В настоящее время во всем мире изменилась ситуация развития детско-родительских отношений. Напряженные социальные, экономические, демографические, экологические проблемы обусловливают нарастание негативных тенденций в становлении личности подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывает прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, возрастание их жестокости, агрессивности, конфликтности. Эти тенденции проявляются остро в детско – родительских отношениях. Это как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Однако, переходя из детского мира во взрослый, ребенок не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому. Они часто конфликтуют с окружающими не потому, что им так хочется, а потому, что они не могут управлять своими эмоциями.
В результате данного занятия, родители должны научиться позитивно налаживать отношения со своими детьми, а в случае возникновения конфликта находить его конструктивное разрешение.Тренинг «Разрешения конфликтов».
Основная цель тренинга — обучение адекватным способам эффективного разрешения конфликтов путем осмысления содержания конфликтной ситуации и оптимизации личного поведения.
Задачи тренинга:
• познакомить родителей с понятием "конфликт";
• дать представление о различных стилях разрешения конфликта;
• углубить самопонимание путем выявления своего собственного стиля, характерного для поведения в конфликте.
трениг разр конф.doc
МБДОУ Д\С № 84 «Ёжик»
Методическая разработка
тренинга для родителей
«Разрешения конфликтов»
Составила:
Т.Г.Белецкая
педагог психолог МБДОУ Д\С № 84 «Ёжик» Ульяновск
2017
Если мира нет в тебе, то мира вокруг тебя быть не может
Святое Писание
Пояснительная записка.
В настоящее время во всем мире изменилась ситуация развития детскородительских
отношений. Напряженные социальные, экономические, демографические, экологические
проблемы обусловливают нарастание негативных тенденций в становлении личности
подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывает прогрессирующая
отчужденность, повышенная тревожность, возрастание их жестокости, агрессивности,
конфликтности. Эти тенденции проявляются остро в детско – родительских отношениях. Это
как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Однако, переходя из
детского мира во взрослый, ребенок не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому. Они
часто конфликтуют с окружающими не потому, что им так хочется, а потому, что они не могут
управлять своими эмоциями.
В результате данного занятия, родители должны научиться позитивно налаживать
отношения со своими детьми, а в случае возникновения конфликта находить его конструктивное
разрешение.
Время проведения: 90 мин
Место проведения: музыкальный зал д/с
Адресат: родители
Ведущий: Белецкая Т.Г. педагог – психолог
2 Тренинг «Разрешения конфликтов».
Основная цель тренинга — обучение адекватным способам эффективного разрешения конфликтов
путем осмысления содержания конфликтной ситуации и оптимизации личного поведения.
Задачи тренинга:
•
•
•
познакомить родителей с понятием "конфликт";
дать представление о различных стилях разрешения конфликта;
углубить самопонимание путем выявления своего собственного стиля, характерного для
поведения в конфликте.
Необходимые материалы:
Листочки и фрукты различных деревьев, вырезанные из цветной бумаги для начала урока и
подведения его итогов.
Два нарисованных дерева (первоначальных и полученных знаний).
Бумага для упражнения "Снежинки" и "Рисунок вдвоём".
Бланк теста "Умеете ли вы держать себя в руках конфликтной ситуации?"
Таблицы для выполнения упражнения "Алфавит эмоций".
Ход занятия
Ведущий. Здравствуйте! Сегодня мы будем говорить о конфликте, выясним, что это такое, каковы его
возможные причины и эмоции.
1. Что такое конфликт.
Что такое конфликт? (Выслушать названные слова: злость, ненависть, ссора, несчастье, стресс,
болезнь, радость, победа и т.д.).
Свои ответы запишите на разноцветных листочках (кленовые, дубовые, берёзовые), которые лежат у
вас на столах.
Итак, слово конфликт в переводе с латинского означает "столкновение", а с точки зрения психологии
Конфликт явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов,
интересов, стремлений, планов различных людей.
Определение конфликта запишите в своих тетрадях, а я в это время ваши листочки прикреплю к
3 дереву первоначальных знаний.
2. Упражнение "Ассоциации".
Если конфликт это одежда, то какая? Если мебель, то какая?
