Тренинг для педагогов – Свет мой зеркальце, скажи..

  • Мероприятия
  • docx
  • 22.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тренинг для педагогов – Свет мой зеркальце, скажи.., направлен на дальнейшее сплочение коллектива и углубление процесса самораскрытия, продолжить развитие умений и навыков самоанализа, преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению, где основное внимание уделяется анализу участниками своих слабых личностных сторон. Каждому из них нужно дать возможность глубоко и полно осознать эти стороны своей личности.Тренинг для педагогов – Свет мой зеркальце, скажи.., направлен на дальнейшее сплочение коллектива и углубление процесса самораскрытия, продолжить развитие умений и навыков самоанализа, преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению, где основное внимание уделяется анализу участниками своих слабых личностных сторон. Каждому из них нужно дать возможность глубоко и полно осознать эти стороны своей личности.
Иконка файла материала Тренинг Свет мой, зеркальце, скажи...docx
Стань необходимым для кого­нибудь!  Ралф Эмерсон Тренинг для педагогов – Свет мой зеркальце, скажи..    занятия — способствовать дальнейшему сплочению коллектива и углублению процессов  Цель    самораскрытия, продолжить развитие умений и навыков самоанализа, преодоления психоло­ гических барьеров, мешающих полноценному самовыражению. рекомендации ведущему. Целесообразно придерживаться уже сложившейся схемы проведения  тренинга: а) анализ анкет «Откровенно говоря...»; б) напоминание о правилах и учет мнений  участников об их изменении и дополнении; в) психологическая разминка — этюды,  включающие учащихся в активную работу над собой; г) анализ домашнего задания; д) основное  упражнение занятия; е) заключительные процедуры: ответ на вопрос «Над, чем мне еще нужно  поработать?» и анкетирование. На этом занятии основное внимание уделяется анализу участниками своих слабых личностных сторон. Каждому из них нужно дать возможность глубоко и полно осознать эти стороны своей личности. В процессе работы индивиду необходима поддержка всех членов группы. ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ 1. Вы меня узнаете? Иногда обстоятельства складываются так, что назначается встреча с совершенно незнакомым  человеком. Хорошо, если есть его фотография. А если нет? Что делать? Вы договорились по  телефону о дне, времени, месте встречи и о примете, по которой узнаете друг друга. Например,  красный шарф и т.п. Ведь так обычно и поступают люди. Давайте уйдем от этого стереотипа. Опишите себя так, чтобы Знакомец, которого вы  встречаете, сразу вас узнал. Найдите такие признаки! Это может быть привычка поправлять  очки, теребить правой рукой мочку уха, или необычная деталь походки, или ... Время для  работы — 5 минут. Затем мы обсудим ваши записи и ощущения, которые возникли во время  выполнения предложенного задания. Рекомендации ведущему. Вы можете использовать другой вариант упражнения. Каждый член  группы сдает свой лист с описанием портрета. Перемешав их, вы зачитываете текст, а участ­ ники должны узнать по описанию, чей же это портрет. Психологический комментарий.   Такой способ выделения самой яркой индивидуальной  черты психологически очень эффективен, так как, с одной стороны, стимулирует участника на  активное восприятие других людей — ему нужно найти нечто особенное в человеке, а с другой  стороны, он сам получает интересную, запоминающуюся информацию, иногда очень  неожиданную для себя. Часто встречаются люди, которые не осознают, в чем их собственная сила.  Н. Энкелъманн  2. Девиз Был в старину обычай — изображать на воротах замка, на щите рыцаря родовой герб и девиз,  т.е. краткое изречение, выражающее руководящую идею или цель деятельности владельца. Мы  не будем рисовать герб, а вот над девизом давайте подумаем. Каждый из членов группы должен сформулировать свой девиз, который отражает его жизненное кредо, отношение к миру в целом  и к себе. На формулировку девиза дается 5 минут. Затем вы по очереди зачитаете свои девизы и в случае необходимости дадите необходимые пояснения. Рекомендации ведущему. Включите музыку. Обратите внимание на тех, кто долго не может  начать работу. Главное — идея и раскрепощенность самовыражения. Во время обсуждения все  вправе задавать друг другу вопросы и комментировать свои девизы. В дальнейшем на занятиях напоминайте учащимся о том, что у них есть свой девиз, и можно вконце каждого занятия продолжать трудиться над его совершенствованием, добиваясь  действительного отражения в нем жизненных установок автора. После обсуждения  индивидуальных девизов можно предложить участникам сформулировать девиз группы,  зафиксировав в нем принципы взаимоотношений и взаимодействия. Психологический комментарий.   