• Предмет: Литература.
• Возраст учащихся для которых создан ресурс: учащиеся 11 класса, студенты 1- курс СПО.
• Тема: тестовые задания на примере темы «Русский символизм».
• Цель: оценка степени усвоения изученного материала.
• Планируемый результат использования данного ресурса: тесты смогут помочь всем желающим подготовиться к учёбе в ВУЗе.
• Возможность использования в образовательных учреждениях: возможно использовать в образовательных учреждениях.
• Специфические моменты, на которые следует обратить внимание. В основу разработки представленных трёхуровневых (по сложности) тестовых заданий положена методика проектирования многоуровневых оценочных средств для определения достигнутого качества подготовки учащихся и студентов, предложенная в работах профессора В.П. Беспалько и развиваемая в трудах Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов. Уровни разработаны на основе монографии В.П. Беспалько «Слагаемые педагогической технологии» - М., 1989.
I уровень сложности - самый простой, включает тестовые задания на элементарные знания по программе учебной дисциплины "Литература".
На II уровне сложности используются тестовые задания в форме развёрнутых алгоритмов решения задач.
Тестовые задания III уровня сложности включают элементы эвристических подходов к решению задач. Они ориентированы на повышенный уровень требований, предъявляемых к студентам-филологам.
• Тестовые задания составлены таким образом, что могут выполнить контрольные функции входной и промежуточной диагностики.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ»)
В основу разработки представленных трёхуровневых (по сложности) тестовых
заданий положена методика проектирования многоуровневых оценочных средств для
определения достигнутого качества подготовки студентов, предложенная в работах
профессора В.П. Беспалько и развиваемая в трудах Исследовательского центра проблем
качества подготовки специалистов.
Уровни разработаны на основе монографии В.П. Беспалько "Слагаемые
педагогической технологии" М., 1989.
I уровень сложности самый простой, включает тестовые задания на элементарные
знания по программе учебной дисциплины "Литература".
На II уровне сложности используются тестовые задания в форме развёрнутых
алгоритмов решения задач.
Тестовые задания III уровня сложности включают элементы эвристических
подходов к решению задач. Они ориентированы на повышенный уровень требований,
предъявляемых к студентамфилологам.
Тестовые задания составлены таким образом, что могут выполнить контрольные
функции входной и промежуточной диагностики.
Тесты смогут помочь всем желающим подготовиться к учёбе в ВУЗе.РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ТЕСТА
1. Внимательно прочитайте (прослушайте) задание.
2. Вспомните произведения, о которых идёт речь в задании, их авторов,
соответствующую историческую эпоху, её художественные течения и
направления.
3. Если требуется восстановить в памяти конкретное произведение,
пользуйтесь подготовленными материалами.
4. Для удобства работы с тестом«поиском» и тестовыми заданиями III уровня
пользуйтесь дополнительной литературой.
5. В процессе работы разрешается задавать вопросы в индивидуальном порядке.
6. Работа над тестовыми заданиями требует абсолютной тишины и предельной
сосредоточенности, что повысит качество ваших результатов.
Желаем успеха!РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ
1 УРОВЕНЬ (РЕПРОДУКТИВНЫЙ)
ТЕСТ НА ОПОЗНАНИЕ, РАЗЛИЧЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЮ
Задание
Эталон
Определите характерные черты русского символизма
А) Усложнённая форма
Б) Стремление к простоте и ясности
В) Неприятие действительности
Г) Предчувствие социальных сдвигов
Д) Тоска по духовной свободе
Ответьте на вопрос. Представляет ли Д.С. Мережковский
русский символизм? (Да, нет.)
Назовите, кто из поэтов входил в круг «младших
символистов»?
А) Белый
Б) Блок
В) Брюсов
Г) Сологуб
Ответьте на вопрос. Можно ли говорить о культе формы в
связи с ранним творчеством В.Я. Брюсова? (Да, нет.)
