Традиционные игры в детском саду
Оценка 4.8

Традиционные игры в детском саду

Оценка 4.8
docx
20.03.2022
Традиционные игры в детском саду
Традиционные игры в детском саду.docx

Традиционные игры в детском саду

В самом названии игр – традиционные – заложен их основной смысл, а именно передача того самого ценного, что есть в культуре каждого народа, - культурных традиций. Для детей такие игры служат важным источником информации об окружающем мире, так приобретались знания, передавался родовой опыт деятельности, ценности. Универсальные качества в традиционной игре ребенку передаются, как правило, в самобытной форме, присущей конкретному эпосу.

Нужны ли современному ребенку такие игры? Со всей очевидностью можно ответить - нужны. Универсальные функции традиционных игр сохраняют свое значение и для современных детей. Они передают ребенку традиции, свойственные этике, эстетике и менталитету своего народа, способность обогатить общечеловеческую культуру воспитания, адресованную прежде всего каждому ребенку индивидуально. Создание условий для развития традиционных игр связанно с содержательной работой по приобщению детей к традиционной (народной) культуре. Для этого с детьми проводится соответствующая работа. Она включает в себя следующие компоненты: занятия, наблюдения, чтения художественной литературы, просмотр фильмов, театрализованных постановок, посещение различных музеев, выставок, досуги и праздники, а также изобразительная и музыкальная деятельность. Сюда же включаем ознакомление дошкольников с наиболее яркими и доступными символами, элементами традиционной культуры (блюдами национальной кухни, одеждой, предметами быта, музыкальными инструментами, игрушками). Все это в полной мере помогает понять, как устроен, образ жизни народа, установить связи между названием и происхождением конкретных вещей, вызвать интерес у детей и стремление к дальнейшему познанию.

Традиционные игры способствуют возникновению эмоционально-психологического эффекта соучастия, сопереживания детей тому, о чем они узнают. Ознакомление ребенка с традиционными играми разных народов способствует воспитанию уважительного отношения к культуре других народов, помогает укрепить отношения между взрослыми и детьми, между взрослыми разных поколений (бабушки, дедушками, прабабушки и прадедушки и др.).

Традиционная игра – это деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет одна цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В любой игре есть свои правила, поэтому она приучает подчинять свои действия и мысли определенной задаче, воспитывает целеустремленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, учиться справедливо оценивать себя и поступки своих товарищей.

Примеры игр, которые можно предложить детям.

Для детей 2 – 3 лет.

«Бычок пестренький».

 

Дети становятся в круг. Взрослый играет роль бычка. Бычок встает в центр, а дети идут по кругу и выполняют движения под песню.

Бычок пестренький,

Долгохвостенький,

Рожки востренькие.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На лужок водили,

Ты нас не бодай,

С нами поиграй,

Скорее догоняй.

Бычок им отвечает: «Му-у-у! Догоню!» - и бежит за детьми.

«Куры и петух».

Воспитатель надевает на ребенка шапочку петушка. Петушок находится на одном конце комнаты, а на другом – куры, которые сидят полукругом или стоят свободно. Дети двигаются в соответствии с текстом.

Петя – Петя петушок,

Петя – красный гребешок,

Он по дворику гуляет,

Громко песни распевает:

«Ку-ка-ре-ку!»

К нему куры подбежали: «Ко-ко-ко».

Куры крыльями махали: «Ко-ко-ко»

Куры зерна собирали: «Ко-ко-ко»

Клювом по земле стучали: Тук-тук-тук.

Киска мурка увидала, всех распугала.

Игры для детей 3 – 5 лет.

Большинство игр для детей 3 – 4 лет носят подражательный характер и не имеют правил. Игры для детей данного возраста являются общими для девочек и мальчиков; большинство из них знакомят детей с семейным бытом

(«Курочка – хохлатка») и направлены на развитие различных движений («Заинька», «Шла коза по лесу»). Также в этом возрасте традиционные игры представлены несложными хороводами, которые вызывают у детей положительные эмоции, за счет того, что дети имеют возможность действовать так же, как взрослый и получать от этого удовольствие.

«Шла коза по лесу».

Игроки встают в круг, коза – в центре. Все идут по кругу в правую сторону, а коза – влево. Коза выбирает кого-то из ребят, выводит в середину круга. Они исполняют движения в соответствии со словами. Все стоящие в кругу повторяют движения за ними.

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу,

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу,

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

 

Головкой покачаем, качаем, качаем.

И снова начинаем, начинаем, начинаем.

Теперь в кругу выбирают себе пару уже два человека. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не встанут в круг.

«Солнышко».

По считалочке выбирают водящего – солнышко. Остальные дети встают в круг. Солнышко стоит посредине круга, все поют:

Гори, солнце, ярче!

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее!

На первые две строчки дети водят хоровод, на последующие две поворачиваются лицом к друг другу, делают поклон, затем подходят ближе к солнышку. Оно говорит: «Горячо!» - и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребенок замирает и выбывает из игры.

