Технологическая карта по формированию функциональной грамотности
по учебному предмету русский язык
класс 4
УМК Школа России
Тема урока |
Текст. Типы текстов. |
Тип урока |
Систематизация и обобщение знаний и умений. |
Цель урока |
Обобщение и уточнение представлений обучающихся об особенностях текста как единицы речи, развитие умения распознавать повествовательные, описательные тексты и тексты рассуждения. |
Основные термины и понятия |
Текст, описательный текст, повествовательный текст, текст рассуждения. |
Информационно-образовательная среда:
Ресурсы |
Основные: учебник, рабочая тетрадь. Дополнительные: компьютер, раздаточный материал. |
Межпредметные связи |
Литературное чтение, окружающий мир. |
Планируемые результаты:
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Создать условия для определения признаков текста; способствовать развитию умения отличать текст от других записей по его признакам; формировать умения распознавать типы текстов.
|
Развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, строить несложные рассуждения, делать выводы, развивать умение работать в паре, в группе. |
Ориентировать учащихся на учет чужой точки зрения, на устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, способствовать адекватному пониманию успешности (неуспешности) учебной деятельности, положительной адекватной самооценке. |
№ |
Этапы урока. Компоненты ФГ. |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Мотивацион-но-ориентировочный этап. Организационный момент. |
- Прозвенел для нас звонок Начинается урок - Настроение, каково? Во!!! Давайте, друзья, улыбнемся друг другу, Улыбки подарим гостям. У вас все готово? Тогда за работу. Удачи желаю всем нам! - Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Итак, урок русского языка.
|
Настраиваются на ситуацию успеха с положительной эмоциональной направленностью. |
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками. Личностные: сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.
3. |
Поисковый этап. Актуализация знаний.
Постановка цели и задач урока.
Практический этап.
Обобщение и систематизация знаний.
Читательская грамотность: готовность к смысловому чтению — восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпрета ции и обобщению представлен ной в них информации.
Физминутка
Читательская грамотность: способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей. |
- У каждого из вас на столе лежит кроссворд, давайте разгадаем его и впишем в строки, разгаданные нами слова: 1. Число, предшествующее двенадцати. /одиннадцать/ 2. На небольшой скорости; не быстро. /медленно/ 3. Единица веса равная 1000 граммов. /килограмм/ 4. Тот, кто совершает поездку в транспортном средстве: на поезде, пароходе, самолёте… /пассажир/ 5. Желание покушать, вызванное запахом или видом пищи. /Аппетит/
(приложение 1) - Что объединяет данные слова? /словарные/ - Поменяйтесь с соседом по парте работами, проверьте друг друга. (слайд) - Встаньте те, у кого нет ошибок. - Какая орфограмма встречается во всех словах? /удвоенная согласная/
- Назовите ключевое слово в кроссворде. /Текст/ - Случайно ли это? Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? Какие задачи поставим перед собой? /вспомнить, что такое текст; повторить особенности содержания разных типов текста; уметь их отличать/. - Наша цель повторить, систематизировать наши знания о текстах разного вида.
- Ребята, я предлагаю превратить наш кабинет в мастерскую, а всем вам стать мастерами по выпуску школьной газеты. (Показ заготовки газеты.) - Что же такое газета? / Работа с толковым словарём. Газе́та — печатное периодическое издание, выходящее под постоянным названием и не реже одного раза в месяц. / - Люди, которые выпускают газеты и журналы, должны хорошо уметь работать с текстом, уметь определять тип текста и подбирать определённый тип текста в зависимости от ситуации. Тексты, как вы знаете, бывают разными. В одних рассказывается о том, что произошло, другие словами «рисуют» картины природы, людей, животных и даже удивительные заморские страны. А в третьих, авторы размышляют о чём-то важном и интересном, иногда даже спорят. Сегодня мы будем продолжать учиться работать с текстами, эта работа поможет нам в выпуске нашей газеты. - Итак, что же такое текст? Перед вами запись, прочитайте её внимательно.
Весна идет по дорогам страны. Птицы собираются в стаи для долгого полета. Люди проводят субботники. Солнце стало светить намного ярче. Красив лес зимой! Деревья стоят в своем серебристом наряде. Скоро побегут звонкие ручейки. /слайд/
- Что же такое текст? /Текст состоит их двух и более предложений связанных по смыслу, раскрывающих одну тему. В тексте должна прослеживаться основная мысль, которая в заключительной части должна быть доведена до логического завершения. Текст можно озаглавить. / В толковом словаре даётся объяснение слову текст( от лат. textus-«ткань; сплетение, связь, паутина, сочетание»).
