Тетрадь
для лабораторных работ
по физике
ученика(цы) 7 класса
Успенская гимназия №1
_________________________________________
Дата_________________
Лабораторная работа № 1
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ ДЕЛЕНИЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНОГО ПРИБОРА
Цель работы: научиться определять цену деления измерительного цилиндра (мензурки), научиться пользоваться им и определять с его помощью объем жидкости
Оборудование: измерительный цилиндр (мензурка), стакан с водой, химический стакан малый с носиком, небольшая колба и другие сосуды.
Ход работы
1.Рассмотрите измерительный цилиндр, обратите внимание на его деления. Ответьте на вопросы.
· Какой объем жидкости вмещает мензурка, если жидкость налита
а) до верхнего штриха? _________________________________
б) до первого снизу штриха, обозначенного цифрой, отличной от нуля?____________
· Какой объем жидкости помещается
а) между 2-м и 3-м штрихами, обозначенными цифрами? _______________________
б) между соседними (самыми близкими) штрихами мензурки? ____________________
2.Как называется последняя вычисленная вами величина? ____________________________________________________________________________
3. Как определяют цену деления шкалы измерительного прибора? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Рассмотрите рисунок 1 и определите цену деления изображенной на нем мензурки. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Налейте в измерительный цилиндр воды, определите и запишите с учетом погрешности, чему равен объем налитой воды.
Примечание
Обратите внимание на правильное положение глаза при отсчете объема жидкости. Вода у стенок сосуда немного приподнимается, в средней же части сосуда поверхность жидкости почти плоская. Глаз следует расположить напротив деления, совпадающего с плоской частью поверхности (рисунок 2).
5.Определите вместимость стакана. Налейте полный стакан воды, потом осторожно перелейте воду в мензурку. Определите и запишите с учетом погрешности, чему равен объем налитой воды. Вместимость стакана будет такой же.
6.Результат измерения запишите в таблицу:
№ опыта |
Название сосуда |
Объем |
Вместимость |
Погрешность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7.Таким же образом определите вместимость других сосудов, находящихся на вашем столе. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу.
Вывод ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка__________
Дата___________
Лабораторная работа № 2
«Определение объема твердого тела.».
Цель работы: научиться определять объём тела с помощью измерительного цилиндра.
Приборы и материалы: измерительный цилиндр (мензурка), тела неправильной формы небольшого объёма (гайка, болтик и т.д.).
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ
При погружении в мензурку тела уровень воды в мензурке повышается, так как увеличивается объём воды на величину, равную объёму тела.
1. Определите по рисунку уровень воды:
до погружения ________________________
после погружения _____________________
Объём тела ___________________________
2. Какую физическую величину измеряют с помощью мензурки?__________________________________
_________________________________________________
3. В каких единицах она измеряется?_________________________________________
4. Переведите:
1м³ = ____________ см³ 0,01 м³ = __________ см³
1 см³ = ___________ м³ 100 см³ = __________ м³
0,5 м³ = ___________ см³ 5000 см³ = __________ м³
Примечание: 1мл = 1см³.
ХОД РАБОТЫ
1. Определите цену деления мензурки.
Цена деления = ______________________________________
2. Налейте в мензурку столько воды, чтобы тело можно было полностью погрузить в воду, и измерьте объём . Результат занесите в таблицу.
3. Опустите тело в воду, удерживая его за нитку, и снова измерьте объём жидкости . Результат занесите в таблицу.
4. Посчитайте объём тела . Занесите в таблицу.
5. То же самое проделайте с другими имеющимися у вас телами.
№ опыта |
Название тела |
Начальный объём воды , см³ |
Объём воды и тела , см³ |
Объём тела , см³ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка____________
Дата ________
Лабораторная работа № 3
Тема: «Определение размеров малых тел».
Цель работы: Научиться выполнять измерения способом рядов.
Приборы и материалы: Линейка, дробь (горох и пшено, рис), иголка.
Ход работы:
1. Положите вплотную к линейке несколько (15 – 20 штук) горошин в ряд. Измерьте длину ряда (L) и вычислите диаметр одной горошины (d).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Определите таким же способом размер крупинки риса.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Способ, которым мы определили размер тела, называют способом рядов.
