Типы текстов 4 класс

  • docx
  • 05.05.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта по формированию функциональной грамотности.docx

 

 

Технологическая карта по формированию функциональной грамотности

по учебному предмету русский язык

класс 4

УМК Школа России

 

 

Тема урока

Текст. Типы текстов.

Тип урока

Систематизация и обобщение знаний и умений.

Цель урока

Обобщение и уточнение представлений обучающихся об особенностях текста как единицы речи, развитие умения распознавать повествовательные, описательные тексты и тексты рассуждения.

Основные термины и понятия

Текст, описательный текст, повествовательный текст, текст рассуждения.

 

Информационно-образовательная среда:

Ресурсы

Основные: учебник, рабочая тетрадь.

Дополнительные: компьютер, раздаточный материал.

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир.

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Создать условия для определения признаков текста; способствовать развитию умения отличать текст от других записей по его признакам; формировать умения распознавать типы текстов.

 



Развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, строить несложные рассуждения, делать выводы, развивать умение работать в паре, в группе.

Ориентировать учащихся на учет чужой точки зрения, на устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, способствовать адекватному пониманию успешности (неуспешности) учебной деятельности, положительной адекватной самооценке.

 

 

Этапы урока.

Компоненты ФГ.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД.

1

Мотивацион-но-ориентировочный этап.

Организационный момент.

- Прозвенел для нас звонок

Начинается урок

- Настроение, каково?

Во!!!

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

У вас все готово? Тогда за работу.

Удачи желаю всем нам!

- Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности.

   Итак, урок русского языка.

 

 Настраиваются на ситуацию успеха с положительной эмоциональной направленностью.

Коммуникативные:

планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Личностные:

 сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Поисковый этап.

Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка цели и задач урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический этап.

 

 

Обобщение и систематизация знаний.

 

Читательская грамотность:  готовность к смысловому чтению — восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпрета

ции и обобщению представлен

ной в них информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читательская грамотность:  

способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей.

- У каждого из вас на столе лежит кроссворд, давайте разгадаем его и впишем в строки, разгаданные нами слова:

1. Число, предшествующее двенадцати.  /одиннадцать/

2. На небольшой скорости; не быстро.   /медленно/

3. Единица веса равная 1000 граммов.   /килограмм/

4. Тот, кто совершает поездку в транспортном средстве: на поезде, пароходе, самолёте… /пассажир/

5. Желание покушать, вызванное запахом или видом пищи.  /Аппетит/

 

1.

о

д

и

н

н

а

д

ц

а

т

ь

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

м

е

д

л

е

н

н

о

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

и

л

о

г

р

а

м

м

4.

 

 

 

 

 

 

п

а

с

с

а

ж

и

р

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

а

п

п

е

т

и

т

 

 

 

 

 

 

(приложение 1)

- Что объединяет данные слова? /словарные/

- Поменяйтесь с соседом по парте работами, проверьте друг друга.  (слайд)

 - Встаньте те, у кого нет ошибок.

- Какая орфограмма встречается во всех словах? /удвоенная согласная/

 

- Назовите ключевое слово в кроссворде. /Текст/

- Случайно ли это? Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? Какие задачи поставим перед собой?  /вспомнить, что такое текст; повторить особенности содержания разных типов текста; уметь их отличать/.

- Наша цель повторить, систематизировать наши знания о текстах разного вида.

 

- Ребята, я предлагаю превратить наш кабинет в мастерскую, а всем вам стать мастерами по выпуску школьной газеты. (Показ заготовки газеты.)

- Что же такое газета? / Работа с толковым словарём. Газе́та — печатное периодическое издание, выходящее под постоянным названием и не реже одного раза в месяц. /

- Люди, которые выпускают газеты и журналы, должны хорошо уметь работать с текстом, уметь определять тип текста и подбирать определённый тип текста в зависимости от ситуации.

   Тексты, как вы знаете, бывают разными. В одних рассказывается о том, что произошло, другие словами «рисуют» картины природы, людей, животных и даже удивительные заморские страны. А в третьих, авторы размышляют о чём-то важном и интересном, иногда даже спорят.

 Сегодня мы будем продолжать учиться работать с текстами, эта работа поможет нам в выпуске нашей газеты.

 - Итак, что же такое текст? Перед вами запись, прочитайте её внимательно.

 

 

    Весна идет по дорогам страны. Птицы собираются в стаи для долгого полета. Люди проводят субботники. Солнце стало светить намного ярче. Красив лес зимой! Деревья стоят в своем серебристом наряде. Скоро побегут звонкие ручейки.  /слайд/


- Можно ли сказать, что вы прочитали текст? Докажите. /Нет. Набор предложений/

- Что же такое текст? /Текст состоит их двух и более предложений связанных по смыслу, раскрывающих одну тему. В тексте должна прослеживаться основная мысль, которая в заключительной части должна быть доведена до логического завершения. Текст можно озаглавить. /

В толковом словаре даётся объяснение слову текст( от лат. textus-«ткань; сплетение, связь, паутина, сочетание»).