- Как Вы считаете, что присутствует в каждом тексте? (тема, основная мысль). - Одинаково ли содержание всех текстов? (нет) - Скажите, пожалуйста, отчего это зависит? (от типов текста) - Какие бывают типы текстов? (текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение).
- У Вас, на столах лежат тексты. Давайте определим, к какому типу относится каждый из данных текстов? 1. Вчера я был в цирке и видел тигров. Они такие необыкновенные! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже сквозь горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тигров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам. Тигры очень сильные. /Повествует / 2 . Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они сильные и красивые! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зеленым огнем, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые острые клыки. /Описывает / 3 . Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может быть, потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик о них заботится? Наверное, потому что они очень умные. /Рассуждает/ (приложение 2) - К какому типу текста относится 1 текст? /повествовательный/ - Почему вы так решили? Докажите свою точку зрения. / в повествовательных текстах рассказывается, повествуется, сообщается, о чем – либо/.
- О чём говорится в этом тексте? /Рассказывается о тиграх, о том какие это необыкновенные животные, выступают в цирке./ - Какой общий вопрос можно поставить к этому тексту? /Что случилось? Где? Как?/ Фиксируется на доске. - К какому типу текста относится 2 текст? /описательному/ - Почему? / в описательных текстах описываются люди, животные, предметы, события, картины природы/. - Как автор описывает в тексте животных? Прочитайте. /чтение текста/ - Какие вопросы мы можем поставить к таким текстам? /Какой? какая? какое?/ Фиксируется на доске. - К какому типу текста относится 3 текст? (текст рассуждение) - Почему вы так решили? Докажите свою точку зрения. /в текстах рассуждениях объясняется, доказывается что- либо/.
- Скажите, как автор объясняет в тексте, то, что такие сильные звери, как тигры, слушаются дрессировщика? /чтение текста/
- Какие вопросы мы можем поставить к таким текстам? (Почему?) Фиксируется на доске. - К какому выводу мы пришли? /все тексты разного вида: повествовательный, описательный, рассуждение. В повествовательных текстах рассказывается о том, что произошло. К таким текстам можно поставить вопрос: что случилось? В описательных текстах описываются люди, предметы, животные, события. К описанию можно поставить вопрос: какой? какая? какое? В рассуждении говорится о причинах явлений и событий. Эти тексты отвечают на вопрос: почему? - Итак, мы повторили, что такое текст и вспомнили с какими типами текстов знакомы. Как вы думаете, пригодятся ли нам эти знания в работе над нашей газетой? - Для следующей работы нам понадобятся сигнальные карточки. Они соответствуют цвету таблички, на которой записан тип текста. Слушайте внимательно и поднимите карточку такого цвета, которая соответствует типу текста в данной ситуации: а) Твои родители уезжают в другой город и спросили, какой тебе привезти подарок ко дню рождения? Ты подробно описываешь подарок. б) Ты только что был свидетелем смешного происшествия и звонишь другу, чтобы рассказать. в) Друг спрашивает тебя, почему ты не пришёл на занятия спортивного кружка. - Для чего нужно различать типы текстов? /Чтобы грамотно подбирать текст в зависимости от ситуации/.
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Мальчики потопали, Девочки похлопали. Вместе дружно повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем, И работать продолжаем!
- Так как мы с вами сегодня мастера слова, то должны не только отлично различать типы текстов, но и уметь работать с ними.
Работа по карточкам.
(приложение 3)
- Перед вами два типа текстов. Какие? Исходя из информации, содержащей в данных текстах, попробуйте составить текст описание. /устно/
Работа в группах. - Есть такая детская песенка: Сто тысяч «почему?» живут на белом свете, Сто тысяч «почему?» гуляют по планете… Действительно, очень много вокруг «почему?». Есть загадочные «почему?»- почему птицы летают? Почему летом идёт дождь, а зимой снег? Есть сердитые – почему не приготовил урок? Есть внимательные «почему?» - почему ты такой грустный сегодня? Вот такие разные «почему?» - и все требуют ответа. А ответить – объяснить и доказать - нелегко. - В каждой газете есть реклама. Соедините предложения так, чтобы прорекламировать наш класс. Наш класс самый лучший, потому что… Нам уютно и хорошо вместе Наш класс очень хороший, потому что… Здесь учатся мои друзья Наш класс особенный, так как… Нам легко и весело Наш класс замечательный потому, что… Мы поддерживаем друг друга, когда трудно. (приложение 4) Вывод: /Текст рассуждение/ - Заполните пропуски в тексте так, чтобы получился рассказ о нашем классе. /группа/
Дружные, добрые и весёлые. Уже 4 года мы учимся вместе в одном классе! Наше утро начинается с того, что мы говорим друг другу________________. Каждый день мы рады видеть своих _________________ . Мы скучаем, когда долго ________________. В нашем классе учится 2 _______________ и 4__________________. Девочки _________ и ________________ , а мальчики ___________________ и _________________. В нашем классе никогда не бывает ____________________. Вывод: /Текст повествование/ (приложение 5) Все «статьи» приклеиваются в газету.
|
Пишут, анализируют.