3. Способом рядов определите диаметр молекулы по фотографии (рисунок, увеличение 70 000).
L мол=________________ мм
n =______________
dмол = = ___________________________ мм по фотографии
Определите истинный размер молекул (учесть масштаб)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Данные всех опытов и полученные результаты заносим в таблицу.
№ опыта |
Число частиц в ряду, n |
Длина ряда L, мм |
Размер одной частицы d, мм |
|
1 |
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
3. (молекула) |
|
|
на фотографии |
истинный размер |
|
|
Вывод: _____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка______________
Дата___________
Лабораторная работа № 4
Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости
Цель работы: Научиться измерять скорость тела при равномерном движении.
Приборы и материалы: металлический шарик, желоб, секундомер, линейка, цветной скотч.
Правила техники безопасности
На столе не должно быть никаких посторонних предметов. С металлическим шариком обращайтесь аккуратно!
Тренировочные задания и вопросы
1. Ты едешь в машине. Относительно каких тел ты находишься:
а) в движении________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
б) в состоянии покоя __________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
2.Автомобиль двигался со скоростью 60 км/ч. Какой путь он прошел за 20 мин?
4. Графики I и II на рис1. – это графики пути автомобиля и
трактора, движущихся в одном направлении.
· Чему равны скорости автомобиля и трактора? __________________________________________________________________________________________________
· Через сколько времени от начала своего движения автомобиль обгонит трактор?_______________________ ______________________________________________________________________________________________________________
5.Что показывает скорость при равномерном движении?____________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Объясните почему скорость – это векторная величина? ___________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ход работы
1.Установите желоб горизонтально. Учитывая, что движение не будет идеальным из-за трения между шариком и поверхностью желоба, подложите под один его конец какой-либо предмет высотой 1-2 см.
2.Снебольшим усилием толкните металлический шарик с более высокого конца желоба. Если шарик движется неравномерно, повторите опыт несколько раз и добейтесь его равномерного движения. Для этой цели слегка приподнимайте или опускайте более высокий конец желоба.
3.Убедитесь в том, что движение шарика равномерное, воспользовавшись цветным скотчем. С его помощью отметьте путь, пройденный шариком за каждую секунду. (Время отсчитывает секундомер) Измерьте с помощью линейки расстояния между флажками. Если они одинаковы, то движение шарика можно считать равномерным.
4.Определите скорость равномерного движения шарика. Для этого измерьте любой участок пути, пройденный шариком за 1 с, 2 с или 3 с. Рассчитайте скорость равномерного движения шарика.
5.Постройте график зависимости пути от времени.
S, м
0 t,с
6.Измерьте угол с помощью транспортира угол между осью времени и графиком. С помощью калькулятора найдите тангенс данного угла.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Сравните полученные результаты и сделайте вывод. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка____________
Дата______________
Измерение массы тела на рычажных весах.
Цель работа: научиться пользоваться рычажными весами и с их помощью определять массу тел.
Приборы и материалы: весы, гири, несколько небольших тел разной массы.
Правила техники безопасности
На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Будьте осторожны с весами. Придерживайтесь правил взвешивания, установив весы посредине стола. Аккуратно обращайтесь с разновесами, т.к. они имеют малый размер!
Правила взвешивания
1.Перед взвешиванием необходимо убедится, что весы уравновешены. При необходимости для установления равновесия на более легкую чашку нужно положить полоски бумаги.
2.Взешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а гири – на правую.
3.Во избежание порчи весов взвешиваемое тело и гири нужно опускать на чашки осторожно, не роняя их даже с небольшой высоты.
4.Нельзя взвешивать тела более тяжелые, чем указанная на весах предельная нагрузка.
5.На чашки весов нельзя класть мокрые, грязные, горячие тела, наливать жидкости, насыпать порошки без использования подкладки.
6.Мелкие гири и разновесы надо брать пинцетом.
7.Положив взвешиваемое тело на левую чашку, на правую кладут гирю, имеющую массу, приближенную к массе тела.
