Тренинг для педагогов- Мой сильные стороны, направлен на закрепления стиля общения, продолжить самораскрытие и осознание сильных сторон своей личности, т.е. таких качеств, навыков, умений, которые человек принимает и ценит, которые дают чувство внутренней устойчивости л доверия к самому себе, раскрытием каждым участником своих сильных сторон.Тренинг для педагогов- Мой сильные стороны, направлен на закрепления стиля общения, продолжить самораскрытие и осознание сильных сторон своей личности, т.е. таких качеств, навыков, умений, которые человек принимает и ценит, которые дают чувство внутренней устойчивости л доверия к самому себе, раскрытием каждым участником своих сильных сторон.
Человек — единственное существо,
которое не хочет быть самим собой.
Альбер Камю
ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ
Цель занятия — закрепить тренинговый стиль общения, продолжить самораскрытие и
осознание сильных сторон своей личности, т.е. таких качеств, навыков, умений, которые
человек принимает и ценит, которые дают чувство внутренней устойчивости л доверия к
самому себе.
Рекомендации ведущему. Вы раздаете визитки участникам. Целесообразно начать работу с
анализа анкет «Откровенно говоря...». Обратите внимание группы на причины, которые, по
мнению самих участников, мешают им быть более откровенными. Не называя тренинговых имен,
остановитесь на наиболее типичных ошибках, отметьте самые полезные для участников
упражнения, поблагодарите тех, кто больше всего понравился всем. Откровенно перечислите то,
что не понравилось участникам, и, конечно, проанализируйте замечания и пожелания вам как
ведущему. Обязательно скажите, как собираетесь реагировать на эти пожелания в дальнейшем.
Данное занятие посвящено работе над раскрытием каждым участником своих сильных сторон.
Основная задача — провести «инвентаризацию» именно сильных сторон личности каждого. В
самом начале следует напомнить о главных правилах тренинга и в дальнейшем придерживаться
определенной схемы его проведения: психологическая разминка в виде приветствия,
аналитическая работа над собой, основное упражнение, заключительные процедуры.
Психологический комментарий . В ходе тренинга следует иметь в виду, что работа над собой
— это не только разбор ошибок и преодоление слабостей, отрицательных черт и привычек, но и
анализ тех качеств, которые помогают в работе над собой. Это, пожалуй, более важна сторона
поиск не виновника или противника, а помощника и сподвижника самосовершенствования. У
каждого человека есть свои сильные стороны, которые помогают в различных ситуациях, но
многие просто не привыкли думать о себе в позитивном ключе, чаще обращая внимание на свои
недостатки.
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Здравствуй, а я тебя помню!
Мы начинаем нашу встречу взаимными приветствиями. Сейчас вы по очереди будете
здороваться друг с другом, обязательно подчеркивая индивидуальные особенности того, к кому
обращаетесь. Разумеется, обращение начинается с имени, которое написано на визитке данного
человека. Пример такого приветствия: Здравствуй, Алеша, я рад тебя видеть! Я помню, что
твоей отличительной чертой является принципиальность». Если вы не помните особенность
того, кого приветствуете, то извинитесь перед ним.
Рекомендации ведущему. Участники садятся в большой круг для приветствия и обязательно
учитывают индивидуальность партнера. Каждый обращается к конкретному человеку, например
к сидящему справа. Следует обратить особое внимание на то какими словами участник
приветствует своего партнера, на его манеру устанавливать контакт. Вам целесообразно
разобрать типичные ошибки, допущенные обучающимися, и самому продемонстрировать
наиболее продуктивные способы вхождения в контакт.
Психологический комментарий. Во время этой разминки происходит настрой на
доверительный стиль общения, взаимные приветствия помогают включиться в продуктивную
работу, продемонстрировать свое доброе и уважительное отношение ко всем членам группы.2. Поговорим о дне вчерашнем...
Для эффективной работы группы нам необходимо обязательно анализировать то, что
происходит во время занятий. Дома вы, вероятно, вспоминали прошедшую встречу .Поделитесь
со всеми своими впечатлениями о прошедшем занятии. Что помогло в работе над собой? Что так
и не получилось? В чем причины? Какие претензии есть к членам группы, ведущему? Все ли
понятно в правилах? Может быть, есть предложения по их изменению и добавления?
