Часть 1
Ответами к заданиям 1–19 является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Пётр Второй).
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события
1) Сараевское убийство.
2) Начало строительства Транссиба
3) Сражение под Ляояном
Ответ:
|
|
|
2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ |
ГОДЫ |
||
А) |
Роспуск первой Государственной думы |
1) |
1917г. |
Б) |
Компьенское перемирие |
2) |
1922г. |
В) |
Образование СССР |
3) |
1918г. |
Г) |
Отречение Николая Второго |
4) |
1906г. |
|
|
5) |
1905г. |
|
|
6) |
1921г. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
3. Ниже приведён список терминов (названий). Все они, за исключением двух, относятся к политике «военного коммунизма».
1) продналог; 2) продразвёрстка 3) продовольственная диктатура; 4) хозрасчёт; 5) продотряд; 6) главкизм.
Найдите и запишите порядковые номера терминов (названий), относящихся к другому историческому периоду.
Ответ:
|
|
4. Запишите термин, о котором идёт речь.
Одновременное существование двух источников власти – Временного правительства и Петроградского Совета:
Ответ: ______________
5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) семидесятых годов XIX века – начала ХХ века и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) |
ФАКТЫ |
||
А) |
Укрепление позиций России на Балканах. |
1) |
Конвенция 1907 года о разделах сферы влияния Персии и Афганистане. |
Б) |
Обострение противоречий России с Австро-Венгрией. |
2) |
Создание Тройственного союза и Антанты. |
В) |
Урегулирование противоречий с Англией. |
3) |
Гаагская конференция 1899г. |
Г) |
Обострение политической ситуации в Европе, складывание предпосылок к началу мировой войны. |
4) |
Портсмутский мир 1905г. |
|
|
5) |
Боснийский кризис 1908г. |
|
|
6) |
Сан-Стефанский мир 1878г. |
Ответ:
А |
В |
В |
Г |
|
|
|
|
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ |
|
А) |
<…>1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельцем своими хозяйственными ресурсами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств разверстка как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража заменяется натуральным налогом. <…> 8. Все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у земледельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства. <…> |
Б) |
<…> Наша страна переживает тяжелый момент. Голод, холод, хозяйственная разруха держат нас в железных тисках вот уже три года. Коммунистическая партия, правящая страной, оторвалась от масс и оказалась не в силах вывести её из состояния общей разрухи. С теми волнениями, которые в последнее время происходили в Петрограде и Москве и которые достаточно ярко указали на то, что партия потеряла доверие рабочих масс, она не считалась. <…> Эти волнения, эти требования — голос всего народа, всех трудящихся. Все рабочие, моряки и красноармейцы ясно в настоящий момент видят, что только общими усилиями, общей волей трудящихся можно дать стране хлеб, дрова, уголь, одеть разутых и раздетых и вывести республику из тупика. Эта воля всех трудящихся, красноармейцев и моряков определенно выполнялась на гарнизонном митинге нашего города во вторник 1 марта. <…> В числе принятых решений было решение произвести немедленно перевыборы в Совет. <…> Задача Временного Революционного Комитета дружными и общими усилиями организовать в городе и крепости условия для правильных и справедливых выборов в новый Совет. <…> |
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Приведённый в отрывке текст означает отказ большевиков от проведения политики «военного коммунизма».
2) Документ, отрывок из которого приведён, был принят матросами Кронштадта в 1921 году.
3) Текст составлен представителями антикоммунистической, «белогвардейской» идеологии.
4) Против экономических принципов, изложенных в документе, резко против выступал Л.Д.Троцкий и его группа.
5) В тексте содержаться утверждения о кризисе взаимоотношений правящей в России партии и простого народа.
6) Меры, предложенные в тексте, с неизбежностью приводили к оживлению элементов рыночной экономики в России.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
Фрагмент А |
Фрагмент Б |
||
|
|
|
|
7. Что из перечисленного связано с революционными событиями 1917 г.?
Укажите три верных ответа из шести предложенных.