 

- Как Вы считаете, что присутствует в каждом тексте? (тема, основная мысль).

- Одинаково ли содержание всех текстов? (нет)

- Скажите, пожалуйста, отчего это зависит? (от типов текста)

- Какие бывают типы текстов?

(текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение).

 

 

- У Вас, на столах лежат тексты. Давайте определим,  к какому типу относится каждый из данных текстов?

1. Вчера я был в цирке и видел тигров. Они такие необыкновенные!

Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже

сквозь горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тигров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам. Тигры очень сильные.  

/Повествует /

2 . Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они сильные и красивые!

Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зеленым огнем, лапы упругие. А

когда тигры рычат, видны белые острые клыки.   

/Описывает /

3 . Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери

слушаются дрессировщика? Может быть, потому, что человек их не боится?

Или потому, что дрессировщик о них заботится? Наверное, потому что они

очень умные.  

/Рассуждает/  

(приложение 2)

- К какому типу текста относится 1 текст? /повествовательный/  

- Почему вы так решили?  Докажите свою точку зрения.

 / в повествовательных текстах рассказывается, повествуется, сообщается, о чем – либо/.

 

- О чём говорится в этом тексте?  /Рассказывается о тиграх, о том какие это необыкновенные животные, выступают в цирке./

- Какой общий вопрос можно поставить к этому тексту? /Что случилось?  Где? Как?/

Фиксируется на доске.

- К какому типу текста относится 2 текст?  /описательному/

- Почему?   / в описательных текстах описываются люди, животные, предметы, события, картины природы/.

- Как автор описывает в тексте животных? Прочитайте. /чтение текста/

- Какие вопросы мы можем поставить к таким текстам? /Какой? какая? какое?/

Фиксируется на доске.

- К какому типу текста относится 3 текст? (текст рассуждение)

- Почему вы так решили?  Докажите свою точку зрения. 

/в текстах рассуждениях объясняется, доказывается что- либо/.

 

- Скажите, как автор объясняет в тексте, то, что такие сильные звери, как тигры, слушаются дрессировщика? /чтение текста/

 

- Какие вопросы мы можем поставить к таким текстам? (Почему?)

Фиксируется на доске.

- К какому выводу мы пришли? /все тексты разного вида: повествовательный, описательный, рассуждение.  В повествовательных текстах рассказывается о том, что произошло. К таким текстам можно поставить вопрос: что случилось?

  В описательных текстах описываются люди, предметы, животные, события. К описанию можно поставить вопрос:  какой? какая? какое?

 В рассуждении говорится о причинах явлений и событий. Эти тексты отвечают на вопрос: почему?

- Итак, мы повторили, что такое текст и вспомнили с какими типами текстов знакомы. Как вы думаете, пригодятся ли нам эти знания в работе над нашей газетой?

- Для следующей работы нам понадобятся сигнальные карточки. Они соответствуют цвету таблички, на которой записан тип текста. Слушайте внимательно и поднимите карточку такого цвета, которая соответствует типу текста в данной ситуации:

а) Твои родители уезжают в другой город и спросили, какой тебе привезти подарок ко дню рождения? Ты подробно описываешь подарок.

б) Ты только что был свидетелем смешного происшествия и звонишь другу, чтобы рассказать.

в) Друг спрашивает тебя, почему ты не пришёл на занятия спортивного кружка.

- Для чего нужно различать типы текстов? /Чтобы грамотно подбирать текст в зависимости от ситуации/.

 

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Мальчики потопали,

Девочки похлопали.

Вместе дружно повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем,

И работать продолжаем!

 

 

- Так как мы с вами сегодня мастера слова, то должны не только отлично различать типы текстов, но и уметь работать с ними.

 

Работа по карточкам.

  1. Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне симпатичного серенького ослика с беленькими мягкими ушками. Я люблю свою игрушку.      /повествование/
  2. Я люблю своего маленького ослика, потому что с ним весело играть. Он забавно вертит хвостом, на конце которого крутится пушистая кисточка. Я берегу его. /рассуждение/

(приложение 3)

 

-  Перед вами два типа текстов. Какие? Исходя из информации, содержащей в данных текстах, попробуйте составить текст описание.

/устно/

 

Работа в группах.

- Есть такая детская песенка:

Сто тысяч «почему?» живут на белом свете,

Сто тысяч «почему?» гуляют по планете…

   Действительно, очень много вокруг «почему?». Есть загадочные «почему?»- почему птицы летают?  Почему летом идёт дождь, а зимой снег? Есть сердитые – почему не приготовил урок? Есть внимательные «почему?» - почему ты такой грустный сегодня? Вот такие разные «почему?» - и все требуют ответа. А ответить – объяснить и доказать - нелегко.

- В каждой газете есть реклама. Соедините предложения так, чтобы прорекламировать наш класс.

