Как правильно общаться с ребенком. Коммуникативное табу.
Оценка 4.7

Как правильно общаться с ребенком. Коммуникативное табу.

Оценка 4.7
docx
17.12.2022
Как правильно общаться с ребенком. Коммуникативное табу.
на консультацию.docx

Как правильно общаться с ребенком.

Коммуникативное табу.

 

педагог-психолог Жарких Наталия Игоревна

МБДОУ № 27 г. Владикавказ

 

Как правильно разговаривать с ребенком, чтобы не обидеть его растущее самоуважение? Нужно помнить, что дети нуждаются:
- во взаимопонимании со взрослыми;
- в признании его, как полноправной личности;
- в общении со взрослыми "на равных".

Воспитатель для ребенка — носитель общественных требований, правил, различных оценок (поощрения, порицания, запрета). Поэтому в связи с опытом сложившихся отношений воспитателя и ребенка у последнего формируется признание или непризнание педагога, доверчивое или недоверчивое к нему и его оценке отношение, умение выразить ему свои чувства, признательность, желание общаться с ним, сообщать о радостях и неудачах. Активность, как со стороны ребенка, так и со стороны воспитателя способствует лучшему их взаимопониманию в процессе общения.

Пример. Старшая и подготовительная группы вышли на прогулку. К одной из воспитательниц подошел мальчик.

— Александра Михайловна,— сказал он,— хотите, я вам подарю эту веточку, потому что я вас очень люблю?

—Выбрось вон свою палку и иди, играй, а нам дай спокойно поговорить.

И видя, что мальчик еще стоит с протянутой веточкой, воспитательница резко добавила:

— «Иди, иди себе».

Потупившись, мальчик неловко пошел прочь.

Думаю всем ясно, какие чувства испытал мальчик. И если такое повторится несколько раз, у ребенка и совсем пропадет желание когда-либо обращаться к педагогу. Так возникает непонимание друг друга, полоса отчуждения, что снижает эффективность воспитательных воздействий, уровень культуры взаимоотношений вообще. А, как известно, дети лишенные эмоционального тепла, оказываются педагогически запущенными. А ведь нельзя допустить, чтобы вне сферы внимания воспитателя остался хоть один ребенок.

Многие «воспитательные»  фразочки вылетают просто на автомате. Не пытаясь «фильтровать» нашу речь, мы можем нанести ребенку существенный вред, ведь все наши запугивания, упреки и предостережения навсегда останутся «голосом в его голове», который в самый неподходящий момент может сбить человека со своего пути, заставить отказаться от чего-то важного и значимого в его жизни.

1. Такие фразы, как:  «Не будешь спать – тебя заберет серый волк», «Будешь убегать – злой дядька тебя заберет и унесет с собой»

Имеют одну суть – испугать ребенка, чтобы добиться послушания. Такие слова не учат ребенка пониманию – они просто наводят страх. Лучше доступно объяснять ребенку, почему он должен что-либо делать, и что будет, если этого не делать.

2. Нельзя говорить: «Будешь плохо кушать – не вырастешь (будешь слабым, девочки любить не будут и т.д.)»

Если вы хотите привить ребенку привычку к полезной пище и режиму питания – найдите что-то, что будет действительно мотивировать, а не запугивать. Как вариант: рассказывайте истории о богатырях, которые побеждают злодеев только благодаря тому, что кушают полезную кашку по утрам.

3. Нельзя говорить: «Будешь строить рожи – навсегда останешься с таким лицом», «Будешь ковырять в носу — палец сломаешь»

Привычки надо мягко исправлять. Рассказываем ребенку, почему беситься, кривляться и ковырять в носу не правильно. Для убедительности можно рассказать, что настоящие герои вырастают только из послушных и прилежных малышей, а в качестве примера можно назвать положительных персонажей из любимого мультика.

4. Категорически нельзя говорить: «Ну что же ты такой неловкий, вечно все ломаешь», «Не лезь, я сама сделаю», «Руки у тебя не тем концом вставлены»

Поймите: ломая новую игрушку, проливая молоко или разбивая тарелку, ребенок правда хочет научиться самостоятельности, но он еще слишком мал и ему нужна помощь. Когда в ответ на свои действия он слышит подобные вещи, он наоборот опускает руки: зачем что-то делать, если я все равно сделаю это плохо и меня наругают. Из таких детей потом вырастают апатичные и безынициативные взрослые, которые на полном серьезе считают себя ни на что не способными неудачниками и даже не берутся за дела. Требуется терпение и желание прийти на помощь, когда ребенок об этом просит – остальное придет само.

