Тестовые технологии контроля уровня обученности студентов
Оценка 4.8
Подготовка к тестированию
doc
психологическая работа +1
Взрослым
26.11.2018
Для любой образовательной системы, в том числе и для учреждения среднего профессионального образования, оценка знаний студентов является одной из основных и сложных задач. Одним из методов исследования уровня знаний, умений, навыков, способностей и других качеств студента является такая форма контроля как тестирование.
Учитывая многообразие видов и типов тестовых заданий, педагогу необходимо сделать правильный их выбор, с учетом уровня подготовки тестируемых. Тестирование помогает педагогу охватить контрольными действиями большое количество студентов, что является очень важным при оценке их знаний.
Тестовый контроль.doc
Тестовые технологии контроля уровня обученности студентов
Подготовил: преподаватель ОГБПОУ УТЖТ Щелянова А.И.
Несмотря на то, что многие преподаватели интуитивно правильно понимают процесс тестового
контроля, необходимо дать четкое определение педагогического теста. Это позволит избежать
терминологической путаницы и очертить границы предмета исследования.
Педагогический тест это система заданий специфической формы, позволяющая измерить
уровень обученности студентов, совокупность их представлений, знаний, и навыков на той или иной
области содержания.
Необходимо сделать некоторые пояснения, к вышеприведенному определению. Педагогический
тест рассматривается именно как система, как упорядоченное множество тестовых заданий. Задания
это те элементы, "кирпичики" из которых составляется педагогический тест. Педагогический тест, в
большинстве случаев, не требует квалифицированных преподавателей для проверки результатов
тестирования. Педагогический тест, как правило, не требует большого количества учебного времени на
его проверку.
Что касается классификации тестов, то анализ зарубежной и отечественной литературы
показывает, что существуют несколько подходов к этой проблеме.
Вопервых, педагогические тесты классифицируются по методологии интерпретации результатов
тестирования на нормативноориентированные и критериальноориентированные.
Вовторых, педагогические тесты различаются на гомогенные и гетерогенные.
Втретьих, педагогические тесты в системе профессионального образования (ПО)
подразделяются на виды: вступительные, текущие, на тесты промежуточной и итоговой аттестации.
Вчетвертых, по форме предъявления педагогические тесты различаются на "бумажные"
(бланковые), когда испытуемому предоставляется распечатка теста на бумаге, и на компьютерные, когда
студент должен отвечать на задания работая на компьютере.
Виды тестов в системе профессионального образования. Основными видами контроля над
учебной деятельностью студентов являются текущий, периодический (рубежный, поэтапный,
промежуточный) и итоговый контроль. К сожалению, терминология видов и уровней контроля до конца
не установлена, и разные авторы используют термины различно. Учитывая, что в системе ПО России
необходимы вступительные испытания для поступающих, мы будем рассматривать следующие виды
тестового контроля: вступительный, текущий, промежуточный (или рубежный, поэтапный) и итоговый.
Вступительный тестовый контроль осуществляется при приеме в среднее специальное учебное заведение
в качестве вступительного испытания. Вступительное тестирование проводится по нескольким
дисциплинам предусмотренным в нормативных документах о приеме в учебные заведения.
Для стандартизации требований к абитуриентам и унификации (единообразия) процедуры
вступительных испытаний тестовый контроль абитуриентов должен быть организован централизовано.
Для вступительных тестов можно рекомендовать гомогенный нормативноориентированный подход к
интерпретации результатов тестирования. Хотя, как показывает зарубежный опыт, существует и
гетерогенный нормативноориентированный тест SAT для поступающих и колледжи США состоит из
двух субтестов: по математике и родному языку.
Текущий тестовый контроль может осуществляться в ходе повседневной учебной работы.
Текущий тестовый контроль проводится с помощью нескольких параллельных форм (вариантов) теста,
разработанного самим преподавателем или группой преподавателей. Этот вид контроля имеет большое
значение для стимулирования у студентов стремления к самостоятельной систематической работе над
выполнением классных и домашних заданий, повышения интереса к учению и чувства ответственности за
его результаты.
Промежуточный (рубежный, поэтапный, периодический) тестовый контроль проводится обычно
после изучения логически законченной части (раздела, модуля) программы или в конце учебного периода
(семестра, курса). Он состоит в проверке учебной деятельности студентов по освоению сравнительно
большего объема материала. Поэтому к промежуточному педагогическому тесту предъявляются
повышенные требования. Он должен обладать достаточно высокой надежностью и валидностью. К его
разработке должны привлекаться самые опытные преподаватели.