8.Если гиря перетянет чашку, то ее ставят обратно в футляр, если нет – оставляют на чашке. Затем подбирают таким же образом гири меньшей массы, пока не будет достигнуто равновесие.
9.Уравновесив тело, подсчитывают общую массу гирь, лежащих на чашке весов. Затем переносят гири в футляр.
Тренировочные задания и вопросы
1.Какие способы измерения массы вы знаете?___________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Всегда ли можно определить массу тела с помощью весов?______________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Что необходимо сделать на рычажных весах перед взвешиванием? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Выполните упражнения:
8,4 т=_________кг 500 мг=____________г
0,5 т=_________кг 120 мг=____________г
125 г=__________кг 60 мг =____________г
5. 100 г+20 г+2 г+1 г+500 мг+200 мг=_________________________г
20 г+10 г+1 г+200 мг+100 мг=_____________________________г
Ход работы
1. Изучите устройство рычажных весов.
2. Уравновесьте весы.
3.Придерживаясь правил взвешивания, определите массу тела (например резинка). Результат взвешивания запишите в таблицу.
4. Например: название тела: резинка
набор гирь: 20г+10 г+ 2г+ 200 мг+50 мг
Масса тела: 20 мг+10г+ 2г+200 мг+ 50 мг=32г 250мг=32,25 г=0,03225 кг
5. Измерьте массу остальных тел. Результаты измерений запишите в таблицу.
Название тела |
Набор гирь, уравновешивающих тело |
Масса тела |
Масса тела (г.) |
Масса тела (кг.) |
резинка |
20 г, 10г, 2г, 200 мг, 50 мг |
20 г+10г+ 2г+200 мг+ 50 мг=32г 250мг |
32,25г |
0,03225кг |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.Сделайте вывод.__________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка____________
Дата__________
Измерение плотности твердого тела
Цель работы: научиться измерять плотность вещества с помощью весов и измерительного цилиндра (мензурки).
Приборы и материалы: весы, разновесы, измерительный цилиндр (мензурка), твердое тело на нити, деревянный брусок.
Правила техники безопасности
На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Будьте осторожны с весами. Придерживайтесь правил взвешивания, установив весы посредине стола. Аккуратно обращайтесь с разновесами, т.к. они имеют малый размер! Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, стекло – хрупкий материал, легко трескается при ударах.
Тренировочные задания и вопросы
1.Что показывает плотность?___________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Плотность стекла равна 2500 кг/м3. Что означает это число?________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Переведите 1 г/см3 в 1 кг/м3.__________________________________________________ ____________________________________________________________________________
4.Почему различаются плотности газа, жидкости и твердого тела? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Как найти массу тела, зная его объем и плотность?_______________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ход работы
1. С помощью линейки измерьте линейные размеры деревянного бруска. Длину (а), ширину (b), толщину (с).____________________________________________________ __________________________________________________________________________
2. Определите объём деревянного бруска V= а·b·с ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Измерьте массу деревянного бруска.___________________________________________ __________________________________________________________________________
4. Вычислите плотность дерева, из которого изготовили брусок по формуле
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.С помощью мензурки определите объем тела неправильной формы.
объём воды в мензурке, см3 V1 |
Объём воды с телом, см3 V2 |
Объём тела, см3 V2-V1 |
Объём тела, м3 |
|
|
|
|
6.Измерьте массу тела с помощью весов._________________________________________ ____________________________________________________________________________
7.Вычислите плотность тела. ___________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.С помощью таблицы плотностей твёрдых тел попробуйте определить вещество этого тела.
9. По результатам опытов заполните таблицу.
Название тела |
объём, V |
масса тела, m |
плотность ρ |
|||
см3 |
m3 |
г |
кг |
г/см3 |
кг/м3 |
|
Деревянный брусок |
|
|
|
|
|
|
Тело неправильной формы |
|
|
|
|
|
|
10.Сделайте вывод.___________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка___________
Дата______________
ГРАДУИРОВАНИЕ ПРУЖИНЫ И ИЗМЕРЕНИЕ СИЛ ДИНАМОМЕТРОМ
Цель работы: научиться градуировать пружину, получать шкалу с любой (заданной) ценой деления, пользоваться динамометром, измерять с его помощью силы.
