальным составом его  войска? За кого выдавал себя главный предводитель повстанцев? Назовите самозванца, в  борьбе с которым прославился упомянутый в тексте «молодой боярин Скопин». 23. В начале царствования Ивана IV кружком близких к царю лиц, получившим  впоследствии название «Избранная рада», был проведён с согласия царя целый ряд важных  реформ, достигнуты значительные внешнеполитические успехи. Но в конце 1550­х гг.  между царём и Избранной радой наметился разрыв, члены Избранной рады подверглись  опале и даже казням. Приведите не менее трёх объяснений разрыва между царём и  Избранной радой. 24. Ниже указана одна из существующих точек зрения на крепостное право. «Крепостное право в России XVII – первой половины XIX в. являлось для своего времени эффективной формой взаимодействия государства, землевладельцев и крестьян». Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её.  Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1) … 2) … Аргументы в опровержение: 1) … 2) … 25.   Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России: 1) 1613­1645.; 2) 1645­1676.; 3) 1676­1689 гг. В сочинении необходимо: – указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному  периоду истории; – назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными  событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов,  охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах); В н и м а н и е! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать  конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и  (или) результат указанных событий (процессов, явлений). – указать не менее двух причинно­следственных связей, характеризующих причины  возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период; – используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние  событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.  В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия,  относящиеся к данному периоду. Система оценивания экзаменационной работы по истории.                                              Часть 1 Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны  требуемое слово (словосочетание), последовательность цифр. Полный правильный ответ на каждое из заданий 1, 4, 10, 13–15, 18, 19 оценивается 1  баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов. Полный правильный ответ на каждое из заданий 2, 3, 5–9, 12, 16, 17 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка, – 1 баллом; если допущено две и более ошибки или ответ  отсутствует, – 0 баллов. Полный правильный ответ на задание 11 оценивается 3 баллами; если допущена одна  ошибка, – 2 баллами; если допущено две­три ошибки, – 1 баллом; если допущено четыре и  более ошибки или ответ отсутствует, – 0 баллов. №  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ответ 321 2361 16 Всероссийский рынок 2346 3624 136 624 5231 Курбский 862791 245 Василий Третий баллы 1 2 2 1 2 2 2 2 2 1 3 2 1 14 15 16 17 18 19 Шестнадцатый Крымское ханство 234 6135 25 14 1 1 2 2 1 1 31 max                                              Часть 2 Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом Прочтите отрывок из воспоминаний современника событий. «Московское войско вновь было разбито, и Болотников одержал верх и послал со всей  поспешностью отряд в десять тысяч человек прямо на Москву, намереваясь последовать за ним со всем войском, и этот [передовой] отряд скоро подошёл к Москве на расстоянии  одной мили от неё, стал у речки Даниловки и занял селение Загорье… московское войско  засело в обозе перед самыми городскими воротами, и воеводами были царские братья; и  они часто учиняли большие нападения со множеством пушек на мятежников, но без  всякого успеха… Московиты выставили у речки Яузы, через которую они [мятежники]  должны были перейти, сильное войско под начальством молодого боярина Скопина, чтобы  воспрепятствовать переправе, а сами со всеми своими силами числом в двести тысяч  ратников в течение двух дней осаждали их, но не смогли одержать победу и сами понесли  большие потери. Меж тем Болотников прислал им на подмогу тридцать тысяч человек под начальством  воеводы Истомы Пашкова, и этот Пашков прибыл туда на третий день и, делая вид, что он  намерен напасть на московитов, обошёл сзади своих товарищей и сидевших в осаде; но  Пашков [сговорившись] почти со всеми своими главными начальниками и капитанами,  тайно заключил наперёд с царём условие перейти к нему и всё своё войско передать  московитам. Московиты, зная об этом, с большим войском напали на осаждённых, а также послали  отряд против Пашкова, который сразу передался с пятьюстами человек, и его войско от  [такой] неожиданности пришло в расстройство, и московиты захватили множество  пленных; и осаждённые, увидев это, также обратились в бегство… ибо лес, через который  они принуждены были бежать, был занят московитами; и там произошла неимоверная сеча,  также и в плен захватили до шести тысяч, так что в Москве все темницы были полны… И когда он [Болотников] узнал от беглецов о поражении, то бежал со своим войском в  город Калугу, расположенный на реке Оке, и он нашёл это место удобным для того, чтобы провести там зиму, и тотчас запасся всем необходимым; и это был город многолюдный, и в  нём всегда шла большая торговля солью с землёй Северской…»   20. В каком году произошли описываемые в тексте события? Назовите царя, в правление  которого происходили эти события. Укажите название эпохи в истории России, когда  произошли описанные события. Содержание   верного   ответа   и   указания   по   оцениванию   (допускаются   иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Правильный ответ должен содержать следующие элементы: ­Год:1606г  ­царь: Василий Шуйский  ­Название эпохи: Смута. Правильно названы три элемента ответа Правильно названы два любых элемента ответа Правильно назван только один элемент ответа ИЛИ ответ неправильный Максимальный балл Баллы 2 1 0 2  21. Используя текст источника, укажите, что явилось решающим фактором в достижении  победы «московитами». Выпишите из текста фразу, с помощью которой автор показал  масштаб победы, одержанной «московитами». Какой поступок предводителя восставших  автор считает последствием победы «московитов»?    