Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2018 "СССР в 1922 - 1985 гг. ." Вариант 2.
Оценка 4.6

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2018 "СССР в 1922 - 1985 гг. ." Вариант 2.

Оценка 4.6
Контроль знаний
docx
история
11 кл
24.02.2018
Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2018 "СССР в 1922 - 1985 гг. ." Вариант 2.
Пояснительная записка. Контрольные работы созданы для контроля качества подготовки старшеклассников – абитуриентов, имеющих целью сдачу экзамена в формате ЕГЭ по истории. Контрольная работа охватывает период русской истории с момента образования СССР в 1922 году и весь период советской истории до начала перестройки. Представленный вариант контрольной работы по истории разработан в рамках требований и с учётом структуры проекта Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2018 года по истории, опубликованного на сайте ФИПИ. Контрольная работа содержит вопросы соответствующего раздела кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по истории. При составлении контрольной работы учтены все структурные требования Проекта демоверсии-2018. Контрольные работы не «привязаны» к конкретному учебнику или пособию, а опираются на материалы всего учебно-методического комплекса по истории. При составлении контрольной работы были использованы материалы сайтов 1. http://hist.xn--c1ada6bq3a2b.xn--p1ai/?redir=1 «Решу ЕГЭ»: история, образовательный портал Д. Гущина. 2. http://fipi.ru/. Федеральный институт педагогических измерений. 3. http://ege.edu.ru/. ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА. 4. 2016 Всероссийский проект «Самоподготовка к ЕГЭ» vk.com/ege100ballov Составитель: Федеральная сеть учебных центров «Годограф» http://godege.ru/ 5. kopilkaurokow.ru – сайт для учителей https://kopilkaurokov.ru/istoriya/testi/podghotovka-k-iege-po-istorii-po-tiemie-rossiia-v-nachalie-xx-vieka 6. BingoSchool - сдай успешно ЕГЭ! 7. Электронная библиотека ИРЛИ РАН http://www.pushkinskijdom.ru/ 8. ЕГЭ-2014: История: Самое полное издание А86 типовых вариантов заданий / авт.-сост. И.А. Артасов, О.Н. Мельникова. — Москва: ACT: Астрель, 2014. 9. Курукин И.В., Лушпай В.Б., Тараторкин Ф.Г. ЕГЭ 2016. История. Типовые тестовые задания. М., 2016. 10. Р. В. Пазин. ИСТОРИЯ 10-11 КЛАССЫ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ для подготовки к ЕГЭ, ЛЕГИОН, Ростов-на-Дону, 2013.
№9. СССР в 1922- 1985 гг. 2 вариант.docx
Часть 1 Ответами к заданиям 1–19 является последовательность цифр, цифра или слово  (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная  с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.  Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с  приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать  только буквами (например: Пётр Второй).  1. Расположите в хронологической последовательности исторические события Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной  последовательности в таблицу. 1) Вооружённый конфликт в районе острова Доманский. 2) «Год великого перелома» в СССР. 3) Аншлюс Австрии. Ответ: 2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.  Подписание Союзного договора об образовании СССР.                      СОБЫТИЯ А ) Б) Принятие первой конституции СССР. В) Включение в состав СССР Молдавской ССР. Г) Принятие второй, «Сталинской» конституции СССР, ликвидация ЗСФСР 4) 3) 2)       ГОДЫ 1931г 1) . 1938г . 1936г . 1940г .  1924г .  1922г . 5) 6)    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ: А Б В Г 3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к  событиям, явлениям, происходившим в СССР в 1920­е гг. 1) трудодни; 2) хозрасчёт; 3) золотой червонец; 4) биржа труда; 5) концессии; 6)  стахановцы. Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящегося к другому  историческому периоду. Ответ: ____________________ 4. Укажите термин, о котором идёт речь. Принудительное переселение крестьянских семей, имеющих крепкое хозяйство,  объявленных кулаками, в отдалённые районы СССР с передачей их хозяйств создаваемым  колхозам, проводившееся в 1929–1933 гг. в рамках общей политики коллективизации и  индустриализации народного хозяйства СССР. Ответ_______________ 5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами,  относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.    ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) А) Отказ от рыночных принципов                          ФАКТЫ 1) Принятие плана первой пятилетки. хлебозаготовок. Б) Начало форсированной  индустриализации. В) Начало колхозного строительства. Г) Начало «колхозного неонэпа». 2) 3) 4) 5) 6) Командировка И. Сталина в Сибирь.  Начало применения чрезвычайных мер в  заготовке зерна. Разрешение на организацию колхозных  рынков, продажу излишков хлеба. Замена продразвёрстки на продналог. Раскулачивание. Разрешение аренды земли и найма  батраков. Ответ: А Б В Г 6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими  характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две  соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.                                      ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ А ) Под устойчивостью Центрального Комитета, <…>, я разумею меры против раскола  <…>. Я думаю, что основным в вопросе устойчивости <…> являются такие члены  ЦК как Сталин и Троцкий. Отношения между ними, по­моему, составляют большую половину опасности того раскола. Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть,  и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью. С другой стороны, тов. Троцкий, как доказала уже его борьба против ЦК в связи с  вопросом о НКПС, отличается не только выдающимися способностями. Лично он,  пожалуй, самый способный человек в настоящем ЦК но и чрезмерно хватающий  самоуверенностью и чрезмерным увлечением чисто административной стороной  дела. <…> Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях  между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека. Поэтому  я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого места и  назначить на это место другого человека, который во всех других отношениях  отличается от тов. Сталина только одним перевесом, именно, более терпим, более  лоялен, более вежлив и более внимателен к товарищам, меньше капризности и т. д.  <…>. Б) <…> Ваш «социализм», при торжестве которого его строителям нашлось место лишь за тюремной решеткой, так же далёк от истинного социализма, как произвол вашей  личной диктатуры не имеет ничего общего с диктатурой пролетариата. <…> Вы начали кровавые расправы с бывших троцкистов, зиновьевцев и бухаринцев,  потом перешли к истреблению старых большевиков, <…> и организовали избиение  комсомола. <…> Но власть в ваших руках не со вчерашнего дня. Никто не мог "пробраться" на  ответственный пост без вашего разрешения. Кто насаждал так называемых «врагов народа» на самые ответственные посты  государства, партии, армии, дипломатии? – Иосиф Сталин. <…> Над гробом Ленина вы принесли торжественную клятву выполнить его завещание и  хранить как зеницу ока единство партии. Клятвопреступник, вы нарушили и это  завещание Ленина. Вы оболгали, обесчестили и расстреляли многолетних соратников Ленина: Каменева, Зиновьева, Бухарина, Рыкова и др., невиновность которых вам была хорошо  известна. Перед смертью вы заставили их каяться в преступлениях, которых они не  совершали, и мазать себя грязью с ног до головы. <…> Где старая гвардия? Её нет в живых. Вы расстреляли её, Сталин. <…> Бесконечен список ваших преступлений. Бесконечен список ваших жертв, нет  возможности их перечислить. <…> ХАРАКТЕРИСТИКИ 1) Автор текста – Л.Д.Троцкий, приведена цитата из его работы «Уроки Октября». 2) Рекомендации, содержащиеся в документе, были выполнены и раскола в партии не  произошло. 3) В тексте содержится утверждение о произошедшем расколе в партии большевиков.  4) В тексте содержится утверждение, что Сталин подверг репрессиям не только  оппозиционеров, но и «истинных ленинцев». 5) Автор текста – В.И.Ленин, приведена цитата из его т.н. «Политического  завещания». 6) Автор документа предполагал ввести принцип коллективного управления партией  большевиков. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ: Фрагмент А Фрагмент Б Проведение выборов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права  7. Какие три из перечисленных положений содержались в Конституции СССР 1936 г.?  Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) при тайном голосовании. 2) 3) 4) 5) хозяйственной, государственной, культурной и общественно­политической жизни. 6) болезни, права на образование. Ответ: Объявление Президента СССР главой Советского государства. Положение о существовании в СССР развитого социалистического общества. Защита законом права частной собственности. Предоставление женщинам равных прав с мужчинами во всех областях  Провозглашение права на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и  8. Заполните припуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список  пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего  пропуск, выберите номер нужного элемента. А) В _________________ битве советские войска окружали и принудили капитулировать  крупную группировку противника под командованием Ф. Паулюса. Б) В _________ советскими войсками была осуществлена операция «Багратион». В) Летчик __________________ прославился осуществлением одного из первых в истории  советский авиации ночного тарана.   Припущенные элементы: 1) А. П. Маресьев 2) Сталинградской 3) 1942 г. 4) Московской 5) В. В. Талалихин 6) 1944 г. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: А Б В 9. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой  позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.                        СОБЫТИЯ А) Экономическая реформа 1965 г.  