Точечный массаж - одно из самых уникальных методов позволяющих воздействовать на определенные точки тела, которые могут изменить состояние здоровья малыша, укрепить иммунитет и предотвратить развитие многих заболеваний, в том числе грипп. Суть метода заключается в воздействии на 9 биоактивных точечных зон на теле ребёнка.
Во время проведения точечного массажа происходит раздражение рецепторов мышц и кожи, сухожилий, пальцев рук, импульсы от которых проходят одновременно в головной и спинной мозг, а оттуда уже поступает команда включиться в работу различным органам и структурам.
Точечный массаж не имеет возрастных ограничений. Его можно использовать с самых первых дней жизни. При систематическом и правильном применении он дает отличные результаты. Точечный массаж противопоказан только тогда, когда в области зон массажа есть гнойничковые поражения кожи, а также родинки, бородавки, новообразования. Наиболее популярным сегодня является точечный массаж биологически активных точек организма по системе профессора А.А.Уманской.
Для профилактики гриппа и ОРЗ точечный массаж рекомендуется делать ежедневно, от 3 до 6 раз в день, последний раз не меньше, чем за два часа до сна. Не следует проводить массаж сразу после приема пищи.
Приемы точечного массажа очень легко освоить взрослым, а затем научить детей.
Точка 1. Расположена в центре грудины, на уровне прикрепление 4-го ребра. Связана со слизистой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение.
Точка2. Расположена в центре яремной вырезки грудины. Регулирует иммунные функции организма. Повышает сопротивляемость инфекционным заболеваниям.
Точка 3. Располагается симметрично на уровне верхнего края щитовидного хряща, у переднего края мышцы. Контролирует химический состав крови и одновременно слизистую оболочку гортани.
Точка 4. Расположена симметрично, сзади от уха, на границе волосистой части головы, в центре затылочной впадины. Шею сзади необходимо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регулятором деятельности сосудов головы, шеи и туловища. Нормализируется работа вестибулярного аппарата.
Точка 5. Расположена между 7-м шейным и 1-м грудным позвонком, где при наклоне головы вперед ощущается впадина ниже самого выступающего позвонка.
Точка 6. Расположена симметрично между носогубной складкой в середине крыла носа. Улучшает кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит.
Точка 7. Расположена симметрично у внутреннего края надбровной дуги. Улучшается кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга.
Точка 8. Расположена симметрично в углублении спереди козелка уха. Массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат.
Точка 9. Симметричная, между 1-й и 2-й пястными костями, на конце кожной складки при отведении большого пальцы. Руки человека связаны со всеми органами. При массаже этих точек нормализуются многие функции организма.
Точечный самомассаж лица для детей , так же способствует предотвращению простудных заболеваний, позволяет научиться управлять мимикой лица. Можно предложить детям игру «Скульптор», при которой самомассаж выполняется в игровой форме, имитируя работу скульптора. Детей усаживают на стульчик и учат «лепить красивое лицо» :
Дети выполняют поглаживание лба, щек, крыльев носа от центра к вискам, мягкое постукивание по коже, как бы уплотняя ее.
Указательными пальчиками делают надавливание на переносицу и точки над бровями с вращательными движениями по часовой стрелке, затем против нее по 5 раз.
Затем проводят с усилием по бровям и «лепят» щипками брови по направлению к вискам. Можно задействовать точку между бровями «третий глаз» .
Затем средними пальчиками поглаживают под глазами (по глазнице) по направлению от внешнего уголка до внутреннего. Делают акцент на точку на внешнем уголке и в центре глазницы, и легко проводят по верхнему веку по направлению к внешнему уголку глаз (глаза закрыты) . Такими способами задействуют слизистую оболочку полости носа (решетчатых образований) и пазух лба, лобные отделы головного мозга, активизируя в них кровообращение, включая также глазное яблоко, для улучшения зрения и стимулирования умственного развития.
