ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ»)

  • Подготовка к тестированию
  • doc
  • 07.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

• Предмет: Литература. • Возраст учащихся для которых создан ресурс: учащиеся 11 класса, студенты 1- курс СПО. • Тема: тестовые задания на примере темы «Русский символизм». • Цель: оценка степени усвоения изученного материала. • Планируемый результат использования данного ресурса: тесты смогут помочь всем желающим подготовиться к учёбе в ВУЗе. • Возможность использования в образовательных учреждениях: возможно использовать в образовательных учреждениях. • Специфические моменты, на которые следует обратить внимание. В основу разработки представленных трёхуровневых (по сложности) тестовых заданий положена методика проектирования многоуровневых оценочных средств для определения достигнутого качества подготовки учащихся и студентов, предложенная в работах профессора В.П. Беспалько и развиваемая в трудах Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов. Уровни разработаны на основе монографии В.П. Беспалько «Слагаемые педагогической технологии» - М., 1989. I уровень сложности - самый простой, включает тестовые задания на элементарные знания по программе учебной дисциплины "Литература". На II уровне сложности используются тестовые задания в форме развёрнутых алгоритмов решения задач. Тестовые задания III уровня сложности включают элементы эвристических подходов к решению задач. Они ориентированы на повышенный уровень требований, предъявляемых к студентам-филологам. • Тестовые задания составлены таким образом, что могут выполнить контрольные функции входной и промежуточной диагностики.
Иконка файла материала Конкурс Русский символизм.doc
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ») В   основу   разработки   представленных   трёхуровневых   (по   сложности)   тестовых заданий   положена   методика   проектирования   многоуровневых   оценочных   средств   для определения   достигнутого   качества   подготовки   студентов,   предложенная   в   работах профессора В.П. Беспалько и развиваемая в трудах Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов. Уровни   разработаны   на   основе   монографии   В.П.   Беспалько   "Слагаемые педагогической технологии"­ М., 1989.  I уровень сложности ­ самый простой, включает тестовые задания на элементарные знания по программе учебной дисциплины "Литература". На   II   уровне   сложности   используются   тестовые   задания   в   форме   развёрнутых алгоритмов решения задач. Тестовые   задания   III   уровня   сложности   включают   элементы   эвристических подходов   к   решению   задач.   Они   ориентированы   на   повышенный   уровень   требований, предъявляемых к студентам­филологам.  Тестовые  задания составлены  таким  образом, что могут выполнить  контрольные функции входной и промежуточной диагностики.  Тесты смогут помочь всем желающим подготовиться к учёбе в ВУЗе.РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ТЕСТА  1. Внимательно прочитайте (прослушайте) задание. 2. Вспомните произведения, о которых идёт речь в задании, их авторов,  соответствующую историческую эпоху, её художественные течения и  направления. 3. Если требуется восстановить в памяти конкретное произведение,  пользуйтесь подготовленными материалами. 4. Для удобства работы с тестом­«поиском» и тестовыми заданиями III уровня  пользуйтесь дополнительной литературой. 5. В процессе работы разрешается задавать вопросы в индивидуальном порядке. 6. Работа над тестовыми заданиями требует абсолютной тишины и предельной  сосредоточенности, что повысит качество ваших результатов. Желаем успеха!РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ 1 УРОВЕНЬ (РЕПРОДУКТИВНЫЙ) ТЕСТ НА ОПОЗНАНИЕ, РАЗЛИЧЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЮ Задание Эталон Определите характерные черты русского символизма А) Усложнённая форма Б) Стремление к простоте и ясности В) Неприятие действительности Г) Предчувствие социальных сдвигов Д) Тоска по духовной свободе Ответьте на вопрос. Представляет ли Д.С. Мережковский  русский символизм? (Да, нет.) Назовите, кто из поэтов входил в круг «младших  символистов»? А) Белый Б) Блок В) Брюсов Г) Сологуб Ответьте на вопрос. Можно ли говорить о культе формы в  связи с ранним творчеством В.Я. Брюсова? (Да, нет.) Соотнесите названия сборников с именами поэтов: 1 «Стихи о Прекрасной Даме»           А) К.