Возможна организация
централизованной разработки батареи (серии) промежуточных тестов по направлению, специальности и рассылка пакета с тестовыми материалами (вариантами теста, инструкциями, ответными листами,
ключами ответов и др. документами) непосредственно в заинтересованные учебные заведения. Каждый
тест для промежуточной аттестации должен быть гомогенным, однако для соблюдения комплексности
аттестации и междисциплинарных связей, необходимо разработка батарей (целых серий) гомогенных
критериальноориентированных тестов.
Итоговый тестовый контроль осуществляется в конце каждого учебного года, а также при
завершении изучения дисциплины (курса) с обязательным учетом результатов текущего и
промежуточного (периодического) контроля. Итоговый тестовый контроль может осуществляться в
режиме итоговой аттестации для оценки степени соответствия уровня обученности студентов
требованиям ГОС. Итоговый тест (или батарея итоговых тестов) совместно с другими аттестационными
процедурами может существенно повысить качество подготовки специалистов. Однако, итоговый
аттестационный педагогический тест должен обладать высокой содержательной валидностью и
полностью соответствовать ГОС СПО по специальности. Разрабатывать такой вид теста должны опытные
преподаватели и методисты под руководством профессиональных тестологов. Процесс разработки
итогового теста должен проходить централизовано и включать в себя все научнообоснованные этапы
создания педагогического теста.
Наиболее перспективным, на наш взгляд, является разработка для итоговой аттестации
гетерогенных междисциплинарных профессиональноориентированных тестов.
То есть таких
критериальноориентированных тестов, каждое задание которого базируется на содержании ГОС по
нескольким ключевым специальным дисциплинам и ориентировано на профессиональную деятельность
специалиста.
В первую очередь такой междисциплинарный профессиональноориентированный тест будет
измерять уровень усвоения студентами требований ГОС по специальным дисциплинам. И, вовторых,
междисциплинарный профессиональноориентированный тест будет оценивать степень усвоения
выпускниками профессиональных знаний, умений и навыков, которые им необходимы для начала
профессиональной деятельности.
Междисциплинарный профессиональноориентированный тест должен включать в себя несколько
секций (субтестов). Часть из них базируется на одержании ГОС по специальным дисциплинам, а другая
часть представляет систему заданий на "квазипрофессиональную ситуацию" и будет отражать
требования потенциальных работодателей.
При формулировке тестовых заданий для всех видов тестов следует предусмотреть возможность
получения в ответах студентов исчерпывающей информации как об уровне приобретенных и усвоенных
знаний, так и об умении оперировать ими, об овладении логическими приемами мышления (анализа и
синтеза, доказательства, аналогий и противопоставления, индукции и дедукции и др.).
"Бумажные" и компьютерные тесты. Педагогические тесты, предъявляемые выборке испытуемых,
на бумажном носителе в виде распечатки наиболее распространены и традиционны, как у нас, так и за
рубежом. Однако, хранение, редактирование и вариативная распечатка педагогического теста в
современных условиях должна происходить с помощью специализированных программных средств.
Особое внимание разработчиков и пользователей педагогического теста на бумажной основе должно
привлекать качество печати, отсутствие дефектов, грамотное расположение заданий. С экономической
точки зрения "бумажные" тесты продолжают оставаться наиболее доступными и дешевыми.
Компьютерная выдача педагогических тестов имеет свои особенности, которые необходимо
учитывать при их разработке. Анализ информации на экране монитора компьютера часто бывает
затруднен изза неправильной подачи материала. Хотя именно компьютеризованное тестирование имеет
свои преимущества и перспективы применения в образовании. Особенная роль здесь принадлежит
компьютерноадаптивному тестированию, когда каждому испытуемому предъявляется уникальный
набор заданий. В развитых странах именно компьютерноадаптивное тестирование, особенно с
применение локальных и глобальных (Интернет) сетей, приобретает чрезвычайно важное значение. К
сожалению, наше отставание в тестовой теории и технологии пока не позволяет использовать
компьютерноадаптивное тестирование в учебном процессе и аттестации профессиональных кадров.
Следует отметить, что с экономической точки зрения использование компьютеров для массового
тестирования обходится в несколько раз дороже.
Объективный, надежный и валидный тестовый контроль имеет важное образовательное и
развивающее значение, способствуя всестороннему изучению программы, расширению, углублению и совершенствованию знаний, умений и навыков, развитию познавательных интересов студентов. Каждый
студент вынужден активно, мотивированно участвовать в процессе тестового контроля, так как
технология научноорганизованного педагогического теста не допускает невнимательного отношения
испытуемых к выполнению заданий.
