МБДОУ№27
Тренинг для воспитателей
по теме: "Формирование у дошкольников культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"
Засеева И.И.
музыкальный руководитель
Жарких Н.И.
педагог-психолог
Цель : освоение и последующее применение технологий в практической деятельности педагога-воспитателя.
Задачи тренинга:
· Дать определение понятию здоровья.
· Познакомить участников тренинга с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Педагог-психолог (далее П.-П.): Добрый день, уважаемые педагоги! Мы хотели бы Вам предложить принять участие в тренинге по использованию здоровьесберегающих технологий в вашей работе с детьми и в коллективе ДОУ.
Я предлагаю начать нашу встречу со знакомства. А самое основное занятие в ДОУ, какое?(игра) Игра, вот и мы с вами поиграем и познакомимся поближе. Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, НАТАЛЬЯ – НАСТОЙЧИВАЯ, Марина – миролюбивая и т.д.
П.-П.: Итак, мы с вами познакомились, и все наше дальнейшее общение будет построено на игровых упражнениях.
Упражнение “Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека). Предлагаю Вам, нарисовать воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?
П.-П.: Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.
Когда впервые детям задаешь вопрос, “что же самое дорогое и ценное, в жизни человека”, то чаще всего слышишь в ответ: “деньги”, “машина”, “золото” и т.д. Иногда после наводящих вопросов называют “здоровье”, “жизнь”, а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь: “Вы болеете дети?” Все дружно говорят: “Да” - “А чем вас лечат?” - “Таблетками. А можно быть здоровым без таблеток?” - “Нет!” Такие ответы говорят о том, что детей нужно учить ощущать здоровье, ценить его, быть здоровыми. Ведь именно из детства “ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь”.
Музыкальный руководитель (далее - М.р.): Я предлагаю Вам начать наш путь к здоровью с положительного эмоционального настроя, и принять участие в музыкальном приветствии - валеологической песенки с элементами самомассажа.
Доброе утро!
(разводят руки в стороны с жестом приветствия с наклоном вперёд)
Улыбнись скорее (пружинка с поворотом вправо влево друг к другу)
Доброе утро! (разводят руки в стороны с жестом приветствия с наклоном вперёд)
Будет веселее (хлопают в ладоши).
Мы погладим лобик, щёчки (выполняют движения по тексту)
Разотрём ладошки (выполняют движения по тексту)
Ушки тоже мы потрём (выполняют движения по тексту)
И здоровье сбережём! (знак класс)
Улыбнёмся снова. (Пружинка)
Будем все здоровы! (разводят руки в стороны с жестом приветствия с наклоном вперёд).
Чтобы горло не болело, мы погладим его смело.
Поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху вниз
Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать.
Указательными пальцами растирать крылья носа
Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком
Прикладывать ко лбу ладони «козырьком» и растирать лоб движениями в стороны
Вилку пальчиками сделай, массируй ушки ты умело
Разжать указательные и средние пальцы, растирать пальцами точки за и перед ушами
Знаем, знаем – да-да-да! Нам простуда не страшна.
Потирать ладони друг о друга.
П.-П.: Дыхание - это жизнь, а правильное дыхание - это долгая жизнь! Дыхательная гимнастика - играет важную роль в системе оздоровления дошкольников, ведь ослабленное дыхание не даёт возможности ребёнку правильно строить предложения, проговаривать фразы и даже петь. Не менее полезна дыхательная гимнастика и взрослому человеку, в нашем случае воспитателю. При правильном дыхании организм насыщается кислородом, улучшается кровообращение, улучшается здоровье. В нашем детском саду мы используем дыхательную гимнастику Александры Николаевны Стрельниковой. Она очень проста в исполнении и запоминании и самое главное очень эффективна в лечении и профилактике заболеваний дыхательной системы. Вы уже видели на занятиях, что дети с удовольствием выполняют упражнения. Мы проводим занятия с нашими педагогами и работниками в детском саду. И предлагаем сейчас с нами разучить несколько упражнений, а полный вариант гимнастики вы сможете найти в интернете.
М.р.: Основное упражнение по
методике А.Н.Стрельниковой-
активный громкий короткий вдох, как хлопок в ладоши - через нос,
пассивный свободный выдох - через рот, нос.
