Как путь проникновения в сущность неуспеваемости можно рассматривать и выявление типов неуспевающих школьников.
Хотя неуспевающие школьники имеют общие черты, они существенно отличаются друг от друга. В практике повседневной работы с ними в каждом конкретном случае неуспеваемости мы встречаемся с совершенно новыми особенностями, требующими поисков новых путей индивидуального подхода. Такая «многоликость» школьной неуспеваемости создает значительные трудности в работе учителей по ее преодолению.
Типы неуспевающих школьников
Как путь проникновения в сущность неуспеваемости можно
рассматривать и выявление типов неуспевающих школьников.
Хотя неуспевающие школьники имеют общие черты, они существенно
отличаются друг от друга. В практике повседневной работы с ними в каждом
конкретном случае неуспеваемости мы встречаемся с совершенно новыми
особенностями, требующими поисков новых путей индивидуального подхода.
Такая «многоликость» школьной неуспеваемости создает значительные
трудности в работе учителей по ее преодолению. Длительное изучение
школьной неуспеваемости дает основание сделать вывод, что она имеет
типические проявления. Тип неуспевающего школьника характеризуется
своеобразным сочетанием важнейших свойств личности, сложившихся в
результате длительной неуспеваемости, которая определяет его достижения в
учебной работе.
В основу типологии неуспевающих школьников многие авторы кладут
изученные ими причины неуспеваемости. Так поступает, в частности, Л. С.
Славина: типы неуспевающих выделяются ею по доминирующей причине.
Одну группу неуспевающих составляют те учащиеся, у которых отсутствуют
действенные мотивы учения, другую – дети со слабыми способностями к
учению, третью – с неправильно сформировавшимися навыками учебного
труда и не умеющие трудиться. Тот же метод исп6ользуют А. А. Бударный,
Ю. К. Бабанский и некоторые другие авторы. Знаний о внутреннем строении
неуспеваемости такого рода типологии не дают.
Имеются попытки построить типологию на иных основаниях, в частности
на характеристиках учебного труда учащихся и структуре их личности. Такой
подход можно обнаружить у П. П. Блонского, который, составляя общую
типологию школьников, выделил и типы неуспевающих. Это, вопервых, тип,
названный им «плохой работник». Его чертами являются следующие:1) задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но
вопросов учителю не задает, разъяснений не просит;
2) работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для перехода к
очередным видам работы);
3) не подмечает своих неудач и трудностей;
4) не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует
свою работу;
5) либо работает очень вяло, либо снижает темп постепенно;
6) индифферентно относится к результатам работы.
Указанные черты неуспевающего школьника,
поскольку они
характеризуют его деятельность в учебном процессе, могут быть
использованы в определении неуспеваемости. Другой выделенный тип назван
патологическим — это эмоциональные, часто имеющие неудачи в учении
школьники, встречающие специфическое к себе отношение окружающих. Они
заявляют «не могу» до начала работы, нуждаются в одобрении со стороны
окружающих, тяжело переносят трудности и , неудачи. В данном случае
выделенные черты носят скорее психологический, нежели дидактический,
характер.
Психологическую типологию неуспеваемости дает Н.И. Мурачковский:
за основу в данном случае взят характер взаимоотношений наиболее
существенных сторон личности школьников.
Деление неуспевающих школьников на типы можно осуществить в
зависимости от характера соотношения двух основных групп свойств
личности школьников:
1. Особенности мыслительной деятельности, связанные с обучаемостью.
2.
Направленность личности школьника, определяющая его отношение к
учению.
На этой основе выделено три типа неуспевающих школьников:
1.
Неуспевающие учащиеся, для которых характерно низкое качествомыслительной деятельности при положительном отношении к учению и
сохранении позиции школьника.
2.
Учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной
деятельности при отрицательном отношении к учению и частичной или
полной утрате позиции школьника.
3.Неуспевающие, для которых характерно низкое качество мыслительной
деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате
позиции школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу.
Первый тип неуспевающих школьников.
