Тетрадь для лабораторных работ по физике для студентов первого курса медицинских колледжей и училищ. В работе представлены 8 лабораторных работ (16 часов по учебному плану) с полным содержанием и ходом выполнения работы, а также с подготовительными и контрольными вопросами медицинского содержания. В разработке предлагаются критерии оценки работы.
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 2»
(ГБПОУ ДЗМ «МК № 2»)
ТЕТРАДЬ
ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ
Студента(ки) I курса
группы
Москва
2018 г.
Утверждено
Методическим советом
Протокол №
от « » 2018 г.
Председатель
_______________/__________
ФИО подпись
Одобрено
ЦМК №Протокол №
от « » 2018 г.
Председатель ЦМК
_____________/ _______________
ФИО подпись
Согласовано
с методистом
____________/________________
ФИО подпись
Автор:
Плетнева И.В., преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ
ДЗМ «МК № 2»
Предисловие.
Тетрадь для лабораторных работ по физике разработана в целях развития
познавательной самостоятельности студентов. Это – формирование умения
самостоятельно планировать,
проводить физический эксперимент,
фиксировать свои наблюдения и делать обоснованный вывод и сопоставлять
его с теоретическими положениями учебной литературы.
Каждая лабораторная работа традиционно имеет три этапа:
подготовительный, основной, контрольный.Подготовительный этап – это пять вопросов, которые предназначены для
теоретической подготовки студента к выполнению лабораторной работы.
Основной этап – это непосредственно выполнение лабораторной работы под
руководством преподавателя. На этом этапе студенты получают следующую
информацию: тема и цель лабораторной работы; приборы и материалы,
используемые в работе, правила обращение с приборами; правила техники
безопасности на рабочем месте; алгоритм проведения эксперимента и правила
оформления отчета.
Контрольный (развивающий, профориентационный) этап – это ситуационная
задача с элементами будущей профессиональной деятельности, решение
которой требует как понимания теоретического материала, так и применение
последнего в профессиональной деятельности.
Как показывает опыт, работа с тетрадью для лабораторных работ организует
познавательную деятельность не только предметную, но и профессиональную.
Уважаемый студент, прежде чем начать выполнять работу, внимательно
прочитайте порядок ее выполнения; повторите теоретический материал по
теме работы; ответьте на предлагаемые вопросы подготовительного этапа.
Проверьте наличие всех приборов и материалов, необходимых для
выполнения лабораторной работы.
Выполняя работу, будьте внимательны и аккуратны.
Строго соблюдайте правила безопасности при проведении опытов, поэтому
внимательно следуйте инструкциям!
Критерии оценки.
Каждый этап работы оценивается в 5 баллов:
полностью верные ответы на вопросы на подготовительном этапе;
полностью грамотно оформлена практическая часть лабораторной работы;
дан исчерпывающий и развернутый ответ на вопрос на контрольном этапе.
Итого 25 баллов.«5» 25 – 23 балла;
«4» 22 – 18 баллов;
«3» 17 – 13 баллов.
« 1» балл начисляется, если нет:
вывода,
ответа на контрольный вопрос,
ответа на вопрос подготовительного этапа,
не указана размерность физических величин,
неверные расчеты в ходе выполнения работы.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1.
«Исследование движения тела под действием постоянной
силы».
Цель работы: определить ускорение, с которым скатывается тело по
наклонной плоскости, и силу, действующую на тело.Оборудование: штатив с муфтой, желоб, измерительная лента, теннисный
шарик, секундомер.
Подготовительные вопросы.
1. Мера взаимодействия материальных тел характеризуется векторной
величиной_________________________________________________________
2. Геометрическая сумма всех сил приложенных к материальному телу
определяет ________________________________________________________
3. Второй закон Ньютона формулируется_______________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Сила реакции опоры возникает_____________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Сила трения – это ________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Порядок выполнения работы.
1. Подготовьте таблицу.
S,м
ИЗМЕРЕНО
t, с
a, м/с2
ВЫЧИСЛЕНО
F,Н
2. Закрепить желоб в лапке штатива на высоте 1520 см.
