2 класс
Ограничение по времени 4 мин; увеличенный шрифт
Задание 1: Как можно быстрее, но, в то же время, как можно внимательнее прочитай текст «Пар».
В чайнике на плите кипит вода. Пар вырывается из узкого носика, сердито стучит крышкой. Да так сильно, что крышка подскакивает. Не снимешь вовремя чайник с огня, много воды выкипит и превратится в пар.
А окно в кухне тем временем запотеет, и по стеклу сбегут струйки воды.
Почему же запотело кухонное окно? Потому что на холодное стекло осел теплый пар и вновь превратился в воду.
Воду может нагреть огонь или солнце.
Когда люди заметили, что у пара большая сила, они стали думать: «А нельзя ли эту силу заставить работать?» И придумали пароходы и паровозы, которые стали возить людей по рекам, морям и железной дороге.
И еще одну работу нашли для пара: он обогревает зимой наши дома.
Много замечательных свойств есть у водяного пара. С его помощью мороз рисует на стеклах сказочные узоры. Он рождает дождевые тучи и снежинки. Без него не выпадет роса на траву и не украсятся инеем деревья.
Вот такой он, пар, — работник и художник.
Запиши время, затраченное тобою на чтение: мин ________ сек ________
Задание: А теперь поставь галочку напротив правильного варианта ответа.
Вопросы:
1. Что вырывается из носика кипящего чайника? |
|
|
а) струйка воды |
|
|
б) пар |
|
|
в) свист |
|
|
г) не помню |
|
|
|
|
|
2. Что произойдёт с водой, если не снять вовремя чайник с огня? |
|
|
а) струйкой выльется вся вода |
|
|
б) пожар |
|
|
в) вода выкипит и превратится в пар |
|
|
г) не помню |
|
|
|
|
|
3. Что происходит с тёплым паром, когда он оседает на холодном стекле? |
|
|
а) он исчезает |
|
|
б) он превращается в воду |
|
|
в) он замерзает |
|
|
г) не помню |
|
|
|
|
|
4. Что может нагреть воду? |
|
|
а) огонь или солнце |
|
|
б) только специальный луч |
|
|
в) чайник |
|
|
г) не помню |
|
|
|
|
|
5. Что особенного у пара заметили люди? |
|
|
а) его непрозрачность |
|
|
б) его лёгкость |
|
|
в) его большую силу |
|
|
г) не помню |
|
|
6. Можно ли заставить пар работать? |
|
|
а) нельзя |
|
|
б) можно |
|
|
в) можно, но только в жаркие дни |
|
|
г) не помню |
|
|
|
|
|
7. Какие машины придумали люди, используя силу пара? |
|
|
а) метро |
|
|
б) трамвай и электричку |
|
|
в) пароходы и паровозы |
|
|
г) не помню |
|
|
|
|
|
8. Какую ещё важную работу придумали люди для пара? |
|
|
а) обогревать зимой дома |
|
|
б) прокладывать туннели в горах |
|
|
в) раскрашивать окна морозными узорами |
|
|
г) не помню |
|
|
|
|
|
9. С чьей помощью мороз рисует на стёклах сказочные узоры? |
|
|
а) с помощью снежинок |
|
|
б) с помощью пара |
|
|
в) с помощью волшебной кисти |
|
|
г) не помню |
|
|
|
|
|
10. «Кто» же такой водяной пар? |
|
|
а) самый неутомимый работник |
|
|
б) работник и художник |
|
|
в) помощник для всех людей |
|
|
г) не помню |
|
|
|
|
|
КЛЮЧ.
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
ответ |
б |
в |
б |
а |
в |
б |
в |
а |
б |
б |
Тезаурус
Задание 2: Выбери верное толкование понятия и отметь его галочкой в колонке «знак». На колонку «+» не обращай внимания.