1) переход к новой экономической политике
2) отречение Николая II
3) Кронштадтский мятеж
4) образование Временного правительства
5) восстание на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический»
6) мятеж генерала Л.Г.Корнилова
Ответ:
|
|
|
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) Под «пломбированным вагоном» подразумевается название трёх поездов, в которых, следуя из Швейцарии через ________ в Россию в апреле 1917 года, проехала большая группа российских революционеров-эмигрантов, в том числе - В. И. Ленин.
Б) Военный моряк крейсера «Князь Потёмкин – Таврический» _______, возглавил восстание матросов и после его поражения был казнён по приговору военно-полевого суда.
В) Антибольшевистская организация КОМУЧ, созданная эсерами из членов Учредительного собрания России, была создана в городе ___________
Пропущенные элементы:
1) Германию
2) Японию
3) Ростов-на-Дону
4) А. Г. Железняков
5) А. Н. Матюшенко
6) Самара
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
|
|
|
9. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ |
УЧАСТНИКИ |
||
А) |
«Ледяной поход» белой армии |
1) |
Л.Г.Корнилов, А.И.Деникин, М.В.Алексеев. |
Б) |
Разгром интервентов и белогвардейцев на Дальнем Востока. |
2) |
П.Е.Дыбенко, Н.В.Крыленко. |
В) |
Разгром армий Колчака в Поволжье и на Урале. |
3) |
В.К.Блюхер, И.П.Уборевич. |
Г) |
Поражение Красной армии подо Львовом в 1920г. |
4) |
С. М. Будённый, А.И.Егоров. И.В.Сталин. |
|
|
5) |
П.Н.Врангель, П.Н.Краснов. |
|
|
6) |
М.В.Фрунзе, М.Н.Тухачевский. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
10. Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и укажите название представительного органа власти, созданного в соответствии с указанным манифестом.
«…17 октября… под угрозой всеобщей забастовки, руководимой штабом большевистской секции социал-демократической партии, и аграрных беспорядков крестьян, которые требовали земельного передела, великий князь Николай Николаевич убедил государя подписать… манифест, который мог бы удовлетворить только болтливых представителей русской интеллигенции».
Ответ: _____________
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Десятилетие |
Событие истории России |
Событие истории зарубежных стран |
Последнее десятилетие XIX века |
________________ (А) |
Гаагская конференция разоружения. |
___________ (Б) |
Созыв в России парламента – создание т.н. «Думской монархии» |
Подписание договора между Францией и Англией о военном сотрудничестве – создание Антанты |
__________ (В) |
Рижский мир с Польшей |
_____________ (Г) |
Второе десятилетие ХХ века |
________________ (Д) |
_____________ (Е) |
Пропущенные элементы:
1) первое десятилетие XX века.
2) восьмидесятые годы XIX века
3) Введение золотого содержания рубля.
4) третье десятилетие XX века.
5) убийство П.А. Столыпина.
6) Балканские войны
7) «Контрреформы» Александра III.
8) Окончание работы Вашингтонской конференции
9) создание Тройственного союза
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
12. Прочтите отрывок из воспоминаний участника событий.
«Подойдя к крепости, японцы решили взять её открытой силой, но ряд атак на наши позиции центра был неудачен. 3-го августа генерал Ноги прислал парламентёра с предложением сдать крепость, но собранный генералом Стесселем совет отклонил это предложение, а 6-го августа японцы начали артиллерийскую подготовку штурма и в тот же день перешли в наступление, направив после ряда демонстративных атак нашего западного фронта главный свой удар в центр наших позиций, против Орлиного Гнезда. Начался первый штурм Порт-Артура.
Первые дни японцы наступали густыми колоннами, думая массой задавить защитников крепости.
Строгая дисциплина, суровый военный закон, фанатизм и личная доблесть японцев приводили к тому, что японские батальоны, неся невероятные потери, всё же доходили до цели своих атак, хотя бы в составе нескольких человек и схватывались с нашими в штыки. В моём кратком обзоре невозможно описать всё то, что творилось под Орлиным Гнездом в дни с 6 по 11 августа включительно, дни сплошного, беспрерывного боя. Скажу одно, что доблесть была проявлена как с одной, так и с другой стороны. Два редута, №№ 1 и 2, на которых в то время сосредоточивался бой, много раз переходили из рук в руки, и в результате этого семидневного побоища японцы только овладели разрушенным фасом этих редутов, а внутренний остался в наших руках».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Описанные события произошли в 1905 г.