3. Измерить длину желоба от лапки до стола: S=_________________________
4. Пустив шарик, измерить время скатывания шарика по желобу:
t=_________________________________________________________________5. Считая начальную скорость равную нулю, найти ускорение движения
шарика, используя формулу S= v0t+at2
2 .
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. Вычислив ускорение, определите силу, действующую на теннисный шарик
при движении по наклонному желобу. Масса шарика 3г.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Повторите опыт еще два раза, изменив высоту желоба.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8. Заполните таблицу.
9. Сделайте вывод, указав, как изменилась сила, действующая на шарик, с
увлечением высоты желоба.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
10. Контрольный вопрос.
Больного на каталке по наклонному пандусу транспортируют в приемное
отделение. Изобразите силы действующие на каталку с пациентом.Подготовительные
Выполнение
Контрольный
Итог
Оценка
вопросы
работы
вопрос
оЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2
«Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела»
Цель работы: сравнить работу равнодействующей всех сил, действующих на
тело, с изменением кинетической энергии.
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, наклонный желоб, теннисный
мячик, измерительная лента, секундомер.
Подготовительные вопросы.
1. Тело скатывается по наклонной плоскости. Можно ли данную систему тел
считать замкнутой? Почему?__________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Кинетическая энергия тела – это ___________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
3. Потенциальная энергия тела – это __________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
4. Механическая работа определяется как изменение _____________________
__________________________________________________________________
5. На движущееся горизонтально тело действует сила трения. Механическая
работа данной силы_________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Порядок выполнения работы.
1. Закрепите наклонный желоб в лапке штатива на высоте 25 – 30 см.
2. Измерьте длину наклонной поверхности S=__________________________
3. Определите время движения мячика по наклонной плоскостиt =________________________________________________________________
4. Определите ускорение шарика, используя формулу S=
at2
2 ,
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Определите силу, действующую на шарик, если его масса 4г.
F=________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. Определите скорость
v=________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Вычислите значение кинетической энергии E=
mv2
2
E=________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8. вычислите механическую работу A=F ∙S
A=________________________________________________________________
__________________________________________________________________
9.
Измерено
S,м
h,м
t,с
F,Н
Вычислено
A,Дж
v,м/с
E,Дж
10. Сравните полученные данные в п.7 и п.8. Сделайте вывод.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
11. Контрольный вопрос.
Пациента с коляски высотой 80 см перекладывают на каталку высотой 1,2 м.
Определите выполненную механическую работу, если масса пациента 70 кг.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Подготовительные
вопросы
Выполнение
работы
Контрольный
вопрос
Итог
о
ОценкаЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 3.
ИЗМЕРЕНИЕ ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА.
Цель работы: измерить относительную влажность воздуха двумя способами
(с использованием таблицы «Зависимость давления водяного насыщенного
пара от температуры» и «Психрометрическая таблица»)
Оборудование: термометр, стакан, сосуд с водой комнатной температуры,
сосуд с кусочками льда, кусочек ткани, нить.
Подготовительные вопросы.
1. Влажность определяет ____________________________________________
__________________________________________________________________
2. Точка росы это _________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Насыщенный пар характеризуется тем, что ___________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Парциальное давление ____________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Относительная влажность _________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Порядок выполнения работы.
Метод 1.
1. Подготовьте таблицу.№
опыта
t, °C Р0,кПа tр ,
°C
Р,
кПа
, %φ
φср,% ∆ , φ
%
∆φср,
%
(φср±∆φср
)
%
2. Измерьте температуру воздуха в помещении аудитории
t °C____________________________________________________________
3. По таблице определите давление насыщенного пара р0 при данной
температуре.
р0= ______________________________________________________________________________________
4. Поставьте перед собой стакан, наполовину заполненный водой комнатной
температуры, так, чтобы на его стенке был хорошо заметен блик света. В
стакан поместите термометр и несколько кусочков льда.
5. Наблюдайте за бликом на поверхности стакана, стараясь не дышать в его
сторону. По потускнению блика отметьте момент появления конденсата.
