Типы неуспевающих школьников

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Как путь проникновения в сущность неуспеваемости можно рассматривать и выявление типов неуспевающих школьников. Хотя неуспевающие школьники имеют общие черты, они существенно отличаются друг от друга. В практике повседневной работы с ними в каждом конкретном случае неуспеваемости мы встречаемся с совершенно новыми особенностями, требующими поисков новых путей индивидуального подхода. Такая «многоликость» школьной неуспеваемости создает значительные трудности в работе учителей по ее преодолению.
Иконка файла материала Типы неуспевающих школьников.doc
Типы неуспевающих школьников Как   путь   проникновения   в   сущность   неуспеваемости   можно рассматривать и выявление типов неуспевающих школьников.  Хотя   неуспевающие   школьники   имеют   общие   черты,  они   существенно отличаются друг от друга. В практике повседневной работы с ними в каждом конкретном   случае   неуспеваемости   мы   встречаемся   с   совершенно   новыми особенностями, требующими поисков новых путей индивидуального подхода. Такая   «многоликость»   школьной   неуспеваемости   создает   значительные трудности   в   работе   учителей   по   ее   преодолению.   Длительное   изучение школьной   неуспеваемости   дает   основание   сделать   вывод,   что   она   имеет типические   проявления.   Тип   неуспевающего   школьника   характеризуется своеобразным   сочетанием   важнейших   свойств   личности,   сложившихся   в результате длительной неуспеваемости, которая определяет его достижения в учебной работе. В основу  типологии неуспевающих  школьников  многие авторы кладут изученные ими причины неуспеваемости. Так поступает, в частности, Л. С. Славина:   типы   неуспевающих   выделяются   ею   по   доминирующей   причине. Одну группу неуспевающих составляют те учащиеся, у которых отсутствуют действенные   мотивы   учения,   другую   –   дети   со   слабыми   способностями   к учению,   третью   –   с   неправильно   сформировавшимися   навыками   учебного труда и не умеющие трудиться. Тот же метод исп6ользуют А. А. Бударный, Ю. К. Бабанский и некоторые другие авторы. Знаний о внутреннем строении неуспеваемости такого рода типологии не дают. Имеются попытки построить типологию на иных основаниях, в частности на характеристиках учебного труда учащихся и структуре их личности. Такой подход   можно  обнаружить  у   П.  П.  Блонского,  который,  составляя   общую типологию школьников, выделил и типы неуспевающих. Это, во­первых, тип, названный им «плохой работник». Его чертами являются следующие:1)   задания   воспринимает   невнимательно,   часто   их   не   понимает,   но вопросов учителю не задает, разъяснений не просит; 2) работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы);  3) не подмечает своих неудач и трудностей;  4) не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу; 5) либо работает очень вяло, либо снижает темп постепенно;  6) индифферентно относится к результатам работы.  Указанные   черты   неуспевающего   школьника,   поскольку   они характеризуют   его   деятельность   в   учебном   процессе,   могут   быть использованы в определении неуспеваемости. Другой выделенный тип назван патологическим   —   это   эмоциональные,   часто   имеющие   неудачи   в   учении школьники, встречающие специфическое к себе отношение окружающих. Они заявляют «не могу» до начала работы, нуждаются в одобрении со стороны окружающих,   тяжело   переносят   трудности   и   ,   неудачи.   В   данном   случае выделенные   черты   носят   скорее   психологический,   нежели   дидактический, характер. Психологическую типологию неуспеваемости дает Н.И. Мурачковский: за   основу   в   данном   случае   взят   характер   взаимоотношений   наиболее существенных сторон личности школьников.  Деление   неуспевающих   школьников   на   типы   можно   осуществить   в зависимости   от   характера   соотношения   двух   основных   групп   свойств личности школьников:  1. Особенности мыслительной деятельности, связанные с обучаемостью. 2. Направленность личности школьника, определяющая его отношение к учению.  На этой основе выделено три типа неуспевающих школьников: 1. Неуспевающие   учащиеся,   для   которых   характерно   низкое   качествомыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника. 2. Учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции школьника. 3.Неуспевающие,   для   которых   характерно   низкое   качество   мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу. Первый тип неуспевающих школьников. Для   всех   школьников   этого   типа   характерна   низкая   обучаемость, связанная со сниженным уровнем мыслительных операций. Слабое развитие процесса   мышления   (анализа,   обобщения   и конкретизации)   вызывает   серьезные   трудности   в   усвоении   учебного   сравнения,   синтеза, материала, которые способствуют возникновению у школьников упрощенного подхода   к   решению   мыслительных   задач.   