Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста
Оценка 4.9

Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста

Оценка 4.9
pptx
14.10.2023
Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста
Повествовательный тип .pptx

Тип текста. Текст-повествование

Тип текста. Текст-повествование

Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста

Подготовила:
учитель русского языка
Волошина Д.Ю.

Типы речи в тексте Текст объединяет несколько предложений, связанных темой и основной мыслью

Типы речи в тексте Текст объединяет несколько предложений, связанных темой и основной мыслью

Типы речи в тексте
Текст объединяет несколько предложений, связанных темой и основной мыслью. Тема — это то, о чем говорится в тексте. Это предмет речи. В тексте всегда присутствует главная мысль, которую выразил автор, что он хотел объяснить или в чем стремился убедить читателя.
Для понимания смысла любого текста важно выяснить тип речи, который определяет способы формирования и развертывания главной мысли.

Типы речи — это функциональные разновидности текстов: повествование, описание, рассуждение.

Мы же с вами сегодня остановимся на таком типе текстов как повествование

Мы же с вами сегодня остановимся на таком типе текстов как повествование

Мы же с вами сегодня остановимся на таком типе текстов как повествование.
Что такое повествование?
В повествовании рассказывается о событиях, которые развиваются последовательно, от начала до конца, то есть в течение какого-то отрезка времени. Окружающий мир представлен в динамике, в развитии, в постоянном изменении.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Повествование как тип речи — это сообщение о действиях предмета в определенной последовательности.
Этот тип речи, в отличие от описания, динамичен, в нем постоянно меняются временные планы.
Основной вопрос, который задается в повествовании: что произошло? что происходит?

Например, вот как изображается весной разлив реки:
Весна в этом году была поздней, зато дружной. В три дня снег, которого навалило очень уж много, превратился в ревущие потоки. Спустившись по многочисленным оврагам с гор, они устремились вниз, и река, умолкнувшая на всю зиму, закованная в двухметровую толщу несокрушимого, казалось бы, льда, в одну ночь вскрылась, пробудилась от спячки.
Громовые раскаты лопающихся ледяных громадин прокатились над рекой. Освобожденная от оков, она двинулась навстречу потокам, соединилась с ними, затопляя все, что было выше её уровня: поляны, огороды и ближние избы.
Луга превратились в моря. Там плавали не только дикие утки, но и перелетные лебеди (М. Алексеев).

Композиция повествования В тексте-повествовании всегда имеется начало события, его развитие и завершение

Композиция повествования В тексте-повествовании всегда имеется начало события, его развитие и завершение

Композиция повествования
В тексте-повествовании всегда имеется начало события, его развитие и завершение. Укажем композиционную структуру повествования:
завязка (начало действия);
развитие действия;
кульминация (самый острый, интересный момент);
развязка (конец действия)
Средства языкового оформления повествования
Повествование создают следующие языковые средства:
преобладают глаголы и глагольные формы;
глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида;
простые и составные глагольные сказуемые;
обстоятельства времени.

Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста

Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста

А сейчас поработаем над текстом:

А сейчас поработаем над текстом:

А сейчас поработаем над текстом:
Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как привольно!»
Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.
К.Ушинский.
Что мы прочитали? 
(Текст)
Докажите, что это текст.
 (Здесь несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу)
О чем этот текст? 
(Этот текст о солнышке)
Как вы думаете, какую главную мысль хотел донести до нас автор? 
(Ушинский хотел сказать, что когда светит солнышко, всем вокруг становится хорошо.)
Как бы вы озаглавили этот текст?
(Волшебные лучи. Ласковое солнышко. Всем хорошо.)
Сколько частей в этом тексте? 
(Три)
Почему вы так решили?
 (Потому что текст разделен на три абзаца.)

Прочитайте I часть . (Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи

Прочитайте I часть . (Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи

Прочитайте I часть.
(Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи.)
Что произошло в природе? Какие действия солнышка описаны в начале текста?
(Солнышко выплыло и стало рассылать лучи.)
Что случилось потом? 
Первый луч попал на жаворонка, он встрепенулся, взлетел высоко и запел свою песенку.)
О каких событиях рассказывается в третьей части текста? 
(Второй луч попал на зайчика. Зайчик запрыгал и побежал добывать себе сочную травку.)
- Обратите внимание на то, что в этом тексте события происходят последовательно, друг за другом. Сначала появилось солнышко, потом первый его луч попал на жаворонка, который запел свою песенку, затем второй луч попал на зайчика

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как привольно!»
Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.
К.Ушинский.