Наш класс самый лучший, потому чтоНам уютно и хорошо вместе

Наш класс очень хороший, потому чтоЗдесь учатся мои друзья

Наш класс особенный, так как… Нам легко и весело

Наш класс замечательный потому, что… Мы поддерживаем друг друга, когда

трудно. (приложение 4)

Вывод: /Текст рассуждение/

- Заполните пропуски в тексте так, чтобы получился рассказ о нашем классе.

/группа/

 

Дружные, добрые и весёлые.

Уже 4 года мы учимся вместе в одном классе! Наше утро начинается с того, что мы говорим друг  другу________________. Каждый день мы рады видеть своих _________________ . Мы скучаем, когда долго ________________. В нашем классе учится 2 _______________      и 4__________________. Девочки _________ и ________________ , а мальчики ___________________ и _________________. В нашем классе никогда не бывает ____________________.

Вывод: /Текст повествование/ (приложение 5)

Все «статьи» приклеиваются в газету.

 

 

 

Пишут, анализируют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют тему, задачи урока, вспоминают всю информацию по данной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предложения связаны по смыслу. Каждое новое предложение начинаем писать с заглавной буквы, в конце ставим либо точку, либо вопросительный знак, либо восклицательный знак.

Текст делится на смысловые части: начало, основную часть и концовку.

 Текст может делиться на абзацы. Каждый абзац пишется с красной строки.

 

 

Тема - это то, о чем говорится в тексте.

Основная мысль- то главное, что хотел сказать автор.

Заголовок - краткая тема или основная мысль.

 

 

Существует 3 типа текстов: описание, повествование и рассуждение.

 

 

 

Наблюдают, систематизируют знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют и сопоставляют тексты, делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражняются, закрепляют знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют текст описание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка.   Текст описание.

 

Сотрудничают с учащимися и учителем. Высказывают свое мнение, обсуждают, осуществляют взаимный контроль. Выстраивают продуктивное взаимодействие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

определять тему и задачи урока (совместно с учителем); учиться работать по предложенному плану.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

 получат возможность расширить границы знаний по теме «Текст. Типы текстов.»

Познавательные:

формировать умение определять тип текста; составлять план своей деятельности;

 выполнять учебное задание в соответствии с целью; развивать умение строить грамотные речевые высказывания;

развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

Коммуникативные:

договариваться, приходить к общему решению (при работе  в группе);

Познавательные:

в ходе наблюдений научатся отличать тексты по их речевой задаче; научатся различать особенности разных типов текстов, их структуру.

подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

Личностные:

сформировать навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 Рефлексивно – оценочный этап.

Итог. Рефлексия.

 

- Перед вами первый выпуск нашей классной газеты.

- Что вы чувствуете, глядя на него? /Я чувствую….. /

 Какой тип текста использовали, отвечая на мой вопрос? /повествование/

- Какая получилась газета? /Газета получилась интересная, классная, замечательная, лучшая…/

- Какой тип текста помог описать нашу газету? /описание/

- Подумайте, почему она называется «Классная газета»? /Всем классом, о нашем классе/

- А еще почему «классная»? /лучшая, замечательная/

- А сейчас какой тип текста помог ответить на вопрос? /Рассуждение/

- Так значит  какие вы? /классные!/

- Покажите это друг другу!

 

 

Анализируют, высказывают свое мнение, обосновывают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: оценка результатов деятельности, осознание освоенного и того, что ещё подлежит освоению.

 

 

(Приложение 1)

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Приложение 2)

1. Вчера я был в цирке и видел тигров. Они такие необыкновенные!

Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже

сквозь горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тигров в ряд и

ходил по ним, как по ступенькам. Тигры очень сильные.  

 

2 . Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они сильные и красивые!

Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зеленым огнем, лапы упругие. А

когда тигры рычат, видны белые острые клыки.   

 

3 . Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери

слушаются дрессировщика? Может быть, потому, что человек их не боится?

Или потому, что дрессировщик о них заботится? Наверное, потому что они

очень умные.  

 

 

 

 

 

 

(Приложение 3)

1.     Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне симпатичного серенького ослика с беленькими мягкими ушками. Я люблю свою игрушку.     

2.     Я люблю своего маленького ослика, потому что с ним весело играть. Он забавно вертит хвостом, на конце которого крутится пушистая кисточка. Я берегу его.

 

(Приложение 4)

 

Наш класс самый лучший, потому что

Нам уютно и хорошо вместе.

Наш класс очень хороший, потому что

Здесь учатся мои друзья.

Наш класс особенный, так как

Нам легко и весело.

Наш класс замечательный потому, что

Мы поддерживаем друг друга, когда трудно.

 

 

(Приложение 5)

 

Дружные, добрые и весёлые.

 Уже 4 года мы учимся вместе в одном классе! Наше утро начинается с того, что мы говорим друг другу___________________. Каждый день мы рады видеть своих ________________________________. Мы скучаем, когда долго ________________________________. В нашем классе учится 2 __________________ и 4__________________. Девочки ______________ и ________________ , а мальчики ______________________ и _________________. В нашем классе никогда не бывает ________________________________.