Какой можно сделать вывод? (У конфликтов есть две стороны негативная и позитивная).
Конфликты в жизни неизбежны, если люди имеют свою собственную позицию, не являются
бездумными исполнителями.
Конфликтов нет только тогда, когда все люди одинаковые, как роботы: одинаково думают,
одинаково чувствуют, живут без ссор.
Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Люди то
разные! Эти отличия естественны и нормальны. И сейчас мы ещё убедимся в этом при выполнении
3. Упражнения "Снежинки". Его алгоритм:
Молча, возьмите листок.
Сложите его пополам.
Оторвите правый верхний угол.
Сложите ещё раз пополам.
Ещё раз оторвите правый верхний угол.
Ещё раз сложите пополам.
И ещё раз оторвите верхний правый угол.
Разверните листок и покажите своё "произведение искусства".
Рефлексия.
Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки! Хотя был дан чёткий алгоритм
действий. Почему это произошло? (Ответы родителей).
А если бы все снежинки были одинаковыми, мир был бы скучным и неизменным. Так что конфликты
играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, жизнедеятельности школы,
любой организации, государства, общества и человечества в целом. В какой то мере они даже
необходимы для развития ситуации и отношений, для роста личности, иначе может наступить застой.
4. Анализ ситуаций.
Теперь проанализируем несколько ситуаций.
Ситуация для мужчин:
а) Вам нравится девушка, и вдруг в ваши отношения вмешивается другой парень. Как вы будете
реагировать, если это ваш друг; просто посторонний парень?
Ситуация для женщин:
б) До вас дошли слухи явно искаженного содержания. Как вы поступите, если источником
дезинформации была ваша подруга; просто знакомая?
И повседневная ситуация для всех:
в) Вам на рынке продали бракованный товар. Брак вы заметили позже. Как вы поступите, если
продавец младше вас; если комплекция продавца такова, что Арнольду Шварценеггеру, по
сравнению с ним, делать нечего?
Вы увидели, что не только в различных конфликтных ситуациях мы реагируем поразному; даже и в
4 сходных ситуациях, но с разными людьми, наша реакция может быть иной.
5. Упражнение "Рисунок вдвоем".
Группа делится на пары. Каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания
упражнения разговаривать нельзя.
Необходимо взять одну ручку вдвоем и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать рисунок на
свободную тему.
Готовые рисунки обсуждаются по принципу, "почему нарисовали именно это", "кто что рисовал", "как
вам рисовалось" и т. д. Выясняется, что люди вели себя в этой ситуации совершенно поразному: кто
то "рвался в бой" и рисовал сам, игнорируя партнера; ктото пытался угадать намерения другого и
предложить свои идеи, ктото равнодушно рисовал "по очереди", а ктото вообще. Отдал рисунок на
откуп напарнику.
Почему это так? Оказывается, в тех ситуациях, в которых наши интересы не совпадают с интересами
другого человека (а именно так возникает конфликт!), можно вести себя совершенно поразному.
6. Возможные причины конфликтов
Попадали ли вы когданибудь в конфликтные ситуации?
Бывают ли у вас конфликты с детьми? В чём их суть?
Что вы предпринимаете, чтобы избежать конфликтов , в семье, на работе, с друзьями, с ребенком?
(беседа):
Молодцы! Вы стараетесь найти способы избежать конфликты, но всегда ли это удаётся, мы
проверим с помощью Теста "Умеете ли вы держать себя в руках конфликтной ситуации?
Одни люди не в состоянии оставаться спокойными во время ссоры, другие же способны сохранять
душевное равновесие даже в момент наивысшего накала страстей. Умеете ли вы справляться с
конфликтными ситуациями?
1. Можете ли вы в приступе ярости разбить посуду?
А. Да, это возможно.
Б. Ну, если меня спровоцировать, то безусловно.
В. Нет, это только ухудшит ситуацию, да и посуду жалко.
2. Дискуссии, в которых участники придерживаются разных мнений...
A. Не нужны.
Б. К сожалению, необходимы.
B. Ничего не дают.
3. Двое друзей (подруг) начали горячую дискуссию.