Д. Бальмонт; 2 «Русские символисты»                     Б) А.А. Блок; 3 «Будем как солнце»                          В) В.Я. Брюсов А) +  Б) –  В) +  Г) +  Д) +  Да А) +  Б) +  В) –  Г) –  Да 1 – Б) 2 – В) 3 – А) № п/п 1 2 3 4 5 Количество абсолютно  правильных ответов 5 1 4 1 3РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ 2 УРОВЕНЬ (РЕПРОДУКТИВНО – ПОИСКОВЫЙ) ТЕСТ – ПОДСТАНОВКА, КОНСТРУКТИВНЫЙ ТЕСТ, ТЕСТ – «ПОИСК» № п/п 1 2 3 4 5 Задание Перечислите наиболее характерные черты  русского символизма 1… 2… 3… 4… Напишите, в чём принципиальное отличие  эстетической программы «старших символистов»  от позиции «младших символистов» Напишите, какой приём создания образа является, на Ваш взгляд, излюбленным в поэзии              К.Д.  Бальмонта Определите, в чём необычность образов ранней  лирики В.Я. Брюсова Напишите, какие лермонтовские мотивы и образы  нашли отражение в лирике Д.С. Мережковского Количество абсолютно правильных ответов 4 1 1 1 2 Эталон  (ответ­ориентир) 1 Усложнённая  форма 2 Неприятие  действительности 3 Тоска по  духовной свободе 4 Предчувствие  социальных  сдвигов Стремление к  чисто  художественному  обновлению  поэзии Отвлечённые  существительные, составные  эпитеты,  ассонансы и  аллитерации Образы  причудливые,  неясные (из снов,  грёз и фантазий) Мотивы  одиночества  человека (поэта),  индивидуализм;  образы пленных  людейРУССКИЙ СИМВОЛИЗМ 3 УРОВЕНЬ (ТВОРЧЕСКИЙ) ТВОРЧЕСКИЙ ТЕСТ Задание № п/п 1 Напишите, что объединяло русских поэтов символистов 2 3 Напишите, как проявился культ формы в поэзии русских  символистов Ответьте на вопрос. Что делает стихотворение А. А. Блока  «Незнакомка» произведением русского символизма? Критерии художественной зрелости 1) + ( ­ )  2) + ( ­ ) 3) + ( ­ )  4) + ( ­ )  5) + (­ )  6) + ( ­ )  То же То жеОЦЕНКА СТЕПЕНИ УСВОЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА Степень усвоения испытуемым  изученного материала  может быть определена по формуле: К = а / Р, где      К ­ коэффициент усвоения;  а ­ количество правильных ответов испытуемого; Р ­ общее количество абсолютно правильных ответов. В ы в о д: при К > 0,7 ­ испытуемый обладает высокой степенью усвоения изученного материала (материал студентом усвоен); при 0,7 > К > 0,3 ­  испытуемый  обладает  средней  степенью  усвоения изученного материала (материал усвоен частично); при К < 0,3 ­ испытуемый обладает низкой степенью усвоения изученного материала (практически материал не усвоен). II   уровень   ­   репродуктивно­поисковый   –   поиск   самостоятельных   решений   (без подсказки   извне)   на   основе   воспроизведения   информации   по   памяти   и   с   опорой   на интуицию, догадку. Второй уровень определяет степень самостоятельности  суждений  и включает конструктивный тест, тест ­ подстановку, тест ­ "поиск" проблемного характера, где испытуемый даёт полный аргументированный ответ. Степень   проявления   самостоятельных   суждений  может   быть   определена   по формуле, аналогичной I уровню: К = а / Р, где   К ­ коэффициент проявления самостоятельных суждений; а ­ количество правильных ответов испытуемого; Р  ­ общее  количество  абсолютно  правильных   ответов  (для  теста  ­ подстановки   и конструктивного  теста) или общее количество условно правильных  ответов (для теста­ "поиска"). Предположим, испытуемый получил три тестовых задания II уровня (включая все его виды ­ подстановка, конструктивный тест т тест ­ "поиск"). Общее количество абсолютно и условно правильных ответов ­ 9. Количество правильных ответов испытуемого ­ 7. Тогда коэффициент проявления самостоятельных суждений: К = 7 / 9 = 0,8В ы в о д: при К > 0,7 ­ высокая степень самостоятельных суждений испытуемого; при 0,7 > К > 0,3 ­ способность к самостоятельным суждениям уверенно развивается; при   К  <  0,3   ­   способность   испытуемого   к   самостоятельным   суждениям   только обозначилась. III уровень ­ творческий, определяет способность испытуемого ориентироваться в новых проблемных ситуациях, что характеризует степень его художественной зрелости. Тесты   III   уровня   ­   это   проблемы,   решение   которых   ­   творческая   деятельность, сопровождающаяся получением объективно новой информации. В тестовых заданиях III уровня нет готового ответа ­ эталона или ответа ­ ориентира, о качестве их решения может судить лишь группа компетентных специалистов. Оценка степени