Оборудование: динамометр, шкала которого закрыта бумагой, штатив с муфтой, лапкой и кольцом, набор грузов по 100 г, деревянная линейка, деревянный брусок с отверстиями.
I. Градуирование пружины динамометра
Ход работы
1.Укрепите динамометр с закрытой бумагой шкалой вертикально в лапке штатива (рисунок 6). Не подвешивая грузы, отметьте горизонтальной чертой начальное положение указателя динамометра — это будет нулевое деление шкалы.
2.Подвесьте к крючку динамометра груз, масса которого 100 г. На этот груз действует сила тяжести, равная 1 Н. С такой же силой груз растягивает пружину динамометра. Эта сила уравновешивается силой упругости, возникающей в пружине при ее растяжении (деформации). Новое положение указателя динамометра также отметьте горизонтальной чертой на бумаге.
3.Подвесьте к динамометру второй, третий, четвертый грузы той же массы (100 г), каждый раз отмечая черточками на бумаге положение указателя.
4.Снимите динамометр со штатива и напротив горизонтальных черточек, начиная с верхней, поставьте числа 0, 1, 2, 3, 4,... Выше числа 0 поставьте единицу измерения - Н (ньютон).
5.Измерьте расстояния между соседними черточками. Одинаковы ли они? Почему? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Какова цена деления вашего динамометра?_____________________________________ ____________________________________________________________________________
7.На бумагу, прикрепленную к динамометру, нанесите черточки таким образом, чтобы цена деления динамометра была 0,1 Н.
8. Вклейте в тетрадь полученную шкалу
Измерение сил динамометром
Ход работы
1.Возьмите груз массой 100
г на крючке, взвесьте его на динамометре.
Результат измерения запишите в таблицу:
№ опыта |
Положение установки |
Показание динамометра |
Погрешность измерения |
1 |
Груз массой 100 г |
|
|
2 |
Грузы общей массой 200 г |
|
|
3 |
Грузы общей массой 300 г |
|
|
4 |
Брусок с грузом массой 100 г |
|
|
5 |
Брусок с грузом массой 200 г |
|
|
6 |
Брусок с грузом массой 300 г |
|
|
2.Подвесьте второй груз массой 100 г к первому, взвесьте оба груза на динамометре. Результат измерения запишите в ту же таблицу.
3.Повторите измерение для трех грузов. Результат измерения запишите в таблицу.
4.На деревянную линейку положите деревянный брусок с отверстиями, поставьте на него груз массой 100 г. Динамометром равномерно тяните брусок с грузом по линейке, заметьте показание динамометра. Результат измерения запишите в таблицу.
5.Поставьте на брусок второй груз массой 100 г. Динамометром равномерно тяните брусок с грузом по линейке, заметьте показание динамометра. Результат измерения запишите в таблицу.
6.Повторите измерения, поставив на
брусок третий груз массой 100 г.
Результат измерения запишите в таблицу.
7.Ответьте на вопросы.
· Какова природа силы, которая действует на тело, висящее на динамометре? _______________________________________________________________________
· Каким прибором вы пользовались для определения силы?______________________ _______________________________________________________________________
· Какова цена деления этого прибора?________________________________________ _______________________________________________________________________
· Какую минимальную силу можно измерить этим прибором? __________________
· Какую максимальную силу можно измерить этим прибором? __________________
· Сколько измерений надо сделать, чтобы точнее измерить силу?_________________ _______________________________________________________________________
· Как определить погрешность измерения? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Чему равна погрешность измерения? _______________________________________
Сделайте вывод ___________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка____________
Дата____________
Определение коэффициента трения скольжения
Цель работы: Изучить особенности силы трения, вычислить коэффициент трения скольжения.
Приборы и материалы: деревянная линейка, деревянный брусок, динамометр, набор грузов
Теоретические вопросы:
1. Что называется силой трения?_____________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какова причина возникновения силы трения?________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какие существуют виды силы трения? ______________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. По какой формуле можно рассчитать силу трения скольжения? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Запишите формулу для определения коэффициента трения ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что называется весом тела? _______________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Напишите основную формулу для определения веса тела ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Почему при измерении силы трения необходимо придерживаться равномерного движения бруска? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Предложите способы увеличения или уменьшения силы трения скольжения. _______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ход работы.