Определяют тему, задачи урока, вспоминают всю информацию по данной теме.
Предложения связаны по смыслу. Каждое новое предложение начинаем писать с заглавной буквы, в конце ставим либо точку, либо вопросительный знак, либо восклицательный знак. Текст делится на смысловые части: начало, основную часть и концовку. Текст может делиться на абзацы. Каждый абзац пишется с красной строки.
Тема - это то, о чем говорится в тексте. Основная мысль- то главное, что хотел сказать автор. Заголовок - краткая тема или основная мысль.
Существует 3 типа текстов: описание, повествование и рассуждение.
Наблюдают, систематизируют знания.
Анализируют и сопоставляют тексты, делают выводы.
Упражняются, закрепляют знания.
Составляют текст описание.
Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка. Текст описание.
Сотрудничают с учащимися и учителем. Высказывают свое мнение, обсуждают, осуществляют взаимный контроль. Выстраивают продуктивное взаимодействие.
|
Регулятивные: определять тему и задачи урока (совместно с учителем); учиться работать по предложенному плану.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Личностные: получат возможность расширить границы знаний по теме «Текст. Типы текстов.» Познавательные: формировать умение определять тип текста; составлять план своей деятельности; выполнять учебное задание в соответствии с целью; развивать умение строить грамотные речевые высказывания; развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать.
Регулятивные: контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; Коммуникативные: договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе); Познавательные: в ходе наблюдений научатся отличать тексты по их речевой задаче; научатся различать особенности разных типов текстов, их структуру. подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; Личностные: сформировать навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
Рефлексивно – оценочный этап. Итог. Рефлексия.
|
- Перед вами первый выпуск нашей классной газеты. - Что вы чувствуете, глядя на него? /Я чувствую….. / Какой тип текста использовали, отвечая на мой вопрос? /повествование/ - Какая получилась газета? /Газета получилась интересная, классная, замечательная, лучшая…/ - Какой тип текста помог описать нашу газету? /описание/ - Подумайте, почему она называется «Классная газета»? /Всем классом, о нашем классе/ - А еще почему «классная»? /лучшая, замечательная/ - А сейчас какой тип текста помог ответить на вопрос? /Рассуждение/ - Так значит какие вы? /классные!/ - Покажите это друг другу!
|
Анализируют, высказывают свое мнение, обосновывают.
|
Регулятивные: оценка результатов деятельности, осознание освоенного и того, что ещё подлежит освоению. |
(Приложение 1)
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
(Приложение 2)
1. Вчера я был в цирке и видел тигров. Они такие необыкновенные!
Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже
сквозь горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тигров в ряд и
ходил по ним, как по ступенькам. Тигры очень сильные.
2 . Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они сильные и красивые!
Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зеленым огнем, лапы упругие. А
когда тигры рычат, видны белые острые клыки.
3 . Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери
слушаются дрессировщика? Может быть, потому, что человек их не боится?
Или потому, что дрессировщик о них заботится? Наверное, потому что они
очень умные.
(Приложение 3)
1. Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне симпатичного серенького ослика с беленькими мягкими ушками. Я люблю свою игрушку.
2. Я люблю своего маленького ослика, потому что с ним весело играть. Он забавно вертит хвостом, на конце которого крутится пушистая кисточка. Я берегу его.
(Приложение 4)
Наш класс самый лучший, потому что |
Нам уютно и хорошо вместе. |
Наш класс очень хороший, потому что |
Здесь учатся мои друзья. |
Наш класс особенный, так как |
Нам легко и весело. |
Наш класс замечательный потому, что |
Мы поддерживаем друг друга, когда трудно. |
(Приложение 5)
Дружные, добрые и весёлые.
Уже 4 года мы учимся вместе в одном классе! Наше утро начинается с того, что мы говорим друг другу___________________. Каждый день мы рады видеть своих ________________________________. Мы скучаем, когда долго ________________________________. В нашем классе учится 2 __________________ и 4__________________. Девочки ______________ и ________________ , а мальчики ______________________ и _________________. В нашем классе никогда не бывает ________________________________.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.