Тренинг для педагогов - «Искусство понимания», направлен на развитие способности педагогов к взаимопониманию с воспитанниками, развитие эмпатических способностей, обучение способам наблюдения для изучения психологических особенностей воспитанников, обучение способам активного слушания. развитие умения активно воспринимать информацию, поступающую от другого человека, внимательно слушать.........Тренинг для педагогов - «Искусство понимания», направлен на развитие способности педагогов к взаимопониманию с воспитанниками, развитие эмпатических способностей, обучение способам наблюдения для изучения психологических особенностей воспитанников, обучение способам активного слушания. развитие умения активно воспринимать информацию, поступающую от другого человека, внимательно слушать.........
«Искусство понимания»
Цель: развитие способности педагогов к взаимопониманию с воспитанниками
Задачи:
1. Развитие эмпатических способностей
2. Обучение способам наблюдения для изучения психологических
особенностей воспитанников
3. Обучение способам активного слушания
Оснащение: тестовые задания, раздаточный материал, памятки «Язык тела»
План занятия:
1. Как понимать ребенка? Наблюдение: активное восприятие
2. Беседа: активное слушание
3. Невербальные способы общения
4. Тестирование как способ изучения личности учащегося
5. Рефлексия занятия
Разминка: Сейчас мы будем одновременно, по моей команде, «выбрасывать»
пальцы. Ведущий считает количество «выброшенных» пальцев у каждого.
Разминка проводится до тех пор, пока у большинства играющих это
количество не будет одинаковым. Договариваться нельзя.
1.
Педагогическое общение – это всегда взаимодействие интеллектов, чувств,
воли учителя и учащихся. Чем лучше они понимают друг друга, тем
продуктивнее их диалог, тем устойчивее межличностные контакты.
Взаимопонимание учителя и учащихся выражается в адекватном отражении
друг друга, в осознании мотивации действий и поступков. 73% опрошенных
подростков с репутацией «трудных» объясняют школьные конфликты
непониманием их учителями.
Взаимопонимание в педагогическом общении складывается, вопервых, из
понимания учащимися учителя, вовторых, из понимания учителем учащихся,
втретьих, из понимания учащимися друг друга. То есть достижение
взаимопонимания на треть зависит от самого педагога, от того, насколько он
готов понимать и принимать ученика.
Для того чтобы педагог мог адекватно воспринимать учащегося, он должен
опираться на определенную информацию о нем. Эту информацию можно
получить через систему наблюдений за поведением учащегося в труде, учебе,
общественной жизни, а также через тестирование, анкетирование, беседу.
Однако процесс общения педагога с ребенком «лицом к лицу» с цельюполучения конкретной информации требует от педагога особых знаний и
умений, так как для взрослого понимание ребенка представляет значительную
трудность. Многочисленные педагогические ошибки, как правило, являются
следствием неумения видеть за поступками ученика истинные мотивы и
потребности. И так как любое общение начинается с восприятия, давайте
проверим, насколько хорошо оно у вас развито.
• Тест «Активное восприятие» (Приложение 1)
2.
Итак, мы убедились, что быть внимательным достаточно трудно. Если бы вам
предложили вслед за этим еще один тест, уверена, вы бы отнеслись к своему
умению слушать более ответственно. Процесс восприятия можно представить
себе в таком виде: вообразите себе, что вы смотрите по телевизору фильм о
диких животных, скажем о львах. Перед вами спокойно лежит абсолютно
неподвижный лев. Возможно, он спит. Но вот животное замерло, готовясь к
прыжку. Есть разница, не так ли? Именно так мы и должны слушать.
Однако чаще бывает подругому. Различают 6 уровней восприятия.
• Остекленевшие глаза.
Думаю, каждый человек однажды ловил себя на том, что полностью
отключился от собеседника и уставился в пространство. Порой собственные
мысли захватывают человека так, что он хоть и слышит слова, произносимые
собеседником, но не вникает в их смысл.