1.«Ладошки» И.П. встаньте прямо, согните руки в локтях и «покажите ладони
зрителю». Делайте шумные, короткие вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в
кулаки. Помните! Вдох носом – активный, выдох через рот - абсолютно
пассивный, неслышный.
Упражнение «Ладошки» можно делать стоя, сидя и лежа.
2.
«Погончики» И.П. встаньте прямо, кисти
рук сожмите в кулаки и прижмите к животу, на уровне пояса. В момент вдоха резко
толкайте кулаки вниз к полу. Затем кисти рук возвращаются в и.п. Выше пояса кисти
не поднимать.
Упражнение «Погончики» можно делать стоя, сидя и лежа.
3. «Насос» («Накачивание шины"). И.П. встаньте прямо, ноги
чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища. Сделайте легкий поклон (руками
тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох
носом (во второй половине поклона). Вдох должен кончиться вместе с поклоном.
Слегка приподняться, но не выпрямляться, и снова поклон и короткий, шумный вдох
"с пола". Поклоны делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь,
достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.
Помните! «Накачивать шину» надо в темпо ритме строевого шага.
Упражнение «Насос» можно делать стоя и сидя.
Ограничения: низко не кланяйтесь. Поклон делается едва заметно, но
обязательно с шумным и коротким вдохом через нос. Выдох делается после каждого
вдоха (пассивно) через рот, но не открывайте его широко
Упражнение «Насос» очень результативное, часто останавливает приступы
бронхиальной астмы, сердечный и приступ печени.
4. «Кошка» И.П.
встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног не должны отрываться от
пола). Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо
- резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже
короткий, шумный вдох. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно.
Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко
не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне
пояса. Спина абсолютно прямая, поворот - только в талии.
Упражнение «Кошка» можно делать сидя и лежа (в тяжелом состоянии).
М.р.: Следующее игровое упражнение поможет Вам в решении профессиональной проблемы сохранения голосовых связок. В работе с детьми это упражнение поможет подготовить голосовой аппарат ребёнка к пению.
Звучит «Утро» Э. Грига
Упражнение на развитие интоннационности «Ранним утром»
Ранним утром на рассвете речь
шур-шур-шур, шур-шур-шур, шепотом, потирая ладошки
То ли аист, то ли ветер речь
шур-шур-шур, шур-шур-шур. Шепотом, потирая ладошки
Пролетел среди берёз
а-АААААА, от низкого к высокому
Новость свежую принёс
А-А-А-ааааа от высокого к низкому
И по лесу слухи, слухи
Дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля высоким голосом
Полетели словно мухи
Дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля высоким голосом
Покатился лесом гул
Гу-гу-гу низким голосом
То спросонок лес вздохнул
Фу-у-у, Фу-у-у глубокие выдохи
И посыпалась роса светлым, радостным голосом
Динь, динь, динь!
Динь, динь, динь!
Зазвучали голоса
А-а-а-а! все тянут на одном выдохе любой звук
О важности развития мелкой моторики рук у детей писал еще В.Сухомлинский: «Речь и ум ребёнка – на кончиках его пальцев». И так как с годами мы все становимся не моложе, а старше, то постоянная игра с детьми, позволяет нам тренировать пальцы рук, спасает нас от болезни суставов и позволяет тренировать нашу память и ум.
И мы с вами продолжаем играть!
Пальчиковая гимнастика
Музыкально-ритмический тренаж
Звучит спокойная мелодия.
Проводится релаксационное упражнение «Подари нежные ощущения».
П.-П.: А сейчас мы хотим предложить Вам еще один путь к здоровью - это релаксация. Все мы знаем, что релаксация – это расслабление. Но сама по себе релаксация имеет очень широкий спектр показаний и при правильном применении способна оказать мощный исцеляющий эффект как на душу, так и на тело. Найдите, пожалуйста, себе пару и образуйте два круга. Стоящие во внутреннем круге закрывают глаза и протягивают вперед руки ладонями вверх. Стоящие во внешнем круге переходят от человека к человеку и дарят нежные прикосновения. Затем, стоящие меняются местами. В заключении, разговор об ощущениях и эмоциях.
Уважаемые коллеги! Мы очень надеемся, что время, проведенное с нами, подарило Вам не только знания для вашей педагогической деятельности, но и ощущение здоровья. Мы желаем Вам успехов и всего самого доброго! Пусть вас и ваших воспитанников всегда сопровождает добро и радость общения!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.