понятие |
толкование |
знак |
«+» |
Предложе-ние
|
1. Слово или несколько слов, которые связаны между собой по смыслу и выражают законченную мысль. |
|
|
2. Часть слова, на которое оно делится при произношении. |
|
||
3. Слово, которое отвечает на вопросы кто? или что? и пишется с большой буквы. |
|
||
4. Все буквы, расположенные по порядку. |
|
||
Ударение
|
1. Главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем. |
|
|
2. Знак для обозначения звука. |
|
||
3. Выделение голосом одного из слогов в слове. |
|
||
4. Часть слова, на которое оно делится при произношении. |
|
||
Сложе ние
|
1. Математическое действие, результат которого называется разность. |
|
|
2. Математическое действие, увеличение одного числа на другое, компоненты которого называются 1-ое слагаемое, 2-ое слагаемое, сумма. |
|
||
3. Математическое действие, уменьшение одного числа на другое, компоненты которого называются уменьшаемое, вычитаемое, разность. |
|
||
4. Математическое действие, для нахождения результата которого используется знак «-». |
|
||
Отрезок
|
1. Прямоугольник, у которого все стороны равны. |
|
|
2. Часть прямой, ограниченная с одной стороны. |
|
||
3. Геометрическая фигура, у которой 3 угла и 3 стороны. |
|
||
4. Часть прямой, ограниченная с двух сторон, которую можно измерить. |
|
Дико-растущие растения |
1. Растения, которые растут в лесу, на лугу и в водоеме без помощи человека (их никто не сажал и за ними никто не ухаживает). |
|
|
2. Растения, которые люди специально выращивают в саду, поле и огороде. |
|
||
3. Растения, которые растут только в теплых странах. |
|
||
4. Растения, которые люди специально не сажали, но за которыми они ухаживают. |
|
||
Ветер
|
1. Сочетание температуры воздуха, облачности и осадков. |
|
|
2. Движение воды в реках. |
|
||
3. Движение воздуха, которое может быть сильным, слабым, порывистым. |
|
||
4. Бесцветная, прозрачная жидкость, которая не имеет ни запаха, ни вкуса. |
|
Ключ -
Тезаурус
Решение : вот такие толкования ты должен был отметить галочкой в колонке «знак».
понятие |
толкование |
знак |
«+» |
Предложе-ние
|
1. Слово или несколько слов, которые связаны между собой по смыслу и выражают законченную мысль. |
Ú |
|
2. Часть слова, на которое оно делится при произношении. |
|
||
3. Слово, которое отвечает на вопросы кто? или что? и пишется с большой буквы. |
|
||
4. Все буквы, расположенные по порядку. |
|
||
Ударение
|
1. Главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем. |
|
|
2. Знак для обозначения звука. |
|
||
3. Выделение голосом одного из слогов в слове. |
Ú |
||
4. Часть слова, на которое оно делится при произношении. |
|
||
Сложение
|
1. Математическое действие, результат которого называется разность. |
|
|
2. Математическое действие, увеличение одного числа на другое, компоненты которого называются 1-ое слагаемое, 2-ое слагаемое, сумма. |
Ú |
||
3. Математическое действие, уменьшение одного числа на другое, компоненты которого называются уменьшаемое, вычитаемое, разность. |
|
||
4. Математическое действие, для нахождения результата которого используется знак «-». |
|
||
Отрезок
|
1. Прямоугольник, у которого все стороны равны. |
|
|
2. Часть прямой, ограниченная с одной стороны. |
|
||
3. Геометрическая фигура, у которой 3 угла и 3 стороны. |
|
||
4. Часть прямой, ограниченная с двух сторон, которую можно измерить. |
Ú |
||
Дико-растущие растения |
1. Растения, которые растут в лесу, на лугу и в водоёме без помощи человека (их никто не сажал и за ними никто не ухаживает). |
Ú |
|
2. Растения, которые люди специально выращивают в саду, поле и огороде. |
|
||
3. Растения, которые растут только в тёплых странах. |
|
||
4. Растения, которые люди специально не сажали, но за которыми они ухаживают. |
|
||
Ветер
|
1. Сочетание температуры воздуха, облачности и осадков. |
|
|
2. Движение воды в реках. |
|
|
|
3. Движение воздуха, которое может быть сильным, слабым, порывистым. |
Ú |
|
|
4. Бесцветная, прозрачная жидкость, которая не имеет ни запаха, ни вкуса. |
|
|
Внимание
Отыщи слова
Задание3: Внимательно читая текст, отыскивай и обводи в кружок понятия, относящиеся к предмету «Математика». Запиши их ниже на строчках. Имей в виду, что понятия могут скрываться как на стыке слов, так и внутри самих слов. Если одно понятие тебе встретится два раза, то обвести его в кружок и выписать нужно также два раза.
