Тренинг для педагогов – Мои лучшие качества, направлен на закрепление полученных навыков и умений самораскрытия и самоанализа, подвести итоги работы группы, оказать психологическую поддержку участникам, ответить на все возникшие вопросы. учить общаться и обмениваться комплиментами, т.е. подчеркивать лучшее качество партнера, которое вы в нем видите и цените больше всегоТренинг для педагогов – Мои лучшие качества, направлен на закрепление полученных навыков и умений самораскрытия и самоанализа, подвести итоги работы группы, оказать психологическую поддержку участникам, ответить на все возникшие вопросы. учить общаться и обмениваться комплиментами, т.е. подчеркивать лучшее качество партнера, которое вы в нем видите и цените больше всего
Идеалами можно восхищаться, но не стоит
превращать их в мерило успеха.
Филип Зимбардо
ШЕСТОЕ ЗАНЯТИЕ
Цель занятия — закрепить полученные навыки и умения самораскрытия и самоанализа,
подвести итоги работы группы, оказать психологическую поддержку участникам, ответить на все
возникшие вопросы.
Рекомендации ведущему. Этим занятием завершается тренинг, поэтому нужно организовать
обсуждение всех возникших вопросов для того, чтобы у обучающихся не оставалось нераз
решенных проблем, которые возникли за весь период работы.
Психологический комментарий. Одно из основных положений, которое должны понять и
усвоить участники, заключается в том, что в жизни каждому из нас следует ориентироваться не
на других, а на уровень развития своих способностей. Не стоит ни думать, ни говорить: «Он
более добрый, чем я», лучше сказать: «Я сегодня немного добрее, чем был вчера». Всегда
найдется человек, который в чемто превосходит нас. Он или умнее, или бескорыстнее и т.д.
Что тогда? Чувство неполноценности, зависть или злоба? Но зачем портить себе жизнь? Не
лучше ли радоваться тем изменениям, которые происходят в нас самих, праздновать очередное
собственное личностное достижение.
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ЗАНЯТИЯ 1. Твое лучшее качество
На этот раз традиционное приветствие в начале занятия мы проведем в виде светского приема.
Все члены группы, свободно передвигаясь по комнате, должны подходить друг к другу и об
мениваться комплиментами, т.е. подчеркивать лучшее качество партнера, которое вы в нем
видите и цените больше всего. Не надо торопиться. Желательно, чтобы каждый участник
обратился ко всем своим товарищам.
Рекомендации ведущему. Для этого этюда необходимо отвести достаточное время, чтобы все
смогли подойти друг к другу. Не забудьте подобрать соответствующее музыкальное сопро
вождение.
2. Я тебя помню
Как часто мы чувствуем себя не совсем удобно, забыв имя человека, или день его рождения, или
место его работы и т.д. Но еще большие угрызения совести мы испытываем, совсем забыв
человека. Чтобы этого не произошло, мы должны запомнить друг друга.
Сейчас во время беседы с партнером вам нужно поговорить о своих особенностях. Желательно
вспомнить о той индивидуальной черте, которую сам человек выделил на первом занятии (ра
зумеется, если вы помните это). Если же вы ее забыли, то следует извиниться, а затем
обязательно поделиться своими представлениями о его своеобразии.
3. Прокуроры и адвокаты
Сегодня последнее занятие тренинга. Многое мы узнали друг о друге, многое успели сделать.
Сейчас проведем серьезное и полезное упражнение. Один из вас на некоторое время станет
обвиняемым. Он садится на отдельный стул. С левой стороны от него в один ряд располагается
половина участников, выступающих в роли прокуроров. Их основная задача — найти слабые
стороны обвиняемого. Прокуроры могут выдвигать обвинения либо коллективно, когда от их
имени выступает один представитель, выражающий общее мнение после обсуждения всех
поступивших предложений, либо индивидуально.
Другая половина группы (сидящая с правой стороны от обвиняемого) выступает в роли
адвокатов, основная задача которых указать присутствующим на положительные, сильные
стороны обвиняемого. Она также может работать либо коллективно, либо индивидуально.