2) Автор пишет о высоком уровне моральной и боевой готовности противника к сражениям.
3) Автор считает, что противник в результате описанного штурма полностью захватил редуты №№ 1 и 2.
4) Русский генерал, упомянутый в отрывке, погиб в ходе обороны крепости, о которой идёт речь.
5) По итогам войны, в ходе которой произошли описанные события, был подписан мирный договор в городе Портсмуте.
6) В результате войны, в ходе которой произошли описанные события, Россия лишилась части острова Сахалин.
Ответ:
|
|
|
Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.
13. Укажите название войны, в ходе которой произошли события, обозначенные на схеме.
Ответ: __________
14. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2», в период, когда происходили события, которым посвящена схема.
Ответ: __________
15. Укажите название государства, обозначенного на схеме цифрой «3», в период, когда происходили события, которым посвящена схема.
Ответ: __________
16. Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Действия войск противника Российской империи, обозначенные на схеме, стали причиной событий, вошедших в историю как «Великое отступление» русской армии.
2) После окончания данной войны город, обозначенный на схеме цифрой «1», стал столицей независимого государства.
3) Государство, территория которого обозначена на схеме цифрой «4», вступило в данную войну на стороне Германии.
4) Государство, территория которого обозначена на схеме цифрой «5», вступило в данную войну в год её начала.
5) В год, к которому относятся события, обозначенные на схеме, противник России занял г. Бердичев.
6) Участником событий, обозначенных на схеме стрелками, был генерал М.Д. Скобелев
Ответ:
|
|
|
17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ |
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
||
А) |
Храм Христа Спасителя |
1) |
Автор данного произведения принадлежал к символистам. |
Б) |
«Броненосец Потемкин» |
2) |
Памятник создан на месте покушения народовольцев на Александра II. |
В) |
«Весна священная» |
3) |
Этот кинофильм посвящен события первой русской революции. |
Г) |
«Скифы» |
4) |
Автором данного произведения является Н.С. Михалков. |
|
|
5) |
Автором этого балета является И. Стравинский. |
|
|
6) |
Памятник создан в честь 50-летия победы в Отечественной войне 1812 г. |
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.
18. Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, которыми они обозначены.
1) Данное изображение посвящено событиям октября 1917 г.
2) Автор данного изображения придерживается консервативных взглядов.
3) Данное изображение выполнено в сатирическом жанре.
4) Следствием события, которому посвящено данное изображение, стало учреждение в России Государственной думы.
5) Изображённый документ вошёл в историю под названием «манифест о незыблемости самодержавия».
Ответ:
|
|
19. Какие архитектурные сооружения выполнены в стиле, получившем распространение в десятилетие, когда происходили события, которым посвящено данное изображение? В ответе запишите две цифры, под которыми эти сооружения указаны.
1) |
2)
|
3) |
4) |
Ответ:
|
|
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (20–25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из статьи политического деятеля
«Задачей второго трёхлетия существования Советского государства и было показать, как эта вооружённая организация победы революционных масс сложится в новый общественный порядок, как начнёт складываться новый строй общественных отношений, несущий в самом себе начала длительной, фундаментальной устойчивости, покоящийся не только на подъёме революционной энергии в течение нескольких месяцев или пары лет, но обеспечивающий победу в длительной революционной борьбе. Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что нащупаны те формы сосуществования крупного, государственно-общественного и мелкого частного (крестьянского, ремесленного) хозяйства, которые позволяют им сосуществовать очень долгий период, на протяжении которого роль этого мелкого частного хозяйства ещё будет очень значительной.