Соотнесите названия сборников с именами поэтов:
1 «Стихи о Прекрасной Даме» А) К.Д. Бальмонт;
2 «Русские символисты» Б) А.А. Блок;
3 «Будем как солнце» В) В.Я. Брюсов
А) +
Б) –
В) +
Г) +
Д) +
Да
А) +
Б) +
В) –
Г) –
Да
1 – Б)
2 – В)
3 – А)
№
п/п
1
2
3
4
5
Количество
абсолютно
правильных
ответов
5
1
4
1
3РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ
2 УРОВЕНЬ (РЕПРОДУКТИВНО – ПОИСКОВЫЙ)
ТЕСТ – ПОДСТАНОВКА, КОНСТРУКТИВНЫЙ ТЕСТ, ТЕСТ – «ПОИСК»
№
п/п
1
2
3
4
5
Задание
Перечислите наиболее характерные черты
русского символизма
1… 2… 3… 4…
Напишите, в чём принципиальное отличие
эстетической программы «старших символистов»
от позиции «младших символистов»
Напишите, какой приём создания образа является,
на Ваш взгляд, излюбленным в поэзии К.Д.
Бальмонта
Определите, в чём необычность образов ранней
лирики В.Я. Брюсова
Напишите, какие лермонтовские мотивы и образы
нашли отражение в лирике Д.С. Мережковского
Количество
абсолютно
правильных
ответов
4
1
1
1
2
Эталон
(ответориентир)
1 Усложнённая
форма
2 Неприятие
действительности
3 Тоска по
духовной свободе
4 Предчувствие
социальных
сдвигов
Стремление к
чисто
художественному
обновлению
поэзии
Отвлечённые
существительные,
составные
эпитеты,
ассонансы и
аллитерации
Образы
причудливые,
неясные (из снов,
грёз и фантазий)
Мотивы
одиночества
человека (поэта),
индивидуализм;
образы пленных
людейРУССКИЙ СИМВОЛИЗМ
3 УРОВЕНЬ (ТВОРЧЕСКИЙ)
ТВОРЧЕСКИЙ ТЕСТ
Задание
№
п/п
1
Напишите, что объединяло русских поэтов символистов
2
3
Напишите, как проявился культ формы в поэзии русских
символистов
Ответьте на вопрос. Что делает стихотворение А. А. Блока
«Незнакомка» произведением русского символизма?
Критерии
художественной
зрелости
1) + ( )
2) + ( )
3) + ( )
4) + ( )
5) + ( )
6) + ( )
То же
То жеОЦЕНКА СТЕПЕНИ УСВОЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Степень усвоения испытуемым изученного материала может быть определена по
формуле:
К = а / Р,
где К коэффициент усвоения;
а количество правильных ответов испытуемого;
Р общее количество абсолютно правильных ответов.
В ы в о д:
при К > 0,7 испытуемый обладает высокой степенью усвоения изученного материала
(материал студентом усвоен);
при 0,7 > К > 0,3 испытуемый обладает средней степенью усвоения изученного
материала (материал усвоен частично);
при К < 0,3 испытуемый обладает низкой степенью усвоения изученного материала
(практически материал не усвоен).
II уровень репродуктивнопоисковый – поиск самостоятельных решений (без
подсказки извне) на основе воспроизведения информации по памяти и с опорой на
интуицию, догадку. Второй уровень определяет степень самостоятельности суждений и
включает конструктивный тест, тест подстановку, тест "поиск" проблемного характера,
где испытуемый даёт полный аргументированный ответ.
Степень проявления самостоятельных суждений может быть определена по
формуле, аналогичной I уровню:
К = а / Р,
где К коэффициент проявления самостоятельных суждений;
а количество правильных ответов испытуемого;
Р общее количество абсолютно правильных ответов (для теста подстановки и
конструктивного теста) или общее количество условно правильных ответов (для теста
"поиска").
Предположим, испытуемый получил три тестовых задания II уровня (включая все его
виды подстановка, конструктивный тест т тест "поиск"). Общее количество абсолютно и
условно правильных ответов 9. Количество правильных ответов испытуемого 7. Тогда
коэффициент проявления самостоятельных суждений:
К = 7 / 9 = 0,8В ы в о д:
при К > 0,7 высокая степень самостоятельных суждений испытуемого;
при 0,7 > К > 0,3 способность к самостоятельным суждениям уверенно развивается;
при К < 0,3 способность испытуемого к самостоятельным суждениям только
обозначилась.
III уровень творческий, определяет способность испытуемого ориентироваться в
новых проблемных ситуациях, что характеризует степень его художественной зрелости.