Следует внимательно отнестись к личности обвиняемого, помочь ему еще раз более полно
осознать как свои слабые, так и сильные стороны. После высказываний прокуроров и адвокатов у
обвиняемого есть право задать любой из сторон вопросы, если чтото не понятно в обвинениях
или в доводах защиты.Рекомендации ведущему. Эту процедуру могут пройти все желающие. Время для
высказываний не ограничено. При смене обвиняемого группы меняются ролями. Выступивший на
процессе в роли обвиняемого возвращается в ту группу, из которой он уходил.
Психологический комментарий. Упражнение предназначено для подведения итогов путем
обобщения сильных и слабых сторон личности. Любой имеет возможность услышать в свой
адрес обвинения со стороны прокуроров и оправдания со стороны адвокатов, т.е. увидеть себя с
различных сторон, глазами многих людей.Одновременно с этим у каждого участника есть возможность еще раз закрепить навыки
откровенного высказывания своего мнения о человеке, не боясь, что он будет не понят.
4. Знаешь ли ты себя?
Хочется верить, что тренинг не прошел даром. Вы смогли глубже и разностороннее узнать себя,
имели возможность активно поработать над своими сильными сторонами, подкорректировать
недостатки. А сейчас мы проведем повторное тестирование и сравним его результаты с
результатами первого занятия. Будьте искренни, это лишь поможет вам продвинуться на
сложном пути самопознания.
Рекомендации ведущему . Вы напоминаете участникам результаты тестирования, которое
проводилось на первом занятии, раздаете их записи, если они хранились у вас, и комменти
руете. Вполне возможно проведение повторного тестирования по тому же тесту (см. раздел
«Первое занятие», упр. 4) и сравнение двух результатов. В этом случае результаты первого
тестирования в начале упражнения показывать нельзя.
Психологический комментарий. Сравнение итогов тестирования помогает учащимся
осознать, в чем и насколько глубоко они изменились за время тренинга.
5. А что дальше?
Теперь обсудим перспективные цели и те конкретные шаги, которые вы намерены предпринять
для их осуществления. У каждого есть 3—4 минуты для того, чтобы рассказать о них всем.
Можно задавать вопросы, конкретизировать цели, помогать в определении шагов по их
достижению. Главная задача — составить конкретную программу ваших действий на ближайшее
будущее.
Рекомендации ведущему . Целесообразнее данное упражнение выполнять, объединив
участников в большой круг. Следите за тем, чтобы выполнялись до конца все те правила,
которые были приняты на первом занятии. При затруднении коголибо помогите сами или
обратитесь к учащимся за конкретной помощью.
Психологический
себя ответственности за свое ближайшее будущее. Когда человек вслух формулирует соб
ственные цели и определяет конкретные шаги по их достижению, он тем самым как бы публично
берет на себя обязательства выполнить их.
комментарий. Основной смысл этого упражнения — принятие каждым на
Пока мы дышим,
мы можем действовать
творчески и менять свой мир.
Я. Энкельманн
6. «Свет мой, зеркальце, скажи...» или кто «Я»?
На всем протяжении тренинга мы смотрелись в волшебное зеркало. Много разных ответов
услышали от него. Наверное, не все нравилось. Но это мы все принимаем и любим себя. Еще раз
внимательно прочитайте, что вы написали за прошедшие занятия. Сформулируйте главный
вывод, который можете сделать, опираясь на свои ответы. С удовольствием выслушаем
другдруга.
См. раздел «Первое занятие», упр. 9.
7. Откровенно говоря...
8. Подведение итогов
В конце занятия проводится подведение итогов. Затем каждый участник отвечает на вопросы,
возникающие у других членов группы.
И в заключение каждому из вас пожелание: Мужества — изменить то,
что можно изменить в себе. Смирения — принять то, что изменить в
себе невозможно. Разума — чтобы отличить одно от другого.