…Переход на новый этап развития советских финансов позволяет нам сегодня осуществить и столь сложную операцию, как организация крестьянского займа. Крестьянский заём имеет и важное значение для экономики всей советской страны и для крестьянского хозяйства: он играет крупнейшую роль как один из способов поддержания хлебных цен на правильном уровне. Если крестьянство заблаговременно запасётся облигациями Крестьянского займа, уплата сельскохозяйственного налога осенью, после нового урожая сможет пройти без резкого снижения хлебных цен, которое легко может наступить при выбрасывании единовременно громадных масс хлеба для уплаты налога. Чем больше сможет крестьянское хозяйство использовать остатки хлеба старого урожая или другие ресурсы для закупки облигаций государственного займа, тем меньше надобности будет в спешной продаже осенью хлеба и т.п. по менее выгодным ценам, тем легче удастся крестьянству и советскому правительству удержать осенью хлебные цены на должной высоте. Перевод налога в текущем году полностью на деньги даёт возможность советскому правительству и государственным и кооперативным организациям заблаговременно подготовиться к закупке хлеба осенью в достаточных размерах, но и крестьянство имеет все основания подготовиться в меру возможности уже с весны к уплате денежного налога осенью».
20. Укажите десятилетие, когда была написана данная статья. Укажите название социально-экономической политики, в рамках которой были предприняты меры, описанные в отрывке. Укажите Председателя Совета Народных Комиссаров в год, когда был осуществлён переход к этой социально-экономической политике
21. Укажите упомянутое автором статьи изменение в налогообложении. Почему, по мнению автора, осенью может наступить резкое снижение хлебных цен? Назовите способ, с помощью которого, по мнению автора, можно не допустить резкого снижения хлебных цен.
22. Укажите название политики большевиков по отношению к крестьянству, пришедшей на смену политике, в рамках которой были предприняты меры, описанные в отрывке. Укажите любые две причины, предпосылки отказа большевиков от проведения социально-экономической политики, в рамках которой были предприняты меры, описанные в отрывке.
23. В конце XIX в. Россией последовательно проводилась политика таможенного протекционизма. Но российский импорт в конце XIX – начале XX в. оставался значительным и даже увеличивался. Укажите одну любую причину роста импорта. Укажите любые два последствия политики таможенного протекционизма для России в указанный период.
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Реформы П.А. Столыпина закладывали основы для стабильного развития русской деревни».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) ...
2) ...
Аргументы в опровержение:
1) ...
2) ...
25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1894-1914.; 2) 1914-1917.; 3) 1917-1922 гг.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
В н и м а н и е!
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
Система оценивания экзаменационной работы по истории.
Часть 1
Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны требуемое слово (словосочетание), последовательность цифр.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 1, 4, 10, 13–15, 18, 19 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 2, 3, 5–9, 12, 16, 17 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка, – 1 баллом; если допущено две и более ошибки или ответ отсутствует, – 0 баллов.
Полный правильный ответ на задание 11 оценивается 3 баллами; если допущена одна ошибка, – 2 баллами; если допущено две-три ошибки, – 1 баллом; если допущено четыре и более ошибки или ответ отсутствует, – 0 баллов.
№ |
Ответ |
Баллы |
1 |
231 |
1 |
2 |
4321 |
2 |
3 |
14 |
2 |
4 |
Двоевластие |
1 |
5 |
6512 |
2 |
6 |
1625 |
2 |
7 |
246 |
2 |
8 |
156 |
2 |
9 |
1364 |
2 |
10 |
Государственная Дума |
1 |
11 |
314856 |
3 |
12 |
156 |
2 |
13 |
Первая мировая |
1 |
14 |
Петроград |
1 |
15 |
Сербия |
1 |
16 |
124 |
2 |
17 |
6351 |
2 |
18 |
34 |
1 |
19 |
23 |
1 |
|
|
31 max |
Часть 2
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
Из статьи политического деятеля
«Задачей второго трёхлетия существования Советского государства и было показать, как эта вооружённая организация победы революционных масс сложится в новый общественный порядок, как начнёт складываться новый строй общественных отношений, несущий в самом себе начала длительной, фундаментальной устойчивости, покоящийся не только на подъёме революционной энергии в течение нескольких месяцев или пары лет, но обеспечивающий победу в длительной революционной борьбе. Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что нащупаны те формы сосуществования крупного, государственно-общественного и мелкого частного (крестьянского, ремесленного) хозяйства, которые позволяют им сосуществовать очень долгий период, на протяжении которого роль этого мелкого частного хозяйства ещё будет очень значительной.