художественной зрелости  испытуемого проводится на основании комплекса критериев: 1) способности   самостоятельно   пользоваться   приобретёнными   знаниями, умениями, навыками; 2) умения   понятно,   грамотно,   аргументированно   излагать   свои   мысли (терминология, логика, риторика); 3) 4) наличия собственной "копилки" художественных произведений; умения самостоятельно выделить в художественном произведении главную мысль, необходимую для выполнения данного задания; 5) 6) способности самостоятельно ориентироваться во взаимосвязях искусств; умения   пользоваться   художественными   источниками   (литературными, музыкальными, по изобразительному искусству) и литературой по теме. Коэффициент художественной зрелости: К = а / Р  , где     а ­ количество положительно оценённых специалистами критериев; Р ­ общее количество критериев оценки художественной зрелости испытуемого.Допустим,   специалистами   оценено   положительно   четыре   критерия   из   шести возможных. Тогда   К = 4 / 6 = 0,7 В ы в о д: при К > 0,7 ­ испытуемый обладает высокой степенью художественной зрелости; при 0,7 > К > 0,3 ­ развитие художественной зрелости испытуемого заметно; при К < 0,3 ­ художественная зрелость испытуемого только обозначилась. Коэффициент художественной зрелости свидетельствует о способности к творческой художественной   зрелости,   которой   свойственно   развиваться.   Поэтому   данный коэффициент ­ величина изменяющаяся. Степень   проявления   самостоятельных   суждений  может   быть   определена   по формуле, аналогичной I уровню: К = а / Р  , где    К ­ коэффициент проявления самостоятельных суждений; а ­ количество правильных ответов испытуемого; Р  ­ общее  количество  абсолютно  правильных   ответов  (для  теста  ­ подстановки   и конструктивного теста) или общее количество условно правильных ответов (для   теста ­ "поиска"). Предположим, испытуемый получил три тестовых задания II уровня (включая все его виды   ­   подстановка,   конструктивный   тест   ­   "поиск").   Общее   количество   абсолютно   и условно правильных ответов ­ 9. Количество правильных ответов испытуемого ­ 7. Тогда коэффициент проявления самостоятельных суждений: К = 7 / 9 = 0,8 В ы в о д: при К > 0,7 ­ высокая степень самостоятельных суждений испытуемого; при 0,7 > К > 0,3 ­ способность к самостоятельным суждениям уверенно развивается; при   К  <  0,3   ­   способность   испытуемого   к   самостоятельным   суждениям   только обозначилась. III уровень ­ творческий,  определяет способность испытуемого ориентироваться  в новых проблемных ситуациях, что характеризует степень его художественной зрелости. Тесты   III   уровня   ­   это   проблемы,   решение   которых   ­   творческая   деятельность,сопровождающаяся получением объективно новой информации. В тестовых заданиях III уровня нет готового ответа ­ эталона или ответа ­ ориентира, о качестве их решения может судить лишь группа компетентных специалистов. Оценка степени художественной зрелости  испытуемого проводится на основании комплекса критериев: 1) способности   самостоятельно   пользоваться   приобретёнными   знаниями, умениями, навыками; 2) умения   понятно,   грамотно,   аргументированно   излагать   свои   мысли (терминология, логика, риторика); 3) 4) наличия собственной "копилки" художественных произведений; умения самостоятельно выделить в художественном произведении главную мысль, необходимую для выполнения данного задания; 5) 6) способности самостоятельно ориентироваться во взаимосвязях искусств; умения   пользоваться   художественными   источниками   (литературными, музыкальными, по изобразительному искусству) и литературой по теме. Коэффициент художественной зрелости: К = а / Р  , где    а ­ количество положительно оценённых специалистами критериев; Р ­ общее количество критериев оценки художественной зрелости испытуемого. Допустим,   специалистами   оценено   положительно   четыре   критерия   из   шести возможных. Тогда К = 4 / 6 = 0,7 В ы в о д: при К > 0,7 ­ испытуемый обладает высокой степенью художественной зрелости; при 0,7 > К > 0,3 ­ развитие художественной зрелости испытуемого заметно; при К < 0,3 ­ художественная зрелость испытуемого только обозначилась. Коэффициент художественной зрелости свидетельствует о способности к творческой  художественной зрелости, которой свойственно развиваться. Поэтому данный  коэффициент ­ величина изменяющаяся.