ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Раздел 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО Часть 1
1. Что отличает человека от любого другого живого существа?
1) наличие эмоций 2) инстинктивные действия 3) условные рефлексы 4) обладание сознанием
2. Марина увлекается биологией, летом проводит на- блюдения за гнездованием птиц, поведением животных в естественной среде, готовит доклады на уроках. Приведенные факты характеризуют Марину как
1) личность 2) генотип 3) индивид 4) гражданку
3. Известная оперная певица снялась в фотосессии для журнала, рассказывающего о жизни звезд. Также она дала согласие баллотироваться в парламент страны по спискам одной из политических партий. Какие потребности проявились в данных поступках певицы?
1) природные 2) естественные 3) идеальные 4) престижные
4.Ученик проводит по заданию учителя обществознания опрос жителей
близлежащих к школе домов, выясняя волнующие их проблемы. Кто (что) явля- ется субъектом данной деятельности?
1) опросные листы 2) ученик, проводящий опрос 3) проблемы местного сообщества 4) методы исследования
5.Верны ли следующие суждения?
А. Социализация осуществляется на протяжении всей жизни человека, сопровождаясь формированием все новых и новых личностных качеств.
Б. Социализация связана с освоением правил и норм взаимодействия с другими людьми.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
6.Ученица выполняет задание, полученное от учителя математики. Какая
информация о ее деятельности позволит сделать вывод, что она носила творческий характер?
. 1) ученица изучила доказательство теоремы
. 2) ученица решила несколько задач из учебника
. 3) ученица составила собственную новую задачу по изученному материалу
4) ученица выступила с сообщением на коллоквиуме
7.Какой признак отличает игровую деятельность от иных видов деятельности человека?
1) преобразование природных веществ
2) наличие воображаемой обстановки
3) восприятие новой информации о мире
4) удовлетворение материальных потребностей
8..В общественной науке для обозначения совокупности социально значимых качеств человека используется термин
1) деятель 2) индивид 3) личность 4) субъект
9. Французский просветитель Ф. Вольтер определял значение деятельности в жизни человека: «Человек создан для действия. Не действовать и не существовать для человека одно и то же». В основе деятельности человека, в отличие от поведения животных, лежат;
1) врожденные инстинкты 2) условные рефлексы 3) осознанные мотивы 4) безусловные рефлексы
10. Верны ли следующие суждения?
А. Познавательная деятельность нацелена на по- стижение истины, приобретение новых знаний о мире.
Б. Материально-производственная всегда связана с удовлетворением духовных потребностей людей.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
11. Найдите пример, характеризующий коммуникативную функцию общения.
1) Преподаватель изложил ученикам точку зрения официальной исторической науки на проблему происхождения славян.
2) Общаясь, мы принимаем точку зрения другого человека, стараемся ее понять, одновременно по- нимая нашего собеседника.
3) Ученики осуществили по заданию учителя совместный проект, опросив жителей микрорайона об интересующих их проблемах.
4) Студентка зарегистрировалась в новой социальной сети, объединяющей поклонников известной рок-группы.
12. Александр Сергеевич Грибоедов был не только блестящим дипломатом. Он писал музыку для вальсов, занимался драматургией, составил проект реформ, необходимых на Кавказе. Приведенные примеры — непосредственные проявления
1) задатков 2) способностей 3) потребностей 4) наследственности
13. В жизни человека возникает множество поведенческих ситуаций. В каждой из них мы выбираем определенный способ поведения. Какой способ был избран в данной ситуации?
Семья из четырех человек имеет всего один телевизор. Представители семьи хотят в одно и то же время смотреть разные программы, но после разбора ситуации принимают решение предоставить возможность просмотра его любимой программы деду, старшему члену семьи. Со стороны членов семьи — это
1) соперничество 2) уступка 3) спор 4) подхалимство
14. Среди межличностных отношений можно выделить неформальные (личные) и формальные (деловые). Деловые отношения, в отличие от личных, обязательно предполагают
1) наличие общих целей и интересов 2) соблюдение официальных правил 3) совместное проведение досуга 4) взаимные уступки и компромиссы
15. Верны ли следующие суждения?