В зоопарке
В зоопарке живёт множество животных. Опоссум машет хвостом. Дикобраз рядом в соседней клетке живёт. Жасмин у самой клетки растёт, от веток падает тень. В тени дикобраз на камне сидит. Тритон на солнышке греется.
Несколько человек стоят у клетки с тигром. Бросают ему еду. Голуби сидят рядом. Тигр ходит по клетке вперёд и назад, а часто и останавливается, смотрит на людей и рычит. Настоящий дракон усатый!
Понятия по предмету «Математика»:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ключ
Отыщи слова
Вот такие понятия должен был отыскать ученик:
Понятия по предмету «Математика», всего можно было найти не менее 11 понятий:
Сумма, сто (2 раза), разряд, минус, три (2 раза), тонна, век, ромб, угол, задача, час.
В зоопарке
В зоопарке живёт множество животных. Опоссум машет хвостом. Дикобраз рядом в соседней клетке живёт. Жасмин у самой клетки растёт, от веток падает тень. В тени дикобраз на камне сидит. Тритон на солнышке греется.
Несколько человек стоят у клетки с тигром. Бросают ему еду. Голуби сидят рядом. Тигр ходит по клетке вперёд и назад, а часто и останавливается, смотрит на людей и рычит. Настоящий дракон усатый!
Собери слово
Задание 4: Используя по несколько букв каждого из слов, находящихся справа и слева, собери третье слово (слова). Имей в виду, что в скобочках у тебя должны получиться слова, относящиеся к русскому языку, окружающему миру и математике.
1. Русский язык
предлог ( ) прилагательное
существительное ( ) сказуемое
2. Окружающий мир
температура ( ) облачность
заморозки ( ) гололёд
3. Математика
разность ( ) треугольник
Собери слово
Вот такие слова из русского языка, математики и окружающего мира должны получиться во вторых скобочках.
1. Русский язык
предлог ( глагол ) прилагательное
существительное ( текст, слово, звук ) сказуемое
2. Окружающий мир
температура ( туман, метель, туча ) облачность
стебель
заморозки ( град, город ) гололёд
3. Математика
разность ( отрезок, сторона) треугольник
Сложная анаграмма
Задание 5: Собери слова, относящиеся к предмету «Математика», и запиши их напротив знака равенства.
1. ЕЛЬ + ГОНКИ + ТУР =
2. УМ + ТИНА =
3. ПИРОГ + НОЛЬ + УМ + ЯК =
4. ТРАВКА + Д =
Задание 2. Выбери из получившихся слов лишнее, объясни свой выбор письменно.
Лишнее слово _____________________ , т. к. ____________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
КЛЮЧ
Сложная анаграмма
Вот такие слова должны были получиться по предмету «Математика».
1. ЕЛЬ + ГОНКИ + ТУР = ТРЕУГОЛЬНИК
2. УМ + ТИНА = МИНУТА
3. ПИРОГ + НОЛЬ + УМ + ЯК = ПРЯМОУГОЛЬНИК
4. ТРАВКА + Д = КВАДРАТ
Лишнее слово – минута, т. к. треугольник, прямоугольник и квадрат – геометрические фигуры, а минута – единица измерения времени
Слушание
Вар1. MP3, Вар2. распечатай и прочитать другому
Задание 6: Внимательно прослушай текст и постарайся запомнить, о чем говорится в этом тексте. После слушания ты должен будешь отметить только те понятия (слова), которые встречались в этом тексте.
Алфавит
Буквы любят порядок. Чтобы не одна буква не заблудилась, люди составили из них алфавит. Алфавит – это полное собрание всех букв. Каждая из них (а всего их 33) стоит в нём на своём, строго определённом месте. И у каждой буквы есть своё написание. По написанию буквы бывают заглавными (большими) и строчными (маленькими), печатными и рукописными. И у каждой из них есть своё имя.
Название полного собрания букв пришло к нам из Древней Греции. Там первые две буквы такого собрания назывались «альфа» и «вита». Если произнести эти названия быстро друг за другом, то получится слово «алфавит».
