Лекция № 1. Религия. Вера. Духовность.
1.Предмет истории религии.
К концу второго тысячелетия существования современной цивилизации все пять миллиардов живущих на Земле людей верят. Одни верят в Бога, другие – в то, что Его нет; люди верят в прогресс, справедливость, разум. Вера является важнейшей частью мировоззрения человека, его жизненной позицией, убеждением, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым – точнее, внутри которых – он живет: действует, мыслит и чувствует.
Наблюдая и осмысливая окружающий мир и себя в нем, человек понял, что его окружает не хаос, а упорядоченное мироздание, подчиняющееся так называемым законам природы. Не требовалось особой проницательности, чтобы понять: изменить эти законы, установить другие человек не в силах. Лучшие умы во все времена бились над попыткой разгадать тайну и смысл жизни на Земле, отыскать ту безликую, таинственную силу, которая обнаруживает свое присутствие в мире через связь вещей и явлений; именно она выделила человека из природного мира. Для обозначения этой силы человек придумал тысячи имен, но суть их одна – это Бог.
Истинного облика Бога никто не ведал, и это понятно: Бог не вмещаем человеческим сознанием, иначе Он не был бы Богом. От Него люди получали этические законы и нормы поведения, заповеди, выражающие правила жизни, которые объясняются божественной логикой.
Многообразие религиозного опыта человечества :
· Божественная воля;
· Культурные традиции определенного народа;
· Особенности мышления конкретного человека.
С религией очень тесно связан феномен веры, но не тождественен ему. Вера – это, как правило, критическое, нестихийное принятие информации. Она имеет место там, знание проблематично по своему характеру, то есть его истинность или ложность не установлена. Вера ассоциируется, прежде всего, с религией, самой первой формой познания, с помощью которой человек познавал окружающий, стремился понять смысл своего существования.
· Религиозному сознанию известны цель и смысл существования мира и человека в нем – в пределах конкретной мировоззренческой картины. В основе этой картины лежит представление о существовании двух (или более) миров: мира зримого (земного) и мира незримого (духовного). У каждого из этих миров своя история, свои законы, в каждом из них действуют свои формы жизни, и каждый из них имеет свое символическое выражение.
· Все религии сходятся на том, что нынешнее состояние мира и самого человека ненормально, человек должен быть «спасен». Многие религии учат, что земная жизнь человека – это жизнь временная, за которой при соблюдении определенных условий в процессе земной жизни, последует истинная, настоящая жизнь.Поэтому одни религии воспринимают земную жизнь как страдание и, соответственно, учат спасению от жизни, другие религии учат спасению от смерти.
· Практика показывает, что в ряде случаев морально-нравственные идеалы имеют преимущество перед морально-нравственными идеалами, предложенными обществом. Это объясняется тем, что морально-нравственные идеалы, сформированные обществом, меняются со сменой социально-экономической формации, то есть по мере развития общества, по мере изменения его запросов. А морально-нравственные идеалы, предложенные религией, носят фундаментальный характер.
2.Сущность религии.
Религия (от лат. «благочестие», «святыня») - мировоззрение и мироощущение, поведение и действие (культ), основывающиеся на вере в существование сверхъестественного.
Религия – это социальное явление. Она не сводится лишь к мыслительным процессам, совершающимся в голове человека, а охватывает достаточно широкие сферы деятельности людей, отражая и порождая характерные формы общественных отношений.
В современном религиоведении можно выделить 4 основных подхода к объяснению сущности религии:
· Объективно-идеалистический (является философской основой теологии как системы обоснования и защиты религиозных учений о боге).
· Субъективно-идеалистический (основное звено религиозной проблемы переносит в сферу сознания конкретного индивида).
· Натуралистический(потребность человека в религии, прежде всего, расколом между телом и душой. Тело человека – часть природы, а его ум возвышается над природой. Объединить их невозможно. Благодаря этому у человека и рождается потребность в вере и религии).
· Марксистский (акцентирует внимание на социальной природе религии).
· Антропологический (согласно этому подходу, человек создает богов по своему образу и подобию).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.