А. Свободный человек, действуя в обществе, несет моральную ответственность за свой выбор в условиях альтернативы.
Б. Чем больше прав и свобод у личности в обще- стве, тем шире и ее поле ответственности за содеянное.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
16. Общество в наиболее широком смысле слова означает
1) людей, проживающих на определенной террито- рии
2) объединение людей на основе общности интере- сов
3) способы и формы взаимосвязи и взаимодействия людей
4) исторический этап в развитии человечества
17. В отличие от природы, естественной среды обитания человека, общество
1) включает в себя различные элементы
2) развивается, изменяясь, порождая новое
3) существует, подчиняясь стихийным законам
4) обусловлено деятельностью человека, его волей
18. Каким примером может быть проиллюстрировано влияние природных факторов на развитие общества?
1) строительство в долине Нила пирамид Хуфу, Хафра и Менкаура
2) защита имущественных прав знати в древнерим- ских законах
3) использование в армиях Карфагена и Индии боевых слонов
4) разрушение войском Тита Флавия храма в Иеру- салиме
19. В каком из приведенных примеров «общество» употреблено в значении «группы людей, объединенных общими интересами и увлечениями»?
. 1) С древнейших времен человеческое общество на- училось отображать окружающий мир в произ- ведениях искусства.
. 2) Общество любителей миниатюрной книги заказа- ло подарочные издания для своих постоянных членов.
. 3) Древнеримское общество отличалось зрелыми гражданскими традициями, участием граждан в системе выборов.
. 4) В исламском обществе сильны традиции коллек- тивизма и взаимопомощи.
20. Верны ли следующие суждения?
А. Ученые выделяют в структуре общества несколько взаимосвязанных сфер: экономическая, социальная, политическая, духовная.
Б. Все сферы общества сложно устроены и оказывают существенное влияние друг на друга.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
21. Внутреннее устройство общества, совокупность сставляющих его элементов принято называть в науке
1) социальным фактом 2) социальным процессом 3) социальным институтом 4) структурой общества
22. Любое осуществляющееся в обществе изменение связано с
. 1) усложнением общественной структуры, возникновением новых, более совершенных, элементов
. 2) деградацией общества, разложением общественых связей и институтов
3) новым, по отношению к предыдущему, состоянием общественной системы или ее отдельных элментов
4) преобразованием отдельных сторон жизни общества по инициативе властных элит
23. Противоположным прогрессу по направленности общественных трансформаций общественным про- цессом является
1) стагнация 2) регресс 3) усложнение 4) модернизация
24. К числу критериев общественного прогресса можно отнести
. 1) разложение общественных структур, распад связей между элементами общества
. 2) усиление зависимости человека от природной среды и общественных структур, рост несвободы
. 3) возрастание агрессии в обществе, отчуждения людей от власти, друг от друга
. 4) усложнение средств и способов воздействия человека на природные силы и вещества
25. Верны ли следующие суждения о формах социалных изменений?
А. Социальные изменения затрагивают интересы, чувства и эмоции людей, вынуждают их жить в новых условиях.
Б. Любое изменение в обществе — прогрессивно, так как связано с усложнением общественных струк- тур.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
30. Человек выделился из мира животных, пройдя долгий путь в своем развитии. Помимо качеств, свойственных только человеку, у него сохранился ряд качеств, роднящих его с высшими животными. В приведенном списке указаны черты сходства че- ловека и животного, а также черты отличия чело- века от животного.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую ко- лонку — порядковые номера черт отличия.
1) деятельность носит целенаправленный характер
2) подчиняется действию условных рефлексов
3) создает идеальный результат деятельности
4) ощущает опасность и стремится укрыться от нее
Черты сходства |
Черты отличия |
||
|
|
|
|
31. Установите соответствие между типами межлиностных отношений и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите со- ответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
ТИПЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ |
А) выезд дружеской компании на загородный от- дых Б) супружеский спор об оганизации совместного летнего отдыха В) переговоры с руководством фирмы о новом должностном назначении Г) беседа классного руководителя с родителями учника Д) обсуждение между коллгами организуемой кор- поративной вечеринки |
1) формальные 2) неформальные |
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
Ответ:
33. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое по- ложение которого обозначено буквой.