Формулировка девиза заставляет сконцентрироваться  на главном: что я ценю в жизни, ради чего живу, чем дорожу. Поиск ответов на эти  принципиальные вопросы помогает более четко осознать цели своей жизни. Кроме того, любой получает возможность услышать жизненные установки  остальных членов группы и сравнить их со своими или взять чей­то девиз в качестве основного  принципа поведения на ближайшее время. Умение устанавливать контакты позволяет человеку чувствовать себя более уверенно в этом  мире. Сейчас мы проведем серию встреч, причем каждый раз с новым человеком. Нужно легко и приятно войти в контакт, поддержать разговор и так же приятно расстаться с ним.  Рекомендации ведущему. Члены группы встают (садятся) по принципу «карусели», т.е. лицом  5. Контакты 3. Интервью Быть искренним и откровенным перед самим собой, а тем более перед другими — довольно  трудная задача. Но мы уже достаточно хорошо знаем друг друга и готовы отвечать на любые  вопросы откровенно и чистосердечно. Каждый из вас приготовил по одному вопросу для  других членов группы и готов дать интервью. Основное правило такого интервью — отвечать  как можно полнее и откровеннее. Тем самым вы попытаетесь еще лучше разобраться в себе,  ведь вопросы касаются особенностей вашего характера, ваших привычек и интересов,  привязанностей и взглядов на те или иные сложные жизненные проблемы. Одним словом, вы —  очень интересный человек. И у окружающих к вам много вопросов. Кто готов первым давать  интервью? Рекомендации ведущему. Участник, который будет первым отвечать на вопросы, садится так,  чтобы видеть лица всех членов группы. Остальные начинают по очереди (по кругу) задавать вопросы. Если время на все интервью ограничено, тогда сам интервьюируемый решает, чьи  вопросы он хотел бы услышать. Вы должны следить за тем, чтобы интервью не затягивалось слишком долго (не более 5 минут) и чтобы ответ был действительно искренним и откровенным, а все члены группы участвовали в  беседе. При этом интервьюируемый вправе не отвечать на вопрос, который, на его взгляд, не  относится непосредственно к нему. Психологический комментарий.   Данное упражнение — своеобразный тест — диагноз  готовности коллектива глубоко и серьезно работать на занятиях. С одной стороны, это сразу  видно по характеру задаваемых вопросов: чем серьезнее настрой группы, тем глубже вопросы.  С другой стороны, желание трудиться видно из характера ответов: уходы в сторону, общие  рассуждения, смешки, частые отказы говорят о несерьезном восприятии упражнения. В этом  случае выполнение его лучше остановить, перенести на следующее занятие. 4. Автопортрет Один из самых близких людей, которого вы, наверное, хорошо знаете, — вы сами.  Действительно, кто лучше знает собственные особенности, привычки, желания и т.д. Каждый  из вас в течение 5 минут должен составить подробную психологическую самохарактеристику,  включающую не менее 10—12 признаков. В этой характеристике не должно быть внешних  примет, по которым можно сразу вас узнать. Например, самому маленькому по росту в данной  группе нельзя писать: «Мне доставляет много переживаний мой маленький рост». Это должно  быть психологическое описание характера, своих привязанностей, взглядов на мир, на  взаимоотношения людей и т.д. После написания характеристик вы сдадите их ведущему или одному из членов группы.  Перемешав листы, мы начнем зачитывать автопортреты. Остальные должны по тексту узнать  автора. Вы вправе вносить коррективы в автопортрет участника, например добавить несколько  штрихов к особенностям его характера, которые удалось увидеть во время занятий.  Рекомендации ведущему. Вам целесообразно приготовить для этого упражнения стандартную  бумагу, чтобы у всех участников были одинаковые листы для написания психологического  автопортрета. Работу целесообразнее проводить на фоне музыкального сопровождения.друг к другу, и образуют два круга: внутренний неподвижный (стоят спиной к центру круга) и  внешний подвижный (расположены лицом к центру круга). По вашему сигналу все участники  внешнего круга делают одновременно 1 или 2 шага вправо (или пересаживаются на стул, стоя­ щий справа от них) и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько.  Причем каждый раз роли участникам предлагаете вы.  Примеры ситуации «встреча»: 1. Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой случайной встрече. Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы — 2 — 3 минуты. Затем по  сигналу участники должны в течение 1 минуты закончить начатую беседу, попрощаться и  перейти вправо к новому партнеру. Эти правила распространяются на нижеследующие  ситуации. 2. Перед вами неизвестный человек. Познакомьтесь с ним, узнайте, как его зовут, где  он учится, работает. 