Содержание   верного   ответа   и   указания   по   оцениванию   (допускаются   иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Могут быть указаны следующие элементы: ­Главная причина победы: переход отряда Пашкова на сторону царя ­Масштаб победы: «там произошла неимоверная сеча, также и в плен захватили до шести тысяч, так что в Москве все темницы были полны..." ­Поступок Болотникова: отход к Калуге. Правильно названы три элемента ответа Правильно названы два любых элемента ответа Правильно назван только один элемент ответа ИЛИ Ответ неправильный                                                                                                    Максимальный балл Балл ы 2 1 0 2 22. Как связан поступок И. Пашкова, описанный в тексте, с социальным составом его  войска? За кого выдавал себя главный предводитель повстанцев? Назовите самозванца, в  борьбе с которым прославился упомянутый в тексте «молодой боярин Скопин». Содержание   верного   ответа   и   указания   по   оцениванию   (допускаются   иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) В ответе должны быть указаны:  ­ В составе отряда Пашкова было тульское дворянство, поэтому он и перешел на Балл ы сторону царя. ­ Болотников выдавал себя за воеводу царевича "Дмитрия" ­ Скопин­Шуйский нанес поражение Лжедмитрию II. Правильно названы три элемента ответа Правильно названы два любых элемента ответа Правильно назван только один элемент ответа ИЛИ Ответ неправильный                                                                                                    Максимальный балл 2 1 0 2 23. В начале царствования Ивана IV кружком близких к царю лиц, получившим  впоследствии название «Избранная рада», был проведён с согласия царя целый ряд важных  реформ, достигнуты значительные внешнеполитические успехи. Но в конце 1550­х гг.  между царём и Избранной радой наметился разрыв, члены Избранной рады подверглись  опале и даже казням. Приведите не менее трёх объяснений разрыва между царём и  Избранной радой. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные  формулировки ответа, не искажающие его смысла) Могут быть приведены следующие объяснения: 1) возникли разногласия по вопросу о приоритете внешней политики: Избранная  рада выступала за крымское направление, а Иван IV — за балтийское; 2) у Избранной рады и Ивана IV были разные представления о характере  царской власти: Избранная рада стояла за сильную царскую власть, но  опирающуюся на согласие с Боярской думой и на мнение Земского собора, царь  — за самодержавный, ничем и никем не ограниченный характер власти; 3) царь подозревал членов Избранной рады в отравлении своей первой жены —  Анастасии Романовой; 4) царь помнил, что в период его болезни Адашев и Сильвестр отказались  присягнуть его малолетнему сыну. Могут быть даны другие объяснения. Правильно приведены три объяснения Правильно приведены два объяснения Правильно приведено одно объяснение Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию  задания. ИЛИ Ответ неправильный Максимальный балл Баллы 3 2 1 0 3 24.   В   исторической   науке   существуют   дискуссионные   проблемы,   по   которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения о сущности крепостного права.    «Крепостное право в России XVII являлось для своего времени эффективной формой взаимодействия государства, землевладельцев и крестьян». Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её.  Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1) … 2) … Аргументы в опровержение: 1) … 2) … Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные  формулировки ответа, не искажающие его смысла) Правильный ответ должен содержать аргументы: 1) в подтверждение, например: ­ Крепостное право существенно снижало затраты государства на содержание  поместного ополчения. ­ многочисленная русская армия, основанная на отношениях зависимости крестьян от помещиков, обеспечивала безопасность границ и возможность  территориального расширения государства ­ эксплуатация крестьян помещиками повышала товарность экономики России,  способствовала развитию рыночных отношений. ­ Развитие рыночных отношений, базирующихся на крепостном праве, позитивно  сказывалось на развитии внешнеторговых связей. 2) в опровержение, например: ­ усиление крепостного права приводило к росту социально­политической  напряжённости, многочисленным бунтам и крестьянским войнам ­ крепостное право препятствовало колонизации окраин, освоению новых  территорий ­ труд крепостных крестьян на барщине был малопроизводителен, российская  экономика развивалась по экстенсивному пути ­ усиление крепостного права происходило прежде всего в центральных районах  страны, что вызывало отток населения на окраины – «оскудение центра» ­ крепостное право негативно сказывалось на менталитете населения, начала  формироваться психология «рабов» и «господ». Могут быть приведены другие аргументы Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки. ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки Приведены только два аргумента в подтверждение оценки. ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки Приведён только один любой аргумент. ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы),  связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию  задания. ИЛИ Ответ неправильный                                                                                                    Максимальный балл Балл ы 4 3 2 1 0 4 25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории  России. 1) 1613­1645.; 2) 1645­1676.; 3) 1676­1689 гг. В сочинении необходимо: – указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному  периоду истории; – назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными  событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов,  охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах); В н и м а н и е! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать  конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и  (или) результат указанных событий (процессов, явлений). – указать не менее двух причинно­следственных связей, характеризующих причины  возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период; – используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние  событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.  