1. Подвесьте деревянный плоский брусок к динамометру и определите его вес вместе с одним из грузов. Запишите показания динамометра в таблицу. Измените вес тела, добавляя грузы массой 100г (2 и 3 шт.). Для каждого случая измерьте вес тела. Запишите значения веса тел для каждого случая в таблицу (1 и 4 столбец таблицы)
2. Равномерно тяните брусок вдоль горизонтально расположенной плоскости (линейки). Определите значение силы упругости, действующей на брусок. Запишите показания динамометра в таблицу 3, учитывая, что : Fупр =Fтр.
3. Увеличивайте количество грузов на бруске до 3-х, измерьте силу упругости в каждом случае и занесите показания динамометра в таблицу (столбцы 2и 3).
4. Вычислите коэффициент трения по формуле
где N = P
А) Коэффициент трения в первом опыте μ1== ______________________________ __________________________________________________________________________
Б) Коэффициент трения во втором опыте μ2==_______________________________ __________________________________________________________________________
В) Коэффициент трения в третьем опыте μ3 ==_______________________________ __________________________________________________________________________
Г) Среднее значение коэффициента трения
μср = =____________________________________________________________ __________________________________________________________________________
5. Занесите вычисленные значения коэффициентов трения в таблицу (столбцы 5и 6)
Заполните таблицу
Количество грузов на бруске |
Сила упругости Fупр, Н |
Сила трения , Fтр, Н |
Вес тела Р ,Н |
Коэффициент трения μ |
Среднее значение коэффициента трения μср |
1. |
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
Вывод:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка
______________
Дата__________
Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
Цель работы: определить выталкивающую силу, действующую на тело, погруженное в воду.
Оборудование: штатив, динамометр, измерительный стакан, набор грузов.
Ход работы:
Задание 1.
Измерения
_____________ ___________________________________________________________
Вычисления
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тело № |
V, мл |
Ро,Н |
Р,Н |
Fа, Н |
Рводы, Н |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
Задание 3.
Сравните для каждого тела вычисленные значения Fa и Рводы и попробуйте сформулировать закон Архимеда, т.е. чему равна выталкивающая сила, действующая на тело, погруженное в жидкость. ________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4.
1.Сравните значения Архимедовой силы, вычисленные для каждого из цилиндров. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Сделайте вывод о зависимости этой силы от объема и веса полностью погружаемых в жидкость тел. ______________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод :_____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка ___________
Дата______________
Лабораторная работа № 10
Изучение условия плавания тел.
Цель работы: на опыте выяснить условия, при которых тело плавает и при которых тонет.
Оборудование: весы с разновесами, мензурка, пробирка-поплавок с пробкой (либо аптечный пузырек с пробкой), проволочный крючок, сухой песок, сухая тряпка или бумажная салфетка.
Ход работы
1.Насыпьте в пробирку столько песка, чтобы она, закрытая пробкой, плавала в мензурке с водой в вертикальном положении, и часть ее находилась над поверхностью воды.
2.Определите выталкивающую силу, действующую на пробирку. Она равна весу воды, вытесненной пробиркой. Чтобы найти этот вес, определите сначала объем воды, вытесненной пробиркой. Для этого отметьте уровни воды в мензурке до и после погружения пробирки в воду. По объему вытесненной воды и ее плотности вычислите вес воды, вытесненной пробиркой.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Вычисленный результат (величину выталкивающей силы) запишите в таблицу:
№ опыта |
Выталкивающая
сила, |
Вес
пробирки |
Поведение
пробирки |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4.Выньте пробирку из воды, вытрите ее тряпкой. Определите массу пробирки на рычажных весах с точностью до 1 г и рассчитайте силу тяжести, действующую на нее. Она равна весу пробирки с песком в воздухе.
____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Вычисленный результат запишите в таблицу. Также отметьте в таблице, плавает пробирка или тонет.
6.Проделайте этот опыт несколько раз, досыпая песок в пробирку, до тех пор, пока пробирка с пробкой и песком не утонет.