…Переход на новый этап развития советских финансов позволяет нам сегодня осуществить и столь сложную операцию, как организация крестьянского займа. Крестьянский заём имеет и важное значение для экономики всей советской страны и для крестьянского хозяйства: он играет крупнейшую роль как один из способов поддержания хлебных цен на правильном уровне. Если крестьянство заблаговременно запасётся облигациями Крестьянского займа, уплата сельскохозяйственного налога осенью, после нового урожая сможет пройти без резкого снижения хлебных цен, которое легко может наступить при выбрасывании единовременно громадных масс хлеба для уплаты налога. Чем больше сможет крестьянское хозяйство использовать остатки хлеба старого урожая или другие ресурсы для закупки облигаций государственного займа, тем меньше надобности будет в спешной продаже осенью хлеба и т.п. по менее выгодным ценам, тем легче удастся крестьянству и советскому правительству удержать осенью хлебные цены на должной высоте. Перевод налога в текущем году полностью на деньги даёт возможность советскому правительству и государственным и кооперативным организациям заблаговременно подготовиться к закупке хлеба осенью в достаточных размерах, но и крестьянство имеет все основания подготовиться в меру возможности уже с весны к уплате денежного налога осенью».
20. Укажите десятилетие, когда была написана данная статья. Укажите название социально-экономической политики, в рамках которой были предприняты меры, описанные в отрывке. Укажите Председателя Совета Народных Комиссаров в год, когда был осуществлён переход к этой социально-экономической политике
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Десятилетие - 1920-е гг.; Название социально-экономической политики - новая экономическая политика (нэп); Председатель СНК - В. И. Ленин Могут быть приведены другие причины, предпосылки |
|
Правильно указаны десятилетие, название социально-экономической политики, фамилия |
2 |
Указаны любые два элемента |
1 |
Указан один любой элемент ответа ИЛИ ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
21. Укажите упомянутое автором статьи изменение в налогообложении. Почему, по мнению автора, осенью может наступить резкое снижение хлебных цен? Назовите способ, с помощью которого, по мнению автора, можно не допустить резкого снижения хлебных цен.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Могут быть указаны следующие элементы: Изменение - перевод налога на деньги; По мнению автора, осенью может наступить резкое снижение хлебных цен, потому что крестьяне выбросят на рынок много хлеба так как им понадобятся деньги для уплаты налога; Способ - организация крестьянского займа
|
|
Правильно указаны три элемента |
2 |
Правильно указаны два элемента |
1 |
Правильно указано одно обвинение ИЛИ ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
22. Укажите название политики большевиков по отношению к крестьянству, пришедшей на смену политике, в рамках которой были предприняты меры, описанные в отрывке. Укажите любые две причины, предпосылки отказа большевиков от проведения социально-экономической политики, в рамках которой были предприняты меры, описанные в отрывке.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Могут быть указаны следующие элементы: Название социально-экономической политики - коллективизация; Причины, предпосылки, например: - методы нэпа не позволяли осуществить форсированную индустриализацию страны, так как не давали средств на её проведение; - нэп не поддерживался большой частью руководящих кадров и большой частью общества, которые рассматривали эту политику как «временное отступление», «тактический манёвр»; - обострение международной обстановки (разрыв дипломатических отношений с Англией в 1927 г.) требовало быстрого развития ВПК что трудно было осуществить методами нэпа; - в период проведения нэпа большевики постоянно сталкивались с кризисами («кризис сбыта», хлебозаготовительный кризис и т.п.), что подрывало доверие к этой политике; - внутрипартийная борьба за власть в конце 1920-х гг. завершилась победой сторонников свёртывания нэпа Могут быть приведены другие причины, предпосылки |
|
Правильно указаны название социально-экономической политики и две причины, предпосылки |
2 |
Правильно указаны два элемента |
1 |
Правильно указано одно последствие ИЛИ ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
23. В конце XIX в. Россией последовательно проводилась политика таможенного протекционизма. Но российский импорт в конце XIX – начале XX в. оставался значительным и даже увеличивался. Укажите одну любую причину роста импорта. Укажите любые два последствия политики таможенного протекционизма для России в указанный период.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Могут быть приведены следующие причины: - Россия в конце XIX – начале ХХ в. входит в стадию завершения промышленного переворота, следовательно возрастает потребность в качественных механизмах, которые можно было купить только в Европе - в конце XIX – начале ХХ в. в России происходит развитие новых отраслей промышленности (нефтедобывающая, химическая), что требовало завоза импортного оборудования Последствия: - во многом благодаря политике протекционизма России вышла на первые места в мире по темпу роста тяжелой промышленности (производство стали и чугуна) - благодаря политики протекционизма в России в конце XIX – начале ХХ в. укрепляется национальная буржуазия и национальная промышленность. Количество заводов и фабрик неуклонно растет Могут быть названы другие факты |
|
Правильно приведены три элемента |
3 |
Правильно приведены два элемента |
2 |
Правильно приведен только один элемент |
1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Реформы П.А. Столыпина закладывали основы для стабильного развития русской деревни».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) ...
