Материалистическое понимание истории можно резюмировать таким образом:
1. Данное понимание истории исходит из решающей, детерминирующей роли материального производства непосредственной жизни. Необходимо изучать реальный процесс производства и порожденную им форму общения, то есть производственные отно-шения.
2. Оно показывает, как возникают различные формы общественного сознания – религия, философия, мораль, право и т. д. – и каким образом они детерминируются материальным производством.
3. Оно всегда остается на почве действительной истории, объясняет не практику из идей, а идейные образования из материальной жизни.
4. Оно считает, что каждая ступень развития общества застает определенный материальный результат, определенный уровень производительных сил, определенные производственные отношения. Новые поколения используют производительные силы, приобретенный предшествующим поколением капитал и таким образом одновременно создают новые ценности и изменяют производительные силы.
ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ — понимание исторического процесса, исходящее из признания первичности общественного сознания по сравнению с общественным бытием, абсолютизирующее и мистифицирующее субъективные факторы в истории.
В историческом сознании как методе научного исследования можно выделить три уровня:
естественный (обыденный) уровень;
2) собственно историческое сознание;
3) теоретическое мышление исторического процесса.
Особенности исторического мышления в целом попытался сформулировать И. Я Лернер:
1. умение описать общественное явление или событие, правильно отобрав характерные для него черты и факты;
2. выяснение причин возникновения любого общественного явления;
3. стремление к определению условий сопутствующих историческому явлению и их взаимосвязанности;
4. сознание переходящего характера всякого исторического явления, их исторического значения;
5. осознание многообразия конкретного проявления закономерностей истории;
6. поиск тенденции развития, заложенной в каждом историческом явлении;
7. поиск социальных мотивов, определяющих деятельность общественных групп или отдельных лиц;
8. оценка исторических явлений с позиции их прогрессивности;
9. интерес к сопоставлению прошлого и настоящего;
10. умение извлекать из фактов прошлого уроки истории .
Регрессивный взгляд на историю характерен для традиционного религиозного сознания. Так, в индуизме считается, что вся история мироздания делится на несколько «юг» (этапов), и сейчас мы живем в «кали-юге» — по сравнению с предыдущими, наиболее грубом, жестоком и бездуховном периоде. Теория регресса была характерна и для античности — «золотой век» был в прошлом, а люди античности жили в «железном» — яркими примерами художественной переработки этих идей являются «Труды и дни» Гесиода и «Метаморфозы» Овидия…
В рамках этого подхода цивилизации рассматриваются как биологические организмы, переживающие стадии рождения, расцвета и смерти. Разные ученые выделяют различные типы цивилизаций и характеризуют их по отдельности, вне связи друг с другом, таким образом история человечества предстает не как единый процесс, а как набор замкнутых культурных моделей.
. В данном подходе ученые в качестве факторов волновой динамики выделяют либо физические, либо социокультурные. К первым относится А.Л. Чижевский, докторская диссертация которого «Исследование периодичности всемирно-исторического процесса» (1918) и последующее издание «Физические факторы исторического процесса» (1924) были посвящены воздействию колебаний солнечной активности на исторические события. Отчасти к волновым теориям можно отнести совсем не научные, но существующие в интеллектуальном пространстве нашей культуры астрологические теории, которые объясняют логику исторического развития человечества через движение звезд, планет и созвездий. Ко вторым можно отнести ученых первой половины XX в. — социолога П.А. Сорокина и экономиста Н.Д. Кондратьева. Согласно П.А. Сорокину, существует несколько культурно-исторических типов, которые с разной последовательностью сменяют друг друга. Н.Д. Кондратьев выявил экономическое волновое развитие, основываясь на обширных статистических данных
Формационная концепция исходит из предпосылки, что государство возникает вместе с возникновением классов, которые отличаются друг от друга по способу отношения к средствам производства, распределения продуктов труда, присвоения общественного богатства.
В таком случае общественно-экономические формации выступают прежде всего как стадии развития человеческого общества в целом. Они могут быть и стадиями развития отдельных социоисторических организмов. Но это совершенно не обязательно. Смена формаций в масштабах человечества в целом может происходить и без их смены в качестве стадий развития социоисторических организмов. Одни формации могут быть воплощены в одних социоисторических организмах и их системах, а другие - в других. Такая интерпретация унитарно-формационного, а тем самым и вообще унитарно-стадиального подхода к истории, может быть названа глобально-формационным, а более широко - глобально-стадиальным пониманием истории.
в культурологии осмысление культурно-исторического процесса в контексте плюралистической исторической модели, основанной на аналогии с органической жизнью. Сторонники Ц. к. полагают, что подобно живым организмам, культуры проходят цикл развития от рождения до смерти, если их развитие насильственно не прерывается.
МИР-СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД (мир-системный анализ) - макроисторическая парадигма исследования, которая рассматривает социальную эволюцию экономик, исторических систем и цивилизаций как структурную взаимосвязь в пределах широкомасштабной историко-географической общности, так называемой «мир-
междисциплинарное направление науки, объясняющее образование и самоорганизацию моделей и структур в открытых системах, далеких от термодинамического равновесия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.