(А)Деятельность человека, полагаем, имеет пимущественно творческий характер. (Б)Творчество заключается в продуцировании нового, не имеющего аналогов. (В)Очевидно, что любой человек, действуя, способен творить, то есть создавать новое. (Г)Ученые выделяют и особый ряд профессий — творческие, относя к ним музыкантов, художников, писателей, актеров, кинематографистов, дизайнеров и т. д.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты 2) содержат мнения
3.43Проанализируйте данные диаграммы и выполните здания 34–35.
В стране Н. социологической службой среди граж- дан разных возрастных групп был проведен опрос. Респондентам (участвующим в опросе) было предло- жено ответить на вопрос: «Какой фактор вы считаете главным, определяющим в формировании человеческой личности?»
34. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основании материалов диаграм- мы, и запишите цифры, под которыми они ука- заны.
8. 1) Средства массовой информации и ближайший со- циум оказывают, по мнению респондентов, рав- ное воздействие на человека.
9. 2) Наибольшее число опрошенных высказалось за решающую роль и значение школы в становле- нии личности человека.
10. 3) Семья и природные задатки в равной мере ока- зывают влияние на формирование личности.
11. 4) Наибольшее влияние в формировании личности имеют средства массовой информации.
12. 5) Природные задатки менее значимы, по мнению опрошенных, чем семья и семейное воспитание.
Ответ: _____________________________.
35. Результаты социологического опроса, представлен- ные в диаграмме, были опубликованы и прокоментированы в средствах массовой информации. Какие из приведенных ниже выводов вытекают непосредственно из информации, полученной из опроса?
. 1) Исследование выявило, что родители в большей степени уповают на школу и учителей в воспи- тании своих детей.
. 2) Вне всякого сомнения, следует задуматься об укреплении значимости семьи, превращении ее в ведущий фактор формирования личности.
. 3) Опрошенные явно переоценивают значение средств массовой информации, противопоставляя их влиянию семьи и школы.
. 4) Социально приобретенные качества являются бо- лее значимыми, чем природные задатки.
. 5) Очевидно, что ближайшее окружение для совре- менного человека более значимо, чем собствен- ная семья.
Ответ: _____________________________.
36. Природа и общество — две части единого матери- ального мира, обладающие как общими, так и раз- личными признаками. Укажите общие признаки природы и общества, и признаки, отличающие их друг от друга.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера общих позиций, а во вторую колонку — порядковые номера позиций отличия.
. 1) творит культуру, создает духовные ценности
. 2) включает в себя различные элементы и их связи между собой
. 3) изменяется, порождает новые элементы
. 4) подчиняется действию исключительно стихий- ных законов
Ответ:
Черты сходства |
Черты отличия |
||
|
|
|
|
32 37.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Установите соответствие между формами обществен- ных изменений и иллюстрирующими их примера- ми: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ |
А) В результате прихода к вла- сти в стране Н. новых вла- стей была национализирова- на собственность иностран- ных компаний, все земли помещиков переданы народу Б) Правительство изменило по- рядок финансирования орга- низаций бюджетной сферы В) Парламент принял закон об изменении порядка налогоо- бложения физических лиц. Г) Свергнутые в результате по- литического переворота классы начали гражданскую войну Д) Пришедшее к власти новое правительство провозгласило свержение монархии и уста- новление республики, также были упразднены сословия, старые чины и звания |
1) реформа 2) революция |
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем полу- чившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
38. Ниже приведен ряд терминов (словосочетаний). Все из них, за исключением одного, относятся к эле- ментам общества.
33 Социальные группы, этносы, государственный
аппарат, популяции хищников, коммерческие фирмы.
Найдите и укажите термин, выпадающий из их ряда и относящийся к другому понятию.
Ответ: ______________________________________________.
39. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое по- ложение которого обозначено буквой.
(А)Экономика и политика представляют собой сферы общественной жизни. (Б)В экономической сфере создаются и распределяются материальные блага. (В)Полагаем, что экономика — важнейшая из обще- ственных сфер, так как материальные потребности важнее духовных. (Г)Прежде чем человек займется сочинением стихов или музыки, его следует накор- мить, обуть и одеть.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты 2) содержат мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие харак- тер соответствующих положений.