При   таком   подходе   учащиеся стремятся   приспособить   учебные   задания   к   своим   ограниченным возможностям  или вообще избегают умственной работы, в результате  чего происходит   задержка   умственного   развития   и   не   формируются   навыки учебной работы. Неуспех в учебе и неумение работать вместе с классом не являются для них источником морального конфликта, так как в силу ограниченности своих познавательных   возможностей   свое   отставание   они   правильно   видят   в неспособности усваивать отдельные предметы наравне со всеми. Отсутствие морального   конфликта   способствует   сохранению   позиции   школьника   и формированию положительной моральной направленности, так как понимание причин неуспеха при положительном отношении к учению является хорошим стимулом   для   преодоления   недостатков.   Об   этом   говорит   тот   факт,   что школьники этого типа охотно принимают помощь учителей и товарищей.Второй тип неуспевающих школьников. Учащиеся   этого   типа   в   школу   приходят   с  хорошей   интеллектуальной подготовкой, с желанием хорошо учиться. Однако на качестве их учебной работы отражается прежде всего то, что они привыкли заниматься только тем, что им нравится при отсутствии более широкой и устойчивой мотивации в учебном   труде   эти   ученики   избегают   активной   умственной   работы   по предметам,   усвоение   которых   требует   систематического   и   напряженного труда   (языки,   математика),   задания   по   устным   предметам   усваивают поверхностно.  В   процессе   такой   работы   у   них   не   формируются   навыки учения, умения преодолевать трудности. Наряду с этим у них складывается определенный подход к работе: небрежное ее выполнение, низкий темп. У школьников второго типа неуспех в учении неизбежно ведет к моральному конфликту. Он возникает в связи с противоречием между их более широкими интеллектуальными возможностями и слабой реализации этих возможностей, что   объясняется   отсутствием   навыков   самостоятельной   учебной   работы. Моральный конфликт обнаруживается у них на раннем этапе обучения и не только определяет отрицательное отношение к учению, но и ведет к отрыву от классного   коллектива, отрицательной моральной направленности.   что   может   стать   причиной   возникновения Третий тип неуспевающих школьников. Для   этого   типа,   как   и   для   первого   характерна   низкая   обучаемость. Слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьезные трудности в усвоении   учебного   материала.   При   выполнении   учебных   задач   у   этих школьников   отсутствует   критичность;   манипулируя   цифрами,   они   легко приходят   к   абсурду.   Причем   полученные   результаты   они   не   пытаются сравнивать с результатами других школьников. Выполнение работы подобным образом   свидетельствует   не   только   о   трудностях   в   усвоении   и   неумении работать, но и о беспечном отношении к учению. У этих школьников весьмаотчетливо проявляется узость мышления. Слабое развитие мотивационной стороны познавательной  деятельности проявляется   в   отсутствии   познавательных   интересов,   в   характере   общей   Совокупность   этих   качеств   определяет направленности   личности. отрицательное отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу. Общее отрицательное отношение определяет интересы этой категории.   В   школе   их   больше   всего   привлекают   такие   предметы   как физкультура, уроки труда.  Более частные характеристики учебного труда учащихся даны в работе Р.   Л.   Гинзбург.  Автор   имеет   в   виду   разные   уровни   усвоения   учащимися учебного материала. Под учебным материалом в данном случае понимается текст   учебника,   а   различные   типы   усвоения   соотносятся   с   определенным уровнем   смысловой   переработки   текста.   Так,   одни   неуспевающие   ученики характеризуются тем, что они совсем не могут следить за ходом объяснения учителя   и   испытывают   серьезные   трудности   при   чтении   текста   учебника, другие – тем, что справляются с анализом – синтезом только в некоторых случаях, в частности, когда речь идет о конкретных предметах и явлениях. Общим   для   неуспевающих   учащихся   выступает   нежелание   напрягать   свои умственные   силы,   отрицательное   отношение   к   более   сложным   методам работы. Внимание   исследователей   сосредоточено   в   основном   на   сфор­ мировавшейся, фиксированной неуспеваемости, и главной целью выступает изучение ее причин. В частности, Н. А. Менчинская и ее сотрудники изучают только тех учащихся, которые не успевают по многим предметам в течение ряда лет. В исследовании Ю. К. Бабанского анализ причин неуспеваемости со­ ставляет   основной   метод   разработки   средств   предупреждения неуспеваемости.