Тесты III уровня это проблемы, решение которых творческая деятельность,
сопровождающаяся получением объективно новой информации. В тестовых заданиях III
уровня нет готового ответа эталона или ответа ориентира, о качестве их решения может
судить лишь группа компетентных специалистов.
Оценка степени художественной зрелости испытуемого проводится на основании
комплекса критериев:
1)
способности самостоятельно пользоваться приобретёнными знаниями,
умениями, навыками;
2)
умения понятно, грамотно, аргументированно излагать свои мысли
(терминология, логика, риторика);
3)
4)
наличия собственной "копилки" художественных произведений;
умения самостоятельно выделить в художественном произведении главную
мысль, необходимую для выполнения данного задания;
5)
6)
способности самостоятельно ориентироваться во взаимосвязях искусств;
умения пользоваться художественными источниками (литературными,
музыкальными, по изобразительному искусству) и литературой по теме.
Коэффициент художественной зрелости:
К = а / Р ,
где а количество положительно оценённых специалистами критериев;
Р общее количество критериев оценки художественной зрелости испытуемого.Допустим, специалистами оценено положительно четыре критерия из шести
возможных. Тогда К = 4 / 6 = 0,7
В ы в о д:
при К > 0,7 испытуемый обладает высокой степенью художественной зрелости;
при 0,7 > К > 0,3 развитие художественной зрелости испытуемого заметно;
при К < 0,3 художественная зрелость испытуемого только обозначилась.
Коэффициент художественной зрелости свидетельствует о способности к творческой
художественной зрелости, которой свойственно развиваться. Поэтому данный
коэффициент величина изменяющаяся.
Степень проявления самостоятельных суждений может быть определена по
формуле, аналогичной I уровню:
К = а / Р ,
где К коэффициент проявления самостоятельных суждений;
а количество правильных ответов испытуемого;
Р общее количество абсолютно правильных ответов (для теста подстановки и
конструктивного теста) или общее количество условно правильных ответов (для теста
"поиска").
Предположим, испытуемый получил три тестовых задания II уровня (включая все его
виды подстановка, конструктивный тест "поиск"). Общее количество абсолютно и
условно правильных ответов 9. Количество правильных ответов испытуемого 7. Тогда
коэффициент проявления самостоятельных суждений:
К = 7 / 9 = 0,8
В ы в о д:
при К > 0,7 высокая степень самостоятельных суждений испытуемого;
при 0,7 > К > 0,3 способность к самостоятельным суждениям уверенно развивается;
при К < 0,3 способность испытуемого к самостоятельным суждениям только
обозначилась.
III уровень творческий, определяет способность испытуемого ориентироваться в
новых проблемных ситуациях, что характеризует степень его художественной зрелости.
Тесты III уровня это проблемы, решение которых творческая деятельность,сопровождающаяся получением объективно новой информации. В тестовых заданиях III
уровня нет готового ответа эталона или ответа ориентира, о качестве их решения может
судить лишь группа компетентных специалистов.
Оценка степени художественной зрелости испытуемого проводится на основании
комплекса критериев:
1)
способности самостоятельно пользоваться приобретёнными знаниями,
умениями, навыками;
2)
умения понятно, грамотно, аргументированно излагать свои мысли
(терминология, логика, риторика);
3)
4)
наличия собственной "копилки" художественных произведений;
умения самостоятельно выделить в художественном произведении главную
мысль, необходимую для выполнения данного задания;
5)
6)
способности самостоятельно ориентироваться во взаимосвязях искусств;
умения пользоваться художественными источниками (литературными,
музыкальными, по изобразительному искусству) и литературой по теме.
Коэффициент художественной зрелости:
К = а / Р ,
где а количество положительно оценённых специалистами критериев;
Р общее количество критериев оценки художественной зрелости испытуемого.
Допустим, специалистами оценено положительно четыре критерия из шести
возможных. Тогда К = 4 / 6 = 0,7
В ы в о д:
при К > 0,7 испытуемый обладает высокой степенью художественной зрелости;
при 0,7 > К > 0,3 развитие художественной зрелости испытуемого заметно;
при К < 0,3 художественная зрелость испытуемого только обозначилась.
Коэффициент художественной зрелости свидетельствует о способности к творческой
художественной зрелости, которой свойственно развиваться. Поэтому данный
коэффициент величина изменяющаяся.