Проанализируйте данные диаграммы и выполните за- дания 40–41.
Ученые-обществоведы страны Н. провели опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «В чем, на ваш взгляд, в наибольшей степени проявляются в современном мире
34 ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ элементы традиционного общества?» Ученые предло-
жили респондентам свои варианты ответа.
Полученные результаты представлены в виде диа- граммы.
40. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основании диаграммы, и запи- шите цифры, под которыми они указаны.
1) Семейные устои — ведущий элемент традицион- ного общества, по мнению большинства опрошен- ных.
. 2) В наименьшей степени опрошенные видят эле- менты архаического общества в ручном произ- водстве.
. 3) Народные суеверия — важнейший пережиток прошлого в сознании современного человека.
. 4) Сохранение семьи и ее устоев важнее для граж- дан, чем сохранение монархии.
. 5) Традиционные религии, как элемент прошлого, уступают по значимости народным суевериям.
Ответ: ______________________________________________.
41. Результаты социологического опроса, представлен- ные на диаграмме, были опубликованы и проком-
1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО 35
ментированы в средствах массовой информации. Какие из приведенных ниже выводов вытекают не- посредственно из информации, полученной из опроса?
. 1) В политике и экономике элементы традиционно- го общества менее значимы, чем в сфере семейно- бытовых отношений.
. 2) Народные суеверия, обряды, передающиеся из по- коления в поколение, по-прежнему значимы для людей.
. 3) И в современном мире человек не свободен от влияния традиционных религий и народных об- рядов, веры в духов.
. 4) Современный человек — рационален, и элементы традиционного общества он видит только в по- литике.
. 5) Многое в политической и экономической жизни современного общества — элементы прошлого, традиции.
Ответ: ______________________________________________
Общение нельзя рассматривать как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой потому, что в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным
Для ответов на задания 42–48 используйте отдельный лист.
Прочитайте текст и выполните задания 42–47.
36 ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности.
Это значит, что каждый участник коммуникатив- ного процесса предполагает активность также и в своем партнере, он не может рассматривать его как некий объект. Другой участник предстает тоже как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, т.е. анализировать его мотивы, цели, установки (кроме, разумеется, ана- лиза и своих собственных целей, мотивов, установок), «обращаться» к нему.
В общении как коммуникативном процессе про- исходит не простое движение информации, но как минимум активный обмен ею. Главная «прибавка» в специфически человеческом обмене информацией заключается в том, что здесь особую роль играет для каждого участника общения значимость информации. Эту значимость информация приобретает потому, что люди не просто «обмениваются» значениями, но стре- мятся выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Суть общения как коммуника- тивного процесса — не просто взаимное информиро- вание, но совместное постижение предмета. Поэтому здесь даны в единстве деятельность, информационный обмен и познание.
Характер обмена информацией между людьми, в отличие от кибернетических устройств, определяется тем, что партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера. Ком- муникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного участника диалога на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Это
1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО 37
означает изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации. Ничего похожего не происходит в «чисто» информационных процессах.
(Адаптировано по С.А. Андреевой)
6.Составьте план текста. Для этого выделите основ- ные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
7.В чем автор усматривает специфику передачи ин- формации в процессе общения? Используя текст, приведите две позиции, отражающие эту специ- фику.
8.Почему каждый участник (субъект) общения не мо- жет рассматривать другого участника как объект? Используя текст автора, приведите условие, которое необходимо соблюдать при передаче информации.
9.Автор пишет, что в процессе общения люди не про- сто обмениваются информацией, но и взаимно обо- гащаются, совместно познают новое. Проиллюстри- руйте тремя конкретными примерами данное утверждение.
10. Как автор определяет суть общения как коммуни- кационного процесса? Приведите авторское опреде- ление. Поясните проявление в общении трех эле- ментов, указанных автором.
11. Автор полагает, что «характер обмена информаци- ей между людьми, в отличие от кибернетических устройств, определяется тем, что партнеры могут повлиять друг на друга». Приведите два аргумента в подтверждение данной позиции.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.