Для всех школьников этого типа характерна низкая обучаемость,
связанная со сниженным уровнем мыслительных операций. Слабое развитие
процесса мышления (анализа,
обобщения и
конкретизации) вызывает серьезные трудности в усвоении учебного
сравнения,
синтеза,
материала, которые способствуют возникновению у школьников упрощенного
подхода к решению мыслительных задач. При таком подходе учащиеся
стремятся приспособить учебные задания к своим ограниченным
возможностям или вообще избегают умственной работы, в результате чего
происходит задержка умственного развития и не формируются навыки
учебной работы.
Неуспех в учебе и неумение работать вместе с классом не являются для
них источником морального конфликта, так как в силу ограниченности своих
познавательных возможностей свое отставание они правильно видят в
неспособности усваивать отдельные предметы наравне со всеми. Отсутствие
морального конфликта способствует сохранению позиции школьника и
формированию положительной моральной направленности, так как понимание
причин неуспеха при положительном отношении к учению является хорошим
стимулом для преодоления недостатков. Об этом говорит тот факт, что
школьники этого типа охотно принимают помощь учителей и товарищей.Второй тип неуспевающих школьников.
Учащиеся этого типа в школу приходят с хорошей интеллектуальной
подготовкой, с желанием хорошо учиться. Однако на качестве их учебной
работы отражается прежде всего то, что они привыкли заниматься только тем,
что им нравится при отсутствии более широкой и устойчивой мотивации в
учебном труде эти ученики избегают активной умственной работы по
предметам, усвоение которых требует систематического и напряженного
труда (языки, математика), задания по устным предметам усваивают
поверхностно. В процессе такой работы у них не формируются навыки
учения, умения преодолевать трудности. Наряду с этим у них складывается
определенный подход к работе: небрежное ее выполнение, низкий темп. У
школьников второго типа неуспех в учении неизбежно ведет к моральному
конфликту. Он возникает в связи с противоречием между их более широкими
интеллектуальными возможностями и слабой реализации этих возможностей,
что объясняется отсутствием навыков самостоятельной учебной работы.
Моральный конфликт обнаруживается у них на раннем этапе обучения и не
только определяет отрицательное отношение к учению, но и ведет к отрыву от
классного коллектива,
отрицательной моральной направленности.
что может стать причиной возникновения
Третий тип неуспевающих школьников.
Для этого типа, как и для первого характерна низкая обучаемость.
Слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьезные трудности в
усвоении учебного материала. При выполнении учебных задач у этих
школьников отсутствует критичность; манипулируя цифрами, они легко
приходят к абсурду. Причем полученные результаты они не пытаются
сравнивать с результатами других школьников. Выполнение работы подобным
образом свидетельствует не только о трудностях в усвоении и неумении
работать, но и о беспечном отношении к учению. У этих школьников весьмаотчетливо проявляется узость мышления.
Слабое развитие мотивационной стороны познавательной деятельности
проявляется в отсутствии познавательных интересов, в характере общей
Совокупность этих качеств определяет
направленности личности.
отрицательное отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление
оставить школу. Общее отрицательное отношение определяет интересы этой
категории. В школе их больше всего привлекают такие предметы как
физкультура, уроки труда.
Более частные характеристики учебного труда учащихся даны в работе
Р. Л. Гинзбург. Автор имеет в виду разные уровни усвоения учащимися
учебного материала. Под учебным материалом в данном случае понимается
текст учебника, а различные типы усвоения соотносятся с определенным
уровнем смысловой переработки текста. Так, одни неуспевающие ученики
характеризуются тем, что они совсем не могут следить за ходом объяснения
учителя и испытывают серьезные трудности при чтении текста учебника,
другие – тем, что справляются с анализом – синтезом только в некоторых
случаях, в частности, когда речь идет о конкретных предметах и явлениях.
Общим для неуспевающих учащихся выступает нежелание напрягать свои
умственные силы, отрицательное отношение к более сложным методам
работы.
Внимание исследователей сосредоточено в основном на сфор
мировавшейся, фиксированной неуспеваемости, и главной целью выступает
изучение ее причин. В частности, Н. А. Менчинская и ее сотрудники изучают
только тех учащихся, которые не успевают по многим предметам в течение
ряда лет. В исследовании Ю. К. Бабанского анализ причин неуспеваемости со
ставляет основной метод разработки средств предупреждения
неуспеваемости.