2) ...
Аргументы в опровержение:
1) ...
2) ...
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать аргументы: 1) в подтверждение, например: - реформы способствовали укреплению частной крестьянской собственности на землю (превращению крестьян в собственников земли); - Столыпин освободил хозяйственных крестьян от гнёта общины; - при нём была активизирована деятельность Крестьянского банка по выдаче крестьянам ссуд; - реформы ускорили переход части помещичьих земель в руки крестьян через куплю-продажу; - переселенческая политика позволяла решать проблему малоземелья крестьян в центральном регионе; - в ходе реформ получила значительное развитие крестьянская кооперация; - выросла урожайность крестьянских земель, товарность крестьянских хозяйств; 2) в опровержение, например: - выделившиеся из общины бедняки в большей части не нашли себе места в жизни и пополнили ряды люмпенов; - многие переселенцы на окраины империи вернулись назад полностью разорившимися; - реформа вызвала в деревне противостояние между выделявшимися и остававшимися; - разрушался державшийся столетиями патриархальный уклад, что не могло не сказаться на стабильности в крестьянской среде. Могут быть приведены другие аргументы |
|
Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки |
4 |
Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки. ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки |
3 |
Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки |
2 |
Приведены только два аргумента в подтверждение оценки. ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки |
1 |
Приведён только один любой аргумент. ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
4 |
25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1894-1914.; 2) 1914-1917.; 3) 1917-1922 гг.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
В н и м а н и е!
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному периоду, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1-К4 выставляется 0 баллов) |
|
Критерии оценивания |
Баллы |
К1 |
Указание событий (явлений, процессов) |
2 |
Правильно указаны два события (явления, процесса) |
2 |
|
Правильно указано одно событие (явление, процесс) |
1 |
|
События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно |
0 |
|
К2 |
Исторические личности и их роль в данный период истории России |
2 |
Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль этих личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России |
2 |
|
Правильно названы одна - две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России |
1 |
|
Правильно названы одна-две исторические личности, их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России охарактеризована неправильно. ИЛИ Правильно названы одна-две исторические личности, их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована. ИЛИ Исторические личности указаны неверно. ИЛИ Исторические личности не указаны |
0 |
|
К3 |
Причинно-следственные связи |
2 |
Правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавших между событиями (явлениями, процессами) |
2 |
|
Правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавших между событиями (явлениями, процессами) |
1 |
|
Причинно-следственные связи указаны неверно. ИЛИ Причинно-след связи не указаны |
0 |
|
К4 |
Историческая оценка событий |
1 |
Дана оценка значения периода для истории России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков |
1 |
|
Оценка значения периода для истории России сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения ист. фактов и(или) мнений историков ИЛИ Оценка значения периода не дана |
0 |
|
К5 |
Использование исторических терминов |
1 |
При изложении корректно использована историческая терминология |
1 |
|
При изложении допущено некорректно использованы исторические термины, понятия. ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы |
0 |
|
К6 |
Наличие фактических ошибок. 1 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено не менее 4 баллов. |
2 |
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки |
2 |
|
Допущена одна фактическая ошибка |
1 |
|
Допущены две или более фактических ошибок |
0 |
|
К7 |
Форма изложения. 1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов |
1 |
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материал) |
1 |
|
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений |
0 |
|
|
Максимальный балл |
11 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.