Рекомендации ведущему . Работу лучше всего организовать в большом круге, а если
присутствуют более 15—16 человек, в микрогруппах по 7 — 8 человек. В ходе этого
упражнения необходимо создать атмосферу неспешного, искреннего обмена мнениями.
Высказываются только желающие, остальные внимательно слушают и помогают говорящему
улыбкой, кивком головы и другими жестами.
Психологический комментарий . Это упражнение создает атмосферу спокойного и
откровенного обсуждения, так как высказываются только желающие. Одновременно это
настрой на более серьезное отношение при выполнении следующих упражнений и этюдов.
Характер человека лучше всего раскрывается,
когда он описывает другого человека.
Жан Поль Рихтер
3. Скажи мне, кто твой друг
Безусловно, у каждого из вас в группе уже появился человек, который чемто близок вам. В
течение 5 минут вы должны набросать его «психологический портрет». Указьгеать на признаки,
особенно внешние, по которым можно сразу узнать данного человека, не следует. В портрете
должно быть не менее 10— 12 черт характера, привычек, особенностей, присущих именно ему.
Затем написавший выступает со своей информацией перед группой, а остальные пытаются
определить, чей это портрет.
Рекомендации ведущему. Во время общегрупповой работы участники по очереди зачитывают
свои записи, не называя имени того, чей портрет написан. Все остальные должны узнать его. Для
этого они называют кандидатуры, аргументируя принадлежность «психологического портрета»
именно им. Например: «Я думаю, что это портрет Олега, так как именно он правдив, обаятелен,
очень любит животных и готов отдать для друга «последнюю рубашку». Тот, кто узнал себя в
представленном описании, также имеет право заявить об этом и обосновать свой вывод. Автор
не должен сразу сообщать, кто из участников прав. Он делает это лишь после того, как
выскажутся все желающие. Затем процедура повторяется до тех пор, пока не предъявят свои
«портреты» все участники.
Психологический комментарий. Это упражнение прекрасно показывает умение понимать
окружающих людей, видеть их особенности. Кроме того, оно настраивает участников на более
внимательное отношение друг к другу
4. Ласковые имена
Сейчас мы сядем в большой круг и поработаем с домашним заданием. Расскажите о том, какие
ласковые слова вы вспомнили, выполняя его. Обратили ли внимание на то, как вас называли
дома в эти дни? Какие чувства испытывали при этом? Чувство привязанности, благодарности,
прилив нежности или чтото другое? Или было разочарование изза того, что вас, оказывается,
ласково совсем не называют? Все ли завели тетрадь или блокнот?
Теперь поговорим о вашем физическом «Я». Кто смог уточнить свои физические показатели? У
кого оказались почти все точные ответы? Кто очень сильно ошибся в оценке? Почему это
произошло?
Рекомендации ведущему В ходе упражнения следует обратить внимание на искренность и
раскованность участников, на их готовность говорить откровенно, умение описывать свои
переживания и желание делиться ими с окружающими. Можно организовать процесс
обсуждения домашнего задания в парах.Психологический комментарий. Выполнение этого упражнения способствует дальнейшей
психологической разминке, раскрепощает участников, отношения в группе заметно теплеют.
При обсуждении физического «Я» обратите внимание на состояние тех участников, которые
имеют определенные физические недостатки, например: излишний вес, очень маленький рост по
сравнению с другими и т.д. Как правило, обсуждение этой информации вызывает у них
определенные отрицательные эмоции. Поэтому разговор о физическом «Я» требует большого
такта, вашего пристального внимания и немедленной реакции ведущего в необходимых случаях.
Хорошо довольствоваться тем, что у нас есть,
никогда не довольствуясь тем
что мы из себя представляем.
Джеймс Маккинтош
5. Мои сильные стороны...
У каждого из вас есть сильные стороны, то, что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает
вам чувство внутренней свободы и уверенности в собственных силах, что помогает выстоять в
трудную минуту. При формулировании сильных сторон не умаляйте свои достоинства. Вы
можете также отметить те положительные качества, которые вам не свойственны, но вы бы
хотели выработать их в себе. На составление списка вам дается 5 минут. Затем сядем в большой
круг, озвучим записи и комментарии к ним. Когда будете высказываться, говорите прямо,
уверенно, без всяких «но ...», «если ...», «может быть...», «я не совсем уверен в том, что..» и т.п.