Измерьте в этот момент температуру tр воды в стакане.
tр= ____________________________________________________________________________________________________
6. По таблице определите значение давления насыщенного пара, которое
соответствует температуре,
Р= ________________________________________________________________
7. Вычислите относительную влажность воздуха.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________8. Повторите опыт два раза и вычислите среднее значение относительной
влажности.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
9. Определите абсолютную погрешность. ∆φ=¿φ−φср/¿
φ
∆ = ______________________________________________________________
__________________________________________________________________
10. Вычислите среднее значение абсолютной погрешности относительной
влажности.
φср = __________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Метод 2.
1. Подготовьте таблицу.
№ опыта
t, °C
tвл, °C
∆t, °C
, %φ
φср, %
2. Определите температуру t воздуха в аудитории.
__________________________________________________________________
3. Оберните резервуар термометр тканью и закрепите ее ниткой, опустите
термометр в стакан с водой и наблюдайте изменение показаний термометра.
4. Определите температуру влажного термометра tвл.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Определите разность показаний влажного и сухого термометра ∆t.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________Используя психрометрическую таблицу, определите относительную
6.
влажность
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
аудитории.
в
7. Если в аудитории имеется психрометр, сравните полученные данные с
показаниями прибора.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8. Сравните значения относительной влажности, полученные в первом и во
втором методе. Сделайте вывод.
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
9. Контрольный вопрос.
В холодное время года изза отопления влажность в палатах падает до 15
20%. Как повысить влажность в палате, если на улице 15 С? Что при этом
происходит?
ᵒ
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________Подготовительные
Выполнение
Контрольный
Итог
Оценка
вопросы
работы
вопрос
о
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 4
«Измерение поверхностного натяжения жидкости»
Цель работы: определить поверхностное натяжение воды при определенной
температуре.
Оборудование: стеклянный стакан с водой, термометр, линейка.
Подготовительные вопросы.
1. Под действием молекулярных сил жидкость стремиться ________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________2. Поверхностное натяжение__________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
________________________________________________________________
3. Краевой угол составляет 120° данная жидкость ______________________
______________________________________________________________
4. Мениск образуется___________________________________________
_____________________________________________________________
5. Коэффициент поверхностного натяжения_____________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
______________________________________________________________
Порядок выполнения работы.
1. Подготовьте таблицу.
ИЗМЕРЕНО
t1,ºC
h,м
σ1, Н/м
ВЫЧИСЛЕНО
σ
∆ , Н/м
ε
2. Измерить температуру воды в стакане
t1 = ______________________________________________________________________________________________
3. Опустить капиллярную трубку в стакан с водой и измерить высоту
столбика жидкости
h=________________________________________________________________
4. Из формулы h=
2σ
ρgr выразите коэффициент поверхностного натяжения σ
и рассчитайте его, используя данные таблицы. Диаметр капиллярной трубки
1,2 мм.Температура
воды, t1,ºC
Плотность
воды, ρ кг/м3
10
15
20
25
30
35
999,73
999,13
998,23
996,81
995,67
994,06
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Используя значение коэффициента поверхностного натяжения воды из
приведённой таблицы, определите абсолютную и относительную погрешность
t,ºC
σ
Н/м
10
3,
0
75,7
10
74,2
15
73,5
20
72,75
25
72,0
30
71,2
40
69,6
/, σ
∆ = /σ σ1
σ
∆ =_______________________________________________________________
__________________________________________________________________
=ε
∆σ
σ1
∙100 ,
ε
= _______________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. Сделайте вывод.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Контрольный вопрос.
Почему кровь поднимается вверх по капиллярной трубке?__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Подготовительные
Выполнение
Контрольный
Итог
Оценка
вопросы
работы
вопрос
о
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 5.
«Изучение закона Ома для полной цепи».
Цель работы: лабораторным методом установить зависимость силы тока в
цепи от сопротивления на внешнем участке цепи при последовательном и
параллельном соединении проводников.Оборудование: источник тока, резистор сопротивлением 1Ом или 2Ом,
реостат, амперметр, выключатель, соединительные проводники.
Подготовительные вопросы.
1. Изобразите схему электрической цепи.