Найдите и прочитайте глаголы, которые помогают рассказать о событиях, происходящих в тексте

Найдите и прочитайте глаголы, которые помогают рассказать о событиях, происходящих в тексте

Найдите и прочитайте глаголы, которые помогают рассказать о событиях, происходящих в тексте. 
(Выплыло, стало рассылать, полетел, попал, встрепенулся, выпорхнул, поднялся, запел, попал, передёрнул, запрыгал, побежал добывать.)
Попробуйте убрать из текста все глаголы и прочитайте его. Что происходит?
(Нам ничего не понятно без глаголов)
Расскажите, какую роль играют в этом тексте глаголы? 
(Глаголы называют события и действия, которые происходят с героями этого рассказа)
Какой вопрос можно поставить ко всему тексту? 
(Что случилось после того, как вышло солнышко?)
А теперь представьте, что вам дали задание не рассказать, а нарисовать этот текст. Сколько картинок у вас бы получилось? 
(Три)
А почему три?
 (Потому что я бы нарисовала картинку к каждой части текста)
Подумайте, можно ли все события, происходящие в этом тексте изобразить на одной картинке? 
(Нет)

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как привольно!»
Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.
К.Ушинский.

Ребята, текст, который мы с вами прочитали, называется текст-повествование

Ребята, текст, который мы с вами прочитали, называется текст-повествование

- Ребята, текст, который мы с вами прочитали, называется текст-повествование. Давайте прочитаем по каким же признакам мы будем отличать тексты - повествование от остальных. (Текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим, называется текстом-повествованием. К таким текстам можно поставить вопросы что случилось? что произошло?)

Перед вами ещё один текст. Прочитайте его.
Вчера мы с папой гуляли в парке и видели белку. Чего она только не делала!
Сначала вставала на задние лапки и брала из рук орехи, потом прыгала с ветки на ветку. А затем быстро зарывала их под сосной.

Если бы у вас в руках оказался фотоаппарат, один или несколько кадров вы сделали к этому тексту? -

Если бы у вас в руках оказался фотоаппарат, один или несколько кадров вы сделали к этому тексту? -

- Если бы у вас в руках оказался фотоаппарат, один или несколько кадров вы сделали к этому тексту?
- Тексту-повествованию характерна смена кадров.
Какие слова могут заменить эти кадры?
(вставала, брала, прыгала, зарывала)
На какие вопросы отвечают эти слова? Какой частью речи являются?
- глаголы
- Попробуйте прочитать текст без глаголов.
Какова роль глаголов в повествовательном тексте?
(без глаголов мы не смогли бы рассказать о том, что произошло)
Давайте рассмотрим, из каких частей состоит текст-повествование.
В тексте- повествовании выделяют 3 части.
1. Начало.
2. Основная часть.
3. Заключение.
Текст можно начать 1-2 предложениями, где мы указываем, где, с кем и когда произошли события. Основная часть включает в себя начало события, развитие события и окончание события. В заключительной части необходимо указать, чем закончилась история. Каждая часть пишется с красной строки.
- Вернитесь к тексту и прочитайте 1-ую часть. Теперь – основную часть.
- Что заметили? Чего не хватает?
Закончите историю одним предложением.
(Так белочка готовилась к зиме.)

Вчера мы с папой гуляли в парке и видели белку. Чего она только не делала!
Сначала вставала на задние лапки и брала из рук орехи, потом прыгала с ветки на ветку. А затем быстро зарывала их под сосной.

Домашнее задание:

Домашнее задание:

Домашнее задание:

Перед вами 2 сюжета рисунков. Выберите один из сюжетов и составьте небольшой текст-повествование, отразив в нём последовательность событий

Перед вами 2 сюжета рисунков. Выберите один из сюжетов и составьте небольшой текст-повествование, отразив в нём последовательность событий

Перед вами 2 сюжета рисунков. Выберите один из сюжетов и составьте небольшой текст-повествование, отразив в нём последовательность событий.

1.

2.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2023