Указательными или средними пальчиками легко надавливают на крылья носа, проводят их по переносице в сторону носовых пазух, легко подергивают и пощипывают себя за кончик носа. Этим задействуют передние и средние доли гипофиза, слизистые оболочки носа, гайморовых полостей, улучшая в них кровообращение.
Затем нужно потереть ушную раковину и прижать точку возле козелка уха для положительного воздействия на орган слуха и вестибулярный аппарат.
Исследования, проведённые А.А.Уманской показали, что при использовании точечного массажа в организме происходит саморегуляция выработки целого ряда биологически активных веществ: интерферона, иммуноглобулины А, и, как следствие, повышается сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям.
1- я точка - бугорок на грудине (чуть выше середины грудины).
Точка связана со слизистой трахеи, бронхов, а также с костным мозгом. При массаже этой точки уменьшается кашель, проходят болевые ощущения за грудиной, нормализуется кровоснабжение органов.
2 – я точка – над яремной выемкой на грудине.
Точка связана со слизистой оболочкой нижних отделов глотки, гортани, вилочковой железой – центральным органом иммунной системы. При воздействии на эту зону повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям верхних дыхательных путей.
3 – я точка - на шее сбоку в развилке сонных артерий (симметричная).
Точка связана со слизистой оболочкой глотки, гортани и щитовидной железой. Массаж этих зон регулирует химический и гормональный состав крови, повышает защитные свойства слизистой глотки и гортани, уменьшает охриплость голоса.
4 – я точка – симметричная на задней поверхности шеи.
Точка связана с задней стенкой глотки. При массаже активизируется кровоснабжение головы, шеи, туловища, нормализуется работа вестибулярного аппарата, проходит головная боль и головокружение.
5 – я точка - расположена в области остистого отростка 7 – го шейного и 1 – го грудного позвонков.
Точка связана со слизистой глотки, трахей, пищевода, нижним шейным симпатическим узлом. Массаж этой зоны способствует нормализации деятельности сосудов сердца, бронхов, лёгких.
6 – я точка – расположена у крыльев носа (симметричная).
Точка связана со слизистыми оболочками гайморовых пазух и полости носа, а также со стволовыми структурами мозга и гипофиза. Эти зоны можно назвать «зонами жизни». При воздействии на них дыхание становится свободным, улучшается настроение, нормализуются рост и вес.
7 – я точка – симметричная у начала бровей.
Точка связана со слизистыми оболочками лобных пазух и полости носа, а также лобными отделами мозга. При массаже этих точек проходит головная боль, улучшаются память и внимание.
8 – я точка - симметричная у козелка ушной раковины.
Точка связана со слизистой среднего уха, вестибулярным аппаратом. Одновременно можно провести массаж под мочкой уха, всей ушной раковины, растирая её снизу – вверх. При воздействии на эти зоны улучшается слух, ускоряется развитие речи, уменьшаются неприятные ощущения головокружения и тошноты в транспорте. Имеет тонизирующее воздействие на весь организм.
9 – я точка – симметричная на кистях рук между большим и указательным пальцами.
Руки человека связаны через верхний шейный и звездчатый нервными узлами со всеми органами. Большой и указательный пальцы занимают самую большую поверхность в коре головного мозга. Массаж этой зоны нормализует многие функции организма, и усиливают работу всех выше перечисленных зон.
Можно начинать с 1,5 лет в игровой форме, используя в основном растирающие и поглаживающие приёмы.
Используется как элемент утренней гимнастики, физкультминутки, бодрящей гимнастики, массаж перед занятием.
Массаж имеет тонизирующее воздействие, поэтому нежелательно использовать его перед дневным сном.
КОМПЛЕКС №1.
1.Соединить ладони и потереть ими одна о другую до нагрева.
2.Нажиматъ указательным пальцем точку под носом.
3.Указательным и большим пальцем лепить «уши».