В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия,  относящиеся к данному периоду. В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или все  указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному  периоду, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1­К4 выставляется 0 баллов) Критерии оценивания К1 Указание событий (явлений, процессов) Правильно указаны два события (явления, процесса) Правильно указано одно событие (явление, процесс) События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно                      К2 Исторические личности и их роль в данный период истории России Правильно названы две исторические личности, правильно  охарактеризована роль этих личностей в указанных событиях (явлениях,  процессах) данного периода истории России                                         Правильно названы одна ­ две исторические личности, правильно  охарактеризована роль только одной личности в указанных событиях  (явлениях, процессах) данного периода истории России                                 Правильно названы одна­две исторические личности, их роль в указанных  событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России  охарактеризована неправильно. ИЛИ Правильно названы одна­две  исторические личности, их роль в указанных событиях (явлениях,  процессах) данного периода истории России не охарактеризована.  ИЛИ Исторические личности указаны неверно.  ИЛИ Исторические личности не указаны                                                          К3 Причинно­следственные связи Правильно указаны две причинно­следственные связи, существовавших  Баллы 2 2 1 0 2 2 1 0 2 2 между событиями (явлениями, процессами)                  Правильно указана одна причинно­следственная связь, существовавших  между событиями (явлениями, процессами)                  Причинно­следственные связи указаны неверно.  ИЛИ    Причинно­след связи не указаны К4 Историческая оценка событий Дана оценка значения периода для истории России с опорой на  исторические факты и (или) мнения историков            Оценка значения периода для истории России сформулирована в общей  форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения ист.  фактов и(или) мнений историков  ИЛИ Оценка значения периода не дана   К5 Использование исторических терминов При изложении корректно использована историческая терминология   При изложении допущено некорректно использованы исторические  термины, понятия. ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы К6 Наличие фактических ошибок.  1 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в  случае, если по критериям К1–К4 выставлено не менее 4 баллов.  В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки Допущена одна фактическая ошибка Допущены две или более фактических ошибок К7 Форма изложения. 1 0 1 1 0 1 1 0 2 2 1 0 1 1 1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если  по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное,  связное изложение материал)   Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений                   0 Максимальный балл 11

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Московское государство во второй половине XIV-XVIIвеках ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Московское государство во второй половине XIV-XVIIвеках ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Московское государство во второй половине XIV-XVIIвеках ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Московское государство во второй половине XIV-XVIIвеках ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Московское государство во второй половине XIV-XVIIвеках ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Московское государство во второй половине XIV-XVIIвеках ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Московское государство во второй половине XIV-XVIIвеках ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Московское государство во второй половине XIV-XVIIвеках ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Московское государство во второй половине XIV-XVIIвеках ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Московское государство во второй половине XIV-XVIIвеках ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Московское государство во второй половине XIV-XVIIвеках ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Московское государство во второй половине XIV-XVIIвеках ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Московское государство во второй половине XIV-XVIIвеках ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Московское государство во второй половине XIV-XVIIвеках ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Московское государство во второй половине XIV-XVIIвеках ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Московское государство во второй половине XIV-XVIIвеках ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Московское государство во второй половине XIV-XVIIвеках ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Московское государство во второй половине XIV-XVIIвеках ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Московское государство во второй половине XIV-XVIIвеках ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Московское государство во второй половине XIV-XVIIвеках ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Московское государство во второй половине XIV-XVIIвеках ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Московское государство во второй половине XIV-XVIIвеках ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Московское государство во второй половине XIV-XVIIвеках ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Московское государство во второй половине XIV-XVIIвеках ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Московское государство во второй половине XIV-XVIIвеках ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Московское государство во второй половине XIV-XVIIвеках ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Московское государство во второй половине XIV-XVIIвеках ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Московское государство во второй половине XIV-XVIIвеках ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Московское государство во второй половине XIV-XVIIвеках ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Московское государство во второй половине XIV-XVIIвеках ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Московское государство во второй половине XIV-XVIIвеках ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Московское государство во второй половине XIV-XVIIвеках ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Московское государство во второй половине XIV-XVIIвеках ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Московское государство во второй половине XIV-XVIIвеках ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Московское государство во второй половине XIV-XVIIвеках ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2017 "Московское государство во второй половине XIV-XVIIвеках ." Вариант 2.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2018