2. Полное сопротивление электрической цепи состоит из_________________
__________________________________________________________________
3. Запишите законы последовательного соединения проводников.__________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Как изменится полное сопротивление цепи, если последовательное
соединение проводников заменить параллельным?_______________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5.Сформулируйте закон Ома для полной цепи:__________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Порядок выполнения работы.
I. Последовательное соединение.
1. Соберите электрическую цепь по схеме.
V
А
2. Цена деления амперметра _______________________
Цена деления вольтметра __________________________
3. Замкните цепь и с помощью реостата выставьте на вольтметре значение
0,5В. Снимите показания амперметра I1=_______________________
Используя закон Ома, определите сопротивление внешней цепи:
R1вн.= ___________________
4.Повторите опыт четыре раза, меняя значение вольтметра через 0,5 В.
I2=_______________________R2вн.= ___________________
I3=_______________________R3вн.= ___________________
I4=_______________________R4вн.= ___________________
5. Постройте график зависимости силы тока от сопротивления на внешнем
участке цепи.II. Параллельное соединение.
1. Соберите электрическую цепь по схеме.
A
V
2. Цена деления амперметра _______________________
Цена деления вольтметра __________________________
3. Замкните цепь и с помощью реостата выставьте на вольтметре значение
0,5В. Снимите показания амперметра I1=_______________________
Используя закон Ома, определите сопротивление внешней цепи:
R1вн.= ___________________
4. Повторите опыт четыре раза, меняя значение вольтметра через 0,5 В.
I2=_______________________R2вн.= ___________________
I3=_______________________R3вн.= ___________________
I4=_______________________R4вн.= ___________________
5. Постройте график зависимости силы тока от сопротивления на внешнем
участке цепи.6. Сделайте вывод.__________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Контрольный вопрос.
Возле коек пациентов реанимационной палаты необходимо подключить
сигнальное оборудование к посту медсестры. Какое соединение лучше
использовать? Почему?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Подготовительные
Выполнение
Контрольный
Итог
Оценка
вопросы
работы
вопрос
оЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 6.
«Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника
напряжения».
Цель работы: лабораторным методом определить ЭДС и внутреннее
сопротивление источника тока.
Оборудование: источник тока, резистор сопротивлением 1Ом или 2Ом,
реостат, амперметр, выключатель, соединительные проводники.
Подготовительные вопросы.
1. Изобразите схему электрической цепи .
2. ЭДС источника тока _____________________________________________
__________________________________________________________________
3. ЭДС источника тока определяется __________________________________
__________________________________________________________________
4. Сторонние силы это _____________________________________________
__________________________________________________________________
5. Сформулируйте закон Ома для полной цепи:__________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
______________________________________________________________Порядок выполнения работы.
1. Соберите электрическую цепь по схеме.
2. Цена деления амперметра _______________________
Цена деления вольтметра __________________________
3. Замкните цепь и с помощью реостата доведите напряжение до 2 В. Снимите
показания амперметра I1=_______________________
4. Разомкните цепь и запишите показания вольтметра. При разомкнутой цепи
вольтметр показывает напряжение на источнике тока, т.е. ЭДС ( ).Ɛ
ЭДС = __________________________________
5.
Из
формулы
I=
ε
(R+r)
выразите
r=
__________________________________
Рассчитайте r= __________________________________
6. Повторите опыт для напряжения 2,5 В
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Повторите опыт для напряжения 3 В
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8. Вычислите rср = __________________________________________________
__________________________________________________________________
9. Сделайте вывод.__________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
10. Контрольный вопрос.
При бронхите лечащий врач назначает электрофорез. Какое действие тока
используется в процедуре?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Подготовительные
вопросы
Выполнение
работы
Контрольный
вопрос
Итог
о
ОценкаЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 7.
«Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или
пружинного) маятника от длины нити (массы груза)».
Цель работы: лабораторным методом измерить ускорение свободного
падения с помощью математического маятника и установить зависимость
периода колебаний нитяного маятника от длины нити.
Оборудование: штатив с муфтой, нить (1 м) с грузом, измерительная лента,
секундомер.