Б) Инициирование коррупционных дел  Ю.Чурбанова, Н. Щёлокова и др.                         УЧАСТНИКИ 1) А.Н.Шелепин, Л.И.Брежнев,  Н.В.Подгорный. 2) К.У.Черненко. В) Смещение Н.С.Хрущёва с  Г) государственных и партийных постов. Бойкот олимпийских игр в Лос­ Анжелесе. 3) А.Н.Косыгин. 4) А.И.Микоян. 5) М.С.Горбачёв, Н.А.Рыжков. 6) Ю.В.Андропов. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:   А Б В Г 10. Прочтите отрывок из воспоминаний современницы и напишите название документа, о  введении которого идет речь. «Весной 1933 г. нежданно­негаданно налетела очередная буря… Реформа имела весьма  неприятный подтекст… [Название документа] выдавались только горожанам, в деревнях  же – только тем, кого отпускали в город. Тем самым ограничивался исход колхозников из  деревни». Ответ: ____________________ 11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных  элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного  элемента. Десятилетие               Событие истории России Восьмидесятые годы ХХ  ________________ (А) ___________  (Б) __________ (В) Принятие Конституции «развитого  Создание Совета экономической  взаимопомощи Шестидесятые  социализма» ________________ (Д) Событие истории зарубежных  стран Падение Берлинской стены, начало бархатных» революций в странах  Восточной Европы Образование HATО _____________ (Г) _____________ (Е) годы ХХ в.  Создание Организации Варшавского договора  Вывод войск США из Вьетнама. 1) Суэцкий кризис. 2) 3) Победа революции на Кубе. 4) 5) Сороковые годы XX века. 6) 7) 8) 9)  Массовые беспорядки в Новочеркасске.  Начало «Культурной революции» в КНР.  Семидесятые годы ХХ века.  Вывод советских войск из Афганистана Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.  Ответ: А Б В Г Д Е 12. Прочтите отрывок из воспоминаний политического деятеля. «Шёл Пленум ЦК. Сталин сурово критиковал работу органов Государственной  безопасности. С занимаемых постов сняты были В.С. Абакумов и его сообщники. Но в то  же время Сталину всё казалось, и это изо дня в день внушала ему бериевская шайка, что  всюду козни, заговоры, подготовка против него террористических актов, а коммунисты  теряют бдительность. Потрафляя этим вкусам великого государственного Молоха, органы госбезопасности…  начали по хорошо разработанному сценарию развёртывать акт за актом "дело врачей".  Позже суть этого "дела" была изложена в газетах в официальном сообщении ТАСС под  заголовком "Арест группы врачей­вредителей". В сообщении указывалось, что органами  государственной безопасности раскрыта террористическая группа врачей, ставивших своей целью сократить путём вредительского лечения жизнь видным деятелям страны. Являясь скрытыми врагами народа, они­де осуществляли вредительское лечение больных и подрывали их здоровье: ставили заведомо неправильные диагнозы, назначали гибельные для жизни лекарства и т.д. …В этих чудовищных злодеяниях обвинены были самые  выдающиеся врачи – цвет советской науки. …За длительный период владычества в органах  юстиции и государственной безопасности Ягоды–Ежова–Берии–Вышинского советские  люди привыкли к самым невероятным судебным процессам и обвинениям. Но даже ко  всему привыкших "дело врачей" потрясало своей жестокостью, бессмысленностью и  породило в сознании кучу недоумённых вопросов и сомнений». Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных  суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.  1)  События, упомянутые в отрывке, произошли в 1950­е гг.  2)  По «делу», о котором идёт речь в отрывке, был осуждён Н.И. Вавилов.  3)  Арестованным по «делу», о котором идёт речь в отрывке, предъявили, в частности,  обвинение в неправильном лечении А.А. Жданова, приведшем к его смерти.  4)  Автор считает, что обвинения по «делу», о котором идёт речь во втором и третьем  абзацах отрывка, были предъявлены справедливо. 5)   «Дело», о котором идёт речь во втором и третьем абзацах отрывка, стало последним,  инициированным в период руководства страной И.В. Сталина. 6)  Все руководители органов юстиции и государственной безопасности, упомянутые в  предпоследнем предложении отрывка, подверглись репрессиям в 1930­е гг. Ответ:  Рассмотрите схему и выполните задания 13–16. 13.Напишите название военно­морской базы, арендованной СССР у Финляндии, и  обозначенной на карте значком    .                                                                        Ответ: ___________________________. 14. Напишите пропущенное слово: «Граница СССР, показанная на карте красной линией  (  Ответ: ___________________________. ), окончательно сложилась в тысяча девятьсот ______________ году».               15. Назовите фамилию лидера государства, обозначенного на карте буквой «А».  Ответ: _______________. 16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.  Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1. В 1935 году СССР заключил с государством, обозначенным на карте буквой «Б»,  пакт о взаимопомощи, включая военную помощь в случае неспровоцированной  агрессии. 2. В ходе войны за территории, обозначенные на карте цифрой «1», помощь, включая  военную, противнику СССР оказывала Германия. 3. Территория, обозначенная на карте цифрами «2» и «4», перешли в состав СССР в  ходе открытого военного конфликта. 4. Территории, обозначенные на карте цифрой «3», были по преимуществу населены  восточными славянами. 5. В период времени, когда СССР получил территории, обозначенные цифрами от «1»  до «4», Великобритания воевала с Германией. 6. Наркомом иностранных дел, который подписал договор о переходе в состав СССР  территорий, обозначенных цифрой «3», был М.М.Литвинов. Ответ: 17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими  характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую  позицию из второго столбца.    «Иван Васильевич меняет профессию»            ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ А ) Б) Здание Московского университета на  Воробьёвых горах В) Роман «Живые и мёртвые»             ХАРАКТЕРИСТИКИ 1) Популяризация стахановского  движения и вооружённых сил СССР. 2) Сюжет произведения — освоение  целинных и залежных земель. 3) Автор творения в период «Оттепели»  возглавлял журнал «Новый мир». Г) «Василий Теркин» 4) Произведение имеет дальнейшее  сюжетное развитие под названиями  «Солдатами не рождаются» и  «Последнее лето». 5) Памятник относится к одной из  «сталинских высоток». 6) Режиссёром данной комедии является  Леонид Гайдай. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ: А Б В Г Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19. 18. Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Во   все   годы,   указанные   на   медали,   противникам,   с которыми   боролась   наша   страна,   удавалось   захватить Москву. 2) На   медали   изображены   военнослужащие   в   форме 3) Героем   одного   из   событий,   которым   посвящена   медаль, регулярной армии трёх эпох. является Кузьма Минин. 4) В течение  одного из   годов,  указанных  на медали,  армия нашей страны смогла полностью очистить от неприятеля всю территорию страны. 5) В   один   из   годов,   указанных   на   медали,   нашей   стране пришлось вести вооружённую борьбу с Англией. Ответ: 19.Выберите из четырёх приведённых ниже изображений два, на которых представлены  портреты военных министров (министров обороты) России, действовавших в указанные на  медали годы. В ответе запишите две цифры, под которыми указаны эти изображения. 1) 3) Ответ: 2) 4) Часть 2 Для записи ответов на задания этой части (20–25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.  Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы  записывайте чётко и разборчиво. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22.  Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение  исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.  Из статьи маршала С.Ф. Ахромеева  «В целом для Вооружённых Сил в мирное время расходы материальных ресурсов в  Афганистане были очень чувствительными. Афганистан обходился дорого. Каждый день  войны 40­й армии обходился в 6,0 млн рублей. Кроме того, постоянно всем необходимым  надо было снабжать афганские войска. В итоге стране каждый день войны обходился в 10­ 11 млн рублей.  Война в Афганистане нанесла ущерб авторитету Советских Вооружённых сил. Им была  поставлена неправомерная и нереальная задача: военным путем заставить народ,  численностью 17 млн человек, подчиниться непопулярному правительству, опирающемуся  на советские штыки. Она была непосильна и для армии численностью 75 тысяч человек,  увеличенной затем до 108 тысяч... Здравомыслящим людям заранее была очевидна  призрачность иллюзий, которые питал кое­кто насчёт того, что воевать советским войскам  в Афганистане не потребуется. Они, дескать, будут стоять гарнизонами, защищая  революционный режим от попыток его свержения внешними силами, а с внутренними  мятежными силами справится афганская армия. Реальная действительность быстро  развеяла эти иллюзии. Советским войскам пришлось втянуться в девятилетнюю кровавую  авантюру...»    20. В каком году началась советская военная кампания, о которой говорится в тексте?  Укажите фамилию руководителя СССР, при котором она началась, и фамилию  руководителя СССР, при котором она окончилась. 21. Чем было вызвано участие советских войск в этом военном конфликте? Приведите не  менее трёх причин. 22. Какие последствия с точки зрения автора имела данная война для СССР? Какие  последствия можете указать вы? Назовите всего не менее трёх последствий. 23. В сентябре 1941 г. И.В.Сталин в беседе с американским государственным деятелем  У.А. Гарриманом сказал: «Мы знаем, народ не хочет сражаться за мировую революцию...  Может быть, будет сражаться за Россию». Неожиданное признание И.