А. Буду держаться в стороне.
Б. Меня это развлечет.
В. Попробую быть посредником.
4. Что вы думаете по поводу изречения "Всегда уступает тот, кто умнее"?
А. Глупости отговорка не для умных, а для слабых.
Б. Подобная тактика способна сохранить много нервных клеток. В.
Перед тем как уступить, нужно все хорошенько обдумать.
5 5. Ваш (а) друг (подруга) несколько дней сильно раздражен (а).
А. Спрошу, что случилось.
Б. Попрошу его (её) быть сдержанным (ой). В.
Буду избегать общения с ним (ней).
6. За соседним столиком в кафе ктото делает бестактные замечания по вашему поводу.
А. Дам отпор.
Б. Я пересяду за другой столик,
В. Меня это не волнует.
Результаты. Подсчитайте количество баллов, пользуясь таблицей
1
А 1
3
Б
В
2
2
3
2
1
3
1
3
2
4
1
2
3
5
2
1
3
6
2
3
1
69 баллов
Вы придаете большое значение гармонии отношений и поэтому стараетесь возникающие конфликты
разрешать мирным путем. К сожалению, это не всегда возможно. Иногда, чтобы разрядить
атмосферу, необходима "гроза".
1014 баллов
Вы никогда не поддаетесь на провокацию, и поэтому вас практически невозможно вывести из себя.
Прежде чем начинать спор, вы всегда пытаетесь оценить ситуацию. Если начинается ссора, вы
сохраняете завидное хладнокровие.
1518 баллов
В любой ситуации для вас, прежде всего важна ясность. И ее вы будете добиваться любой ценой,
иногда даже через конфликт. И, конечно же, иногда вы бываете чересчур эмоциональны.
Ведущий. Большинство конфликтов в школе начинается именно на уровне общения. Они возникают
изза неудачно сказанного слова, обидного сравнения, несправедливой оценки, повышенного
эмоционального состояния. Без эмоций трудно убедить партнёра по общению в своей правоте.
Эмоции помогают найти истину. Количество конфликтных эмоций велико. В этом мы убедимся,
выполнив
8. Упражнение "Алфавит эмоций".
6 Это у нас групповая работа. Сядьте удобнее, чтобы могли видеть и слышать друг друга.
Нужно записать названия эмоций и чувств в конфликте в алфавитном порядке (за исключением
некоторых букв):
А
Б
В
Г
Д
Е ехидство
Ж
3
М
Н
О
п
р
с
Т тревога
У удивление,
уверенность
И
Ч
К кичливость X
Л любование
Я ярость
9. Упражнение "Ответ с улыбкой".
Можно обойти конфликт, если ответить улыбкой. Люди с чувством юмора редко конфликтуют, а уж
если спорят, то всегда приятно, с шуткой, улыбкой (не с сарказмом, злой иронией, а с доброй,
остроумной шуткой).
Разыграем ситуации, где необходимо улыбнуться, пошутить, не дать спору стать конфликтом.
Ситуация 1. Вас не справедливо отругали. Ваша реакция... Обсуждение. Реплика должна быть с
улыбкой.
Ситуация 2. В автобусе вы нечаянно наступили на ногу рядом стоящему человеку. Ваши действия?
10. Рефлексия
Что нового и полезного вы узнали на тренинге? Ответы запишите на бумажных фруктах и поочерёдно
зачитайте нам, а затем прикрепите их к дереву Знаний о конфликте.
Сравните два дерева и сделайте вывод.
Оцените тренинг выбросом пальцев по пятибалльной системе.
Список используемой литературы:
1. Аралова М.А. Коррекционные упражнения для тренингов. ООО “ТЦ Сфера”, 2005.
7 2. Микляева Н.В. и Ю.В. Работа педагогапсихолога в СПО. Методическое пособие. Айрис
пресс. М., 2005.
3. ОзеринаН.П., Савельева Е.Ю. «Технология менеджмента конфликтов», журнал «Школьный
психолог»,№5, 2008г.
8
Тренинг
Тренинг
Тренинг
Тренинг
Тренинг
Тренинг
Тренинг
Тренинг
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.