• Автоматическая реакция
Классический пример такого восприятия: один из супругов возвращается
домой после длинного трудового дня, когда он вдоволь наговорился с
людьми. Второй супруг был дома один и ему не терпится поговорить:
– Ну, как прошел день, хорошо?
– Да.
– Будешь на ужин рыбу?
– Да.
– Давай сегодня никуда не пойдем.
– Да.
– Я возьму деньги, чтобы купить новый костюм?
Автоматически:
– Да, – но вдруг, словно спохватившись. – Что ты сказала?
Мы нередко общаемся друг с другом как бы автоматически, хотя и знаем, что
делать этого не следует, ибо, если слушаешь собеседника вполуха, недалеко и
до больших неприятностей.• Повторение нескольких последних слов
Описывая этот уровень восприятия, обычно говорят: «Слушаю вполуха». При
этом, обращаясь к слушателю, мы спрашиваем: «Ты меня слушаешь?»
«Конечно», – отвечает он и воспроизводит несколько последних слов, но не
улавливает общего смысла беседы.
• Способность ответить на вопросы.
Здесь начинается настоящее восприятие. Если мы в состоянии ответить на
вопросы, значит, мы не только слушали речь собеседника, но еще и
обдумывали услышанную информацию.
• Способность пересказать услышанное
Если слушатель способен пересказать услышанное без потерь информации
комуто еще, можно утверждать, что он активно и внимательно воспринимал
сообщение.
• Научить когонибудь
Это тот уровень, когда ваш собеседник не просто воспринял изложенную вами
информацию, но слушал настолько внимательно, что теперь он способен
обучать на ее основе других людей в ваше отсутствие.
Правила активного слушания (Приложение 2)
Упражнение «Активное слушание»
Цель: развитие умения активно воспринимать информацию, поступающую от
другого человека, внимательно слушать.
Участники тренинга разбиваются на пары и получают следующее задание.
Сейчас вы будете общаться. Говорить будет один из вас, а второй будет
слушать определенным образом.
А) Всем своим видом показывая – то, что говорит собеседник, вам
неинтересно, безразлично, скучно, что он вам просто надоел.
Б) Просто слушаете, не выражая никаких эмоций.
В) Слушаете очень внимательно, наклонившись к собеседнику, всем своим
выражая внимание и интерес, сопровождая процесс слушания кивками,
междометиями, улыбкой и т.д.
Затем участники меняются ролями и повторяют процедуру
Обсуждение:
• Какие эмоции вы испытывали в каждом из случаев?• На каком этапе упражнения вы почувствовали себя хорошо?
• На каком этапе – хуже всего?
3. Язык тела.
Человек раскрывается в том, что говорит, как действует и поступает. Ребенку
не всегда удается найти словесные эквиваленты своим мыслям и чувствам. Об
истинных переживаниях многое могут сказать невербальные проявления –
мимика, жесты, поза.
Упражнение «Угадай эмоцию»
Цель: развитие способности распознавать и адекватно оценивать эмоции
собеседника.
Участникам тренинга предлагается выбрать карточку с эмоцией. Затем они
изображают ее мимикой, жестами, остальные угадывают.
Наблюдательному глазу о многом говорит выражение лица – сосредоточенное,
равнодушное, отчужденное, взгляд – открытый, недоверчивый, хитроватый,
улыбка – добродушная, широкая, открытая, деланная и т.д.
Многое о собеседнике может сказать его поза и жесты, которые он использует
во время разговора.
• Раздаются памятки «Язык тела» (Приложение 3)
Упражнение «Таможня»
Цель: развитие эмпатического восприятия человека человеком, отработка
навыков анализирования вербальной и невербальной информации, полученной
от взаимодействующих сторон.
Группа делится на две команды – «таможенников» и «контрабандистов».
«Контрабандисты» выходят за дверь. Их задача – провезти через «таможню»
запрещенный предмет, в качестве которого выбирается условный «золотой
ключик». Им дается три попытки, причем «контрабанду» везет только один из
них. Поэтому предварительно они должны договориться между собой, кто
именно.