В. Сталина было  признаком существенного пересмотра идейных основ партийно­политической работы в  армии и стране. Почему в политике руководства страны произошёл поворот, который  получил название «идеологического нэпа»? Приведите не менее двух фактических  подтверждений произошедшего поворота. С5. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым  высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из  существующих точек зрения на период 1964–1982 гг.: «Период 1964–1982 гг. был временем развития и проявления системного кризиса общества, «эпохой застоя», в итоге приведшей страну к изменению общественно­политической  системы в СССР.» Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить  данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1) … 2) … Аргументы в опровержение: 1) … 2) … 25.   Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России: 1) 1922­1941гг.; 2) 1941­1945г.; 3) 1985­1991 гг. В сочинении необходимо: – указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному  периоду истории; – назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными  событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов,  охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах); В н и м а н и е! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать  конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и  (или) результат указанных событий (процессов, явлений). – указать не менее двух причинно­следственных связей, характеризующих причины  возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период; – используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние  событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.  В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия,  относящиеся к данному периоду. Система оценивания экзаменационной работы по истории.                                              Часть 1 Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны  требуемое слово (словосочетание), последовательность цифр. Полный правильный ответ на каждое из заданий 1, 4, 10, 13–15, 18, 19 оценивается 1  баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов. Полный правильный ответ на каждое из заданий 2, 3, 5–9, 12, 16, 17 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка, – 1 баллом; если допущено две и более ошибки или ответ  отсутствует, – 0 баллов. Полный правильный ответ на задание 11 оценивается 3 баллами; если допущена одна  ошибка, – 2 баллами; если допущено две­три ошибки, – 1 баллом; если допущено четыре и  более ошибки или ответ отсутствует, – 0 баллов. №  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Ответ 231 6543 26 Раскулачивание 2153 5634 156 265 3612 паспорт 958467 135 Ханко Сороковой Гитлер 145 6543 34 14 Баллы 1 2 2 1 2 2 2 2 2 1 3 2 1 1 1 2 2 1 1 31 max                                              Часть 2 Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом Из статьи маршала С.Ф. Ахромеева  «В целом для Вооружённых Сил в мирное время расходы материальных ресурсов в  Афганистане были очень чувствительными. Афганистан обходился дорого. Каждый день  войны 40­й армии обходился в 6,0 млн рублей. Кроме того, постоянно всем необходимым  надо было снабжать афганские войска. В итоге стране каждый день войны обходился в 10­ 11 млн рублей.  Война в Афганистане нанесла ущерб авторитету Советских Вооружённых сил. Им была  поставлена неправомерная и нереальная задача: военным путем заставить народ,  численностью 17 млн человек, подчиниться непопулярному правительству, опирающемуся  на советские штыки. Она была непосильна и для армии численностью 75 тысяч человек,  увеличенной затем до 108 тысяч... Здравомыслящим людям заранее была очевидна призрачность иллюзий, которые питал кое­кто насчёт того, что воевать советским войскам  в Афганистане не потребуется. Они, дескать, будут стоять гарнизонами, защищая  революционный режим от попыток его свержения внешними силами, а с внутренними  мятежными силами справится афганская армия. Реальная действительность быстро  развеяла эти иллюзии. Советским войскам пришлось втянуться в девятилетнюю кровавую  авантюру...»    20. В каком году началась советская военная кампания, о которой говорится в тексте?  Укажите фамилию руководителя СССР, при котором она началась, и фамилию  руководителя СССР, при котором она окончилась. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные  формулировки ответа, не искажающие его смысла) Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) год – 1979 2) фамилия руководителя СССР, при котором война началась – Л.И.Брежнев. 3) фамилия руководителя СССР, при котором война окончилась – М.С.Горбачёв Правильно указаны год, фамилии руководителей СССР, при которых война  началась и закончилась Правильно указаны любые два элемента Правильно указан один любой элемент. ИЛИ Ответ неправильный                                                                                            Максимальный балл Балл ы 2 1 0 2 21. Чем было вызвано участие советских войск в этом военном конфликте? Приведите не  менее трёх причин. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные  формулировки ответа, не искажающие его смысла) Могут быть указаны следующие причины: ­ в условиях «биполярного» мира («холодной войны») руководство СССР  опасалось установления контроля США над Афганистаном; ­ стремление СССР сохранить взятый афганским режимом курс на построение  социализма; ­  нестабильное положение в Афганистане, который руководство СССР считало  зоной своего геополитического влияния; ­ желание высшего командования Вооружённых Сил СССР проверить  боеспособность армии в условиях локальной войны; ­ угроза стабильности в среднеазиатских регионах СССР. Могут быть указаны другие причины Правильно указаны три причины Правильно указаны две любые причины Правильно указана только одна любая причина. ИЛИ Ответ неправильный                                                                                            Максимальный балл Балл ы 2 1 0 2 22. Какие последствия с точки зрения автора имела данная война для СССР? Какие  последствия можете указать вы? Назовите всего не менее трёх последствий. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные  формулировки ответа, не искажающие его смысла) Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) Последствия с точки зрения автора ­ большие материальные затраты; ­ ущерб авторитету Советских Вооружённых сил 2) Последствия, которые можно указать дополнительно: ­ значительные людские потери в действующей армии; ­ падение международного престижа СССР; ­ усиление позиций США в центральноазиатском регионе; ­ падение авторитета СССР в мусульманском мире Могут быть указаны другие последствия Правильно указана авторская причина, правильно указаны ещё две  дополнительных причины Правильно указаны авторская причина, правильно названа одна дополнительная  причина ИЛИ авторская причина не указана, правильно названы дде  дополнительные причины Правильно указан один любой элемент. ИЛИ Ответ неправильный                                                                                            Максимальный балл Балл ы 2 1 0 2 23. В сентябре 1941 г. И.В.Сталин в беседе с американским государственным деятелем  У.А. Гарриманом сказал: «Мы знаем, народ не хочет сражаться за мировую революцию...  Может быть, будет сражаться за Россию». Неожиданное признание И.В. Сталина было  признаком существенного пересмотра идейных основ партийно­политической работы в  армии и стране. Почему в политике руководства страны произошёл поворот, который  получил название «идеологического нэпа»? Приведите не менее двух фактических  подтверждений произошедшего поворота. Баллы Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные  формулировки ответа, не искажающие его смысла) Могут быть приведены следующие объяснения: Ответ на первый вопрос: Неудачи летней кампании 1941 г. показали, что одной коммунистической  идеологии недостаточно для победы над врагом, возникла необходимость  обратиться к духовным традициям народа и русской армии. Фактические подтверждения: 1) возрождение гвардии: 2) появление полководческих орденов: 3) в своих выступлениях И.В. Сталин обращается к именам великих русских  полководцев: 4) позже, в 1943 г.. восстановление патриаршества, роспуск Коминтерна, замена  петлиц погонами в военной форме: 5) появление нового государственного гимна («сплотила навеки Великая Русь»). Элементы ответа могут быть сформулированы иначе. Правильно приведены три объяснения Правильно приведены два объяснения Правильно приведено одно объяснение Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию  задания. ИЛИ Ответ неправильный                                                          Максимальный балл 3 2 1 0 3 С5. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым  высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из  существующих точек зрения на период 1964–1982 гг.: «Период 1964–1982 гг. был временем развития и проявления системного кризиса общества, «эпохой застоя», в итоге приведшей страну к изменению общественно­политической  системы в СССР.» Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить  данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1) … 2) … Аргументы в опровержение: 1) … 2) … Балл ы Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные  формулировки ответа, не искажающие его смысла) Могут быть приведены следующие объяснения: Аргументы в подтверждение: ­ к концу 1970­х гг. стали проявляться серьезные диспропорции в структуре  промышленности    ­ тяжелая промышленность, ВПК занимали приоритетные позиции, что обрекало  на отставание все другие отрасли    ­ в сельском хозяйстве возрастало число убыточных хозяйств, зерно и мясо  закупались за границей ­ экономические планы не выполнялись по большинству показателей, прирост  национального дохода, темпы роста производительности труда уменьшились вдвое за последние пятилетки ­ произошло уменьшение доходов населения, нарастал товарный дефицит    ­ усиливалась власть партийного аппарата, его контроль над всеми сферами  жизни общества, преследование инакомыслящих    ­ развивалось диссидентское движение    ­ роль КПСС как политического ядра общества была законодательно закреплена  в Конституции СССР 1977 г.    ­ с вводом войск СССР в Афганистан в 1979 г. закончился период разрядки  напряженности международных отношений, начался новый этап гонки вооружений ­ продолжалось ужесточение идеологического контроля в обществе ­ шла бюрократизация страны, происходило моральное разложение руководящих  кадров, их злоупотребление властью Аргументы в опровержение: ­ экономика СССР в 1970­е – первой половине 1980­х гг все еще могла вовлечь в  производство значительные материальные и трудовые ресурсы (строительство  ряда крупных промышленных объектов, вложений в сельское хозяйство)   ­ делались попытки нового технического оснащения промышленности    ­ использование природных богатств, вновь отрытых нефтяных месторождений  позволяло получать «нефтедоллары», создавало возможность обеспечения  основных потребностей общества   ­ существовали небольшие, но гарантированные зарплаты, пенсии, льготы, а также бесплатные образование и медицина  ­ велось строительство бесплатного жилья для населения, происходило  предоставление отдельных квартир для семей   ­ в обществе господствовала официальная концепция построения «развитого  социализма», при котором решен национальный вопрос, создана единая общность – советский народ   ­ во внешней политике был период разрядки напряженности международных  отношений, снижение остроты в «холодной войне» ­ СССР вышел на передовые позиции в освоении космоса, развитии авиации, атом­ ной энергетики, фундаментальных и прикладных наук. ­ Всемирную известность и признание получило творчество известных деятелей  культуры. ­ Высоких результатов на международной арене достигали советские спортсмены. Могут быть приведены другие объяснения Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки. ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки Приведены только два аргумента в подтверждение оценки. ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки   Приведён только один любой аргумент. ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы),  связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию  задания. ИЛИ Ответ неправильный                                                        Максимальный балл 4 3 2 1 0 4 25.   Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России: 1) 1922­1941гг.; 2) 1941­1945г.; 3) 1985­1991 гг. В сочинении необходимо: – указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному  периоду истории; – назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными  событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов,  охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах); В н и м а н и е! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать  конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и  (или) результат указанных событий (процессов, явлений). – указать не менее двух причинно­следственных связей, характеризующих причины  возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период; – используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние  событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.  В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия,  относящиеся к данному периоду. В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или все  указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному  периоду, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1­К4 выставляется 0 баллов) Критерии оценивания К1 Указание событий (явлений, процессов) Правильно указаны два события (явления, процесса) Правильно указано одно событие (явление, процесс) События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно                      К2 Исторические личности и их роль в данный период истории России Правильно названы две исторические личности, правильно  охарактеризована роль этих личностей в указанных событиях (явлениях,  процессах) данного периода истории России                                         Правильно названы одна ­ две исторические личности, правильно  охарактеризована роль только одной личности в указанных событиях  (явлениях, процессах) данного периода истории России                                 Правильно названы одна­две исторические личности, их роль в указанных  событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России  охарактеризована неправильно. ИЛИ Правильно названы одна­две  исторические личности, их роль в указанных событиях (явлениях,  процессах) данного периода истории России не охарактеризована.  