Традиционные игры детей 4 – 5 лет выполняют функцию постепенного приобщения их к традиционной празднично-игровой культуре взрослых. Дети знакомятся с народным игровым календарем, который делится на два больших периода: зимний и летний. Каждое время года имеет свои забавы. Каждому празднику соответствуют свои игры: зимой – игры в снежки, шумные катания на санках, колядование в святки, участие в рождественских обрядах; весной – «Катание яиц» на Пасху, «Весна – Весняночка» и др. Таким образом, постепенно определенные праздники в сознании ребенка ассоциируются с определенными играми и забавами.

Традиционные игры для детей этого возраста отличаются появлением в них простых правил, разнообразием сюжета и предметов, используемых в игре («Зеленая репка», «Съедобное – несъедобное», «Яблочко» и др.)

«Зеленая репка».

Все игроки, взявшись за руки, встают в круг, поют песню:

Зеленая репка, держись крепко,

Кто оборвется, тот не вернется.

Раз, два, три.

На счет «три» все поворачиваются вокруг, кому как захочется, но руки стараются не расцеплять. Кто разорвет руки, входит в круг, остальные повторяют песню. И так несколько раз.

«Царь – горох».

По считалочке выбирается Царь Горох. Обычно он должен сидеть на небольшом пригорке. Играют по 5-7 человек, так как большой группе играющих труднее и дольше договорится. Договариваются о любых действиях, изображающих труд людей, какие-либо бытовые ситуации. Изображать действия можно руками, ногами, всем телом, мимикой, но нельзя произносить ни звука.

Игроки, выбрав Царя Гороха, отходят в сторону и шепотом договариваются о том, что будут изображать. Затем подходят со словами: «Здравствуй, Царь Горох!» Тот отвечает: «Здравствуйте милые детки! Где вы были? Что вы делали?» Играющие отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем!» После этого дети начинают показывать то, о чем договорились.

 

Царь Горох должен отгадать, что они показывают. Если не угадывает, его спрашивают: «Сдаешься?» Тогда рассказывают задуманное, затем загадывают снова. Если Царь Горох угадывает, то догоняет детей.

«Как у бабушки Ларисы».

Все игроки становятся в круг, один из них – водящий – в центре. Играющие идут по кругу со словами:

Как у бабушки Ларисы,

Было семеро детей,

Они не пили, не ели,

Все на бабашку глядели,

Разом делали вот так……

Игрок, стоящий в центре круга, изображает фигуру, играющие повторяют ее за водящим и замирают. Первый пошевелившийся игрок выходит из круга.

Если водящий мальчик, то слова «Как у бабушки Ларисы...» заменяются словами «Как у дедушки Ивана…»

Для детей 5 – 7 лет.

В период от 5 до 7 лет традиционные игры старших дошкольников вступают в пору своего расцвета. Дети старшего дошкольного возраста хорошо знакомы и с удовольствием играют в традиционные игры. Нередко они сами их затевают «Колечко-колечко», «Ручеек», «Бояре» и др.) Большинство традиционных игр детей этого возраста формируют у ребенка универсальные человеческие качества: они связанны с ориентировкой в пространстве, умением управлять своими движениями, действовать. Подчиняясь правилу и определенной ситуации, развивают координацию и мелкую моторику и др.

«Золотые ворота».

Двое детей стоят лицом друг к другу, держатся за обе руки, подняв их к вверх, образуя ворота. Остальные берутся за руки и проходят цепочкой через ворота по несколько раз, пока звучит песня:

Золотые ворота пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй раз разрешается,

А на третий раз не пропустим вас!

С последними словами двое игроков, изображающие ворота, резко опускают руки, пытаясь поймать в свой круг кого-нибудь. Кого поймают – тот встает вместе с воротами. Теперь в цепочке меньше детей и больше дырок, куда можно проходить в ворота. Игра продолжается до тех пор, пока не поймают последнего.

«Кухня».

Каждый игрок выбирает себе имя из кухонных вещей, например: тарелка, вилка, нож и т.д. Один из игроков начинает задавать вопросы, указывая либо на окружающие предметы, либо на самого себя: «Это что у вас на носу?» Второй игрок должен отвечать только своим именем, например: «Тарелка».

- Что на лице?

- Тарелка

 

- На чем сидите?

- На тарелке и т. д.

Если спрашиваемый засмеется или скажет лишнее, с него берут фант.

И в заключении хочется сказать, что приобщение к национальной культуре, обеспечивает личностное и эмоциональное обогащение детей. Только в таких условиях может быть сформирована полноценная личность, которая в полной мере станет носителем и гарантом сохранности и приумножения собственной культуры.


 

Традиционные игры в детском саду

Традиционные игры в детском саду

Дети становятся в круг. Взрослый играет роль бычка

Дети становятся в круг. Взрослый играет роль бычка

Головкой покачаем, качаем, качаем

Головкой покачаем, качаем, качаем

Царь Горох должен отгадать, что они показывают

Царь Горох должен отгадать, что они показывают

На чем сидите? - На тарелке и т

На чем сидите? - На тарелке и т