Анализируя теоретические исследования отечественных и зарубежных ученых, а также практику
массового тестирования, можно утверждать, что педагогические тесты, отвечающие высоким критериям
качества, обладают несомненными преимуществами перед традиционными субъективными формами
контроля уровня обученности студентов. Надежный и валидный педагогический тест полностью отвечает
требованиям к технологии контроля знаний, умений навыков студентов на всех этапах обучения.
К преимуществам тестовой технологии контроля относятся:
1.
Индивидуальный характер контроля, возможность осуществления контроля над работой
каждого студента, за его личной учебной деятельностью.
2.
Возможность регулярного систематичного проведения тестового контроля на всех этапах
процесса обучения.
3.
4.
Возможность сочетания ее с другими традиционными формами педагогического контроля.
Всесторонность, заключающаяся в том, что педагогический тест может охватывать все
разделы учебной программы, обеспечивать полную проверку теоретических знаний, интеллектуальных и
практических умений и навыков студентов.
5.
Объективность тестового контроля, исключающая субъективные (часто ошибочные)
оценочные суждения и выводы преподавателя, основанные на недостаточном изучении уровня
подготовки студентов или предвзятом отношении к некоторым из них.
Учет специфических особенностей каждого учебного предмета и отдельных его разделов
за счет применения современных методик разработки и многообразия форм тестовых заданий.
Возможность проведения традиционного ("бумажного") и компьютеризованного (в
локальной сети) тестирования.
6.
7.
8.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Возможность применения современной технологии компьютерноадаптивного
тестирования.
9.
Возможность массового широкомасштабного стандартизованного тестирования путем
распечатки и тиражирования параллельных форм (вариантов) теста и доставки его в различные учебные
заведения.
10.
Учет индивидуальных особенностей специфической выборки испытуемых, требующий
применения в соответствии с этими особенностями различной методики разработки теста и тестовых
заданий.
11.
Единство требований ко всем испытуемым, вне зависимости от их прошлых учебных
достижений.
12.
Стандартизованность тестового контроля, возможность разработки единого теста для
различных учебных заведений на основе требований ГОС СПО.
Дифференцированность шкалы тестовых баллов, позволяющей в широком диапазоне
ранжировать уровень учебных достижений студентов.
Высокая надежность тестового контроля, позволяющая говорить о полноценном
педагогическом измерении уровня обученности.
Высокая содержательная валидность тестового контроля, основанная на включении всех
дидактических единиц программы обучения в задания теста.
Высокая прогностическая валидность вступительных тестовых испытаний, позволяющая
предвидеть успехи студентов в будущем.
Высокая критериальная (текущая) валидность итоговых аттестационных тестов.
18) Эффективность педагогического теста, позволяющая проводить контроль любой
выборки испытуемых, за короткое время с минимальными затратами.
19.
При правильной организации проведения тестирования и применение методов
информационной безопасности можно исключить недобросовестное отношение некоторых студентов к
выполнению письменных контрольных испытаний (списывание использование подсказок, шпаргалок и
т.п.).
20.
Тестовый контроль стимулирует постоянную работу всех студентов, и это в известной
степени достигается проведением широкомасштабного неожиданного для испытуемых тестирования. Возможность учета при тестировании региональных особенностей ГОС СПО.
21.
Используя аттестационные критериальноориентированные педагогические тесты, можно
пытаться выйти за пределы порядковой шкалы и перейти в область интервальной шкалы. Процесс
стандартизации измерительного педагогического теста, помимо прочего, включает в себя создание
дополнительной информации для пользователей тестовых баллов. Этот процесс, вместе с проведением
комплекса процедур тестирования, должен быть так спланирован, чтобы стало возможным сформировать
шкалу для теста.
Шкала, или шкалы, могут использоваться как набор норм, или как набор интерпретируемых
данных, а для тестов, у которых есть несколько параллельных форм, как набор таблиц эквивалентности,
которые позволяют преобразовывать необработанные баллы в общую шкалу для данного теста.
Шкалирование педагогического теста это метод для определения системы преобразования
индивидуальных необработанных баллов испытуемых в результате тестирования в баллы, которые
окончательно сообщаются пользователям теста или тестовых программ.
Применение стандартизованных педагогических шкал по результатам тестирования позволит
проводить статистическую обработку количественных показателей оценки учебной работы студентов,
что позволит с достаточной объективностью судить об успехах работы преподавателей и самих учебных
заведений.
Тестовые технологии контроля уровня обученности студентов
Тестовые технологии контроля уровня обученности студентов
Тестовые технологии контроля уровня обученности студентов
Тестовые технологии контроля уровня обученности студентов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.