По прибытии на «место досмотра» «контрабандисты» выдают себя за
туристов. «Таможенники» должны определить, кто из «контрабандистов»
везет неположенный груз, задавая им любые вопросы. По прошествии 23
минут «таможенники» сообщают о своем решении.
Затем команды меняются ролями.Обсуждение:
• Какие из невербальных реакций помогли вам определить «контрабандиста»?
• Какие особенности речи выдавали того «туриста», который вез
контрабанду?
4. Тестирование как способ изучения личности учащегося.
Лучший способ изучить личность другого человека при помощи тестирования
– это использование проективных методик. Одну из таких методик предлагаю
вашему вниманию. Это тест геометрических фигур. Исследуемому
предлагается выбрать из пяти фигур (треугольник, круг, квадрат,
прямоугольник, зигзаг) одну – ту, которая нравится ему больше всего.
Интерпретация теста и рекомендации по учету его результатов
прилагаются (Приложение 4)
5. Рефлексия занятия
Приложение 1
Тест «Активное восприятие»
1. Поделите сорок на половину и прибавьте 15. Сколько получилось?
2. Правда ли, что в Шотландии живет человек, которому закон разрешает
жениться на сестре его вдовы?
3. Как правильно сказать: «Девять и пять равно тринадцати или девять и пять
будет тринадцать»?
4. Сколько кубических метров земли в яме длиной шесть метров, шириной три
и глубиной один метр?
5. После того как океанский лайнер был покрашен в последний раз, на нем
оказалось 25 слоев краски. Какой слой был на первом?
6. Кто лучше видит в полной темноте: леопард, сова или летучая мышь?
7. Сколько животных каждого вида Моисей взял в ковчег?
8. Какая гора была самой высокой вершиной в мире до того, как был открыт
Эверест?
Ответы:
1. 95 (40, деленное на половину = 80, плюс 15 = 95)
2. Нет. Если она вдова, значит, он умер.
3. Девять и пять равно 14!
4. В яме нет земли.
5. Второй слой ложится на первый.
6. Никто. В полно темноте никто ничего не может увидеть.
7. Моисей никого не брал с собою в ковчег. Это сделал Ной.
8. Гора Эверест (хотя она и не была еще открыта).Приложение 2
Правила активного слушания
1. Слушая, смотреть собеседнику в глаза, но не в упор, а время от времени,
чтобы не терять контакта.
2. Никогда не заканчивайте предложение вместо собеседника.
3. Повторяйте последние слова своего собеседника.
4. Отвечайте собеседнику, давая понять, что вы его слышите: «Дада»,
«Понимаю», кивок головой.
5. Задавайте вопросы, если вы чегото не поняли.
6. Держите паузу перед ответом – это свидетельствует о том, что вы говорите
обдуманно. Кроме того, если вы немного задержитесь с ответом, ваш
собеседник часто продолжает говорить, сообщая новые сведения, которые,
возможно, будут вам интересны.
Приложение 3
Памятка «Язык тела»
Человек наклоняется к вам во время разговора – ему интересно то, о чем вы
говорите.
Человек откинулся назад, держа спину прямо с некоторым напряжением,
как бы отодвинувшись от вас – свидетельство его отрицательного отношения
к вашим словам.
Скрещенные руки или ноги – попытка собеседника защититься или
отрицательное отношение к ситуации, в которой происходит беседа, либо к
тому, что говорится.
Открытые руки ладонями вверх – чаще всего свидетельство честности,
открытости говорящего. Однако если раскрытые ладони сочетаются с
приподнятыми плечами и локтями, плотно прижатыми к телу, свидетельство
того, что человек не хочет раскрывать всю правду.
Стоящие прямо ноги или свободные, не перекрещенные друг с другом руки
– желание человека быть откровенным.
Когда двое людей сидят рядом, закинув ногу на ногу – при положительном
отношении собеседников друг к другу сверху лежит та нога, которая дальше
от соседа.
Составленные «домиком» пальцы – чувство превосходства.