На выступление дается по 2 минуты. Даже если закончите свою речь раньше, оставшееся время
принадлежит вам. Слушатели могут только уточнять детали или просить разъяснения, но не
имеют права высказываться. Может быть, значительная часть отведенного времени пройдет в
молчании. Вы не обязаны объяснять, почему считаете те или иные свои качества точкой опоры,
сильной стороной. Достаточно того, что сами в этом уверены. Рекомендации ведущему. Работу
целесообразнее организовать в круге, а при большом количестве участников — в микрогруппах
по 7—8 человек. Вы предлагаете первому желающему начать свое выступление. По истечении 2
минут даете сигнал, означающий, что время истекло. Далее вступает в работу второй участник, в
распоряжении которого также 2 минуты, и так до тех пор, пока не выскажутся все. В конце
следует провести коллективную дискуссию, обращая внимание на то общее, что было в
высказываниях, и на те ощущения, которые каждый испытал во время упражнения.
Психологический комментарий. Это упражнение направлено не только на определение
собственных сильных сторон, но и на формирование привычки думать о себе положительно.
Поэтому при его выполнении необходимо следить за тем, чтобы участвующие избегали даже
незначительных высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Любая попытка
самокритики и самоосуждения должна пресекаться.
6. «Свет мой, зеркальце, скажи...» или кто «Я»?
Возьмите лист бумаги, на котором уже есть несколько ответов на данный вопрос. Вы отвечали на
него на прошлом занятии. Подумайте, как еще можно ответить на поставленный вопрос сегодня.
Может быть, вы хотите чтото добавить, а написанное ранее изменить. Сделайте все, что
считаете нужным. В вашем распоряжении 3 минуты.
Рекомендации ведущему. Это упражнение проводится регулярно. Записи участников
целесообразнее собрать для того, чтобы они могли вносить добавления в список ответов на этот
вопрос.
Психологический комментарий. Личностная установка на постоянный самоанализ должна
подтверждаться в течение всего тренинга. Для этого участники периодически возвращаются к
одному и тому же вопросу, но рассматривают его в разных аспектах. Кроме того, у них есть
возможность, читая свои предыдущие ответы, изменить или дополнить их в соответствии со
своим сегодняшним мироощущением.7. Интервью
Это новое домашнее задание. Сформулируйте для каждого члена группы один вопрос,
ответ на который поможет лучше узнать и понять его. Для этого нужно подумать о каждом
участнике тренинга, вспомнить все, что узнали о нем. На ваш вопрос он должен будет
ответить во время интервью на следующем занятии. Лучше подобрать вопросы, которые бы
не повторялись. Рекомендации ведущему. Напомните учащимся, что домашнее задание —
это обязательная процедура. Они вправе надеяться, что не будут забыты записи в
специальном дневнике. Объясните, что они нужны и самому участнику, так как помогают
сформировать привычку думать о другом человеке. Тем, кто забыл о ведении дневника,
посоветуйте его завести. Психологический комментарий. Смысл постоянного домашнего
задания и его «проверки» заключается в том, чтобы показать учащимся огромную пользу,
которую приносит пусть совсем простая, но систематическая работа над собой. Кроме
того, выполняя домашнее задание, участник на какоето время вспоминает о тренинге,
думает о членах группы, значит, у него происходит психологическая настройка и
появляется желание трудиться.
8. Откровенноговоря...
Рекомендации ведущему. Задавая названный вопрос, предложите всем присутствующим
ответить на него. Каким каждый член группы видит свое дальнейшее участие в тренинге?
Над чем он еще собирается поработать? Как думает помогать ведущему и своим
товарищам? Желательно, чтобы на вопросы ответили все, но, если ктото не готов к этому,
не следует настаивать. Записи лучше собрать, чтобы раздать в начале следующего занятия.
Психологический комментарий. Вопрос: «Над чем мне еще нужно поработать?» Ответ
помогает ведущему плавно перейти от руководства процессами саморазвития участников к
самоуправлению группы. Они должны постепенно понять: все, что предлагается, нужно
только им, зависит от них, их внутреннего настроя и желания работать, используя
возможности тренинга