3. Перед вами совсем маленький ребенок, он чего­то испугался и вот­вот  расплачется. Подойдите к нему, начните разговор, успокойте его. 4. Вас сильно толкнули в автобусе. Оглянувшись, вы  5. После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую) и очень рады этой  увидели пожилого человека. встрече. Вот, наконец, он (она) рядом с вами. 6. Ведущему следует обращать внимание учащихся не только на то, как они вступают в  контакт, начиная встречу, но и на то, как они заканчивают разговор. После очередного  перехода, смены партнеров, задавая ситуацию, следует определить конкретные роли для каждого круга, например: участники внутреннего круга играют роль испуганного  ребенка, а внешнего — взрослого, который должен успокоить малыша. Целесообразно  отводить достаточно времени на обсуждение партнерами результатов проведенной  встречи. Для этого после упражнения все обсуждают, с кем им удалось установить  хороший личностный контакт, кто помогал, поддерживал разговор, а кого так и не  удалось разговорить. В ходе этой дискуссии обязательно обращайте внимание на  ощущения членов группы, их чувства во время нахождения в новой заданной ситуации. 7. Психологический     комментарий  .     Сама    форма выполнения упражнения  стимулирует активность личности, так как она вынуждена включаться в разговор с  человеком, который оказался перед ней после очередного перехода. С одной стороны,  это тренировка навыков вступления в контакт не только с приятным собеседником, но  и с тем, кто случайно оказался рядом. Это значительно расширяет и обогащает  коммуникативный опыт участников тренинга. С другой стороны, ограниченное время  вырабатывает навыки действительно содержательного общения, так как нет  возможности ходить вокруг да около темы разговора, нужно сразу приниматься за дело,  иначе не успеть. Наконец, это еще одна возможность дополнительного знакомства  обучающихся, которые не смогли преодолеть внутренний барьер и не подошли на  предыдущих занятиях друг к другу. 8. 6. Контраргументы 9. Мы уже убедились, что каждый из вас обладает сильными качествами, которые  помогают решать жизненные проблемы. Сегодня только начнем разбираться в своих  недостатках, привычках, которыми вы не довольны. На следующем занятии продолжим  этот анализ. Разделите лист бумаги на две половинки. Слева, в колонку «Недовольство  собой», откровенно запишите все то, что вам не нравится в себе именно сегодня, сейчас,  в том числе с учетом результатов прошедших занятий. Недовольство собой 2.3. 10. Контраргументы 11. На эту аналитическую работу вам отводится 5 минут. После того как заполните всю  левую часть таблицы, приступайте к правой. На каждое недовольство собой приведитеконтраргументы, т.е. то, что можно противопоставить, чем вы и окружающие довольны  уже сегодня, что принимают в вас. Все это запишите в колонке «Контраргументы». На  второй этап работы также отводится 5 минут. Затем вы объединитесь в микрогруппы по 3 — 4 человека и обсудите свои записи. 12. Рекомендации ведущему.   Если есть возможность, то необходимое количество таблиц  целесообразно заготовить заранее с помощью пишущей машинки или ксерокса. Во время заполнения таблиц участники должны работать индивидуально, желательно включить  легкую музыку. 13. При организации работы на втором этапе, в микрогруппах, следует обратить внимание  учащихся на то, чтобы они объединились с теми людьми, которых меньше всего знают  или с которыми еше не работали на данном занятии. Этот принцип целесообразно  соблюдать во время всего тренинга: как можно больше контактов и общения с  различными людьми. Психологический комментарий.   Музыкальный фон должен стать  постоянным во время всего периода обучения. Это в значительной степени  способствует самораскрытию участников, помогает им сосредоточиться на анализе  собственных поступков, слабостей, в то же время вносит некоторый элемент оптимизма.  «Свет мой, зеркальце, скажи...» или кто «Я»? Методику проведения см. в разделе «Второе занятие», упр. 6.  Брачное объявление  Это очередное домашнее задание. На этот раз ваша задача — составить текст брачного  объявления, в котором нужно прежде всего указать свои основные достоинства. Не стоит14. уделять слишком много внимания своим физическим данным. Вы привлекательны и  обаятельны? Молоды и красивы? К тому же еще и высокого роста? Это прекрасно! А  каков ваш характер, привычки, особенности общения с людьми и отношения к ним? Ваши  любимые занятия? Чем можете заинтересовать другого человека? Не следует писать о  наличии квартиры, дачи, машины и гаража. Если это все есть, можно только порадоваться за вас. Но при чем здесь брачное объявление? Ведь вы пишете о себе, а не о вашем  материальном состоянии. Не забудьте в нескольких словах охарактеризовать ваш идеал.  Каким его себе представляете? Описание идеала не должно занимать более 1/3  объявления. 15. Рекомендации ведущему. Напомните участникам, что процедура проверки домашнего  задания будет на каждом занятии. Попросите не торопиться с его выполнением. Пусть  это будет сделано серьезно и взвешенно. 16. Психологический комментарий.   Нужно настроить аудиторию на серьезное отношение  к работе над объявлением, снять шутливый настрой, который часто возникает во время  тренинга именно из­за своеобразной формы самоанализа. Не совсем обычная точка  зрения позволяет участникам открыть в себе те стороны своего характера, о которых они еще не думали или боялись думать по ряду причин. упр. 9. упр. 9. 19. ­ 17. 9. Откровенно говоря... См. раздел «Первое занятие»,  18. 10. Подведение итогов См. раздел «Второе занятие»,20.21.22.

Посмотрите также