А в старом русском алфавите первые две буквы назывались иначе: «аз» и «буки». Из них образовалось слово «азбука». Азбука и алфавит – это одно и тоже.
Алфавитный порядок – твёрдый, что очень удобно. Именно поэтому в алфавитном порядке располагаются ваши фамилии в классном журнале – так проще найти нужную. И слова в словарях расположены в алфавитном порядке. И каждый из вас, заведя телефонную книжку, пусть располагает имена друзей в алфавитном порядке, чтобы не путаться.
Задание. Галочкой в колонке «Знак» отметь только те понятия (слова), которые встречались в только что прослушанном тексте.
№ |
Понятие |
Знак |
«+» |
1. |
звук |
|
|
2. |
33 буквы |
|
|
3. |
30 букв |
|
|
4. |
определённое место |
|
|
5. |
заглавная буква |
|
|
6. |
гласная буква |
|
|
7. |
Древний Египет |
|
|
8. |
Древняя Греция |
|
|
9. |
алфавит |
|
|
10. |
старый русский алфавит |
|
|
11. |
азбука |
|
|
12. |
текст |
|
|
13. |
оглавление |
|
|
14. |
алфавитный порядок |
|
|
15. |
фамилии |
|
|
16. |
имена |
|
|
17. |
классный журнал |
|
|
18. |
словарь |
|
|
19. |
телефонная книжка |
|
|
20. |
блокнот |
|
|
ключ
№ |
Понятие |
Знак |
|
1. |
звук |
|
|
2. |
33 буквы |
* |
2 |
3. |
30 букв |
|
|
4. |
определённое место |
* |
4 |
5. |
заглавная буква |
* |
5 |
6. |
гласная буква |
|
|
7. |
Древний Египет |
|
|
8. |
Древняя Греция |
* |
8 |
9. |
алфавит |
* |
9 |
10. |
старый русский алфавит |
* |
10 |
11. |
азбука |
* |
11 |
12. |
текст |
|
|
13. |
оглавление |
|
|
14. |
алфавитный порядок |
* |
14 |
15. |
фамилии |
* |
15 |
16. |
имена |
|
|
17. |
классный журнал |
* |
17 |
18. |
словарь |
* |
18 |
19. |
телефонная книжка |
* |
19 |
20. |
блокнот |
|
|
Задание 7: Внимательно посмотри на слова в клеточках, найди закономерность в каждой строке и в каждом столбце, заполни пустую клеточку. Свой ответ обоснуй на строчках, которые расположены ниже.
пассажир
|
гусь
|
вьюга
|
перья
|
суббота |
?
|
зверь |
жильё
|
антенна |
Варианты ответов:
1. коньки
2. день
3. апельсин
4. семья
5. рост
Пояснение:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ключ
Пояснение:
В каждой строчке и в каждом столбце должны находиться: а) одно из слов, в котором есть удвоенная согласная – пассажир, суббота, антенна; б) одно из слов, в котором есть мягкий знак (показатель мягкости согласного) на конце слова – зверь, гусь, день; в) одно из слов, в котором есть разделительный мягкий знак – перья, жильё, вьюга.
Для проверяющего. В пустую клеточку необходимо записать слово, в котором есть мягкий знак (показатель мягкости согласного)на конце слова – день.
пассажир
|
гусь
|
вьюга
|
перья
|
суббота |
ДЕНЬ
|
зверь |
жильё
|
антенна |
«Волшебное слово»
Задание 8:
1) соедини картинки со словами, которые спрятались в клеточках. Все эти слова являются понятиями, относящимися к предмету «Математика» и «Окружающий мир»;
2) запиши полученные слова в клеточки таким образом, чтобы по диагонали (она отмечена цветом) можно было прочитать новое слово, относящееся к предмету «Математика».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ключ
Вот такие слова должны были получиться:
|
|
|
|
В
|
Е |
С |
|
|
|
К |
Р
|
У |
Г |
|
|
К |
О |
М
|
А |
Р |
|
К |
О |
М |
Е
|
Т |
А |
К |
В |
А |
Д |
Р
|
А |
Т |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.