Подготовительные вопросы.
1. Период колебаний – это ___________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. Математический маятник представляет собой ________________________
__________________________________________________________________
_______________________________________________________________
3. Изобразите силы, действующие на тело нитяного маятника в нижней точке
его движения.4. Какие колебания называют гармоническими?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_______________________________________________________________
5. Амплитуда колебаний – это_______________________________________
__________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Порядок выполнения работы.
1. Подготовьте таблицу.
t, с
T,с
g, м/с2
gср, м/с2
№ опыта
l, м
1
2
3
4
1
0,8
0,6
0,4
N
30
30
30
30
2. Закрепите маятник с длинной нити 1м в лапке штатива. Отклоните его на
некоторый угол от положения равновесия. Отпустите и измерьте время, в
течении которого совершается 30 колебаний.
период
колебания
маятника.
Определите
3.
Т1=_________________________
Из формулы Т=2π√ l
4.
g выразите g: ________________________
Определите ускорение свободного падения. g1=_______________________
__________________________________________________________________Определите
свободного
ускорение
Измените длину нити до 0,8м. Проведите опыт и измерения повторно.
5.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6.
Отпустите и измерьте время, в течении которого совершается 30
колебаний. Определите период колебания маятника. Т2=_________________
__________________________________________________________________
7.
падения.
g2=_______________________________________________________________
__________________________________________________________________
8.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
9.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Опыт повторите для 0,4 м.
Опыт повторите для 0,6м.
10. Определите gср.=_______________________________________________
__________________________________________________________________
11. Определите абсолютную и относительную погрешности, принимая
g=9,8м/с2. ∆g=/gср g/
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
12.
g
g
%100
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
13. Постройте график зависимости периода колебаний маятника от длины
нити.14.
Сделайте вывод.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
15. Контрольный вопрос.
Объясните, как при ультразвуковой терапии происходит вибрационный
микромассаж клеток и тканей.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________Подготовительные
Выполнение
Контрольный
Итог
Оценка
вопросы
работы
вопрос
о
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 8
«Изучение изображения предметов в тонкой линзе»
Цель работы: опытным путем определить основные характеристики линзы:
фокусное расстояние, оптическую силу линзы, увеличение. Изучить
изображения полученные линзой.
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, экран, фонарик, измерительная
лента, линза.
Подготовительные вопросы.
1. Прямая вдоль которой распространяется свет _____________________
2. Основной закон распространения света в однородной среде:_____________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями ___________
4. Фокус ______________________________________________________5. Главная оптическая ось __________________________________________
__________________________________________________________________
______________________________________________________________
Порядок выполнения работы.
1. Расположите перед экраном линзу таким образом, чтобы на экране было
четкое изображение окна.
2. Измерьте расстояние между экраном и линзой. Это расстояние является
фокусным расстоянием.
F=________________________________________________________________
3. Закрепите фонарик в лапке штатива.
4. Расположите фонарик на расстоянии двойного фокуса от линзы d=2F= .
Получите четкое изображение на экране.
Измерьте расстояние от экрана до линзы
f= ________________________________________________________________
Рассчитайте оптическую силу линзы и увеличение:
D= _______________________________________________________________
Г= ________________________________________________________________
5. Расположите фонарик на расстоянии двойного фокуса от линзы F2F.
Получите четкое изображение на экране.
Измерьте расстояние от экрана до линзы f= _______________ и от линзы до
фонарика d= _______________ .
Рассчитайте оптическую силу линзы и увеличение:
D= _______________________________________________________________Г=________________________________________________________________
7. Заполните таблицу
Расстояние от
линзы
до предмета, d(u) м
Расстояние от
линзы до
изображения, f(v)м
Характеристика
изображения
Фокусное
расстояние, F м
Оптическая сила
линзы, D дптр
Увеличение линзы,
Г
8. Сделайте вывод.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
9. Контрольный вопрос.
Очки, с какими линзами используют при дальнозоркости? Почему?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Подготовительные
Выполнение
Контрольный
Итог
Оценка
вопросы
работы
вопрос
о