ИЛИ Исторические личности указаны неверно.  ИЛИ Исторические личности не указаны                                                          К3 Причинно­следственные связи Правильно указаны две причинно­следственные связи, существовавших  между событиями (явлениями, процессами)  Правильно указана одна причинно­следственная связь, существовавших  между событиями (явлениями, процессами)  Причинно­следственные связи указаны неверно.  ИЛИ    Причинно­след связи не указаны К4 Историческая оценка событий Дана оценка значения периода для истории России с опорой на  исторические факты и (или) мнения историков            Оценка значения периода для истории России сформулирована в общей  форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения ист.  фактов и(или) мнений историков  ИЛИ Оценка значения периода не дана   Баллы 2 2 1 0 2 2 1 0 2 2 1 0 1 1 0 К5 Использование исторических терминов При изложении корректно использована историческая терминология   При изложении допущено некорректно использованы исторические  термины, понятия. ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы К6 Наличие фактических ошибок.  1 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в  случае, если по критериям К1–К4 выставлено не менее 4 баллов.  В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки Допущена одна фактическая ошибка Допущены две или более фактических ошибок К7 Форма изложения. 1 1 0 2 2 1 0 1 1 1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если  по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное,  связное изложение материал)  Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений                   0 Максимальный балл 11

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2018 "СССР в 1922 - 1985 гг. ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2018 "СССР в 1922 - 1985 гг. ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2018 "СССР в 1922 - 1985 гг. ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2018 "СССР в 1922 - 1985 гг. ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2018 "СССР в 1922 - 1985 гг. ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2018 "СССР в 1922 - 1985 гг. ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2018 "СССР в 1922 - 1985 гг. ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2018 "СССР в 1922 - 1985 гг. ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2018 "СССР в 1922 - 1985 гг. ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2018 "СССР в 1922 - 1985 гг. ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2018 "СССР в 1922 - 1985 гг. ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2018 "СССР в 1922 - 1985 гг. ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2018 "СССР в 1922 - 1985 гг. ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2018 "СССР в 1922 - 1985 гг. ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2018 "СССР в 1922 - 1985 гг. ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2018 "СССР в 1922 - 1985 гг. ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2018 "СССР в 1922 - 1985 гг. ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2018 "СССР в 1922 - 1985 гг. ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2018 "СССР в 1922 - 1985 гг. ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2018 "СССР в 1922 - 1985 гг. ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2018 "СССР в 1922 - 1985 гг. ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2018 "СССР в 1922 - 1985 гг. ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2018 "СССР в 1922 - 1985 гг. ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2018 "СССР в 1922 - 1985 гг. ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2018 "СССР в 1922 - 1985 гг. ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2018 "СССР в 1922 - 1985 гг. ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2018 "СССР в 1922 - 1985 гг. ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2018 "СССР в 1922 - 1985 гг. ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2018 "СССР в 1922 - 1985 гг. ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2018 "СССР в 1922 - 1985 гг. ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2018 "СССР в 1922 - 1985 гг. ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2018 "СССР в 1922 - 1985 гг. ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2018 "СССР в 1922 - 1985 гг. ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2018 "СССР в 1922 - 1985 гг. ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2018 "СССР в 1922 - 1985 гг. ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2018 "СССР в 1922 - 1985 гг. ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2018 "СССР в 1922 - 1985 гг. ." Вариант 2.

Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ -2018 "СССР в 1922 - 1985 гг. ." Вариант 2.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2018