7.Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
8.Сделайте вывод. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка ______
Дата___________
Выяснение условий равновесия рычага
Цель работы: провести экспериментальную проверку правила моментов сил.
Оборудование: рычаг на штативе, набор грузов, линейка.
Теоретические вопросы:
1. Что представляет собой рычаг?
2. Что называется плечом силы?
3. Как найти плечо силы?
4. Что называется моментом силы?
Ход работы:
На ось, закреплённую в муфте штатива, насадите рычаг и уравновесьте его перемещением гаек на концах, так, чтобы рычаг расположился горизонтально.
1. Подвесьте 2 груза к левой половине рычага (точка А) на расстоянии примерно 18см, от оси и путём проб, найдите место, где надо подвесить три таких же 2 груза справа ( точка В), чтобы уравновесить рычаг.
2. Подвесьте 4 груза слева на расстоянии 10 см от оси. Определите методом подбора, сколько грузов надо подвесить справа на расстоянии 20 см, чтобы уравновесить рычаг.
3. Подвесьте 3 груза справа (точка В) на расстоянии 12см от оси. Определите при помощи динамометра, какую силу нужно приложить в точке С, лежащей на 8см правее точки подвеса грузов, чтобы удержать рычаг в равновесии.
4. Определите моменты сил по результатам опыта.
Результаты опытов занесите в таблицу.
№ опыта |
cила F1, Н |
плечо d1, м |
сила F2, Н |
плечо d2, м |
Момент сил |
|
М1= F1 ⋅d1, Н ⋅м |
М2= F2 ⋅d2, Н ⋅м |
|||||
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
5. Сравните моменты сил. (сравнение написать под каждым рисунком)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Сравните моменты сил по модулю и по знакам в каждом опыте. (сравнение написать под каждым рисунком)
7. Найдите алгебраическую сумму моментов сил относительно оси вращения по результатам каждого опыта. (ответ написать под каждым рисунком)
8. Сделать вывод
Оценка______________
Дата_________
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КПД НАКЛОННОЙ ПЛОСКОСТИ
Цель работы: убедиться на опыте в том, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма (наклонной плоскости), меньше полной.
Оборудование: динамометр лабораторный, деревянная линейка (доска), деревянный брусок с отверстиями для грузов и крючком, набор грузов, измерительная лента (линейка), штатив с муфтой и лапкой.
Теоретические вопросы:
1. Сформулируйте «Золотое правило механики» для простых механизмов.
2. Дают ли выигрыш в работе простые механизмы?
3. Как определить механическую работу?
4. Дайте определение К.П.Д. механизма.
5. Запишите формулу К.П.Д.
Ход работы
Соберите экспериментальную установку (рисунок 1).
2.Равномерно двигая брусок, измерьте силу тяги F. Результат измерения запишите в таблицу:
№ опыта |
Р, н |
h, м |
Ап = Р ∙ h , Дж |
F,H |
S, м |
А3 = F∙ S, Дж |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
3.Динамометром измерьте вес бруска Р. Результат измерения запишите в ту же таблицу.
4.Нагружая брусок одним, двумя, тремя грузами, измерьте в каждом случае силу тяги и вес. Учтите при этом, что в таблице нужно указать общий вес бруска и груза (грузов). Результаты измерений запишите в таблицу.
5.Измерьте путь S, который проделал брусок, и высоту h, на которую он поднялся. Результаты измерений запишите в таблицу.
6.Вычислите полезную работу АП = Р ∙ h, и затраченную А3 = F • S для всех четырех случаев. _____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Результаты вычислений запишите в таблицу.
7.Рассчитайте КПД наклонной плоскости для каждого случая.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка __________
Оглавление
Лабораторная работа № 1. 2
Лабораторная работа № 2. 4
Лабораторная работа № 3. 5
Лабораторная работа № 4. 7
Лабораторная работа №5. 10
Лабораторная работа № 6. 13
Лабораторная работа № 7. 15
Лабораторная работа №8. 18
Лабораторная работа №9. 21
Лабораторная работа № 10. 23
Лабораторная работа №11. 25
Лабораторная работа № 12. 27
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.