4.Вдох через левую ноздрю (правая закрыта указательным пальцем), выдох через правую ноздрю (при этом левая закрыта).
5. Вдох через нос и медленный выдох через рот.
КОМПЛЕКС №2.
1. Соединить ладони и потереть до нагрева одну ладонь о другую поперек.
3. Указательными пальцами массировать ноздри.
4. Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами:
«примазывать», чтобы не «отклеились».
5.Сделать вдох, на выдохе произносить звук «М-м-м», постукивая пальцами по крыльям носа.
6.Вдох через нос, выдох через рот на ладонь – «сдуваем с ладони».
КОМПЛЕКС №3.
1. «Моем» кисти рук.
2. Указательным и большим пальцем надавливаем на каждый ноготь другой руки.
3. «Лебединая шея». Легко поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку.
4. Вдох через нос, задержка дыхания, медленный выдох через рот.
5. Несколько раз зевнуть и потянуться.
КОМПЛЕКС №4.
1. Соединить ладони, потереть ими до нагрева.
2. Указательными пальцами нажимать точки около ноздрей.
3. «Уколоть» указательным и большим пальцами, как «клешней» перегородку носа.
4.Указательными пальцами с нажимом «рисуем» брови.
5.Указательным и большим пальцами «лепим» уши снизу вверх.
6. Вдох через нос, медленный выдох через рот.
КОМПЛЕКС №5.
1. Соединить ладони вместе и потереть ими поперек до нагрева.
2. Слегка подергать кончик носа.
3. Указательным пальцем массировать точку под носом.
4.Указательными пальцами нажимать точку у рта в местах соединения губ.
5. Растирать за ушами.
6. Вдох, на выдохе слега постукивать по ноздрям со звуком «М-м-м».
7. Вдох через нос, выдох через рот на ладонь – «сдуваем снежинку с руки».
КОМПЛЕКС №6.
1. «Моем» кисти рук.
2. Поглаживаем нос от ноздрей к переносице.
3. Средними пальцами надавливаем на ушные козелки.
4. Поглаживаем двумя руками шею от грудного отдела к подбородку.
5. Игра «Веселая пчелка». Вдох свободный, на выдохе произносить звук «З-з-з». Дети должны представить, что пчелка села на руку, на ногу, на нос. Помочь детям направить внимание на нужный участок тела.
6. Несколько раз зевнуть и потянуться.
КОМПЛЕКС №7
Разотру ладошки сильно, Растирание ладоней .
Каждый пальчик покручу, Захватить каждый пальчик
Поздороваюсь с ним сильно у основания и вращательными
И вытягивать начну. движениями дойти до ногтевой фаланги .
Руки я затем помою. Потереть ладошку о ладошку.
Пальчик в пальчик я вложу, Пальцы в «замок».
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики, Пальцы расцепить и перебирать ими.
Пусть бегут как зайчики.
КОМПЛЕКС №8
(массаж лица)
1. Поглаживаем лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукиваем по коже, словно уплотняем ее, чтобы она была упругой.
2. Надавливаем пальцами на переносицу, середину бровей, делая вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки.
3. С усилием, надавливая, рисуем желаемый красивый изгиб бровей, затем щипками лепим густые брови от переносицы к вискам.
4. Мягко и нежно лепим глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные, пушистые реснички.
5. Надавливая на крылья носа, ведем пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергиваем себя за нос и представляем, какой красивый нос у него получился.
КОМПЛЕКС №9
(массаж головы)
1. Сильным нажатием пальчиков имитируем мытье головы.
2. Пальцами, словно граблями, ведем от затылка, от висков, от лба к середине головы, словно сгребаем сено в стог.
3. Спиралевидными движениями ведем пальцы от висков к затылку.
4. «Догонялки»: сильно ударяем подушечками пальцев, словно по клавиатуре, «бегаем» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.
5. С любовью и лаской расчесываем пальцами, словно расческой, волосы и представляем, что его прическа самая красивая.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.