Руки за головой – чувство превосходства или сознание собственной власти,
особенно если жест сопровождается покачиванием на стуле.
Рука, прикрывающая рот говорящего – нервозность, взволнованность и,
возможно, лживость.
Слушающий прикрывает рот рукой – человек думает, что его собеседниклжет, либо ему не нравится то, что видит или слышит.
Оттягивание уха, века или ворота одежды – человек нервничает или лжет.
Слушающий отводит глаза вниз и в сторону, сдувает воображаемую
пылинку с одежды – «Мне надоела болтовня, переходите, наконец, к делу».
Сдвигается на край стула, словно собираясь встать – перестал активно
слушать, поэтому беседу следует как можно скорее закончить.
Прикосновение к собственному подбородку – оценочный жест, знак того,
что человек задумался над следующей фразой или принимает решение.
Направленный вверх большой палец – свидетельство доминантного
положения. Сложенные вместе руки с направленными вверх большими
пальцами – оборонительная или отрицательная позиция (скрещенные руки) и
одновременно доминирование (направленные вверх большие пальцы).
Поддерживает голову рукой – потерял интерес к происходящему.
Быстрое потирание рук – вера в слова говорящего.
Медленное потирание рук – признак нервозности, неуверенности.
Руки за спиной – поза абсолютной уверенности в себе, готовность к атаке.
Облизывание губ, покашливание – признак нервозности.
Прерывистое дыхание – признак дискомфорта.
Закрытые во время разговора глаза – неприятие ситуации, отрицание ее.
Притопывание – высокая степень внутреннего напряжения.
Легкая суетливость – признак лжи.
Приложение 4
Интерпретация теста геометрических фигур
Треугольник Руководитель, лидер
Человек, уверенный в себе. Быстро соображает, предприимчив, обычно его
интересует прежде всего конечный результат. Быстро говорит, быстро
принимает решения, всегда готов рискнуть, не боится выглядеть смешным в
глазах других людей, ответственный и аккуратный в делах.
Общаясь с «треугольником», будьте предельно конкретны, оперируйте
фактами, наметьте желаемую цель, доверьте ему самому выбрать пути
достижения этой цели.
Квадрат Человек, ориентированный на факты и цифры. Мыслит логически,
любит спорить, недоверчив, доверяет только конкретным фактам и цифрам,
старается все проверить сам, прежде чем примет решение.
Медлителен.Общаясь с «квадратом», желательно делать упор на доказанных
фактах, опробованных решениях и логических рассуждениях. Не торопите его
с принятием решения, говорите медленно, доказательно, убеждая в своей
правоте постепенно.Круг Человек, ориентированный на людей. Разговорчив и эмоционален,
общителен, «душа компании». Его внутренний ориентир – настроение в
группе, он нередко знает мельчайшие подробности личной жизни всех ее
членов, хорошо разбирается в людях. Общаясь с «кругом», учитывайте его
эмоциональность, стремление быть среди людей и дарить им свое душевное
тепло. Может быть хорошим руководителем, умеет внимательно слушать,
однако любое решение, лишающее его широкого круга общения, может
отвернуть его от вас раз и навсегда.
Прямоугольник Человек в переходном состоянии. Люди, в жизни которых в
данный момент времени происходит чтото очень серьезное. В эту категорию
попадают очень немногие. Общаясь с «прямоугольником», желательно при
помощи наводящих вопросов попытаться выяснить, что именно его беспокоит
и по возможности помочь человеку преодолеть состояние неопределенности.
Зигзаг Творческий человек Легковозбудим, беспорядочен, ориентирован на
свои идеи. Слушать внимательно может только очень короткое время. Ему
трудно работать в строго регламентированной обстановке. Имея дело с
«зигзагом», ведите беседу взволнованно и воодушевленно, не перегружайте
собеседника фактами и цифрами, дайте ему возможность высказаться, если он
проявляет такое желание. «Зигзаг» представляет порой неразрешимую
проблему для «квадрата».