5.Нельзя также говорить:  «Мне без разницы, что ты там хочешь, делай, как я сказала», «Кто тебя вообще спрашивает», «Я сказала так, значит так»

Такие приказы без попытки обсудить и услышать мнение ребенка – это очень жесткое давление, а чем больше давление, тем сильнее сопротивление. Настаивая на своем, всегда объясняйте ребенку, почему должно быть именно так, и сочувствуйте, если его желания не совпадают с необходимостью что-то делать, а когда-то просто позвольте ребенку сделать свой выбор – так он научится сам решать, что ему нужно, и аргументировать свою позицию.

6.Ужасно звучат фразы:  «Лучше не попадайся мне на глаза», «Исчезни, чтобы я тебя вообще не видела здесь»

Этими фразами мы отвергаем ребенка.Когда вы не справляетесь со своими эмоциями  — действуйте, как при крушении самолета: «кислородную маску» сначала надо надеть на себя, и только потом заниматься ребенком. А этой «кислородной маской» может быть медленный счет до 10, глоток воды, т.е. то, что вернет вас в нормальное состояние, в котором такие вещи вы точно не произнесете.

7. Нельзя употреблять такие фразы, как: «Сейчас же успокойся», «Ну-ка быстро замолчал!», «Стой нормально»

Эти грубые окрики больше напоминают элементы дрессуры, а не общение с ребенком. Имейте в виду, что каждое грубое слово, сказанное ребенку, вернется вам в будущем еще большей грубостью и пренебрежением.

8. А такие фразы, как: «Ой, какой ты невоспитанный», «Ах ты жадина», «Ой, какой грязнуля, как поросенок» носят негативный оценочный характер.

Для ребенка это посыл «Я плохой». Если хотите, чтобы ребенок вырос культурным, щедрым и аккуратным – учите его этому сами, показывайте, как нужно вести себя, а не критикуйте.

Мастерство педагогического руководства проявляется, прежде всего, в умении сочетать многообразие средств, методов и приемов воздействия на детей. Здесь большое значение имеют: характер требований воспитателя к детям (справедливый, обоснованный, последовательный, направляющий); особенности замечаний (необидные, доброжелательные, не унижающие человеческого достоинства); оптимальное соотношение положительных и критических оценок.

В. А. Сухомлинский говорил, что опытный воспитатель никогда не допускает уничтожающей оценки. В умном порицании всегда есть оттенок удивления: «Я никогда не ожидал от тебя такого поступка, я считал и продолжаю считать тебя лучше, чем ты сам заявляешь о себе своим поступком». Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты.

 Варианты решения конфликтов в детских дошкольных учреждениях.

Каждый воспитатель прежде всего должен уметь:

- Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу, использовать прием «авансирования».

- Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.

- Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.

- Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.

- Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.

- Уважать в каждом ребенке личность.

В детском саду запрещается:

- Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.

- Приходить к детям с плохим настроением.

- Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.

- Оставлять детей одних.

- Унижать ребенка;

-Обсуждать поступки родителей, взрослых,  их внешний вид в присутствии детей, даже если вам кажется, что они спят, или играют и не слушают вас.

Каждый воспитатель прежде всего должен помнить:

 - что с  детьми обращаются ровно, спокойно, терпеливо.

 - что недопустимы со стороны воспитателя и других сотрудников  постоянные порицания.          

- что ребенка надо назвать по имени, по фамилии в дошкольном возрасте детей называть нельзя.

 - что речь воспитателя - образец для подражания.

Помимо своей речи, мы должны обращать внимание и на речь младшего воспитателя. Он тоже должен общаться с детьми в подобающем тоне, не оскорблять и не унижать достоинства ребенка. От того, как взрослый обращается к детям, во многом зависит его педагогический успех.

 


 

Как правильно общаться с ребенком

Как правильно общаться с ребенком

Думаю всем ясно, какие чувства испытал мальчик

Думаю всем ясно, какие чувства испытал мальчик

Категорически нельзя говорить: «Ну что же ты такой неловкий, вечно все ломаешь», «Не лезь, я сама сделаю», «Руки у тебя не тем концом вставлены»

Категорически нельзя говорить: «Ну что же ты такой неловкий, вечно все ломаешь», «Не лезь, я сама сделаю», «Руки у тебя не тем концом вставлены»

Эти грубые окрики больше напоминают элементы дрессуры, а не общение с ребенком

Эти грубые окрики больше напоминают элементы дрессуры, а не общение с ребенком

Уважать в каждом ребенке личность

Уважать в каждом ребенке личность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2022